В статье представлен опыт формирования функциональной грамотности на уроках географии в 8 классе.
Ключевые слова : география, функциональная грамотность.
Функциональная грамотность на ступени среднего общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность учащихся выступает одним из основных социально-педагогических индикаторов качества образования, в определенной мере отражающих интеллектуальную, социальную и эмоциональную зрелость выпускников школ — об этом в своем исследовании пишут С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина.
Между тем функциональная грамотность в области естественнонаучного образования определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
В ключевые компетенции в контексте функциональной грамотности включены свойства и качества, необходимые человеку вне зависимости от рода деятельности, общие способности и умения, позволяющие человеку достигать высокого результата деятельности. Ключевые компетенции развиваются в процессе обучения по всем учебным предметам и включают в себя четыре вида:
— организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);
— интеллектуальные умения (учебно-познавательные, ценностно-смысловые, информационные компетенции или познавательные универсальные действия);
— оценочные умения (ценностно-смысловые компетенции или личностные действия);
— коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции или коммуникативные действия).
В структуру функциональной грамотности по географии входит картографическая грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, но ввиду направленности предмета особую роль занимает естественнонаучная грамотность.
Функциональная грамотность учащихся по географии проявляется в умении ориентироваться в источниках географической информации, нахождении и извлечении необходимой информации, использовании различных источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, относящихся к естественнонаучной грамотности. Использование знаний учащихся о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий играет большую роль в формировании естественнонаучной грамотности учащихся средней школы.
Для формирования функциональной грамотности необходимо развивать у ребенка информационные, коммуникативные компетенции и грамотность социального взаимодействия. Формирование функциональной грамотности учащихся в современной школе должно решаться на каждом уроке, по каждому учебному предмету, в том числе и по географии. Проводимые исследования авторов Ю. Г. Барышевой, Н. В. Болотниковой, Р. А. Гакаева, Л. Н. Гавриленко, Т. В. Марковой, А. Ю. Пентина показывают, что по данному направлению успешно проводится следующая работа:
— уроки, ориентированные на формирование ключевых компетенций;
— внеклассная работа по географическим проектам;
— консультации для подготовки к олимпиадам;
— проектная деятельность учащихся по географии;
— дополнительные развивающие спецкурсы, факультативы и др.
Р. А. Гакаев, М. А. Иразова в своем исследовании отмечают, что система работы по использованию образовательных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся по географии предоставляет учителю следующие возможности:
— вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения географическими знаниями, а активной познавательной деятельности;
— применения приобретенных географических знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
— совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие умения;
— свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, связанной с географией;
— постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных возможностей для определения возникающих проблем окружающей действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя разные социальные роли.
В нормативных образовательных документах государственного и стратегического значения формирование функциональной грамотности позиционируется как одна из главных и ведущих задач компетентностно-ориентированного обучения. Обновленное содержание образования Республики Казахстан согласно Государственному общеобязательному стандарту образования требует обновление методического аппарата учебно-методического комплекса по географии, где ведущим методическим принципом становится формирование практических навыков использования географической информации, требующей реализации деятельностного подхода.
Литература:
- Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. // География в школе — 2016 — № 6 — С. 55–65.
- Болотникова Н. В. Формирование и развитие естественнонаучной грамотности учащихся как необходимое условие достижения целей обучения в курсе географии / Материалы Всеросс. науч.-практ. конф., Волгоград, 15 мая 2019 г. — С. 19–27.
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. // Научное обозрение 2014 — № 4 — С. 45–56.
- Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). -- Краснодар: Новация, 2016. -- С. 6–9.