Финансовое планирование на предприятиях энергетического сектора: проблемы и пути решения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2020)

Дата публикации: 25.06.2020

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Кравченко, А. В. Финансовое планирование на предприятиях энергетического сектора: проблемы и пути решения / А. В. Кравченко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/378/15952/ (дата обращения: 23.01.2021).



В статье рассматриваются вопросы организации финансового планирования на предприятиях энергетического сектора, а также исследуются проблемы неэффективности бюджетирования на предприятии и предлагаются меры по его совершенствованию.

Ключевые слова: бюджетирование, регламент, процесс, финансовое планирование, мероприятия, эффективность

The article discusses the issues of organizing financial planning at enterprises in the energy sector, as well as explores the problems of budget inefficiency at the enterprise and suggests measures of its improvement.

Keywords: budgeting, regulation, process, financial planning, measures, efficiency

Финансовое планирование представляет собой комплексную концепцию, состоящую из таких элементов, как бюджетирование, планирование кассового бюджета или плана погашения кредита (займа) и многое другое. В современных экономических условиях трудно себе представить систему менеджмента компании без такого важного и значительного элемента, как планирование.

Необходимость научного подхода к планированию возникло ещё во времена промышленной революции, когда в государствах стали образовываться сначала первые национальные, а затем и транснациональные компании, а итогом этих процессов стали современные многоуровневые ERP системы, богатый арсенал методов планирования, разработанный школой менеджмента и множество методик и подходов относительно практически каждого этапа деятельности коммерческого предприятия.

И действительно, независимо от масштабов, ни одна организация не может существовать без чёткой, проработанной системы планирования, которая обычно начинается с миссии компании и заканчивается конкретными планами выполнения работ на местах. Но между этими двумя составляющими существует огромное количество промежуточных этапов, позволяющих организации функционировать как единый, упорядоченный организм.

Принимая во внимание актуальность темы, цель статьи состоит в том, чтобы выявить основные проблемы, снижающие эффективность финансового планирования и определить тенденции развития исследуемого предмета.

Сущность понятия «финансовое планирование» в экономической литературе трактуется авторами по-разному, что свидетельствует о многогранности предмета исследования и существовании острой дискуссии по данному предмету.

Анализируя существующие подходы к определению сущности понятия «финансовое планирование» в отечественной науке выделим несколько подходов:

Во-первых, как вид финансовой деятельности по достижению сбалансированности между источниками получения финансовых ресурсов и направлениями их расходования [4, 8].

Во-вторых, процесс разработки финансовых планов по отдельным аспектам деятельности предприятия [6, 7].

И, наконец, в-третьих, финансовое планирование — это не только разработка финансовых планов и принятие решений по распоряжению финансовыми ресурсами, но и анализ текущих возможностей предприятия и его финансового состояния [1, 2, 3, 5].

Обобщая сказанное, определим финансовое планирование, как процесс от оценки внутреннего и внешнего положения предприятия до выработки плановых документов, их утверждения и исполнения, и, как, деятельность, которая заключается в распределении и размещении ресурсов с целью достижения поставленной цели.

Рисунок 1 представляет состав финансового планирования на предприятии.

Состав финансового планирования [составлено по 3]

Рис. 1. Состав финансового планирования [составлено по 3]

В системе бюджетирования предприятия выделяют два блока бюджетов: операционные и финансовые, которые в свою очередь состоят из основных и вспомогательных бюджетов. Например, для формирования бюджета доходов и расходов требуется предварительно спланированная смета расходов на производство, для которой, в свою очередь, требуется плановый бюджет расходов на оплату труда и т. п.

Для формирования финансового плана требуется информация, состав которой представлен на рисунке 2.

Состав информации, необходимых для финансового планирования

Рис. 2. Состав информации, необходимых для финансового планирования

От того, насколько хорошо организовано финансовое планирование зависит и результативность, и конкурентоспособности любого предприятия. Значимость хорошо отлаженной системы финансового планирования на предприятиях энергетического сектора имеет особое значение, т. к. в данном случае от нее зависит эффективность работы не только данного конкретного предприятия, но и всей предприятий других секторов экономики, особенно тех, у которых затраты на энергетические ресурсы являются критичными статьями производственных затрат.

Исследует организацию финансового планирования на примере Верхнеказымское линейного производственного управления магистральными газопроводов (далее Верхнеказымское ЛПУМГ). Данное предприятие является филиалом ООО «Газпром Трансгаз Югорск», являющимся крупнейшим газотранспортным предприятием ПАО «Газпром», которое осуществляет транспортировку газа с месторождений Северо-Западной Сибири.

Линейное производственное управление (ЛПУ) является низовой структурной единицей, за которой закреплены задачи управлению и контролю за режимом работы оборудования компрессорных станций, подземных хранилищ газа, газораспределительных станций и линейной части в своих границах. На расчетный счет материнской компании перечислено в 2018 году 35 068 тыс. руб., при том, что собственная выручка филиала составила 18 652 тыс. руб.

На Верхнеказымском ЛПУМГ ООО «Газпром Трансгаз Югорск» применяется система бюджетирования.

Бюджетирование как инструмент управления организацией позволяет решить следующие задачи:

− планировать конкретные мероприятия, а также различные виды ресурсов (трудовые, материальные, финансовые и др.);

− осуществлять контрольные действия по достижению утвержденных целей и задач;

− получать управленческую информацию и принимать на ее основе соответствующие решения;

− мотивировать и стимулировать работников на достижение поставленных целей и выполнение задач.

На предприятиях, осуществляющих деятельность по транспортировке газа, система бюджетирования имеет своим специфические особенностями, обусловленные отраслевыми характеристиками:

− производственными показателями выступают объемы выполненных заказов;

− выделяются отдельные технологические этапы при строительстве и завершении капитальных объектов;

− применяется особый порядок оплаты работ;

− особенности формирования финансового результата деятельности подрядных организаций.

К участникам бюджетного процесса Филиала относятся руководство ЛПУМГ, главный бухгалтер, в задачи которых входит согласование запланированных показателей. Организационной структурой филиалов ООО «Газпром Трангаз Югорск» не предусмотрены самостоятельные финансовые отделы.

Исследование организации бюджетирования в Верхнеказымском ЛПУМГ выявлены следующие недостатки, снижающие эффективность финансового планирования:

Во-первых, неточность. Планирование ключевых показателей осуществляется методом «от достигнутого». При условии существенных изменений внешней среды фактические результаты будут иметь значительное отклонение от запланированных значений. Это обстоятельство представляет собой особую проблему при внезапном экономическом спаде, поскольку в бюджет закладывается определенный уровень расходов, который может привести к большим финансовым трудностям при резком сокращении доходов.

Во-вторых, отсутствие гибкости в принятии решений. В процессе составления бюджета внимание участников бюджетного процесса на стратегии осуществляется только к концу планового периода. В период исполнения бюджета какие-либо процедуры по контролю за исполнением бюджетов отсутствуют. Таким образом, если на рынке происходят фундаментальные изменения сразу после утверждения бюджета, то у менеджмента нет инструментов для оперативного контроля за ситуацией и своевременного внесения в бюджет соответствующих корректировок.

В-третьих, требуемое время. Формирование бюджета может занимать очень много времени, особенно в плохо организованной среде, где требуется многократное повторение согласовательных процедур при формировании бюджетов. Если на предприятии существует хорошо продуманный регламент бюджетирования и сотрудники имеют навыки участия в бюджетном процессе и при этом все плановые процессы автоматизированы, то это существенно сокращает время на планирование.

Наконец, принятая в Верхнеказымском ЛПУМГ ООО «Газпром Трансгаз Югорск» система финансового планирования не позволяет отказаться от лимитирующих плановых показателей.

С целью повышения эффективного финансового планирования Филиала целесообразно рекомендовать проведение ряда усовершенствований с учетом выявленных недостатков в системе бюджетирования.

Первое, внести изменения в регламент бюджетного процесса: определить участников бюджетирования и их функции в бюджетировании, определить конкретные сроки выполнения отдельных этапов бюджетирования, уточнить состав и форму плановых и отчетных документов.

Второе, организовать систему внутреннего контроля. Система внутреннего контроля, как важная составная часть системы управления предприятием, создается в соответствии с принципами линейности и функциональности, при этом при целесообразности возможно смешанное сочетание принципов. Система внутреннего контроля обеспечит концентрацию контрольных действий на наиболее значимым направлениям формирования и использования прибыли предприятия, которая выступает в качестве объекта управления. Кроме того, система внутреннего контроля позволяет оперативно выявлять отклонения фактических результатов от предусмотренных в планах и принимать своевременные управленческие решения по выполнению поставленных задач.

Третье, требуется разработка финансовой политики, особенно в части управления дебиторской задолженностью. Как показал анализ, Верхнеказымское ЛПУМГ сталкивается с необоснованным ростом дебиторской задолженности. Вследствие снижения качества дебиторской задолженности (задержка платежей от покупателей и заказчиков, рост сомнительной дебиторской задолженности), Филиал сталкивается с рисками кассового разрыва, что увеличивает риски ликвидности и снижает общую эффективности работы. Преодоление данной проблемы требуется, как минимум, ведение соответствующей аналитики для установления контроля за расчетами, а также более активное использование различных финансовых рычагов, например, стимулирующие более быструю оплату скидки, уменьшение незавершенных капитальных вложений предприятия и оптимизация финансовых потоков Филиала.

Четвертое, организация повышения квалификации персонала экономического отдела Филиала с целью повышения качества финансового планирования и информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Предложенные мероприятия позволят улучшить систему финансового планирования и повысить финансовую устойчивость Верхнеказымское ЛПУМГ ООО «Газпром Трансгаз Югорск», высвободить денежные средства из оборота предприятия, оптимизировать структуру дебиторской и кредиторской задолженности. Все это, в конечном итоге, окажет положительное влияние на общую эффективность работы Филиала и его финансовые результаты.

Литература:

  1. Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия, М.: Дело и сервис, 2015. — 401 с.
  2. Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство // Менеджмент в России и за рубежом. — 2015. — № 3. — С. 37–41.
  3. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово — хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 215 с.
  4. Бирюков А. Н., Ковалевская И. А. Диагностика как процедура прогнозирования степени близости предприятия к несостоятельности или банкротству // Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». 2017. № 8.
  5. Буряковский В. В. Финансы предприятий: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2018. — 290 с.
  6. Врублевский Н. Д. Учет затрат в энергопредприятиях // Бухгалтерский учет. 2014. — № 19. С. 115–119.
  7. Григорьев Ю. А. Рентабельность предприятия и проблемы совершенствования отчетности // Консультант. 2015. № 21. — С. 24–29.
  8. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовое планирование, Югорск, внутренний контроль, предприятие, система, бюджетный процесс, дебиторская задолженность, ERP, линейное производственное управление, энергетический сектор.

Похожие статьи

Проблемы финансового планирования на предприятиях...

В статье рассматриваются принципы и организация краткосрочного финансового планирования на примере предприятия энергетического сектора, сформулированы основные проблемы, возникающие в процессе планирования...

Организация внутреннего контроля дебиторской задолженности

Организация эффективного управления дебиторской задолженностью является важным

Внутренний контроль над дебиторской задолженностью чаще всего осуществляют

Линг В. В. Управление дебиторской задолженностью на предприятии [Текст] / В. В. Линг...

Управление дебиторской задолженностью | Статья в сборнике...

Управление дебиторской задолженностью – это функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента [3].

Методика внедрения эффективной системы внутреннего...

внутренний контроль, внутренний аудит, финансовый отдел, служба, этап внедрения системы, этап, должностное лицо, дебиторская задолженность, высшее руководство, достоверная финансовая отчетность. Похожие статьи.

Особенности организации внутреннего контроля...

Статья посвящена особенностям организации внутреннего контроля задолженности в торговой организации. Рассмотрены проблемы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, состояние нормативного регулирования задолженности в России и МСФО.

Учет и контроль дебиторской задолженности

‒ внедрение эффективной системы внутреннего контроля задолженности; ‒ согласованность украинского учета с положениями МСФО и многое другое.

Итак, учет и контроль дебиторской задолженности является одной из ключевых задач в решении проблем, возникающих во...

Ежедневный контроль за движением дебиторской...

Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за

Рассмотрим способы управления и контроля за движением дебиторской задолженности

Понятно, что такому серьезному предприятию необходимо быть финансово устойчивым, а т.к...

Совершенствование системы бюджетирования... | Молодой ученый

Помимо функции планирования система бюджетного управления должна включать и такие функции

Рассмотрены процессы бюджетного планирования и разработаны предложения по

Среди достоинств можно выделить вовлечение в процесс планирования компетентных...

Взаимосвязь финансового контроля и финансового...

Финансовый контроль и система финансового планирования на предприятии

Основной частью процесса финансового планирования является система бюджетирования.

Процедуры финансового контроля над процессом планирования на предприятии могут...

Похожие статьи

Проблемы финансового планирования на предприятиях...

В статье рассматриваются принципы и организация краткосрочного финансового планирования на примере предприятия энергетического сектора, сформулированы основные проблемы, возникающие в процессе планирования...

Организация внутреннего контроля дебиторской задолженности

Организация эффективного управления дебиторской задолженностью является важным

Внутренний контроль над дебиторской задолженностью чаще всего осуществляют

Линг В. В. Управление дебиторской задолженностью на предприятии [Текст] / В. В. Линг...

Управление дебиторской задолженностью | Статья в сборнике...

Управление дебиторской задолженностью – это функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента [3].

Методика внедрения эффективной системы внутреннего...

внутренний контроль, внутренний аудит, финансовый отдел, служба, этап внедрения системы, этап, должностное лицо, дебиторская задолженность, высшее руководство, достоверная финансовая отчетность. Похожие статьи.

Особенности организации внутреннего контроля...

Статья посвящена особенностям организации внутреннего контроля задолженности в торговой организации. Рассмотрены проблемы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, состояние нормативного регулирования задолженности в России и МСФО.

Учет и контроль дебиторской задолженности

‒ внедрение эффективной системы внутреннего контроля задолженности; ‒ согласованность украинского учета с положениями МСФО и многое другое.

Итак, учет и контроль дебиторской задолженности является одной из ключевых задач в решении проблем, возникающих во...

Ежедневный контроль за движением дебиторской...

Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за

Рассмотрим способы управления и контроля за движением дебиторской задолженности

Понятно, что такому серьезному предприятию необходимо быть финансово устойчивым, а т.к...

Совершенствование системы бюджетирования... | Молодой ученый

Помимо функции планирования система бюджетного управления должна включать и такие функции

Рассмотрены процессы бюджетного планирования и разработаны предложения по

Среди достоинств можно выделить вовлечение в процесс планирования компетентных...

Взаимосвязь финансового контроля и финансового...

Финансовый контроль и система финансового планирования на предприятии

Основной частью процесса финансового планирования является система бюджетирования.

Процедуры финансового контроля над процессом планирования на предприятии могут...