Правовое оформление образования СССР
Автор: Скреля Константин Юрьевич
Рубрика: 20. История
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2020)
Дата публикации: 26.12.2019
Статья просмотрена: 3378 раз
Библиографическое описание:
Скреля, К. Ю. Правовое оформление образования СССР / К. Ю. Скреля. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15555/ (дата обращения: 18.11.2024).
В статье произведена оценка значения политических и общественных изменений, их законодательное воплощение и возможные причины назревания противостояний внутри государства после Октябрьской революции. Исследование направлено на установление закономерностей и возможностей переоценки опыта законодательного воплощения процесса формирования Союза Советских Социалистических Республик.
Ключевые слова: Союз Советских Социалистических Республик, законодательство, образование, декларация.
The article assesses the importance of political and social changes, their legislative implementation and possible reasons for the maturing of confrontations within the state after the October revolution. The research is aimed at establishing the regularities and possibilities of revaluation of the experience of legislative implementation of the process of formation of the Union of Soviet Socialist Republics.
Keywords: Union of Soviet Socialist Republics, legislation, education, Declaration.
Территориальное устройство государства тесным образом связано с сущностью государственной власти, с соотношением классовых и национальных сил, с экономическими условиями, с историческими традициями народов, проживающих на территории государства.
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью теоретического изучения процедуры и проблем образования Союза Советских Социалистических Республик. Связано это напрямую с событиями современной Российской Федерации, обострением межнациональных отношений, что стало причиной назревающих конфликтов и кризиса общества. Первостепенной задачей власти стало достижение баланса между различными политическими и национальными силами, преодоление политического единства в государственном управлении. Изучение исторического опыта позволит извлечь уроки, для исправления ошибок, станет основой для развития правового, конституционного государства.
Принятой Декларацией об образовании СССР закреплены «ленинские» принципы устройства нового союза социалистических государств. Провозглашены основополагающие начала: добровольность, равноправие и братское сотрудничество советских народов. Базой для установления нового порядка стал пролетарский интернационализм.
Научными источниками по теме исследования стали работы Златопольского Д. Л., Чистякова О. И., Карр Э., Кукушкина Ю. С., Козлова В. А., Бордюгова Г. А., Исаева И. А., Верт Н., Боффа Д. и других.
Российской империей были объединены 185 национальностей и народностей, прошедших общий сложный исторический путь. Такое объединение ознаменовало создание единого многонационального государства, в котором общественные основы не противоречат интересам народов, населяющих территорию государства.
С того момента, как был начат процесс объединения различных народов в единое советское государство, присоединение новых территорий прослеживается историческая общность судеб, отслеживаются миграционные процессы, переселение населения, создание единого хозяйственного комплекса страны, который основывался на принципе разделения труда между территориями. Кроме того, была единая транспортная сеть, почтовая и телеграфная служба, сформировался рынок товаров и труда, устанавливались культурные и языковые связи. Союз как форма объединения позволила новосозданному государству обрести одну из основных политических позиций в мире. [1, с. 28]
Отметим, что взгляд современных исследователей на процесс создания Союза Советских Социалистических Республик значительно эволюционировал. Для научных работ 80-х-90-х годов было характерно освещение деятельности руководства партии как абсолютно безошибочное, а вопросы национально-государственного строительства разрешались на основе познания законов общественного развития. Сегодня же историки, правоведы и политологи едины во мнении, что основа большинства существующих современных национальных конфликтов была заложена именно в процессе формирования Союза.
Созванный Первый Всесоюзный съезд Советов был открыт 30 декабря 1922 года, к участию в котором были привлечены 2215 делегатов из разных республик. Состав делегатов от республик определялся пропорционально количеству проживающего в них населения. Наиболее многочисленной была российская делегация — 1727 человек, что предполагало перевес в интересах одной территории перед другими.
Генеральный секретарь ЦК РКП(б) Сталин И. В. выступил с докладом об образовании СССР. Результатом работы съезда было утверждение Декларации и Договора об образовании СССР, в составе четырёх республик — РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (раньше объединяющая Азербайджан, Армению и Грузию).
Законодательно Декларацией закреплялись следующие принципы устройства союзного государства:
– добровольность;
– равноправие;
– сотрудничество на основе пролетарского интернационализма.
Доступ в союз оставался открытым — все советские республики, которые могли возникнуть в ходе мировой революции, имели право свободного присоединения на основании договора. Договором определялся порядок входа отдельных республик, а также компетенция высших органов государственной власти таких республик. Существовало и право свободного выхода, однако оно было скорее формальным, так как реальный механизм его осуществления не был определен. Съездом избрался Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза ССР — верховный орган государственной власти, реализующий свои компетенции как в рамках съезда, так и в перерывах между ними [2, с. 17].
Положения, которые входили в Декларацию о создании СССР и в Союзный Договор, впоследствии закреплялись в Конституции СССР 1924 года, закрепившую образование СССР в 1922 году. Отметим, что упомянутая Конституция была второй. Первая советская конституция датируется 1918 годом. Конституцией были предусмотрены непрямые выборы в органы государственной власти, устанавливался производственно-территориальный принцип выборов в Советы. Важность принятых законодательных, государствообразующих актов (Декларации и Договора), подчеркивается, в том числе, сложностью процедур согласования, законодательного процесса. По предложению М. В. Фрунзе, оба документа были переданы на дополнительное рассмотрение в ЦИК союзных республик, для проявления воли всех объединяемых государств и образований и с представлением отзывов в ЦИК СССР. Центральными органами ЦИК СССР рассматривались результаты предоставленных отзывов, утвержден текст Декларации и Союзного договора, а также возложены обязанности введения его в действие, представления окончательного текста Декларации и Союзного договора на утверждение II Съезда Советов СССР.
Декларация об образовании СССР — исключительно политический акт, излагающий политико-социальные аспекты формирования союза, а не его юридические аспекты. В частности, было подчеркнуто, что «в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны», «в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов» [3, с. 54]. Авторы Конституции полагали, что этим и объясняется необходимость и неизбежность создания и расширения границ и территорий Союза ССР.
Процесс инициации создания Союза Советских Социалистических Республик был обусловлен военными, агрессивными столкновениями, иностранной интервенцией. Политическая карта в прошлом Российской империи, после окончания гражданской войны состояла из формально независимых советских социалистических республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Хорезмская республика и Бухарская республика), в каждой из которых функционирования свои органы государственной власти и управления, каждая имела свою конституцию, а фактическая власть осуществлялась коммунистическими партиями, в составе единой РКП(б).
Союз советских республик носил военно-политический характер и сложился летом 1919 года. Советского управления направлялась на создание национальной, территориальной, экономической автономии на территории Российской Федерации [2, с. 97].
Второй съезд РСДРП (б) большевиков, четко продемонстрировал позицию по национальному вопросу, так, в своей программе, партия провозгласила принцип равноправия граждан, вне зависимости от пола, принадлежности, религии, расы или национальности.
Политическая предпосылка образования СССР — диктатура пролетариата в республиках. Экономическая предпосылка — средства производства передаются в общественную собственность.
С официальной точки зрения, СССР оформлялся как федерация равноправных республик. Каждый входящий в нее субъект — самостоятелен и автономен в своих полномочиях, вместе с тем, прослеживается четкое подчинение центральным органам власти.
В июне 1919 года подписали Декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Декрет стал основой создания единого военного командования, создания и объединения транспортной системы, комиссариатов труда и финансов. Центром управления объединенной системы стала Москва, а общенациональные воинские образования полностью подчинялись Главному командованию Красной Армии.
Советские республики в своем единстве сыграли немаловажную роль в процессе разгрома объединенных сил интервенции. Все политические процессы объединения были направлены на концентрацию сил, фактического управления всеми структурами из центра. Во ВЦИК РСФСР были введены представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, начался процесс соединения наркоматов.
В 1920 году приняли план электрификации всех территорий, шел процесс расчета единого хозяйственного механизма всех районов образованной страны. Под руководством Кржижановского Г. М., годом позже, был создан Госплан РСФСР, направленный на руководство выполнения единого хозяйственного плана. В этом же году, в РСФСР создали комитет по земельным делам, занимавшийся развитием сельскохозяйственного производства и землепользования [1, с. 47].
Летом 1922 г. советскими руководителями был завершен процесс объединения территорий, ранее не связанных между собой, в систему союзных республик [4, с. 152–153]. Федеративный союз республик рассматривался как промежуточный этап перед «мировой революцией», как обязательный шаг на пути к преодолению «буржуазных пережитков», к которым относили различия по национальному признаку. И если некоторыми республиками (Белоруссия) проявлялась готовность развивать связи с РСФСР на всех уровнях, то другими (Грузия) совместная деятельность саботировалась.
Отметим, что, несмотря на формальный характер принципов равенства, единства и учета интересов каждого субъекта СССР, советская власть концентрировалась в «центре», а управленческие решения были направлены на обеспечение интересов центральных органов власти.
СССР как государственное образование поспособствовало, стало толчком к развитию экономических, культурных отношений и взаимосвязей, позволило преодолеть отсталость некоторых включенных в ее состав республик. Однако, для советской национальной политики характерно наличие серьезных противоречий. Для союзных республик, фактически, суверенитет был номинальным, а реальная власть концентрировалась в комитетах РКП(б). Национальная политика пострадала в результате сталинских репрессий в республиках, депортациях народов [5, с. 63].
Созванный большевиками декабрьский съезд в истории обозначен как первый съезд Советов. На II Всесоюзном съезде Советов СССР, прошедшем 31 января 1924 года принималась первая Конституция СССР. А в период с 1924 по 1925 годы на основании положений общесоюзной Конституции были приняты конституции союзных республик.
Разделами Конституции СССР 1924 г. стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР.
Основные пункты Конституции СССР разработаны комиссией ЦК РКП(б), которые подлежали обсуждению в компартиях республик. Проект Договора об образовании Союза ССР был обсужден Пленумом ЦК РКП(б)18 декабря 1922 года.
В предметы ведения Союза, в соответствии с конституционными положениями, входил строго исчерпывающий перечень вопросов, вне пределов предмета ведения которых каждая входящая республика самостоятельно осуществляет свою государственную власть. Так, за членом Союза было сохранено право выхода из СССР, территории не могли быть изменены без согласия их руководителей, граждане каждой из союзных республик имели единое союзное гражданство [3, с. 18].
Однако несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть здесь концентрировалась в руках республиканских партийных комитетов, подотчетных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Образование СССР произошло не только по инициативе коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство.
Таким образом, необходимо отметить, что образование на политической карте мира нового государства под названием Союз Советских Социалистических Республик, не стало фактом появления совершенного нового политического образования, а скорее своеобразной реконструкцией Российской империи. Новым же был тот факт, что СССР стал государством с иным типом социально-экономических отношений. СССР стал не единым государством, которое приобрело новый вид, явление это не уникально в своем роде. После Первой мировой войны произошел передел сфер влияния, в результате чего исчезли с карты мира все империи и на смену их пришли самостоятельные государства нового типа. Однако лишь России и Германии было суждено эволюционировать в государства с большим экономическим и политическим потенциалом, а также играть решающую роль на мировой арене.
СССР образовалось согласно историко-культурной обусловленности с целью создания единого пространства, на котором проживают народы на основах равноправия, идущие к созданию социализма, то есть к отказу от частной собственности и создания понятия принадлежности земли и предприятий государству. Одним из главенствующих фактов стала всеобщая экономическая разруха, как последствие Первой мировой войны, что требовало совместных усилий по ее устранению и восстановлению экономического благосостояния государств. Эти причины и привели к созданию СССР.
Литература:
- Арсланов Р. А. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. [Текст] / Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов//. — М.: АСТ. — 2013. — 478 с.
- Бaсaлaй А. Рaзвитие нaций и их взaимоотношений в СССР. М., 1998. — 219 с.
- Верт Н. История советского государства. 1900–1991. [Текст] / Н. Верт//. — М.: Прогресс. — 1992. — 479 с.
- ГАКЧР. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 191.
- Гросул В. Я. Образование СССР (1917–1924)./ В. Я. Гросул // М.. — 2007.
- Декларация об образовании СССР// Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. — 1999.
- Кринко Е. Ф., Хлынина Т. П. Советский Северный Кавказ в 1920-е — 1940-е годы: проблемные зоны современной отечественной историографии. Вестник Южного научного центра. 2009. — С. 76–83.
- Образование СССР и его первая конституция, В. Л. Шейнс, Российская история. № 1.- 2010. — 223 с.
- Радомысльский Я. И. Образование и распад Союза Советских Социалистических Республик. [Текст] / Я. И. Радомысльский//. — Екатеринбург: Издательские решения. — 2015. — 200 с.
- Чистяков О. И. Конституция СССР 1924 года:учеб. пособие. — М.: Зерцало, 2004. — 224 с.
Похожие статьи
Правовой статус личности как основа демократического государства
В данной статье автором рассмотрены виды правового статуса личности, особенности его формирования в России, а также предложены возможные пути усовершенствования правового статуса личности в РФ.
Из истории становления института государственной службы
В статье раскрываются исторические аспекты формирования института государственной службы. Проведен анализ тенденций его развития с древности до наших дней. Представлены основы развития института государственной службы и принципов его формирования.
Основные теоретические положения о народном элементе в судебной системе Российской Федерации
В статье авторы исследуют определение, структуру и признаки понятия народного элемента в системе осуществления правосудия, а также формы реального выражения указанного института в ранее существовавших и действующих правовых системах.
Становление, развитие и совершенствование нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Автором рассмотрены основные этапы становления, дальнейшего развития и совершенствования нормативного правового регулирования сферы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Социальные факторы развития школьного самообразования в основополагающих документах страны 60–80-х гг. ХХ века
Поиски дальнейшего совершенствования системы народного образования в программных документах коммунистической партии и законах СССР. Реформирование советской школы и способствовавшее развитию самообразования личности.
Становление системы правового регулирования деятельности СМИ в истории России
В статье исследуется историческая основа системы правового регулирования деятельности российских средств массовой информации, прослеживается процесс формирования концепции и ее истоки с целью ретроспективного анализа.
Становление корпораций в России
В работе изложено историческое становление корпораций в Российской Федерации. Проанализированы этапы развития экономических отношений в Российской Федерации. Отображены основные причины длительного становления корпоративных отношений.
Развитие института юридической ответственности государственных служащих в России в период с 1917 по 1993 г.
В статье рассмотрены особенности применения мер юридической ответственности к государственным служащим в период становления и развития советского государства в России.
К вопросу о принципах и функциях социального государства
В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.
Анализ развития политической системы общества от племени до государства
В статье автор рассматривает путь устройства человеческого общества от племенного до государственного устройства.. Целями статьи являются выделение и разбор основных причин возникновения государства и определение с описанием основных функций государс...
Похожие статьи
Правовой статус личности как основа демократического государства
В данной статье автором рассмотрены виды правового статуса личности, особенности его формирования в России, а также предложены возможные пути усовершенствования правового статуса личности в РФ.
Из истории становления института государственной службы
В статье раскрываются исторические аспекты формирования института государственной службы. Проведен анализ тенденций его развития с древности до наших дней. Представлены основы развития института государственной службы и принципов его формирования.
Основные теоретические положения о народном элементе в судебной системе Российской Федерации
В статье авторы исследуют определение, структуру и признаки понятия народного элемента в системе осуществления правосудия, а также формы реального выражения указанного института в ранее существовавших и действующих правовых системах.
Становление, развитие и совершенствование нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Автором рассмотрены основные этапы становления, дальнейшего развития и совершенствования нормативного правового регулирования сферы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Социальные факторы развития школьного самообразования в основополагающих документах страны 60–80-х гг. ХХ века
Поиски дальнейшего совершенствования системы народного образования в программных документах коммунистической партии и законах СССР. Реформирование советской школы и способствовавшее развитию самообразования личности.
Становление системы правового регулирования деятельности СМИ в истории России
В статье исследуется историческая основа системы правового регулирования деятельности российских средств массовой информации, прослеживается процесс формирования концепции и ее истоки с целью ретроспективного анализа.
Становление корпораций в России
В работе изложено историческое становление корпораций в Российской Федерации. Проанализированы этапы развития экономических отношений в Российской Федерации. Отображены основные причины длительного становления корпоративных отношений.
Развитие института юридической ответственности государственных служащих в России в период с 1917 по 1993 г.
В статье рассмотрены особенности применения мер юридической ответственности к государственным служащим в период становления и развития советского государства в России.
К вопросу о принципах и функциях социального государства
В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.
Анализ развития политической системы общества от племени до государства
В статье автор рассматривает путь устройства человеческого общества от племенного до государственного устройства.. Целями статьи являются выделение и разбор основных причин возникновения государства и определение с описанием основных функций государс...