Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Брюханова, Т. Г. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста / Т. Г. Брюханова, Е. Д. Быкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14659/ (дата обращения: 18.04.2024).



Актуальность изучения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста определяется современными условиями воспитания в семье. Взаимодействие ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Семья предоставляет ребенку не только благоприятные возможности для формирования его личности, но она также естественным образом вводит его в постоянно расширяющиеся социальные связи и отношения. У ребенка формируется эмоциональное отношение к самому себе и другим членам семьи; эмоциональная отзывчивость; эмоциональное реагирование на постоянно изменяющиеся ситуации в социуме. Все перечисленные особенности в дальнейшем способствуют формированию предпосылок для эмоционального благополучия. Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаева определяет чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [2,с.19]. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [1,с.33].

Опираясь на понятие «эмоциональное благополучие» можно «нарисовать» портрет эмоционально благополучного ребенка. Это ребенок, который:

– улыбается,

– непосредственно ведет себя в разных ситуациях,

– общителен;

– доброжелателен;

– способен выслушать других;

– не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор;

– ласков с родными и близкими;

– не проявляет агрессии;

– в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение;

– проявляет чувство юмора;

– не повышает голос;

– считается с мнением окружающих;

– прислушивается к советам взрослых.

Итак, эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установление доброжелательных взаимоотношений в семье и между детьми и педагогами. Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является особенно актуальной. Позитивное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Эмоциональное благополучие способствует выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональное перенапряжение, чрезмерные переживания, стрессы, а также многие другие факторы могут привести к появлению у ребенка различных невротических реакций.

Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением, формирует у детей неустойчивость эмоционального реагирования; мрачность, замкнутость, страх. Действительно, ребенок дошкольного возраста, не способный еще аналитически мыслить, верит тому, что видит и слышит. Факт родительской раздраженности воспринимается ребенком однозначно — как отношение к себе. Родители должны помнить, что ребенок зачастую к ним обращается не за конкретным советом, а именно за пониманием, за выражением любви, поддержкой и утешением. Очевидно, что важным компонентом эмоционального благополучия семьи является культура родителей. Она обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, формируется чувство эмоционального комфорта, привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и проявление любви и заботы обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого.

Педагогическая поддержка семье в вопросах эмоционального благополучия ребенка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При организации помощи семьям детей-дошкольников перед педагогом встают следующие задачи:

– оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания и развития;

– выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;

– активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

– формирование у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

В рамках изучения условий обучения и воспитания в семье, а также затруднений у родителей в вопросах воспитания воспитателями может быть организовано посещение семьи. Беседа позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя, увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.

Не каждый родитель способен оценить свои ошибки в воспитании, которые могут оказывать влияние на эмоциональное благополучие и развитие ребенка. В связи с этим было бы целесообразно предложить родителям своеобразное исследование особенностей воспитания, которое осуществляется в семье. Это может быть «Родительское сочинение», которое позволяет выявить особенности родительской позиции и типа семейного воспитания, получить информацию об истории развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка глазами родителей, а также определить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии.

Повышение квалификации воспитателей в различных вопросах взаимодействия с родителями происходит путем изучения периодической литературы: «Ребёнок в детском саду», «Дошкольная педагогика», Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», а также методической литературы, интернет- ресурсов, изучение и анализ передового педагогического опыта на районных методических объединениях, конференциях различного уровня.

Важным в организации помощи семьям детей дошкольного возраста является проведение информационных и тематических мероприятий.

Это могут быть:

– индивидуальные беседы по темам: «Формирование культуры поведения у детей», «Что рассказать ребенку на ночь?», «Об упрямстве и капризности» и др.;

– консультации: «Адаптивный период вашего ребенка», «Роль семьи в развитии детей», «Понимаем и принимаем»; «Как перестать кричать на ребенка» и др.;

– родительские собрания: «Что важно знать о ребенке, чтобы его понимать», «Безопасность детей дошкольного возраста», «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»;

– рукописные стенды и журналы: «Дети говорят», «Рекомендации врача», «Мамочки любимые», «Поздравляем».

Общение родителя с ребенком происходит и в совместной деятельности, которая должна быть увлекательна для всех ее участников. С этой целью педагоги организуют выставки семейных творческих работ, совместные праздники, тематические встречи и акции. Возможно, это одна из главнейших задач в работе педагога — понять причины эмоционального неблагополучия ребенка, которое негативным образом сказывается на его личностном развитии, и помочь родителям — всем и каждому в отдельности — исправить все отрицательные факторы и создать эффективные условия общения в семье.

Литература:

  1. Кошелева А. Д. (ред.) Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. -А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  2. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональное благополучие, дошкольный возраст, родитель, семья, доброжелательное отношение, организация помощи, семейное воспитание, эмоциональное благополучие ребенка, эмоциональное реагирование.

Похожие статьи

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития...

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от этого

В возрасте 3х лет ребенка отдают в дошкольное учреждение, где ребенок учится использовать игрушку как источник развлечения...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на...

Для получения представления об особенностях эмоционального благополучия или неблагополучия дошкольника в семье

Рис. 2. Показатели (%) отношения старших дошкольников к семейной ситуации. Таким образом, эмоциональное благополучие в семьях...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

Обеспечение эмоционального благополучия детей в семье и детском саду — актуальная задача современности. Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались многие исследователи, в том числе: Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. С. Мухина...

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений

ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка...

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших...

Рассмотрение семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной

Второе условие, обогащение эмоционального опыты ребенка в игровой деятельности. Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности...

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского...

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные...

Похожие статьи

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития...

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от этого

В возрасте 3х лет ребенка отдают в дошкольное учреждение, где ребенок учится использовать игрушку как источник развлечения...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на...

Для получения представления об особенностях эмоционального благополучия или неблагополучия дошкольника в семье

Рис. 2. Показатели (%) отношения старших дошкольников к семейной ситуации. Таким образом, эмоциональное благополучие в семьях...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

Обеспечение эмоционального благополучия детей в семье и детском саду — актуальная задача современности. Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались многие исследователи, в том числе: Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. С. Мухина...

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений

ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка...

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших...

Рассмотрение семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной

Второе условие, обогащение эмоционального опыты ребенка в игровой деятельности. Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности...

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского...

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные...