Автор: Гриневич Ирина Марияновна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 593 раза

Библиографическое описание:

Гриневич И. М. Правовое регулирование современного российского образования // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 314-316.

Образовательная политика как элемент национальной идеологии координирует межгосударственные и внутренние отношения в сфере образования. Принципы государственной политики и государственные гарантии права на образование зафиксированы в Федеральных законах «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (в ред. 13 января 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Государство «гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса». Поддерживая различные формы образования и самообразования, государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. При получении образования обучающийся достигает и подтверждает определенный ценз, удостоверяемый соответствующим документом [1].

В России всеобщее право на образование обеспечено  Конституцией РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования. При этом признается обязательность основного общего образования. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации его миссия должна заключаться в воспитании «патриотов России, граждан правового, демократического государства», «обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов»[2].

Современная система нормативно-правового регулирования деятельностью школы в Российской Федерации была сформирована в соответствии с Конституцией РФ и Постановлением Правительства РФ от 9 января 1992 года. Данные документы «заложили правовые основы обновления отношений в этой сфере, а также выполнили важную социальную функцию сохранения и защиты системы образования в период кризисного развития стран»[3].

Существующая система источников права, которыми регулируются отношения в области школьного образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: внутренний – государственный, и внешний – международный. На первом уровне источниками регулирования выступают внутригосударственные, российские нормативные правовые акты, а на втором уровне – внешние, международно-правовые акты.

Юридическая сила «внутренних» и «внешних» источников образовательного права регламентируется ст.15. Конституции РФ. В соответствии с ней «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»[4].

Правовые нормы содержатся как в международных договорах и соглашениях, регулирующих исключительно образовательные отношения, так и в различных договорах и соглашениях, в которых вопросы образования затрагиваются прямо или опосредованно, наряду с другими вопросами. Отдельные нормы образовательного права содержатся в многосторонних конвенциях ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда, Совета Европы и СНГ: в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), в Конвенции Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.), в Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (1979 г.), в европейских конвенциях об академическом признании университетских квалификаций (1959 г.) и об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (1953 г.) и др.

Соглашения по сотрудничеству в сфере образования заключаются и на двустороннем уровне: например, соглашение между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (1998 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (1994 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (1995 г.) и др.

На двустороннем уровне вопросы сотрудничества в сфере образования нередко рассматриваются в иных правовых и дипломатических актах: в Меморандуме о взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации (1998г.), протокол между Правительством РФ и Правительством ЮАР о сотрудничестве в области образования 2002 г.)  и др.

В развитие двусторонних соглашений договаривающиеся стороны могут принимать программы сотрудничества в сфере образования, например, Программа сотрудничества в области культуры, образования и науки между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македония на 2004 – 2006 годы. Договоренности о развитии сотрудничества могут достигаться не только на межправительственном, но и на межведомственном уровне: Протокол между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и исследований Румынии о сотрудничестве и обменах в области образования на 2002/2003 и 2003/2004 учебные годы, Соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Молдова о сотрудничестве в области дошкольного, общего, начального профессионального и педагогического образования 1996 г. и др.

Для регулирования других, складывающихся в сфере образования отношений, применяются нормы внутригосударственного права – акты законодательства Российской Федерации. Система внутригосударственных источников, регулирующих отношения в сфере образования («внутренне образовательное право»), формируется на трех уровнях – федеральном, региональном (уровне субъекта Российской Федерации) и местном (муниципальном).

Федеральные источники образовательного права, регулирующие отношения в школе представлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами: Конституцией РФ; Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; федеральными законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования; например, федеральные законы от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» и др.

К подзаконным нормативным правовым актам, регулирующим на федеральном уровне отношения в школе относятся указы президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, например, постановления Правительства РФ от 13.09.1994 № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти», от 27.07.2001 № 564 «О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» и др.

Региональные источники образовательного права принимаются соответствующими государственными органами субъектов Российской Федерации в рамках установленной для них компетенции в области образования. Как и федеральные источники образовательного права, они представлены законодательными актами (законами субъектов РФ) и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

Субъекты Российской Федерации на основе федерального закона об образовании разрабатывают свои законы об образовании. В региональных законах об образовании устанавливаются общие начала правого регулирования деятельности школы на территории данного субъекта Российской Федерации, определяется порядок их взаимодействия с различными элементами системы образования в регионе, распределение компетенции по регулированию отношений в сфере образования между государственными органами субъекта Российской Федерации.

Принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подзаконные акты развивают и дополняют положения соответствующих региональных законов. В ряде случаев органы исполнительной власти осуществляют нормативную функцию в силу непосредственного предписания, содержащегося в региональном законе. Но при этом в любом случае они могут принимать нормативные правовые акты в соответствии с закрепленными за ними полномочиями и установленным распределением полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации по регулированию отношений в области образования.

Региональные подзаконные акты могут касаться регулированию общих вопросов образования или деятельности различных типов образовательных учреждений, например, постановление правительства Хабаровского края от 19.06.2006 «Об утверждении Положения о Министерстве образования Хабаровского края», постановление правительства Ульяновской области от 17.04.2006 «Об утверждении Положения по оплате труда работников государственных образовательных учреждений Ульяновской области» и др.

Муниципальное образовательное право представляет систему нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в рамках полномочий муниципальной власти в области образования. Большинство муниципальных актов принимается в целях предоставления дополнительной социальной поддержки и дополнительных льгот участникам образовательных отношений.

 Долгое время в массиве нормативных правовых актов, в том числе и по вопросам образования, были представлены такие документы, как письма, телеграммы и т.п. Их доля в общем объеме источников образовательного права была особенно велика в «советский период». Подобная практика приводила к столкновению «нормативных» писем и законодательных актов, что дискредитировало сам принцип законности.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009 были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В этих Правилах устанавливается, что «издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Кроме того, в нем содержится прямой запрет на издание нормативных правовых актов структурными подразделениями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты могут издаваться федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Письма и телеграммы могут содержать ответы на запросы, разъяснение правовых норм, содержащиеся в нормативных правовых актах.  В особых случаях допускается их использование в целях оперативного доведения до сведения заинтересованных лиц положений законодательных актов либо иных нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти.

Порядок осуществления министерством функции по принятию нормативных правовых актов установлен в Положении о Министерстве образования и науки РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280.

Несмотря на большое количество законов, регулирующих те или иные вопросы школы, система нормативно-правового регулирования, по словам А.Н. Козырина, «отражая в себе общие особенности переходного периода, находится в промежуточной стадии своего движения от прежнего способа деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются новые, перспективные тенденции и элементы старого: низкая целенаправленность и запаздывающий характер…, жесткость построения управленческих структур, элементы прежней практики командно-распорядительного управления»[5].

Общую направленность реформирования системы нормативно-правового регулирования школой определяют властные структуры федерального уровня. Идея модернизации образования в России реализуется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, детализируется и внедряется благодаря многочисленным приказам и инструкциям Министерства образования и науки РФ.

Степень эффективности реформ во многом зависит от действий региональных органов, на что обращает внимание Министерство образования и науки: «В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия»[6].

Совершенствование системы нормативно-правового регулирования – это естественный, объективный процесс развития общества [7]. Попытки такого совершенствования предпринимались ранее и предпринимаются сейчас. С 2001 года было выдвинуто около 200 соответствующих законодательных инициатив, принято более двадцати федеральных законов. Положительным результатом этих усилий стало уменьшение количества декларативных норм, более точное разграничение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, совершенствование правовых механизмов контроля качества образования, и как следствие совершенствование образования в целом. Совершенно очевидно, что при модернизации нормативно-правового регулирования серьезным подспорьем может стать накопленный в данной области исторический опыт.

 

Литература

 

1. Комментарий ФЗ «Об образовании» / Отв. ред. В.И. Шкатулла. - М., 2001; Комментарий к ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под общ. ред. В.М. Сырых и Е.В. Буслова. – М., 1998.

 

2.Национальная доктрина образования в Российской федерации [Текст]. – М., 2000. – С. 5.

 

3.Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование. / Автореф. дис. на соиск. уч. степени д-ра. юр. наук, 2007. – С. 4.

 

4. Конституция (Основной закон) Российской Федерации, ст. 15.

5.И.И. Ибрагимов Правовая основа управления системой образования в РФ/ http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2006/issue2/Jur5.html

 

5. Приказ Минобразования РФ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11.02.02 г. № 393.

 

6. Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра юр. наук, 2007. – С. 3.

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, сфере образования, области образования, нормативных правовых актов, субъекта Российской Федерации, российского образования, Правительством Российской Федерации, образования Российской Федерации, нормативно-правового регулирования, исполнительной власти, Министерством образования, образовательного права, модернизации российского образования, федеральных органов исполнительной, высшего образования, профессионального образования, системы образования, субъектов Российской Федерации, Министерстве образования, Министерством образования Российской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос