Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июнь 2012)

Статья просмотрена: 1392 раза

Библиографическое описание:

Ларионова, О. А. Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ / О. А. Ларионова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2445/ (дата обращения: 26.04.2024).

Улучшение физического и психического состояния детей – важные предпосылки для осуществления активной творческой и производственной деятельности подрастающего поколения (Безруких М.М., 1996; Месяц Г.Л., 1995; Дубровина И.В. и соавт., 2002).

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на "рельсы" школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала [1, 3, 4].

В силу этого одной из важных задач практической психологии, детской неврологии и прикладной психофизиологии является своевременная комплексная диагностика пограничных форм нервно-психической патологии, составляющих 80% всех случаев психических болезней (Исаев Д.Н., 1982; Лебединский В.В., 1985; Волошин В.М., 2001). И особое место в структуре пограничных состояний у детей занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (Ковалев В.В., 1995; Шевченко Ю.С.,1997; Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2002; Сиротюк А.Л., 2003; Грибанов А.В. и соавт., 2004).
В фокусе научных проблем СДВГ концентрируются интересы различных специалистов – психологов, неврологов, педиатров, дефектологов, и проблема детской гиперактивности становится областью интенсивных междисциплинарных исследований, включая возрастную, клиническую специальную психологии и психофизиологию (Александровский Ю.А., 1993, Личко А.Е., 1983; Шевченко Ю.С., 1997; Абрамова Г.С., 2000; Заваденко Н.Н., 2001). И поэтому изучение и коррегирование проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с учетом комплекса психологических и психофизиологических исследований интегральной индивидуальности нормально развивающегося ребенка и ребенка с нарушениями развития является актуальной [2, 5, 6,10].

Нами была выдвинута рабочая гипотеза о том, что целенаправленное воздействие арттерапии (использующая и влияющая на моторную сферу ребенка во всем её многообразии) на психические процессы по средствам применения специальных методик позволит стимулировать созревание этих процессов, повысить уровень их развития и смягчить проявления синдрома гиперактивности.

Моторная деятельность в дошкольном возрасте проявляется как естественная биологическая потребность. Ее функциональное значение заключается в стимулировании развития всех функций организма ребенка. Известно, что уровень развития двигательных функций зависит от ряда биологических и социальных факторов. Их связь с биологией организма определяется анатомо-физиологическим обеспечением этих функций. В то же время на уровень развития двигательных функций оказывают влияние социальная среда и состояние работы по коррекционному воздействию на психомоторику в дошкольных учреждениях. Вот почему знание исходного уровня моторных возможностей детей является необходимым условием успешной работы в данном направлении [4, 8].

На основе проведенного многоаспектного анализа литературы нами были выделены подходы исследователей к пониманию психомоторики как основы двигательных способностей. Установлено, что они обеспечивают эффективное управление движениями на основе точного самоконтроля и саморегуляции [6, 7, 8]. Аналитический обзор литературы позволил нам выделить в качестве приоритетного такое понимание формирования способностей, под которым понимается активный психолого-педагогический процесс, направленный на диагностику уровня и структуры психомоторных задатков и развитие компонентов общих и специальных способностей к определенной двигательной деятельности (Е.П. Ильин, 1983; Л.А. Венгер, 1984; Д.Б. Богоявленская, 2002; В.П. Озеров, 2002 и др.).

Уровень общего моторного развития детей определялся нами по результатам выполнения контрольных упражнений из раздела "Физическое воспитание" Программы воспитания и обучения в детском саду. Они были следующими:

– бег на 30 м со старта. Время прохождения дистанции характеризовало уровень овладения навыком бега, а так же развитие качества быстроты и определялось в секундах;

– прыжок в длину с места. Проводился по общепринятой методике. Засчитывался лучший результат из трех попыток. Он характеризовал уровень развития скоростно-силовых качеств, координационных способностей и степень овладения навыком прыжка. Результат определялся в сантиметрах;

– прыжок вверх с места. Проводился по методике, предложенной Абалаковым. Засчитывался лучший результат из трех попыток. Он характеризовал степень овладения навыком прыжка, уровень развития скоростно-силовых качеств координации движения. Результат определялся в сантиметрах;

– метание теннисного мяча (80 г) на дальность правой и левой руками. Засчитывался лучший результат из трех попыток для каждой руки. Результат задания характеризовал развитие скоростно-силовых качеств, степень овладения навыком метания и определялся в метрах.

Для исследования произвольной моторики мы использовали отдельные методики "шкалы моторной одаренности" Н.И. Озерецкого (1928). Детям предлагались задания на реципрокную координацию, проба на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь», проба «пересчет пальцев», проба на пальцевой гнозис и праксис, исследование артикуляционного праксиса, пробы Хеда. Они позволяют дать комплексную, достаточно дифференцированную характеристику моторной сферы в целом.

Нами было проведено исследование показателей двигательной подготовленности и психомоторных навыков детей 7-го года жизни с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, имеющих дизартрические нарушения (экспериментальная и контрольная группа) и их сверстников из массового детского сада в начале и конце периода коррекции с использованием методик арттерапии [9].

По всем показателям двигательной подготовленности перед началом коррекционного воздействия результаты в экспериментальной и контрольной группах статистически достоверно не отличались. Хотя результаты в экспериментальной группе были выше, чем в контрольной группе, в беге на 30 метров со старта (на 0,2 с), в челночном беге (0,3 с), в прыжках в длину с места (на 1,8 см) (таблица 1), но эти отличия статистически не достоверны (p > 0,05).

Таблица 1

Результаты показателей двигательных навыков до и после коррекции у дошкольников с СДВГ

Показатели (единица измерения)


Период

Группа

Достоверность различий (р<0,05)

Экспериментальная

Контрольная

N= 23

X + m

N= 21

X + m

Бег 30 м (с)

Начало

9,40+ 0, 16

9,60+ 0,37

>

Конец

8,70+ 0, 14

9,14+ 0,17

<

Достоверность различий (р<0, 05)

<

<


Челночный бег (с)


Начало

8,20+ 0, 14

8,50+ 0,24

>

Конец

7,36+ 0, 19

7,85+ 0,15

>

Достоверность различий (р<0, 05)

<

<


Прыжок в длину (см)

Начало

86, 7+ 3, 14

84,9+ 5,14

>

Конец

94,2+ 3, 50

86,7+ 3,23

<

Достоверность различий (р<0, 05)

<

>


Прыжок вверх с места (см)

Начало

23,1+ 0, 47

23,9+ 0,79

>

Конец

27,0+ 0, 57

26,3+ 0,89

<

Достоверность различий (р<0, 05)

<

<


Метание теннисного мяча вдаль (м)

Начало

6,08+ 0, 32

6,06+ 0,54

>

Конец

7,18+ 0, 07

6,98+ 0,13

<

Достоверность различий (р<0, 05)

<

>



В беге на 30 м результаты улучшились в среднем на 0,7с (р < 0,05), а в "челночном" беге – на 0,84с (р < 0,05). В контрольной группе статистически достоверные положительные изменения отмечаются в беге на 30 м – на 0,46 с, (р < 0,05), в "челночном" беге – на 0,75 с, (р < 0,05), в прыжках вверх с места – на 2,4 см (р < 0,05). Незначительные изменения статистически не достоверны (р > 0,05) произошли в прыжках в длину с места, в метании теннисного мяча на дальность.

Анализ исходных данных позволяет отнести преобладающее качество результатов по большинству заданий к среднему уровню. В экспериментальной группе в отдельных случаях эта цифра колеблется от 60,2% в прыжках в длину с места до 83,9% в беге на 30 м., в контрольной группе – от 58,9% в прыжках в высоту до 80,7% в метании теннисного мяча.

Исследование уровня развития психомоторики позволило выявить в ходе констатирующего эксперимента существенные расхождения между детьми с СДВГ, имеющих дизартрические нарушениях, и их нормально развивающимися сверстниками. Дети с СДВГ на низком уровне выполняют такие задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), практически не способны к автоматизации речевых рядов.

Исследуя данную группу функций, мы использовали следующие задания: рядоговорение (цифровые ряды), воспроизведение звуковых ритмов из 3 – 6 ударов с разными интервалами, проба "Кулак – ребро – ладонь" и др.

Эксперименты показали, что дети с СДВГ достоверно отстают от нормально развивающихся детей при выполнении всех заданиях. Наиболее часто у них встречается слабость автоматизации речевых рядов (64 %), в воспроизведении звуковых ритмов (66 %) и затруднения в воспроизведении серий движений (59 %).

Нарушение воспроизведения звуковых ритмов свидетельствует как о недостаточном развитии слухового анализатора (на этапе анализа предъявления образца), так и об особенностях функционирования моторных систем (на этапе воспроизведения). Частота же сочетания низких результатов в воспроизведении ритмов с отставанием в пробе "Кулак – ребро – ладонь" служит косвенным показателем той роли, какую играет недостаточность моторики в данном нарушении.

Дефицит тех или иных сукцессивных функций, по нашим наблюдениям, встречается в среднем у 65 % детей с СДВГ (таблица 2).

Таблица 2

Число детей с СДВГ и нормально развивающихся детей, справившихся с сукцессивными заданиями

Вид задания

Дети с СДВГ (n = 44)

Дети с нормальным развитием (n = 30)

n

%

n

%

Цифровые ряды

16

36

26

87

Ритмы

15

34

29

97

Проба "Кулак – ребро – ладонь"

18

41

28

93

Проба Хеда (речевой вариант)

15

34

28

93

Проба Хеда (наглядный вариант)

12

27

20

67


Наши исследования свидетельствуют о том, что у подавляющего числа детей с СДВГ, которому сопутствует псевдобульбарная дизартрия различной степени выраженности, имеются признаки общего недоразвития речи. Как правило, они в полном объеме понимают обращенную к ним речь и пользуются развернутыми фразами. В 86% случаев обнаруживаются нарушения звукопроизношения. У 56% детей в речи встречаются аграмматизмы в виде неправильного согласования слов в предложении и искажении падежных окончаний. Довольно часто наблюдаются затруднения в поиске нужного слова при назывании предмета или понятия, заведомо известного ребенку. Это вызвано инфантильно – астеническими расстройствами памяти, описанными С.С. Мнухиным. Словарный запас при СДВГ ограничен в объеме, причем активный в большей степени, чем пассивный. У большинства детей (86%) выявлены выраженные затруднения в фонематическом анализе (таблица 3).

Нарушения произвольной речевой моторики коррелирует с выраженностью нарушений звукопроизношения у детей с СДВГ и свидетельствуют о дисфункции или незрелости теменно-центральных отделов коры [6].

Таблица 3

Распространенность нарушений речевой моторики и устной речи у детей с СДВГ и нормально развивающихся сверстников


Вид нарушения

Группа

Дети с СДВГ (n = 44)

Дети с нормальным развитием (n = 30)

Кол – во

%

Кол – во

%

Нарушение артикуляционного праксиса

38

86

6

20

Общее недоразвитие речи

42

95

-

-


Для разработки содержания и методики коррекционной работы по смягчению проявлений патологического состояния и развитию дефицитарных функций для старших дошкольников с СДВГ, имеющих дизартрические нарушения, с целью повышения уровня развития психических процессов большой интерес представляют значения взаимозависимости между показателями, характеризующими уровень развития интеллектуальных и психомоторных навыков. Значение таких взаимосвязей позволяет уточнить содержание и методику разработанных средств, более целенаправленно воздействовать на психические процессы, что, в свою очередь, будет способствовать более эффективному повышению их уровня.

С целью выявления зависимости между уровнем развития психомоторики и уровнем развития устной речи был разработан ранговый коэффициент корреляции по Спирмену. Выявленные зависимости иллюстрируются следующей матрицей корреляции (таблица 4).

Значимые связи установлены между показателями, характеризующими уровень развития психомоторики и звукопроизношения.

Проведенное исследование показало, что уровень развития психомоторики имеет взаимообусловленную связь с уровнем развития звуковой стороны речи. Это, очевидно, связано с тем, что развитие любого двигательного качества связано, с одной стороны, с совершенствованием его периферических механизмов, а, с другой стороны – с развитием центральных механизмов, среди которых ведущую роль играет состояние его связей с другими отделами мозга.

Таблица 4

Взаимосвязь между показателями психомоторных и речевых навыков

Психомоторные навыки

Звукопроизношение

Задание Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию

0, 523

Проба на динамический праксис "Кулак-ребро-ладонь"

0, 487

Пробы Хеда на пространственную организацию движений

0, 610

Артикуляционный праксис

0, 736


В развитии психомоторики наиболее выражено значение процессов, уровень совершенствования которых, в преимущественной мере, определяется работой центральной нервной системы, что, очевидно, и детерминирует выявленные связи.

Проведенный сравнительный анализ уровня развития психомоторики и сформированности звукопроизносительной стороны речи детей позволил установить следующее: чем ниже уровень развития психомоторики, тем менее сформированными оказываются психические процессы.

Очевидно, зрелость психомоторных функций является фактором, обусловливающим более быстрое созревание психических процессов, что говорит о необходимости организации коррекционного воздействия не только на двигательные способности детей, но и на включение в содержание педагогической работы таких средств и методов, которые бы способствовали целенаправленному развитию психических процессов.

Таким образом, проблема повышения уровня развития психических процессов у старших дошкольников с СДВГ предполагает изучение и использование научных данных о факторах, влияющих на их развитие. Особенно это касается двигательной активности детей, ведущая роль которой в психическом и моторном развитии ребенка общепризнанна.

Вместе с тем, многие вопросы, касающиеся взаимосвязи моторной сферы и уровня развития психических процессов, не нашли должного отражения в исследованиях. Недостаточное изучение этого вопроса оставляет проблему повышения уровня развития психических процессов средствами арттерапии на уровне эмпирических представлений, и это создает условия для эффективного использования огромных возможностей искусства и сглаживанию проявлений синдрома гиперактивности. Предпринятое с этой целью исследование позволило выявить, что:

- 86% детей с СДВГ, которому сопутствуют дизартрические нарушения, седьмого года жизни имеют низкий уровень развития психомоторики;

- уровень развития звукопроизношения в наибольшей степени имеет связь с координационными и ритмическими способностями, следовательно, их совершенствование является одним из приоритетных направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими СДВГ в сочетании с псевдобульбарной дизартрией;

- используя методики арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими СДВГ в сочетании с псевдобульбарной дизартрией, можно смягчить проявления данного нарушения развития, повысить уровень развития дефицитарных психических функции, тем самым осуществляя более качественную подготовку данной категории детей к школьному обучению в массовых условиях. Литература:

  1. Антропова, М.В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6 – 12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке / М.В. Антропова // Физиология человека. – М., 1983. – Т. 9. – № 1. – С. 18-24.

  2. Брязгунов, И.П., Касатикова Е.В. Непоседлевый ребёнок. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 96с.
  3. Вавилова, Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Н. Вавилова. – М., 1971. – 21 с.

  4. Вильчковский, Э.С. Исследование формирования основных двигательных навыков у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук / Э.С. Вильчковский. – Харьков, 1965. – 20 с.

  5. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Академический Проект, 2004. – 176с.

  6. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112с.
  7. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза развития детей с отклонениями в развитии //Дефектология.-1996.-№5. – С.3-7.

  8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997. – С.303.

  9. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2001. – 246 с.

  10. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002 (Серия «Практическая психология»). – 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, уровень развития психомоторики, достоверность различий, ребенок, контрольная группа, проба, прыжок, теннисный мяч, коррекционная работа, коррекционное воздействие.

Похожие статьи

Особенности логопедической работы по развитию...

Распределение детей ЭГ иКГ по уровням развития психомоторики. Уровень. Кол-во детей КГ (чел.)

Процентное распределение детей по уровням развития психомоторики показано на рисунке.

Волновая гимнастика в коррекции психомоторных показателей...

Достоверность.

Уровень психомоторного развития детей после коррекции увеличился в среднем на 78,9 % р ˂ 0,05

Исследование уровня развития психомоторики позволило выявить в ходе констатирующего эксперимента существенные расхождения между детьми с...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой...

нарушение зрения, ребенок, индивидуальный подход, мелкая моторика, мелкая моторика рук, коррекционная работа, дифференцированный подход, развитие, уровень развития, двигательный акт.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Комплексный подход к развитию координационных способностей...

Психомоторное недоразвитие проявляется во всех областях двигательной сферы. Для умственно отсталых детей характерны нарушения основных движений (ходьбы, бега, прыжков), низкий уровень развития физических качеств, нарушения координационных способностей...

Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для...

4) определить уровень сформированности психомоторной сферы детей с задержкой психического развития.

Коррекционная ритмика — одно из самых эффективных средств воздействия на двигательную сферу.

Оценка координационных способностей детей с ДЦП в возрасте...

Контрольная группа детей ДЦП занималась 2 раза в неделю обычной программой по футболу.

Статистика определений была проведена методикой достоверности различий по t — критерию Стьюдента.

Оценка степени влияния развития мелкой моторики на детей...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Особенности логопедической работы по развитию психомоторики...

III, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, зрительная память, общее недоразвитие речи, слуховая память, контрольная группа, слово, экспериментальная группа.

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников...

коррекционная работа, психическое развитие, дошкольный возраст, словесная инструкция, Ребенок, Физическая культура, клинический диагноз, коррекционная направленность, педагогический процесс...

Похожие статьи

Особенности логопедической работы по развитию...

Распределение детей ЭГ иКГ по уровням развития психомоторики. Уровень. Кол-во детей КГ (чел.)

Процентное распределение детей по уровням развития психомоторики показано на рисунке.

Волновая гимнастика в коррекции психомоторных показателей...

Достоверность.

Уровень психомоторного развития детей после коррекции увеличился в среднем на 78,9 % р ˂ 0,05

Исследование уровня развития психомоторики позволило выявить в ходе констатирующего эксперимента существенные расхождения между детьми с...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой...

нарушение зрения, ребенок, индивидуальный подход, мелкая моторика, мелкая моторика рук, коррекционная работа, дифференцированный подход, развитие, уровень развития, двигательный акт.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Комплексный подход к развитию координационных способностей...

Психомоторное недоразвитие проявляется во всех областях двигательной сферы. Для умственно отсталых детей характерны нарушения основных движений (ходьбы, бега, прыжков), низкий уровень развития физических качеств, нарушения координационных способностей...

Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для...

4) определить уровень сформированности психомоторной сферы детей с задержкой психического развития.

Коррекционная ритмика — одно из самых эффективных средств воздействия на двигательную сферу.

Оценка координационных способностей детей с ДЦП в возрасте...

Контрольная группа детей ДЦП занималась 2 раза в неделю обычной программой по футболу.

Статистика определений была проведена методикой достоверности различий по t — критерию Стьюдента.

Оценка степени влияния развития мелкой моторики на детей...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Особенности логопедической работы по развитию психомоторики...

III, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, зрительная память, общее недоразвитие речи, слуховая память, контрольная группа, слово, экспериментальная группа.

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников...

коррекционная работа, психическое развитие, дошкольный возраст, словесная инструкция, Ребенок, Физическая культура, клинический диагноз, коррекционная направленность, педагогический процесс...