Основания возникновения отношений в сфере оказания образовательных услуг | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Веселовская, А. С. Основания возникновения отношений в сфере оказания образовательных услуг / А. С. Веселовская, О. И. Грейдин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15768/ (дата обращения: 26.04.2024).



В представленной статье анализируются такие юридические факты, как приказ о зачислении и договор об оказании образовательных услуг, как основания возникновения обязательств участников отношений по предоставлению/получению образовательных услуг. Проводится критический анализ признания локального нормативного акта учебного заведения как основания возникновения отношений в сфере образования.

Ключевые слова: основания возникновения отношений в сфере образования, отношения в сфере образовательных услуг, договор об оказании образовательных услуг, распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Сфера образования является одним из приоритетных направлений государственной политики, так как невозможно построить цивилизованное процветающее общество без образованных, грамотных его членов. Само же право на образование является природным, и неотъемлемым, неотчуждаемым, и получило закрепление во Конституциях многих государств (ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 53 Конституции Украины, ст. 49 Конституции Республики Беларусь, ст. 30 Конституции Республики Казахстан и др.). При этом, государство определяет образовательные стандарты и требования. Более того, основное общее образование является обязательным, а получение дошкольного и среднего профессионального образования является правом человека. Но, не смотря на это, государство принимает на себя обязательства по предоставлению возможности реализации данного права, наравне с основным общим на началах общедоступности и бесплатности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях.

Кроме того, государство предоставляет возможность человеку получить на бесплатной основе высшее образование на конкурсной основе с учетом высоких способностей абитуриента. В зависимости от потребностей государства в квалифицированных кадрах в той или ной сфере, государством устанавливаются квоты на получение образования по конкретным направлениям (специальностям) за счет бюджетных или муниципальных средств.

Предоставление/получение образования в настоящее время, с учетом капиталистического развития общества, выступает в качестве услуги, что в свою очередь, определяет гражданско-правовой характер таких отношений.

Гражданско-правовой характер образовательных отношений в своих диссертационных исследованиях обосновывают рад ученых, таких как А. В. Белозеров, Л. М. Волчанская, Т. В. Жукова, В. Э. Минаев, Ю. М. Федорова, Д. А. Шаповалов и др. [3, 4, 6, 9, 18] На гражданско-правовой характер отношений в сфере образовательных услуг указывается и в судебной практике. В частности, суды исходят из положения об урегулированности таких отношений нормами Главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации [10]; к таким отношениям применяются норм ФЗ «О защите прав потребителей» в данной сфере отношений [12].

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), «гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности».

В ст. 53 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определено, что «основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем — договор об образовании» [2].

Если же такие образовательные услуги оказываются индивидуальным предпринимателем, основанием возникновения отношений между участниками будет выступать договор об образовании.

Таким образом, законодатель сам выделяет 2 основания возникновения отношений в сфере образования — издание распорядительного акта образовательной организации о зачислении и договор об образовании. Исходя из дословного понимания нормы закона, основанием возникновения отношений по оказанию образовательных услуг между индивидуальным предпринимателем и заказчиком (обучающимся, иным лицом) является договор об образовании. Во всех остальных случаях таким основанием будет выступать распорядительный акт учебного заведения о приеме на обучение.

Однако, сам законодатель выделяет ряд случаев, когда изданию такого распорядительного акта выступает заключение договора об оказании образовательных услуг: при возникновении образовательных отношений по программам дошкольного образования, целевого обучения либо при получении платных образовательных услуг за счет физических или юридических лиц (ч. 2 и 3 ст. 53 ФЗ «Об образовании»). Основываясь на такой редакции нормы, П. М. Ходырев указывает на приоритетных характер договора об образовании в отношении приказа о зачислении [17].

Кроме того, в указанных случаях заключение договора об образовании является обязательным требованием. Его неисполнение является нарушением закона. Так, должностное лицо, виновное в отсутствии таких договоров при фактическом предоставлении образовательных услуг по программе дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении, было привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ — «Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию», а именно — несоблюдение требований ч. 2 ст. 53 ФЗ «Об образовании» [13].

При этом, прослеживается непоследовательность законодательного регулирования схожих отношений, когда в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении обязательно заключение договора на оказание образовательных услуг на бесплатной основе, а отношения, возникающие между образовательным учреждением и студентом, поступившим на бюджетное отделение, фиксируются лишь локальным актом организации, что, в свою очередь, приводит к тому, что обучающийся не обременен никакими обязательствами.

Рассматривая отношения, складывающиеся по вопросам предоставления/получения образовательных услуг, следует учитывать их специфику, определяемую особыми требованиями к услугополучателю — наличия фактического состава. Особенно это имеет место в сфере специального и высшего профессионального обучения. Ю. М. Федорова в своем диссертационном исследовании «Договор возмездного оказания в сфере высшего профессионального образования» указывает на то, что данный фактический состав образуется в результате наличия у абитуриента последовательного наступления правомочий, таких как — получение предыдущего образовательного уровня, успешной сдачи ЕГЭ и прохождение конкурсного отбора, и по их результатам — заключение договора на оказание образовательных услуг (юридический состав) [16]. Сразу оговоримся, что заключение такого договора является правом абитуриента, а не обязанностью, так как при наличии аттестата и сертификатов ЕГЭ, абитуриент может подать свои документы на конкурс в различные вузы, и уже после определения их результатов решать, с каким учебным заведением заключать договор, и тем самым — изъявлять свою волю по вступлению в гражданско-правовые отношения с тем или иным образовательным учреждением — услугодателем.

Конечным результатом возникновения отношений в сфере образования выступает такой юридический факт, как издание учебным заведением локального административного акта — приказа о зачислении. Но, по нашему мнению, ввиду того что для абитуриента начало отношений, а именно моментом возникновения его прав и обязанностей, является момент заключения договора с обучающей организацией, факт издания ею приказа о зачислении не имеет значения. Этот юридический факт, по нашему мнению, лежит уже за пределами гражданско-правового характера рассматриваемых отношений, относится к административной деятельности юридического лица в сфере образования. Это, своего рода, обобщение вузом взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг определенному кругу лиц — услугополучателям.

Практически идентичный юридический состав имеется и в отношениях по оказанию образовательных услуг на бюджетной основе, с той лишь разницей, что здесь между обучающимся и образовательной организацией не заключается договор об оказании образовательных услуг. Т. е., из указанной выше «цепочки» последовательных фактов исключено соглашение студента бюджетной формы обучения на участие в таких отношениях. По данному вопросу в юридической доктрине существуют различные точки зрения.

Так, Е. В. Кобчикова, В. Э. Минаев считают, что студент-бюджетник получает такую же образовательную услугу, как и студент платного отделения, а в соответствии с гражданским законодательством, договора могут быть как возмездными, так и безвозмездными [8, 9]. Кроме того, такие услуги бесплатные только для обучающегося. Они возмездные для вуза, и платные — для государства или муниципального образования, которые будут оплачивать эти услуги в интересах обучающегося [7, 9, 16]. Поэтому авторы считают целесообразным в каждом случае оформлять отношения между учебным заведением и обучающимся договором об оказании образовательных услуг.

Схожую позицию разделяет П. М. Ходырев. Доводы автора в сторону необходимости и особой важности заключения договора об оказании образовательных услуг основываются на принципах добровольности вступления в отношения, а также на возможности изменения регулирования таких отношений путем внесения изменений в договор об оказании образовательных услуг.

Не разделяет данную точку зрения Л. Ю. Василевская, которая полагает, что даже отсутствие самого документа — письменно заключенного соглашения о предоставлении образовательных услуг на бесплатной основе не исключает наличия согласия студента на получение таких услуг в конкретном учебном заведении, так как подача документов и прохождение испытаний для поступления, по результатам которого данное лицо включено в приказ о зачислении, уже является выражением воли обоих сторон [5].

Но если Л. Ю. Василевская объясняет факт наступления отношений в сфере предоставления/получения образовательных услуг наличием оферты и акцептирования, то В. М. Сырых вообще практически отрицает необходимость заключения договора об оказании образовательных услуг, мотивируя свою позицию специфичностью отношений в образовательной сфере, определяемой как командно-административным характером таких отношений, так и субъектным составом (многосторонние, включающие в себя образовательное учреждение, обучающегося и преподавателя). При этом основной упор ученый делает на то, что такие отношения уже урегулированы нормами права, а потому нет смысла в отражении индивидуальной воли каждого субъекта в таких однородных отношениях.

Но мы считаем, что этого недостаточно. При заключении договора об оказании образовательных услуг, услугополучатель принимает на себя обязательства по соблюдению Устава учебного заведения, учебного распорядка и дисциплины, и пр.; закрепляется его ответственность (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая); здесь же отражаются специфика оказываемых услуг — основные и наиболее важные условия для обучающегося и заказчика — предмет, отражающий вид (направление, специализацию) образовательных услуг, срок и порядок их предоставления.

В любом случае, отношения в сфере образовательных услуг, не получившие отражение в договоре об образовании (за счет физических, юридических лиц, муниципальных образований или из средств государственного бюджета, бюджета субъекта Федерации), не образуют никаких обязательств и ответственности для обучающегося. Также, не закрепляют гарантий обучающегося в защите его права от необоснованного отчисления из вуза.

Кроме того, судебная практика, при рассмотрении гражданско-правовых споров по вопросам оказания образовательных услуг на основе договора, неизменно указывает на принцип свободы заключения договора и изъявления воли сторон. Имеют место случаи, когда даже наличие предусмотренных в договоре условий проверяются судом на предмет соответствия их специальному отраслевому законодательству, соответствия нормам гражданского права о свободе договора. Так, к примеру, рассматривая иск Свищева Ю. Г. к АНО «Павловская гимназия», подлежал пересмотру п. 5.14 Договора № 1–324–2011 об оказании платных общеобразовательных услуг, предусматривающий условие повышения стоимости образовательных услуг исполнителем в одностороннем порядке не чаще 1 раза в год, при этом, под сомнения ставилось его соответствие форме договоре, без заключения дополнительного соглашения по изменению существенных условий договора оказания образовательных услуг. При этом, кроме стоимости оказываемых услуг, к существенным условиям договора относится и вид оказываемых образовательных услуг, срок их оказания, иные условия, которые могут иметь определяющее существенное значения, как для исполнителя, заказчика, так и для самого обучающегося.

Более того, даже наличие договора об оказании образовательных услуг не всегда является гарантией для предупреждения необоснованных исковых требований. Так, между Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Калужской области «Медицинский техникум» и Куликовой А. С. был заключен договор об образовании на обучение по образовательной программе среднего профессионального образования за счет бюджета, в котором в п. 1.1.1. Техникум обязался обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности в соответствии с государственным образовательным стандартом, а студент обязалась посещать все виды занятий по расписанию, выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогическими работниками Техникума и предусмотренные соответствующими учебными программами, соблюдать требования законодательства об образовании, Устав, правила внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов Техникума, настоящего договора, органов управления и самоуправления, администрации образовательного учреждения и учебную дисциплину (п. 1.3.). Согласно п. 3.1. договора, в случае невыполнения студентом по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и учебного плана в установленные сроки по неуважительным причинам, договор об образовании подлежит расторжению.

Ввиду неисполнения (ненадлежащего исполнения) обучающейся Куликовой А. С. своих обязательств по договору и образование в результате этого академической задолженности, обучающаяся была отчислена из учебного заведения. Суд признал доводы Ответчика (Техникума) законными и обоснованными, и в удовлетворении иска Куликовой А. С. отказал [14].

Таким образом, с учетом специфики совмещения гражданско-правовых и административных начал в образовательных отношениях, и несомненного преобладания воли сторон обязательств, считаем необходимым внесение изменений в ст. 53 ФЗ «Об образовании» таким образом, чтоб учитывалась воля получателя образовательных услуг, не исключалась добровольность таких отношений. Ввиду сказанного, предлагаем ст. 53 ФЗ «Об образовании» изложить следующим образом:

«1. Основанием возникновения образовательных отношений является договор об оказании образовательных услуг. По результатам обобщения заключенных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договоров на оказание образовательных услуг, издается распорядительный акт о приеме на обучение.

2. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в договоре об образовании».

Отстаивая важность и приоритетность договора об образовании, как основания возникновения отношений в сфере образования, мы не считаем умаляем важности распорядительного акта образовательного учреждения. Ка справедливо указывает П. М. Ходырев, такой документ является волеизъявлением образовательной организации на оказание образовательных услуг определенному кругу лиц; выступает способом оформления достигнутых соглашений и носит здесь правоподтверждающий характер; способствует определению момента наступления прав и обязанностей участников отношений в сфере образования [17].

Более того, являясь юридическим лицом, с помощью такого распорядительного акта образовательным учреждением обобщаются взятые на себя обязательства по оказанию образовательных услуг. Также, несмотря на высокую ценность договора об оказании образовательных услуг, ним лишь фиксируется начало и окончание отношений в сфере образования, порой путем заключения дополнительных соглашений вносятся изменения в такие отношения. Напротив, локальным распорядительным актом учебного заведения сначала подтверждается прием обучающегося на обучение, а затем фиксируется факт прохождения ним промежуточных этапов обучения, перевод с одного курса обучения по результатам успешного освоения образовательных программ на следующий год, а приказ о выпуске и присвоении квалификации по специальности выступает итоговым документом, на основании которого обучающемуся выдается соответствующий документ об образовании (либо приказ об отчислении — в случае несоблюдения обучающимся обязательств перед учебным заведением). Таким образом, договор об образовании имеет существенное значение на гражданско-правовых отношений, имеющих место в сфере образования, а распорядительный акт образовательной организации способствует более четкой фиксации процесса обучения (предоставления образовательных услуг) и их освоения обучающимся.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть 1. // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz5ok7nObz2
  3. Белозеров А. В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: дисс.... канд. юрид. наук: 12.00.03: Москва, 2000. — 220 c.
  4. Волчанская Л. М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования: дисс.... канд. юрид. наук: 12.00.03: Волгоград, 2002. — 167 c.
  5. Договорное право России: реформирование, проблемы и тенденции развития: монография / Е. Е. Богданова, Л. Ю. Василевская, Е. С. Гринь и др.; под общ. ред. Л. Ю. Василевской. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 192 с.
  6. Жукова Т. В. Договор возмездного оказания образовательных услуг: дисс.... канд. юрид. наук: 12.00.03 Москва, 2004. — 203 c.
  7. Кванина, В. В. Договор на оказание вузом образовательных услуг. // «Закон», 2007, N 4. — С. 29–39.
  8. Кобчикова, Е.В. Особенности договора возмездного оказания образовательных услуг [Текст] / Е. В. Кобчикова // Право и образование. — 2012. — № 7. — С. 45–51.
  9. Минаев В. Э. Договор возмездного оказания образовательных услуг: проблемы теории и практики: дисс.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Минаев Виталий Эркинович; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. — Москва, 2008. — 222 с.
  10. Решение Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 18 октября 2018 г. по делу № 2–1012/2018.
  11. Решение Октябрьского районного суда города Кирова от 17 июля 2019 г. по делу № 2–2020/2019.
  12. Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 августа 2017 г. по делу № 2–2067/2017.
  13. Решение Калманского районного суда Алтайского края от 27 ноября 2018 г. по делу № 12–25/2018.
  14. Решение Обнинского городского суда Калужской области от 8 июля 2019 г. по делу № 2–138/2019.
  15. Сырых В. М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание. // Журнал российского права, № 4 (160), 2010, — С. 69–79.
  16. Федорова Ю. М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования: дисс.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Федорова Юлия Михайловна; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Томск, 2010.- 190 с.
  17. Ходырев П. М. Договор как основание возникновения образовательных правоотношений. // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право», — № 1, 2013, С. 134–139.
  18. Шаповалов Д. А. Особенности правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: дисс.... канд. юрид. наук: 20.02.03: Москва, 2001. — 219 c.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, сфера образования, отношение, учебное заведение, договор, образование, оказание, распорядительный акт, основание возникновения отношений, образовательная деятельность.

Ключевые слова

основания возникновения отношений в сфере образования, отношения в сфере образовательных услуг, договор об оказании образовательных услуг, распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность

Похожие статьи

Некоторые особенности правоотношений, возникающих из...

Договор на оказание возмездных образовательных услуг относится к категории публичного договора по следующим основаниям. Во-первых, обязанности вуза по осуществлению образовательной деятельности вытекает из лицензии; во-вторых, Правила оказания...

Правоотношения в системе образования | Статья в сборнике...

Политика правового регулирования образовательных и иных отношений сферы образования в современном мире должна быть строго выверенной и построенной с учетом возрастания роли образования как важного фактора формирования человеческого потенциала в условиях...

Обязательства по оказанию образовательных услуг в РФ

Отношения по возмездному оказанию образовательных услуг, присутствовали в нашем обществе и ранее. Достаточно распространены были услуги нянек и репетиторов. За плату (хотя и фиксированную) оказывались услуги дошкольными образовательными организациями...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Правильное определение понятий «образовательная деятельность», «образовательное учреждение», «учебное заведение», а также правильное разрешение всех вопросов, связанных с обязательствами по оказанию образовательных услуг, является одной из предпосылок...

образовательная деятельность, образовательная организация...

образовательная деятельность, образовательная организация, об образовании в РФ

Оказание образовательных услуг — это всегда процесс, который в существенной степени

Особое место среди нормативных актов в сфере образования занимают части первая [6] и...

Особенности правового регулирования образовательных...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование... Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной...

Правовая характеристика и некоторые направления...

Федорова Ю. М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования: дис. … канд. юрид. наук.

Оказание образовательных услуг — это всегда процесс, который в. Вузы предлагают договоры, разработанные с учетом...

Специфика образовательных услуг в системе общественных...

Особенности экономических отношений по поводу образовательных услуг в целом

Оказание образовательных услуг — это всегда процесс, который в существенной степени зависит

В образовательной сфере настораживает лишь то, что рынок и коммерциализация...

Законодательное регулирование права на образование

Особое место среди нормативных актов в сфере образования занимают части первая [6] и вторая Гражданского кодекса РФ [7]. Выделение в ГК РФ главы, касающейся возмездного оказания услуг, в том числе образовательных, дает возможность рассматривать вопросы...

Правовое регулирование современного российского образования

Образовательная политика как элемент национальной идеологии координирует межгосударственные и внутренние отношения в сфере образования. Принципы государственной политики и государственные гарантии права на образование зафиксированы...

Похожие статьи

Некоторые особенности правоотношений, возникающих из...

Договор на оказание возмездных образовательных услуг относится к категории публичного договора по следующим основаниям. Во-первых, обязанности вуза по осуществлению образовательной деятельности вытекает из лицензии; во-вторых, Правила оказания...

Правоотношения в системе образования | Статья в сборнике...

Политика правового регулирования образовательных и иных отношений сферы образования в современном мире должна быть строго выверенной и построенной с учетом возрастания роли образования как важного фактора формирования человеческого потенциала в условиях...

Обязательства по оказанию образовательных услуг в РФ

Отношения по возмездному оказанию образовательных услуг, присутствовали в нашем обществе и ранее. Достаточно распространены были услуги нянек и репетиторов. За плату (хотя и фиксированную) оказывались услуги дошкольными образовательными организациями...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Правильное определение понятий «образовательная деятельность», «образовательное учреждение», «учебное заведение», а также правильное разрешение всех вопросов, связанных с обязательствами по оказанию образовательных услуг, является одной из предпосылок...

образовательная деятельность, образовательная организация...

образовательная деятельность, образовательная организация, об образовании в РФ

Оказание образовательных услуг — это всегда процесс, который в существенной степени

Особое место среди нормативных актов в сфере образования занимают части первая [6] и...

Особенности правового регулирования образовательных...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование... Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной...

Правовая характеристика и некоторые направления...

Федорова Ю. М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования: дис. … канд. юрид. наук.

Оказание образовательных услуг — это всегда процесс, который в. Вузы предлагают договоры, разработанные с учетом...

Специфика образовательных услуг в системе общественных...

Особенности экономических отношений по поводу образовательных услуг в целом

Оказание образовательных услуг — это всегда процесс, который в существенной степени зависит

В образовательной сфере настораживает лишь то, что рынок и коммерциализация...

Законодательное регулирование права на образование

Особое место среди нормативных актов в сфере образования занимают части первая [6] и вторая Гражданского кодекса РФ [7]. Выделение в ГК РФ главы, касающейся возмездного оказания услуг, в том числе образовательных, дает возможность рассматривать вопросы...

Правовое регулирование современного российского образования

Образовательная политика как элемент национальной идеологии координирует межгосударственные и внутренние отношения в сфере образования. Принципы государственной политики и государственные гарантии права на образование зафиксированы...