Вклад В. Н. Татищева в изучение религиозных представлений народов Сибири | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соколова, Ю. А. Вклад В. Н. Татищева в изучение религиозных представлений народов Сибири / Ю. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/349/15331/ (дата обращения: 26.04.2024).



«Птенец гнезда Петрова», видный государственный деятель Василий Никитич Татищев, внес огромный вклад в развитие разных отраслей науки в России. В. Н. Татищев, являясь историком, лингвистом, философом, географом, оставил заметный след в этнографической науке. Общественно-политическая мысль В. Н. Татищева непосредственно была связана с временем петровских преобразований и идеологией того времени, которая была пропитана идеями европейской философии. Великие географические открытия XVI в., достижения в сфере естественных наук XVII в. говорили о том, что человеческий разум способен «не только познавать окружающий мир, но и воздействовать на него с помощью рационального знания, изменять его в соответствии со своими представлениями и потребностями» [1, с.24]. В. Н. Татищев изначально проявлял себя как исследователь, не доверяющий никаким фактам без тщательной проверки, пытающийся все сведения оценивать с позиции разума [1, с.27].

В. Н. Татищев был одним из первых российских ученых, четко осознававших потребность во всестороннем изучении народов России. Особое внимание в своей деятельности историк уделял вопросам религиозных традиций «языческих народов». В современной историографии заслуги исследователя в этой данной не нашли своего должного упоминания. Поэтому целью данной статьи является оценка результатов деятельности В. Н. Татищева в изучении религиозных представлений народов Сибири.

С. В. Перевезенцев в своей диссертации не раз отмечает, что рациональный взгляд на научные знания у Василия Никитича никоим образом не противоречил его религиозным убеждениям. Татищев был первым российским представителем такого религиозно-философского течения, как деизм [7]. Это течение появилось в Англии, согласно которому Бог создает все мирское, но не вмешивается в процессы его существования. Таким образом, важной задачей для Татищева было не противопоставить науку религии, а выбрать такие условия, чтобы эти сферы мирно существовали. Стоит отметить, В. Н. Татищев поддерживал инициативу Петра Великого по созданию светского образования в России и активно развивал ее в будущем.

Государственная деятельность толкала В. Н. Татищева к изучению народов России, их традиций, а также религиозных представлений. Им была составлена знаменитая анкета «Предложение о сочинении истории и географии Российской». Анкета имела две редакции. Первая, была составлена в 1734 году, состояла из 92-х вопросов. В. Н. Татищев отправил ее в Академию наук, но там с ответом не торопились и тогда ученый написал: «О вопросах для известия о народах идолопоклоннических прошу меня уведомить, что по тому сделано» [4, с.154]. Так и не дождавшись ответа, Татищев рассылает анкеты по канцеляриям Сибирской (и Казанской) губернии и сразу начинает получать ответы. В 1737 году Татищев дополнил анкету, состоявшую уже из 198-ми вопросов. В анкете содержатся вопросы о названиях народов, о занимаемой территории, об особенностях природы и полезных ископаемых, происхождении, религии, традициях, быте, праздниках, погребениях и т. п. [3, с.79–93].

Во втором разделе анкеты «О народах идолопоклонческих какое известие о оных требуется» Василий Никитич задает следующие вопросы, на которые исследователи должны были ответить: «120. Како о боге верят, где он и каков; 121. Что верят о мире, от кого и как сотворен; 122. Много ли богов исповедую и как их имянуют, и не видали ль которого или повеление его слыхали; 123. О чем, которого наиболее просят, или ему какую силу наиболее пред другими сказуют; 124. Идолы их истесанные, как их имянуют, и что о их силах сказуют; 125. Бога всевышнего под каким бы видом или именем ни разумеют, сказуют ли о нем…; 126. Не преписуют ли оного другим их богам или духам; 127. Твари какой, яко светилам небесным, или огню, воде, зверям и рощениям, покланяются и какую силу преписуют; 128. Кому и когда какие жертвы приносят, с какими порядки и обстоятельствы, и кем оные отправляются; 129. Какие молитвы у них…, ежели возможно, оные переписав, перевести на русский язык; 130 Знают ли о ангелах и дьяволах; 132. Чудеса и видения какие сказывают; 134. Какое свойство и состояние души, разумеют ли ее быть безсмерну; 136. Верят ли что после смерти душе за добродеяние и злодеяние будет суд и воздание…» [3, с.88–92].

Таким образом, по интересующим В. Н. Татищева в 1737 г. вопросам можно судить о том, что религиозные представления языческих народов были мало изучены. Анкета представляла собой первую в мире программу по всестороннему изучению отдаленных уголков России. Несмотря на то, что анкета не была опубликована при жизни Татищева, среди современников она была довольно известной. Данной анкетой пользовался Г. Ф. Миллер, и последующем времени ее дополнял [5,6]. Важной задачей при составлении ответов на вопросы автор считал в недопущении «крещеных или иного народа умысленно в поношение или хвастание чего лишнего не прибавил, или истинного не убавил, дабы тем правости не повредил» [3, с.92]. Таким образом, В. Н. Татищев четко понимал необходимость изучения религиозных представлений с точки зрения объективизма.

Во «Введении к гистографическому и географическому описанию Великороссийской империи» [3, с.143–198] 1744 г. В. Н. Татищев приводит список народов Сибири, являвшихся язычниками. Таковыми Василий Никитич называл: самоядь, остяков (удорских, обдорских, кондинских), барабинцев, аринцев, тунгусов оленьих, конных и собачьих, бурятов, якутов, юкагиров, чукчей, камчадалов, мунгалов [3, с.173]. Во «Введении» Василий Никитич давал краткую характеристику народам и их религиозным представлениям, например, «Остяки — … большая часть идолопоклонники и несколько христиан, но если б добрые и их языка искусные учители и архиереев в том прилежание было, то б они все христианами быть могли» [3, с.179].

Руке Василия Никитича принадлежит философское рассуждение «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» [1, с.45–159], основной идеей которого является собственно обоснование пользы науки и ее совместимости с религией. В. Н. Татищев был явным противников тех методов крещения, которые проводились Филофеем Лещинским. В «Разговоре» этому Татищев дал свою характеристику: «А хотя и крестят, как то Филофей, архиепископ Сибирский, по сказанию его, многие тысячи остяков крестил, но когда посмотрим, то видим, что он более сделал, как перекупал, да белые рубашки надевал и оное в крещение причел. Оное согласно ль с Христовым о крещении повелением не знаю, ибо Христос учит: «всяк, иже веру имеет и крестится, спасен будет». Для которого апостолом повелел перво научить, а потом крестить, сии же сами русского, а крестящие их языка не зная учили их чрез толмачей. И как те крестители с тою честию в дома возвратились, так крещение скоро все забыли, и что верят не знают» [1, с.117]. В. Н. Татищев, выступая за другие методы, указывает: «Для сего нужно такие школы устроить, чтоб русские младенцы их языка, а их младенцы русской грамоте, языка и закона божия учиться возможность имели, через что весьма удобно их всех вскоре в христианство и благочестное житие привести». В пример, В. Н. Татищев, приводит лапландцев в Швеции, где они были крещены, но и «для них книги на их языке напечатаны», а ведь они «гораздо дичее, нежели мордва, чуваша, черемиса, вотяки, тунгусы и прочие», и последних «весьма легче научить». Итак, для успешного выполнения этих задач главным условием является знание русскими людьми языков этих народов, и наоборот, знания русского языка инородцами, иначе «ничего полезного учинить в них невозможно» [1, с.118].

Некоторые сведения о религиозных взглядах народов Сибири, наряду с географическими названиями и объяснениями других терминов, содержатся в «Лексиконе российском историческом, географическом, политическом и гражданском», но он, к сожалению, остался незаконченным, доведен лишь до буквы К. «Лексикон», был издан после смерти автора, и возможно, при его составлении были утеряны некоторые данные. Для характеристики описания религиозных представлений народов Сибири можно привести пример описания вогулов: «вогуличи, сами зовутся Манчи, народ Сарматской, видом более подобны остякам и самоядам, Вогуличи имеют идолов, токмо их не токмо числа, ни имян сказать не можно, ибо все, что ему видением полюбится, за бога ли вещество святое и умное почтет. Например, пуговица медная, оную положа, пред нею кланяется, и от нее милости просит, называя ее каким-либо имянем, и есть ли ему тот день, что полезное учинится, того чтит, если ж хотя мало что противно, то изломает и бросит. Иногда возьмет какую чурочку дерева, обертит в лоскуток и оную почитает, ее кормит или паче мажет пищею. Також звериные кожи, а наипаче всех медведя почитают, и убив кожу ростянут, молятся иной сошедшись множеством, молятся и о убийстве его извиняются, возлагая всю вину на русских, мясо же с благоговением едят. Их год начинается в новомесячием, как снег сойдет, тогда во множестве народа празднуют приношеем жертвы, что у кого случится…» [2, с.213–214].

С. А. Токарев говорит, что этнографические статьи в «Лексиконе» к тому времени представляли собой достаточно солидный материал [5, с. 94]. С мнением Токарева согласен и Н. Н. Степанов: «Статьи этого раздела, несмотря на свою краткость, давали основные данные о расселении того или другого народа, о занятиях, вере, наконец, краткую историческую справку» [4, с.161].

Во времена правления Петра Великого всестороннее изучение народов Сибири только начиналось. Потребность в выработке методов исследования отчетливо понимал В. Н. Татищев. Вопросам религии автор уделял много внимания, его, как человека просвещенного, волновал вопрос взаимодействия и совместимости научного и религиозного знаний, который он активно развивает на страницах своих произведений. Более того, в разности вер внутри государства В. Н. Татищев никакой опасности не видел, и выступал активным противником методов крещения Ф. Лещинского. Им была составлена первая в мировой науке анкета-программа, характер вопросов которой позволяет понять на каком высоком уровне стояли задачи по всестороннему изучению народов России, в частности, по изучению религиозных представлений языческих народов Сибири. Главной задачей анкеты, помимо разностороннего изучения, немалую роль играла объективная оценка происходящего, дабы не обидеть чувства других народов. После появления этой анкеты исследования религиозных представлений стали наиболее достоверными и информативными.

Литература:

  1. Татищев, В. Н. Избранные труды / В. Н. Татищев. — М.,2010. — 480 с.
  2. Татищев, В. Н. Избранные произведения/ В. Н. Татищев. — Л.,1979. — 463 с.
  3. Татищев, В. Н. Избранные труды по географии России/ В. Н. Татищев. — М., 1950. — 478 с.
  4. Степанов, Н. Н. В.Н. Татищев и русская этнография/Н. Н. Степанов// Советская этнография. -1951. — № 1. — С. 149–166.
  5. Токарев, С. А. История русской этнографии/ С. А. Токарев. -М.,2015. — 656 с.
  6. Мирзоев, В. Г. Историография Сибири/В. Г. Мирзоев. — Кемерово, 1963.- 388 с.
  7. Перевезенцев, С. И. Идейные истоки историко-философских воззрений В. Н. Татищева: автореф. дис. … канд.ист.наук. -М.,1900. — 16 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Татищево, анкета, Великое, народ, всестороннее изучение народов России, какая сила, представление, религиозное представление народов Сибири, Россия, русский язык.

Похожие статьи

Ознакомление детей старшего возраста с национальными...

Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев и традиции, национального костюма, традиционных занятий и промыслов. Большинство этих народов сохранило своё своеобразие и традиционные занятия. Богатство национальных культур — достояние всей страны.

Религиозный аспект взаимоотношений России и Европы...

Пред русским народом, по мнению славянофилов, стоят глобальные задачи: внутреннее возрождение

Так проблему противостояния между Россией и Европой Тютчев видит прежде всего в

Центральное место занимает проблема взаимоотношений России и Европы, которые...

Основы духовно-нравственной культуры народов России: задачи...

Чтобы ориентироваться в содержании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и успешно реализовывать задачи курса, учитель должен иметь представление о главных ценностях тех религий, которые являются традиционными для России: православия...

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: бытовая культура русского народа, старший дошкольный возраст, диагностика уровня знаний.

– привлечение к изучению и усвоению знаний о бытовой культуре русского народа как педагогов и специалистов дошкольных учреждений, так и родителей воспитуемых

Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала

В данной статье рассмотрены религиозные представления малочисленных коренных народов Севера. Определены специфические черты мировоззрения, свойственные данным народам.

Анализ концепта «судьба» в русском народном сознании

Выражение концепта «народ» в русском языке. Таким образом, для русской языковой культуры важны следующие признаки концепта

русский язык, казахский язык, слово, Казахстан, единица, русский вариант, казахский народ, билингвистический текст, иноязычное...

Феномен российской идентичности: исторический дискурс

Триеди́ный ру́сский наро́д предполагает представление русского народа как единой общности великороссов, малороссов и белорусов, и

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. Равенство всех народов при формальном...

Текст-биография на уроке русского языка как иностранного

Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.

Большие знания помогли Петру изменить Россию. По его приказу в стране строили заводы и фабрики, дороги и каналы, новые города и торговые порты.

Значение русской народной культуры в процессе изучения...

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями.

Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык

По словам академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов.

Похожие статьи

Ознакомление детей старшего возраста с национальными...

Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев и традиции, национального костюма, традиционных занятий и промыслов. Большинство этих народов сохранило своё своеобразие и традиционные занятия. Богатство национальных культур — достояние всей страны.

Религиозный аспект взаимоотношений России и Европы...

Пред русским народом, по мнению славянофилов, стоят глобальные задачи: внутреннее возрождение

Так проблему противостояния между Россией и Европой Тютчев видит прежде всего в

Центральное место занимает проблема взаимоотношений России и Европы, которые...

Основы духовно-нравственной культуры народов России: задачи...

Чтобы ориентироваться в содержании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и успешно реализовывать задачи курса, учитель должен иметь представление о главных ценностях тех религий, которые являются традиционными для России: православия...

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: бытовая культура русского народа, старший дошкольный возраст, диагностика уровня знаний.

– привлечение к изучению и усвоению знаний о бытовой культуре русского народа как педагогов и специалистов дошкольных учреждений, так и родителей воспитуемых

Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала

В данной статье рассмотрены религиозные представления малочисленных коренных народов Севера. Определены специфические черты мировоззрения, свойственные данным народам.

Анализ концепта «судьба» в русском народном сознании

Выражение концепта «народ» в русском языке. Таким образом, для русской языковой культуры важны следующие признаки концепта

русский язык, казахский язык, слово, Казахстан, единица, русский вариант, казахский народ, билингвистический текст, иноязычное...

Феномен российской идентичности: исторический дискурс

Триеди́ный ру́сский наро́д предполагает представление русского народа как единой общности великороссов, малороссов и белорусов, и

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. Равенство всех народов при формальном...

Текст-биография на уроке русского языка как иностранного

Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.

Большие знания помогли Петру изменить Россию. По его приказу в стране строили заводы и фабрики, дороги и каналы, новые города и торговые порты.

Значение русской народной культуры в процессе изучения...

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями.

Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык

По словам академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов.