Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья / О. В. Барсукова, Е. Н. Гавриш, Е. В. Пикина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1563/ (дата обращения: 18.04.2024).



Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам, педагогам-психологам и родителям детей дошкольного и школьного возраста.

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, развитие, взаимодействие с семьей

Самым важным в жизни каждого ребенка является его семья. Именно в ней ребенок просто и естественно приобщается к жизни, учится чувствовать, думать, переживать. С одной стороны, только при сотрудничестве специалистов и семьи возможна эффективная психолого-педагогическая помощь ребенку. С другой — взаимодействие с родителями по поводу образования детей дает специалистам ряд преимуществ. Родители могут рассказать, что мотивирует их ребенка, помогут понять некоторые аспекты поведения ребенка, их ожидания от посещения ребенком детского сада. Таким образом, вовлечение родителей в сотрудничество позволяет повысить их понимание образовательного процесса.

В настоящее время государственные образовательные учреждения перешли на новые стандарты образования. Введение единого Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) открывает новые возможности для активизации работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Так, одна основных из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6).

Первостепенной задачей психологической службы является создание психологически комфортной среды для выстраивания полноценного взаимодействия с семьей. Важной составляющей взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ является учет всех ее психологических особенностей.

В частности, принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:

  1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).
  2. Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
  3. Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).
  4. Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
  5. Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).
  6. Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

От эмоционального состояния семьи зависит и то, какое участие принимают родители в жизни своего ребенка. Специалисты выделяют пять уровней вовлечения родителей в образовательный процесс:

‒ Уровень 1. Информированность

‒ Уровень 2. Участие в мероприятиях

‒ Уровень 3. Диалог и обмен мнениями

‒ Уровень 4. Участие в принятии решений

‒ Уровень 5. Принятие ответственности за действия

Важнейшей задачей обеспечения целостного развития личности ребенка с ОВЗ является развитие конструктивного взаимодействия команды специалистов с семьей. В нашей Гимназии реализуется следующая схема взаимодействия специалистов и педагогов с семьей.

Основные направления иформы взаимодействия ссемьей

Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность может осуществляться в разных формах, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ФГОС ДО. П. 3.2.5).

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать как традиционные формы обучения — лекции, семинары, усиливая их интерактивный характер, так и осваивать новые формы: мастер-классы, тренинги, проекты, игры.

Формы взаимодействия, которые реализует наша психолого-педагогическая служба: Открытые игровые занятия. Детско-родительский клуб. Родительская гостиная. Семейная мастерская. Игровые сеансы с семьей. Психологические консультации.

  1. Открытые игровые занятия

Психолого-педагогическое сопровождение семьи начинается с работы педагога-психолога с детьми раннего возраста (1–3 года).

Цели: Активное включение родителей в процесс обучения и развития ребёнка. Раннее выявление нарушений развития. Оказание своевременной помощи.

  1. Детско-родительский клуб

Цели:

‒ Создавать условия для усиления мотивации родителей по отношению к взаимодействию со своим ребенком;

‒ Сформировать систему эффективного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса с целью обеспечения психического, соматического и социального благополучия воспитанников;

‒ Создавать условия для освоения средства и способов взаимодействия родителей с детьми (навыки общения, играя и продуктивная деятельность)

‒ Способствовать созданию условий для адекватного продолжения образования детей дома в ходе их взаимодействия с родителями.

Рубрики клуба «Задоринка»:Психологическая разминка «Приветствие». «Театральная гостиная». «Музыкальная шкатулка». «Умелые ручки». «Занимательный калейдоскоп». «Вкусные истории». «Игралочка». «Почемучки». «Домашнее задание».

  1. Родительская гостиная. Родительская гостиная — это модель взаимодействия «родитель — ребёнок — педагог», где родителю и ребёнку отводятся ведущие роли.

Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителей необходимыми сведениями и обучающего их некоторым специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком.

На этих встречах дети, родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность — создание индивидуальных или коллективных работ.

  1. Семейная мастерская

Основные цели — создать в дошкольном отделении условия для объединения родителей, оказания им поддержки и помощи в формировании благоприятного психоэмоционального климата и расширения социального пространства семьи.

Задачи:

‒ Формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его возможностей

‒ Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

‒ Развивать стремление к творческой самореализации и формировать позитивную установку к различным видам творчества

  1. Игровые сеансы ссемьей.

Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ являются игровые сеансы в формате «Родитель — Ребенок — Педагог».

Основная задача специалистов состоит в том, чтобы преодолеть «невстроенность» родителей в систему отношений, чтобы она стала для них творчески и духовно ресурсной, важной, интересной и родной.

Уровень вовлечения и непосредственного участия семьи необходимо предварительно обсуждать. Дальнейшие встречи проводятся при согласии всех участников.

  1. Психологические консультации:

Наша психолого-педагогическая служба реализует консультативную работу с семьей и включает в себя следующие виды и формы: доклады и семинары; беседы и обмен опытом; стенды и папки-передвижки; открытые занятия; дни открытых дверей; совместные мероприятия; индивидуальное психологическое консультирование.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами ДО помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть — во всех его проявлениях.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, Ребенок, семья, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, Педагог, психолого-педагогическая служба, семья ребенка, Уровень.

Похожие статьи

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский...

...сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание...

Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

родитель, Ребенок, воспитание ребенка, детский сад, детско-родительский клуб, Педагог, психолого-педагогическая служба, семья, система отношений.

детский сад, родитель, деловое взаимодействие, образовательный процесс, самостоятельное общение, физическая...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Похожие статьи

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский...

...сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание...

Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

родитель, Ребенок, воспитание ребенка, детский сад, детско-родительский клуб, Педагог, психолого-педагогическая служба, семья, система отношений.

детский сад, родитель, деловое взаимодействие, образовательный процесс, самостоятельное общение, физическая...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Задать вопрос