Понятие конституционализма выходит за рамки узкого определения, в разных юридических системах оно имеет особенности. В советский период в России был осуществлен прецедент создания конституционной системы, который обрел особенности, повлекшие сложности реализации классического конституционализма. Ряд таких проблем первых лет Советской власти описаны в предлагаемой статье.
Ключевые слова : конституционализм, демократия, конституция, выборы, права человека, равенство, издержки большевистской диктатуры, сложности роста правовых гарантий.
Тема, выбранная для освещения, достаточно широко разработана в юридической науке, как с точки зрения истории процесса, так и с точки зрения правовых коллизий. Например, Авакьян С. А. в работе «Конституция России: природа, эволюция, современность. — «Сашко», 2000 г., в главе 2-й ведет речь об основных вехах конституционного развития России.
Г. С. Боброва посвятила свою диссертацию становлению Российского конституционализма в 2016 г. О формировании российского конституционализма (проблемы теории и практики) писал И. А. Кравец (М., Новосибирск. 2001), им же исследовалась проблема в работе «Сущность конституций и конституционный процесс: Динамика социально-политического содержания российский конституций (Правоведение. -2002. — № 2). Есть многие другие исследования. Опираясь на авторитетные мнения, представим свою точку зрения на советскую модель конституционализма в начале ее становления.
Термин «конституционализм» появился в американской политической жизни в конце XVIII — начале XIX в. Четкого и единственно верного определения этого понятия нет до сих пор. Современники американской революции посчитали, что верховенство конституции над всеми остальными законами страны является определяющим фактором конституционализма. Не случайно термины «конституционализм» и «конституция» родственны. Термин стал известен и обрел популярность в общественном движении других стран уже в XIX веке. Его трактовали шире, чем в американской теории, подразумевая формирование демократических начал в государстве и расширение прав человека. Если отойти от буквального термина, то историю возникновения понятия увидим еще в античные времена.
Права человека — в широком понятии, это то, что разрешено и то, что гарантировано, хотя бы потому, что человек по природе своей рожден для жизни. Принято подразделять права на политические, экономические, социально-культурные.
Понятие «права человека» в монархических государствах носило теоретический смысл на уровне рассуждений, предположений и не более. Осуществление в реальности прав человека требовало изменения статуса — из подданного в свободного гражданина. А для этого необходимо было реформирование политического строя, путь от монархии к республике. Исторически это происходило в ходе революций, начиная от Нидерландской революции 1566–1609 гг. и затем в ряде государств, вплоть до России, где в 1917 г. монархия была завершена процедурой отречения императора НиколаяII и принятием Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Был известен зарубежный опыт Декларации прав человека во Франции 1789 г., Конституция США (1787 г.) и Билль о правах (1791 год) и др. подобные акты. Предметом данной статьи является рассмотрение формирования понятия прав человека в России — от первой Конституции РСФСР 1918г. к толкованию этих прав на современном этапе. Любопытно, что в монархической Японии ученые видят в конституционализме защиту фундаментальных прав посредством писаной конституции. На это явление ссылается В. Г. Баев [2], вслед за японским автором Хасебе Ясуо [12].
Германские правоведы отождествляют понятие правового и конституционного государства, т. е. в их понимании иначе быть не может, ибо закон превыше всего. Российская правовая реальность имеет своеобразие в отличие от опыта США, Европы и даже Японии — «у нас особенная стать». В. Г. Баеву принадлежит определение конституционализма как политической системы, основанной на конституционных методах правления. Ключевым вопросом становится наличие Конституции. С появлением в России такого документа в 1918 г., вероятно, приблизилось явление конституционализма к российской действительности. Только становилось ли Российское государство одновременно и правовым? Какие особенные процессы наблюдались в связи с принятием Конституции на заре советской власти? Рассмотрим это на нескольких примерах соотношения первой Конституции России, 1918 г. и прав человека. Итак, Основной закон страны, принятый V Всероссийским съездом Советов в июле 1918г., стал фактом, в его названии было прописано «Конституция (основной закон)…», положено официально начало советскому конституционализму. Требовалось определить начала демократизма в стране и степень расширения прав человека.
06.01.1918 г. принято Постановление Учредительного собрания о государственном устройстве России, вкотором говорилось: «Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное собрание постановляет: государство Российское провозглашается Российской демократической федеративной республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах суверенные» [9]. .
Учредительное собрание не было признано большевиками и потому распущено.
12 (25) января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа , она провозгласила Россию Республикой Советов и вошла в первую Конституцию РСФСР, принятую летом 1918 г. По сути, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа повторила вслед за Учредительным собранием новый статус государства — республику, с чем V съезд Советов был согласен. Правда, новый документ уточнял, что это лишь «Республика Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Исторически такое определение было актуально, т. к. еще шла война «с германцем», поэтому солдатские депутаты должны были определять вектор армии — на фронте и в тылу быть опорой новой власти. Боеспособную РККА еще не создали. Определялось «солдатских», а не армейских депутатов, т. к. офицерство к власти не допускалось. И запись, что республика «Советов рабочих и крестьянских депутатов», свидетельствует об ограничении всех остальных сословий в демократических правах.
Первый раздел принятой в июле 1918 г. Конституции РСФСР содержал текст Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и, теперь в виде основного закона подтверждал неравенство сословий по отношению к власти. Это стало одним из нюансов обострения классовой борьбы в начинающейся гражданской войне. В Главе 4-й той же «Декларации…», п.7 уточняет, что «власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам…», вне эксплуататоров.
Ситуация скорого «военного коммунизма» в 1919 г. заставила перейти к принципу «кто не работает, тот не ест», вводилась трудовая мобилизация. Все слои населения формально должны были стать трудящимися. Реально же расширения политических прав бывших непролетарских слоев не случилось. Но в Разделе II, Глава 5,ст.18 прописывала, что труд -обязанность всех граждан без различия сословного происхождения. Да и Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов был издан еще 11(24) ноября 1917 г., в котором Ст. 1. провозглашала: «Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются». Таким образом, Конституция РСФСР содержала существенные противоречия и нестыковки даже с собственными революционными декретами, а провозглашенная демократия с самого начала стала ограниченной, ущербной.
Перекинем мостик в 1991 г. По мнению ряда исследователей, права Декларация прав и свобод человека и гражданина, утвержденная Верховным Советом 22 ноября 1991 г. вслед за Всеобщей Декларацией прав человека, 1948г., является вершиной правотворчества в этой области. Несомненным признаком совершенства этих документов явилось признание уже в первых статьях, что «Права и свободы человека принадлежат ему от рождения», а также признаются общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, которые имеют преимущество перед законами РСФСР. Далее документ утверждал, что перечисленные права человека не являются исчерпывающими, они могут расширяться и не могут быть произвольно ограничены. В Статье 7-й этой Декларации (1991г.) записано право человека на жизнь. Это фундаментальное естественное право. Вернувшись к правовым актам РСФСР 1918г. не найдем даже намека на такое право человека, тем более гарантии сохранения жизни как высшей ценности.
Конституция России 1918 г. признавала ряд прав и свобод, например, в Разделе II, Глава 5, ст.13 гласила о свободе совести, ст.14 — о свободе мнений, ст.15 — даровала свободу собраний, ст.16 — свободу союзов, ст.17 обещала доступ к знаниям, ст. 22 — некоторое равенство наций и народностей посредством отмены привилегий и льгот. Этим ограничивались гражданские и социальные права людей. Конечно, нужно учесть, что это был первый опыт создания конституции, что писалась она в условиях революции и ожесточенной классовой борьбы, что правоведы нового государства были неопытны, одни скорее наивны, все же политически ангажированы, а демократия быстро превращалась в лозунг, в диктатуру правящей большевистской партии. ВЦИК IV созыва 1 апреля 1918 г. по предложению Я. М. Свердлова создал для разработки проекта Конституции Конституционную комиссию. От фракции большевиков в комиссию вошли: И. В. Сталин, Я. М. Свердлов, М. Н. Покровский; от «левых» эсеров — Д. А.Магеровский (1894- 1939), юрист и политик, профессор МГУ (1919), левый социалист-революционер, затем — большевик; А. А. Шрейдер (1895–1930), философ, заместитель наркома юстиции, активный революционер; М. А. Рейснер (1893–1928), профессиональный ученый-правовед, однако, сторонник марксисткой теории права, разработчик психологической теории права, человек левых взглядов. От эсеров-максималистов в комиссию вошли А. М. Бердников (с совещательным голосом); представители от наркоматов. Председателем комиссии избрали Я. М. Свердлова, заместителем председателя — М. Н. Покровского и секретарём — В. А. Аванесова. Судя по такому составу, ждать либерального содержания Конституции не имело смысла.
Красноречивым примером того времени служит история осуждения прокурора О. Ю. Виппера, случившаяся в 1919г. Об этом можно прочесть у А. Е. Локшина(историк, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии наук, https://lechaim.ru/ARHIV/260/arhiv2.htm).
В 1910 г. на процессе М. Бейлиса государственным обвинителем выступал товарищ прокурора Петербургской судебной палаты, успешный российский юрист О. Ю. Виппер. В 1915-го он стал товарищем обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената, что означало карьерный рост. Большевики арестовали Виппера в 1919г., и он предстал перед революционным трибуналом. В его лице осуждали антисемитизм как аналог эксплуатации трудящихся. Об этом говорил на процессе Н. В. Крыленко, ставший позднее наркомом юстиции в СССР. «В его речи, по мнению А. Е. Локшина, одновременно назидательной и пропагандистской, видны первые характерные черты формирующегося «революционного правосознания и советского права». Не углубляясь в историю процесса, обратим внимание на приговор революционного трибунала (суда), вынесенного юристу и Випперу: «гражданина Виппера заключить в концентрационный лагерь с лишением свободы до полного укрепления в республике коммунистического строя». Тем не менее, по сообщению берлинской эмигрантской газеты «Призыв», Виппер был расстрелян, спустя два месяца, в декабре 1919 г. Уже в первые годы существования Советской власти в России стали создаваться концентрационные лагеря для опасных врагов государства, свобода ограничивалась по наивному убеждению революционеров, что коммунизм обязательно победит, т. е. наказание выглядело как бессрочное, ибо точной даты победы коммунизма никто не знал. В этом случае наглядно видно соблюдение принципа «равенства» граждан страны перед законом, отсутствие ценности жизни как естественного права человека, подчинение ситуации революционной целесообразности в процессе классовой борьбы. Начавшийся «красный» террор в России с осени 1918 г. свидетельствовал об отсутствии признания революционными законами приоритета права граждан на жизнь, на мнение, создание союзов и др. демократические ценности. Репрессии касались дворян, служителей культа, представителей буржуазии, офицерства и др. В 1922г. было введено постоянное негласное наблюдение за всеми интеллигентами, только в за один год Политбюро ЦК РКП(б) 30 раз обсуждало меры по депортации колеблющейся интеллигенции, необходимость применения «тройного террора». Монополия власти большевиков поддерживалась избирательной системой, куда не допускались всякого рода недостойные граждане, так называемые «лишенцы избирательных прав».
В последующие десятилетия признаки конституционализма в России носили двойственный характер: конституция страны существовала, декларировала широкие права гражданами, в то же время эти права попирались государством, реальной судебной и внесудебной практикой. Апогеем пренебрежения к демократическим ценностям можно считать Конституцию СССР, 1936 г.- «сталинскую» конституцию. Еще в 1934г. на XVII съезде ВКП(б) И. Сталин заговорил о демократии, о том, что господствующие классы буржуазных стран старательно уничтожают или сводят на нет последние остатки парламентаризма и буржуазной демократии, которые мог использовать рабочий класс в его борьбе против угнетателей. Советской стране, по мнению Сталина, необходима подлинная демократия. Некоторые положения буржуазной демократии должны были найти отражение в новой Конституции. Но главная цель ее создания — ограничить партийную диктатуру, создать видимость либерализации, демократизации государства в СССР. Планировался новый избирательный закон, альтернативные выборы. Сталин сокрушался в 1936г. об отсутствии в стране многопартийности. О его, якобы, демократических намерениях писал историк Ю.Жуков в монографии «Иной Сталин» (М.,ВАГРИУС,2003)
Если учесть, что желание устранить политическую монополию ВКП(б) и заменить ее повышением роли Советов было искренним, то оно достойно одобрения. Однако за этим стояло стремление убрать с политической арены всех врагов народа, которых государство стало искать активно и бескомпромиссно, в стране начался Большой террор именно с 1937г. Это время — средоточие бесправия граждан, попрание конституции, хорошей по содержанию и лживой по реальному применению. Время с 1936 по 1977 г. — период действия «сталинской» конституции, оставалось временем замедления процесса развития конституционализма в СССР. Советское государство боялось расширения прав своих граждан, боялось демократических перемен. Примером тому факт, что Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН в 1948г., была впервые опубликована в бюллетене Советского комитета защиты мира «Век XX и мир» лишь в 1988 г. (№ 4), когда началась перестройка Горбачева. В декабре 1988 г. текст документа был опубликован в специальном выпуске журнала «Новое время». Таким образом, процесс становления конституционализма в России с 1917 г. был неоднозначным, противоречивым в ущерб гражданам государства и скорее стоит не согласиться с выше означенным мнением В.Баева, что конституционализм — политическая система, которая основана на конституционных методах правления. Новая по сравнению с дореволюционным государством политическая система действительно была создана, конституция принималась и модернизировалась не раз, но методы правления конституционными можно назвать лишь условно, т. к. конституционализм формировался половинчатым.
Литература:
- С. А. Авакьян. Конституция России: Природа, эволюция,современность.2-е издание, М.: РЮИД «Сашко»,2000.
- В. Г. Баев. Проблемы современной государственности. Конституционализм как понятие и научная проблема»(C:\Users\User\Desktop\konstitutsionalizm-kak-ponyatie-i-nauchnaya-problema.pdf)
- Г. С. Боброва. Становление Российского конституционализма. Диссертация, М., 2016
- Ю.Жуков. Иной Сталин// М., ВАГРИУС. 2003, 512с.
- С. В. Леонов. Советская государственность: замыслы и действительность(1917–1920гг.)// Вопросы истории, № 12, 1990.
- А. Н. Медушевский. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе// Москва-Берлин. 2015,656с.
- Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятая 10 июля 1918г.// История России XX века. Под ред. А. О. Чубарьяна.М.Просвещение,2003,стр.198–213
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (Утверждена Чрезвычайным 8 съездом Советов 5 декабря 1936г. с последующими изменениями и дополнениями)// История России XX века. Под ред. А. О. Чубарьяна.М.Просвещение,2003,стр.226–244
- Учредительное собрание. Россия. 1918. Стенограмма и другие документы. М., 1991.
- Всеобщая декларация прав человека. 1948 г. (https://www.coe.int/ru/web/compass/the-universal-declaration-of-human-rights-full-version-
- Декларация прав и свобод человека. Закон СССР. «Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР»,N 37, 11.09.91
- Хасебе Ясуо. Конституционные заимствования и политическая теория// Сравнительное конституционное обозрение.2005.№ 4.с. 89.