Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 10.04.2018

Статья просмотрена: 950 раз

Библиографическое описание:

Шобанова А. О. Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала // Молодой ученый. — 2018. — №14. — С. 260-262. — URL https://moluch.ru/archive/200/49262/ (дата обращения: 14.11.2019).



В данной статье рассмотрены религиозные представления малочисленных коренных народов Севера. Определены специфические черты мировоззрения, свойственные данным народам. Приведены примеры обрядов и жертвоприношений, существующие в каждой системе верований. Обозначена проблема жизнеспособности подобной религиозной системы в современной массовой культуре, а также необходимость сохранения и передачи информации об уникальных культурных явлениях коренных народов Севера.

Ключевые слова: мир, коренные народы, культура, ненцы, духи, представления, боги, Ямал, религия, обряды, жертвоприношение, Пугос-Лунг.

This article describes the religious beliefs of indigenous minorities of the North. The specific features of ideology peculiar to the peoples of the data are defined. The examples of rituals and sacrifices that exist in every system of beliefs are given. The question of the viability of religious diversity in contemporary mass culture is highlighted; the need to preserve and transmit information about the unique cultural phenomena of the indigenous peoples of the North is also represented.

Key words: peace, indigenous peoples, culture, Nenets, spirit, representations, god, Yamal, religion, rituals, sacrifice, Pugos-Lung.

Религиозные верования коренных народов Ямала составляют один из важнейших пластов северо-языческой цивилизации. В связи с активной интеграцией её представителей в современное общество, сохранение самобытности национальной культуры является необходимым условием для поддержания идентичности Российской Федерации. Религия — одно из важных условий самоопределения коренных народов, их верования дают обширное представление о мировоззрении, свойственном северо-культурной цивилизации. Вопрос сохранения уникальной культуры делает тему актуальной для анализа и популяризации.

Цель работы — сделать обзор религиозных взглядов, а также спрогнозировать возможность их сохранения.

Задачи — найти и проанализировать исследования (особенно проведенные в полевых условиях).

Объект исследования — религия. Предмет исследования — религиозные верования коренных народов Ямала.

Суровые природные условия Ямальского полуострова создают особую культурную среду. Разобщённость жителей и их разбросанность по небольшим поселениям привела к тому, что отказываться от опыта предков было угрозой для выживания. «Поэтому определяющей чертой местной национальной культуры можно считать её традиционность, консервативность. Но, в отличие от европейских культур, где человек — царь природы, у обских угров природа одухотворена и является субъектом взаимодействия». [6]

Коренные народы Ямала — это народы, исповедующие язычество. Согласно исследованию Л. А. Лара: «у ненцев имеется весьма многочисленный и сложный пантеон, включающий десятки имен: Илебям'пэртя (бертя) — бог изобилия, дарующий людям оленей, Я'Миня — богиня-покровительница рождения и земли. Эти боги являются, по существу, олицетворением сил и стихий природы и выступают покровителями разных видов человеческой деятельности». [2, С. 10]

Монография упомянутого ранее Л. А. Лара “Шаманы и боги” (1998) представляет полную картину политеизма северных народов, ведь, по словам Г. П. Харючи «это первая работа ненца, носителя своей культуры, в которой описывается мир богов и духов в представлениях ненцев, а именно, духов Верхнего, Среднего и Нижнего миров».

Верхний мир представляют так называемые творцы. Для исполнения просьбы и получения защиты необходимо «задобрить» бога — принести ему жертву. Например, Пугос-Лунг является верховной богиней ханты и манси. Существует обряд, при котором красную ткань сжигают в костре: это способствует появлению у Пугос-Лунг детей. Так же богиня защищает жилище от пожара, и сожженное красное платье — знак того, что жертва принята. [5]

В основном коренные народы ведут кочевой образ жизни, поэтому связь с природой для них священна. Анимизм — это вера в существование духов, она находит воплощение в Среднем мире. Его представляют духи-хозяева тундры, озёр, рек, гор. Например, детям запрещают бросать камни в воду: «проткнёшь глаз дедушке-хозяину воды» [4], а это, в свою очередь, негативно повлияет на улов. Люди и животные так же относятся к Среднему миру.

Нижний мир, согласно Г. П. Харючи, представляют следующие духи: «Хабча минрена — злой дух, приносящий болезни, Мэдна — злой дух, приносящий людям и животным уродство, Тэри Цамгэ — духи в образе разных подземных тварей, Сустана — дух болезни дистрофии. При жертвоприношении злым духам оставляют содержимое желудка оленя в виде семи кусков» [4, С. 110]

Система верований жителей Ямала довольно сложная и имеет много мелочей и особенностей. В подобном обществе нужен главный хранитель традиций и проводник в мир духов, их посланник. Такими служителями культа являются шаманы. Они от рождения отмечены знаками: например, крупными родимыми пятнами.

Шаманы делятся на две группы: непосвященные и посвященные. Непосвященные имеют способности к отдельным проявлениям сверхъестественных умений: кто-то предсказывает судьбу, кто-то исцеляет и разгадывает значение снов. Посвященные шаманы имеют больше знаний, они так же устанавливают священные места для каждого клана. Непосвященных шаманов много, но посвященным стремится стать далеко не каждый.

Несмотря на врожденную предрасположенность к оккультным наукам, шаман проходит через обряд посвящения. Человек испытывает симптомы «болезни шаманов»: стремится к уединению, видит странные сны. «Во время болезни происходит так называемое «пересотворение» шамана: духи, унеся его душу в иной мир, разрубают ее на кусочки, варят, едят это мясо, заменяют части тела новыми, обучают будущего шамана» [2, С. 22].

К сожалению, на данный момент информация о шаманах теряется и забывается. Этот вид фольклора, вероятно, будет постепенно утрачен. Прогрессивные взгляды настоящего времени подвергают подобные верования критике. Повсеместными становятся медицина и обучение в школах: практические знания развеивают мифы о духах и шаманах.

Задача дальнейших исследований — найти сведения, которые не были известны ранее. Ограниченность достоверных фактов не позволяет в полной мере изучить многогранную культуру кочевников. На данный момент статья показывает, что религиозные верования коренных народов Ямала — это политеистическая религия с развитым культом, сложившимся на почве олицетворения и почитания природы во всех её проявлениях.

Заключение

Коренные народы Севера малочисленны, самобытность их национальной культуры очень ценна.

Во время написания статьи автор столкнулся с отсутствием разнообразия источников информации. К сожалению, несмотря на довольно активный диалог культур, собрать уникальные знания сложно: отчасти из-за отсутствия повышенного интереса к подобным исследованиям, отчасти из-за замкнутой системы жизненного уклада коренных народов. Наиболее информативные исследования были проведены в полевых условиях представителями малочисленных национальностей, поставивших перед собой цель сохранить и популяризировать культуру своего народа. Результат их труда лёг в основу данного обзора.

В связи с нежеланием молодых людей становиться кочевниками и следовать жизненному укладу своего народа, пожилые люди передают новому поколению всё меньше информации. По словам Л. А. Лара «со смертью старых людей навсегда исчезают религиозные верования» [2], поэтому проблема их сохранения как никогда актуальна в современном мире. Популяризация культуры посредством научных исследований видится автору оптимальным вариантом поддержания интереса к сохранению северо-языческих цивилизаций.

Литература:

  1. Главацкая, Е. М. Забытые образы хантыйских шаманов: каталог фотодокументов начала XX в. из собрания Тобольского историко-архивного музея-заповедника. Екатеринбург, 2013. 153 с.
  2. Лар, Л. А. Шаманы и боги /Л. А. Лар. — Тюмень: ИПОС СО РАН, 1998. — 126с.
  3. Рыкова, В. В. Традиционные верования и религия коренных народов севера: информационные аспекты проблемы /В. В. Рыкова. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2015. — 13с.
  4. Харючи, Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса /Г. П. Харючи; под ред. Н. В. Лукиной. — Томск: Издательство Томского университета, 2001. — 228с.
  5. Божества коренных народов Севера: ханты и манси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://falyosa.livejournal.com/5151103.html, свободный. — Загл. с экрана.
  6. Языческие культы народов ханты и манси, их связь с природой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.microanswers.ru/article/jazicheskie-kylti-narodov-hanti-i-mansi.html, свободный. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): религиозное верование коренных народов Ямала, дух, шаман, злой дух, национальная культура, нижний мир, коренной народ Севера, народ.


Похожие статьи

Специфика религиозно-мифологического сознания нанайцев...

Многие исследователи признают, что шаманство — это «особая и притом сравнительно более поздняя форма религиозных верований палеоазиатских и тунгусо-манчжурских народов» [8, с. 127]. Функции нанайских шаманов весьма разнообразны: защита от бед, лечение больных...

Священное место «Сабетта хэхэ’я» и промышленное освоение...

Объекты культурного наследия коренных малочисленных народов Севера Ямальского района. Салехард: изд-во Службы по охране и использованию объектов культурного наследия ЯНАО, 2010.

Традиционная культура народов Севера в современном...

Характеристика языковой ситуации коренных малочисленных народов Севера показывает явное сокращение численности эвенов, владеющих родным языком. За межпереписной период с 1979г. по 1989г...

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Юкагирский язык относится к исчезающим языкам мира. Исчезновение любого языка означает потерю частицы общечеловеческого наследия. Родной язык — это выражение самосознания и преемственности, которое необходимо для развития каждому человеку.

Религиозные ценности как туристский ресурс в Республике Саха...

Есть духовой орган, сделанный в Германии. В Якутске с 2014 года есть единственная на Дальнем Востоке Армянская церковь.

Похожие статьи. Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала.

Особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина

Это народы принадлежат к Коренным Малочисленным Народам Севера (КМНС).

Промышленное освоение Арктики и проблема политического просвещения коренных народов Севера.

Духовная культура малых народов Севера | Статья в журнале...

В целом можно сказать, что развитие культуры характеризовалось пестротой религиозных верований в повседневной жизни народа при чрезвычайно уважительном отношении к иноверцам.

Традиционные верования вьетнамского народа

Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала.

«Выливаю испуги, переполохи за пороги»: традиционные методы лечения испуга в Нижнем Поволжье и Подонье.

Коренные народы Севера как объект социального служения...

Представленная статья является сравнительным анализом одного из важных миссионерских направлений в деятельности Православной церкви как социальное служение коренным народам Севера (далее — КМНС) на примере Сахалинской области.

Похожие статьи

Специфика религиозно-мифологического сознания нанайцев...

Многие исследователи признают, что шаманство — это «особая и притом сравнительно более поздняя форма религиозных верований палеоазиатских и тунгусо-манчжурских народов» [8, с. 127]. Функции нанайских шаманов весьма разнообразны: защита от бед, лечение больных...

Священное место «Сабетта хэхэ’я» и промышленное освоение...

Объекты культурного наследия коренных малочисленных народов Севера Ямальского района. Салехард: изд-во Службы по охране и использованию объектов культурного наследия ЯНАО, 2010.

Традиционная культура народов Севера в современном...

Характеристика языковой ситуации коренных малочисленных народов Севера показывает явное сокращение численности эвенов, владеющих родным языком. За межпереписной период с 1979г. по 1989г...

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Юкагирский язык относится к исчезающим языкам мира. Исчезновение любого языка означает потерю частицы общечеловеческого наследия. Родной язык — это выражение самосознания и преемственности, которое необходимо для развития каждому человеку.

Религиозные ценности как туристский ресурс в Республике Саха...

Есть духовой орган, сделанный в Германии. В Якутске с 2014 года есть единственная на Дальнем Востоке Армянская церковь.

Похожие статьи. Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала.

Особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина

Это народы принадлежат к Коренным Малочисленным Народам Севера (КМНС).

Промышленное освоение Арктики и проблема политического просвещения коренных народов Севера.

Духовная культура малых народов Севера | Статья в журнале...

В целом можно сказать, что развитие культуры характеризовалось пестротой религиозных верований в повседневной жизни народа при чрезвычайно уважительном отношении к иноверцам.

Традиционные верования вьетнамского народа

Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала.

«Выливаю испуги, переполохи за пороги»: традиционные методы лечения испуга в Нижнем Поволжье и Подонье.

Коренные народы Севера как объект социального служения...

Представленная статья является сравнительным анализом одного из важных миссионерских направлений в деятельности Православной церкви как социальное служение коренным народам Севера (далее — КМНС) на примере Сахалинской области.

Задать вопрос