Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ганичева И. А., Нестерова Е. В. Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/349/15263/ (дата обращения: 15.09.2019).

Препринт статьи



В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Ключевые слова: семья, самосознание и самооценка родителей, стиль семейных взаимоотношений, программа психолого-педагогического обеспечения взаимодействия родителей и педагогов ДОУ, дошкольное образовательное учреждение.

In this article the psychological and pedagogical features of interaction of parents and teachers of DOU are considered; the diagnostic techniques directed on studying of features of interaction of parents and teachers of DOU ARE picked up;

Key words: family, self-awareness and self-esteem of parents, the style of family relationships, the program of psychological and pedagogical support of interaction between parents and teachers of PRESCHOOL, preschool educational institution.

Семья была и остается важной средой для формирования личности и главным институтом воспитания, отвечающей не только за социальное воспроизводство населения, но и за создание определенного образа его жизни.

Семья является обязательным фактором полного и гармоничного воспитания детей. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности запоздалого или одностороннего развития, чем те дети, которые являются членами полных семей, где у родителей есть ответственность за воспитание и дальнейшую жизнь своих детей.

Воспитание детей в семье осуществляется непрерывно, одновременно, охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы, при этом, оно основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. Стиль взаимоотношений взрослых и детей оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным механизмом воспитания. Ведь именно в общении со взрослыми ребенок усваивает модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с другими людьми, который в свою очередь определяет их психический склад, свойства личности.

По мнению ряда авторов: Л. И. Божович, В. С. Мухиной, Т. А. Репиной и других, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

Авторы многочисленных исследований в своих работах указывают на то, что многие проблемы взрослых людей, имеют корни в дошкольном возрасте (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие).

Начиная с двух-трех лет, ребенок начинает посещать такой социальный институт как дошкольное образовательное учреждение, который так же имеет большое значение в социализации детей и является фактором дальнейшего их развития.

На данный момент каждая семья представляет собой уникальный мир со своим микроклиматом и взаимоотношениями. Но, не все родители достаточно компетентны в воспитании собственных детей и нуждаются в индивидуальной психолого-педагогической помощи со стороны дошкольного учреждения. А ведь именно воспитатель наблюдает за взаимоотношениями детей и родителей, выстраивает деятельность с детьми и участвует в их развитии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013 г.) сделан акцент на создании психолого- педагогических условий, включающих «…поддержку организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс» [5, с.4].

К сожалению, не во всех дошкольных образовательных учреждениях сейчас есть педагог-психолог, поэтому нет специалиста, который бы мог корректировать взаимоотношения родителей и воспитателей. При этом педагогам ДОУ необходимо постоянно оптимизировать отношения с родителями самостоятельно.

Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного заведения является частью общей задачи организации работы с родителями. Процесс будет проявляться в той мере, в какой работа будет укреплять или достраивать структуры самосознания родителей и тем самым активизировать и оптимизировать процессы их самоорганизации и саморазвития.

Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей и педагогов будут эффективнее решаться задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей [1, с.2].

Поэтому нами были изучены особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. В ходе исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Самооценка» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн) [3]; методика «Уровень притязаний» (А. Шварцландер) [2]; методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.) [4].

Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамаса. В состав испытуемых вошли 20 родителей старшей группы.

Тест по методике «Самооценка» применялся в целях суждения об уровне адекватности самооценки родителей. Люди различаются своими «Я — концепциями»: одни принимают концепцию независимого «Я», другие взаимозависимого «Я», что способствует различиям в их социальном поведении. Люди с высоким самоуважением и чувством собственного достоинства, как правило, оказываются более эффективными. Самоэффективность личности связана с позитивным отношением к себе, своим способностям, возможностям, результатам деятельности и поведения [3, с. 9].

Самооценка считается адекватной, если испытуемый указывает «свое место» на 4–5 ступенях, то есть чуть выше среднего или к зоне середины.

Результаты диагностики по методике «Самооценка» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн) в экспериментальной группе отражают следующую картину: 14 человек (70 %) имеют адекватную самооценку, человек ставит перед собой те цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям; 6 человек (30 %) — неадекватную, из них 4 человека (20 %) с завышенной самооценкой притязает на то, чего не может достичь и 2 человека (10 %) — с заниженной выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее.

Методика «Уровень притязаний» (А. Шварцландер) показывает, что самосознание личности может принимать различные формы: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие, самоуважение. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний, который проявляется в степени трудностей целей задач, которые человек перед собой ставит. Уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки (завышенная, заниженная, адекватная). Самоуважение определяется соотношением уровня притязаний личности к уровню ее реальных достижений. Чем выше уровень притязаний, тем выше должна быть самоэффективность личности. Успех в деятельности повышает самоуважение человека [2; 44].

По методике были получены следующие результаты: 3 человека (15 %) с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. 2 человека (10 %) с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплекс неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей. А 15 человек (75 %) имеют умеренный уровень притязаний, стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям.

С целью изучения внутрисемейных отношений между ребенком и родителями, определения каким образом родительское воспитание влияет на формирование его «Я — концепции» был использован опросник «Анализ семейных взаимоотношений» [4] для родителей детей в возрасте 3–10 лет. Этот опросник диагностирует тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его рекомендуется использовать в исследовании проблемных семей, где есть нервные дети, дети с отклонениями в поведении, подростки с явными акцентуациями характера [4; с.105]. «Анализ семейных взаимоотношений» позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины нарушений, препятствующих семье в формировании «Я — концепции» дошкольника.

Результаты диагностики семей воспитанников по методике «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.) показали, что: 5 человек (25 %) — имеют повышенную моральную ответственность; 1 человек (5 %) — показал результаты гипопротекции; 3 человека (15 %) — подтверждают потворствующую гиперпротекцию; 3 человека (15 %) — выявили доминирующую гиперпротекцию; 6 человек (30 %) — не выявили нарушений в воспитании; 2 человека (10 %) — показали эмоциональное отвержение.

Исходя из результатов проведенного исследования родителей, можно сделать вывод о том, что многие из них нуждаются в своевременной помощи педагогов, которую необходимо проводить в комплексе. Поэтому была разработана программа психолого-педагогического обеспечения взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Целью программы психолого-педагогического обеспечения взаимодействия родителей и педагогов ДОУ стала психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников педагогами ДОУ, способствующая реализации воспитательного потенциала родителей; актуализация в их сознании потребности осознать свои формы поведения и воспитания, а также осознание новых форм общения и взаимоотношений с детьми.

Задачи программы:

  1. Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Способствовать формированию взаимного доверия в системе отношений «семья — ДОУ».
  3. Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями.
  4. Повысить эффективность работы по профилактике и предупреждению семейного неблагополучия детей дошкольного возраста.
  5. Совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей.

Теоретической основой для программы послужили методические рекомендации следующих авторов: Н. И. Козловой, Е.Львовой, О. Матвеевой, Р. В. Овчаровой, А. А. Осиповой.

Программа была рассчитана на работу с родителями. Весь курс состоял из 10 занятий, которые проводились в течение 5 недель. Проведение занятий осуществлялось по принципу социaльно-психологического тренинга. Работа включала в себя такие активные методы социально-психологического обучения, как: игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методы «репетиции поведения», элементы психогимнастики и др.

Программа состояла из нескольких этапов:

1 этап — ориентировочный (2 занятия). Его целью было создание положительного эмоционального фона, сплочение группы родителей, выработка правил поведения на занятиях. Изначально, у родителей была довольно слабая мотивация к участию в занятиях, родители неохотно шли на контакт. Также работу усложнял тот факт, что они были недостаточно сплочены, разбивались на группы. Поэтому при проведении первого занятия основными задачами было создать комфортные условия для общения, заинтересовать их в прохождении программы, создать обстановку взаимопонимания и взаимоуважения.

II этап — реконструктивный (6 занятий). Целью третьего занятия стало снятие напряжения среди участников, помощь им осознать свои формы поведения и воспитания, развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи.

III этап — закрепляющий (2 занятия). Целью этого этапа стало осознание проблем в отношениях с людьми, активизация самосознания, осознание новых форм общения и взаимоотношений.

При проведении повторного исследования по тем же трем методикам были получены следующие результаты.

Из результатов повторной диагностики по методике «Уровень притязаний» (А. Шварцландер) можно сделать вывод, что после проведения программы на 10 % увеличилось количество родителей с умеренным уровнем притязаний (с 75 % до 85 %). Родители последовательно успешно решают целый ряд проблем средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более сложным целям.

Результаты повторной диагностики родителей детей младшего школьного возраста по методике «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.) в экспериментальной группе заметно улучшились. Об этом свидетельствует отсутствие показателей по шкале «эмоциональное отвержение». До этого в первичной диагностике было выявлено 2 семьи по диагностируемому критерию. Снижение показателей по шкалам: “повышенная моральная ответственность” — на 15 % (3 человека) и “доминирующая гиперпротекция” — на 5 % (1 человек), а также увеличение числа родителей, у которых отсутствуют нарушения в воспитании — на 30 % (6 человек). Таким образом, благодаря внедрению программы психолого-педагогического обеспечения взаимодействия родителей и педагогов ДОУ нам удалось добиться результатов, касающихся повышения уровня развития самосознания и самооценки родителей в вопросах, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста, а также способствовать формированию взаимного доверия в системе отношений «семья — ДОУ».

Литература:

  1. Иванова И. А. Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации http://ipkold.68edu.ru/forum/viewtopic.php?f=126&t=387
  2. Оценка уровня притязаний по методике Шварцландера https://www.dirsalona.ru/article/510-metodika-shvartslandera
  3. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Просвещение, 2000.-176с.
  4. Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., Александрова Н. В.-СПб.: Нева, 2000.- 198с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014.-32 с.