Об одной задаче про обслуживание
Автор: Петросян Ваге Сасуникович
Рубрика: 1. Математика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2020)
Дата публикации: 05.05.2020
Статья просмотрена: 17 раз
Библиографическое описание:
Петросян, В. С. Об одной задаче про обслуживание / В. С. Петросян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15825/ (дата обращения: 07.11.2024).
В статье рассматривается задача об обслуживании клиентов в магазине и вычисляются некоторые показатели эффективности работы.
Ключевые слова: обслуживание, простейший поток, экспоненциальное распределение.
Рассмотрим такую задачу:
Допустим, что в магазине работает n касс. Число клиентов магазина представляет из себя простейший поток интенсивностью в человек в час. Допустим, что обслуживание представляет из себя экспоненциальное распределение. 1 клиент в среднем обслуживается за минут. Надо проанализировать длительность очереди клиентов, среднее время ожидания в очереди, среднее количество всех клиентов, обслуживаемых за это время.
Эта проблема очень распространена в сфере услуг. В результате данного анализа мы сможем приблизительно понять, сколько нужно кассовых аппаратов и, следовательно, сколько сотрудников.
Простейший поток и экспоненциальное распределение не выбрано случайным образом, а многие результаты схожи к показателям исследований. Более подробно об этих распределениях и их свойствах написано в [1].
Так как простейший поток представляет из себя Пуасонское распределиние, функция распределения будет:
,
где - вероятность, что в промежуток t в систему придут k клиентов.
Экспоненциальное распределение представляет из себя случайную величину , для которого
,
где , - среднее время обслуживания клиентов.
Обозначим вероятностью, что в промежутке t будет k клиентов. В [2] доказано, что удовлетворяет следующее рекурсивное соотношение:
где условие значит, что количество приходяших клиентов меньше, чем количество клиентов, которых уже обслужили за одинаковый промежуток времени. В противном случае количество клиентов, стоящих в очереди, будет постоянно расти.
Выведем некоторые показатели эффективности:
– Вероятность того, что не будет не одного клиента будет.
– Вероятность того, что обслуживаются клиентов, будет .
– Вераятность того, что все кассы заняты обслуживая клиентов будет:
Отсюда получаем, что:
и для среднего времени ожидания получаем:
Среднее время пребывания клиента в магазине L будет равно:
Последная формула очевидна, поскольку присутствие в магазине означает, что клиент либо ждет в очереди, либо обслуживается.
Для получения средней длительности очереди клиентов рассмотрим случайную величину , которая представляет из себя возможную длину очереди. Очевидно, что — дискретная случайная величина, и поэтому функция распределения будет иметь такую форму:
|
0 |
1 |
2 |
3 |
… |
|
… |
|
|
|
|
|
… |
|
… |
Среднее значение длительности очереди A будет математическим ожиданием распределения (хи). Поэтому:
Вычислим полученную сумму:
,
где.
Вычислим среднее количество всех клиентов, обслуживаемых за это время B. Для получения значения B рассмотрим случайную величину , которая представляет из себя возможную длину очереди. Очевидно, что это дискретная случайная величина, и поэтому функция распределения будет иметь такую форму:
|
0 |
1 |
2 |
3 |
… |
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
Среднее значение B будет равно:
Идентично предыдущей схеме получим:
Есть ещё много второстeпенных показателей. Например, среднее количество клиентов, которое будет равно A + B.
Рассмотрим пример.
Допустим, что количество посетителей представляет из себя простейший поток интенсивностью 90 человек в час. Обслуживание представляет из себя экспоненциальное распределение. 1 клиент в среднем обслуживается за 1 минуту. Найдем минимальное количество касс, необходимых для корректной работы магазина, и вычислим показатели эффективности.
По нашим обозначениям .
Для начала допустим, что количество касс . В случае , означает, что кассы не успеют обслужить клиентов. Видно, что если то. Это означает, что при количестве 2 или более касс магазин успеет обслужить поток клиентов. Теперь вычислим показатели эффективности, когда .
В этом случае:
– ;
– ;
– ;
– ;
– (= 120 сек․);
Исходя из результатов видно, что при касс магазин сможет обслужить своих клиентов, но будет очередь ().
Если рассмотрим вариант с тремя кассами (), то длина очерeди A будет равна:
,
что означает, что в среднем в очереди не будет даже одного клиента. Очевидно, что задействовать 4 кассы не имеет смысла, так как эта касса в среднем не будет обслуживать даже одного клиента.
Заключение:
Мы получили основные показатели эффективности обслуживания.
Литература:
- Вентцель Е.С Теория вероятностей, Москва, 1969 г
- Матвеев В. Ф., Ушаков В. Г. Системы массового обслуживания, Москва 1984 г
Ключевые слова
обслуживание, простейший поток, экспоненциальное распределениеПохожие статьи
Задача теории расписаний с временем поступления и временем доставки
В данной работе рассматривается применение аппроксимационных алгоритмов с гарантированной оценкой точности к задаче составления расписания на одном процессоре, где каждая работа имеет время выпуска, время обработки и время доставки.
Линейное программирование
В данной статье рассматривается задача линейного программирования и возможный способ её решения — симплекс метод. Приведены примеры, поясняющие, что такое линейное программирование и симплекс метод.
Разработка приложения для решения задачи о максимальном потоке
В статье представлена процесс разработки пользовательского приложения, решающего задачу поиска максимального потока алгоритмами Форда-Фалкерсона и Эдмонса-Карпа.
Крайние подходы группировки данных в распознавании образов
В работе рассматривается основные методы группировки данных при «обучении без учителя» (самообучении), т. е. в условии, когда имеется непомеченная выборка.
Комбинированный алгоритм линейной оптимизации с поиском максимального потока на графе
В данной статье приводится описание комбинированного алгоритма линейной оптимизации с поиском максимального потока на графе на примере оптимизации работы железнодорожной станции со сложной топологией путей.
Оптимизация работы программы по скорости методами программирования без условных операторов
В статье приводится описание техники программирования без использования условных операторов. Такая техника позволяет минимизировать эффект ошибочного предсказания ветви процессора. Приводится сравнение скорости работы функций с условными операторами ...
Взвешенная модификация алгоритма Round-Robin в задаче параллельного экспорта файлов
В статье описывается модифицированная версия алгоритма Round-Robin, применяемая в задаче параллельного экспорта файлов внутри распределенной системы хранения данных.
Математическое моделирование задачи синтеза интегрированной системы безопасности с применением экспертных оценок
В работе рассматривается формализация проблемы синтеза интегрированной системы безопасности в виде задачи целочисленного программирования с использованием метода экспертных оценок для определения вычислительных параметров.
Применение векторизации слов для нечеткого поиска
В этой статье рассматриваются вопросы выполнения нечеткого поиска, извлечение семантики слов и применение векторной модели для расширения поиска. Изложены общие идеи при решении поставленной задачи, приводятся алгоритмы с их последующей реализацией и...
Похожие статьи
Задача теории расписаний с временем поступления и временем доставки
В данной работе рассматривается применение аппроксимационных алгоритмов с гарантированной оценкой точности к задаче составления расписания на одном процессоре, где каждая работа имеет время выпуска, время обработки и время доставки.
Линейное программирование
В данной статье рассматривается задача линейного программирования и возможный способ её решения — симплекс метод. Приведены примеры, поясняющие, что такое линейное программирование и симплекс метод.
Разработка приложения для решения задачи о максимальном потоке
В статье представлена процесс разработки пользовательского приложения, решающего задачу поиска максимального потока алгоритмами Форда-Фалкерсона и Эдмонса-Карпа.
Крайние подходы группировки данных в распознавании образов
В работе рассматривается основные методы группировки данных при «обучении без учителя» (самообучении), т. е. в условии, когда имеется непомеченная выборка.
Комбинированный алгоритм линейной оптимизации с поиском максимального потока на графе
В данной статье приводится описание комбинированного алгоритма линейной оптимизации с поиском максимального потока на графе на примере оптимизации работы железнодорожной станции со сложной топологией путей.
Оптимизация работы программы по скорости методами программирования без условных операторов
В статье приводится описание техники программирования без использования условных операторов. Такая техника позволяет минимизировать эффект ошибочного предсказания ветви процессора. Приводится сравнение скорости работы функций с условными операторами ...
Взвешенная модификация алгоритма Round-Robin в задаче параллельного экспорта файлов
В статье описывается модифицированная версия алгоритма Round-Robin, применяемая в задаче параллельного экспорта файлов внутри распределенной системы хранения данных.
Математическое моделирование задачи синтеза интегрированной системы безопасности с применением экспертных оценок
В работе рассматривается формализация проблемы синтеза интегрированной системы безопасности в виде задачи целочисленного программирования с использованием метода экспертных оценок для определения вычислительных параметров.
Применение векторизации слов для нечеткого поиска
В этой статье рассматриваются вопросы выполнения нечеткого поиска, извлечение семантики слов и применение векторной модели для расширения поиска. Изложены общие идеи при решении поставленной задачи, приводятся алгоритмы с их последующей реализацией и...