Диагностические возможности метода Q-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аликина, Е. Л. Диагностические возможности метода Q-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей / Е. Л. Аликина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1798/ (дата обращения: 15.11.2024).

Рассматривается проблема обоснованности использования метода Q-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей. Представлена обработка результатов с помощью факторного анализа в соответствии с теоретическими рекомендациями. Получены структура представлений матерей об основных тенденциях социального поведения ребенка в группе, которые выделены по критериям количества и порядка рождения детей в семье.

Ключевые слова: метод Q-сортировки, факторный анализ, структура представлений, модели социального поведения ребенка.


В контексте проблем познания индивидуальности особый интерес представляет изучение имплицитного знания об индивидуальности. В этой связи актуальным становится вопрос о том, как осуществляется процесс познания индивидуальности наивным субъектом, не обладающим психологическим знанием. Трудности, возникающие в процессе таких исследований, обусловлены отсутствием разработанной методологии изучения особенностей познания и восприятия человеком собственной психической реальности и реальности других людей. Проблемы методологического плана заключаются в том, что из целого ряда особенностей необходимо выбрать такие, которые в наибольшей степени отражали бы индивидуальность человека. Использование только количественной стратегии в ситуации познания индивидуальности и сосредоточение внимания на стандартизированных методиках исследования оказывается недостаточным. Возникает потребность в использовании качественных методов исследования в изучении особенностей познания собственной психической реальности и реальности других людей [2;7;12]. Один из исследовательских методов, занимающий промежуточное положение между качественными и количественными методами, — Q-методология [5]. Ряд отечественных авторов [1,4,10,14] относят метод Q-сортировки к методам психосемантической диагностики. Данный вид диагностики направлен на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов, на выявление индивидуальных различий в процессах категоризации [1]. Психосемантический подход к исследованию личности реализует парадигму «субъектного» подхода к пониманию другого. Содержательная интерпретация выделяемых структур (факторов) необходимо требует увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы осмысления мира. Реконструируемая в рамках субъективного семантического пространства индивидуальная система значений выступает своеобразной ориентировочной основой такого эмпатийного процесса, дает ему смысловые опоры [9].

В основном, методы психосемантики разработаны западными психологами и заимствованы отечественными психологами после соответствующей модификации. Метод, получивший название техника Q-сортировки, был разработан в начале 1950-х годов Уильямом Стефенсоном (Stephenson, 1953) и используется для изучения представлений о себе или значимом другом. Достоинством метода является то, что при работе с ним испытуемый проявляет свою индивидуальность, а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей [8]. С конца XX века возник новый интерес к идеям Стефенсона в психологии, общественных коммуникациях, политических науках, здравоохранении, экологии, иных областях. С. Браун, подчеркивая качественные характеристики Q-метода, отмечает, что «метод привлекает своим проникновением в основные философские понятия, описывающие феномен субъективности. Q- методология – набор процедур, теория и философия, поддерживающие изучение той самой субъективности, которая находится в фокусе большинства качественных исследований. Целью Q-сортировки скорее является получение совокупности индивидуальностей, а не просто совокупность их количественных признаков. Данный метод предполагает интерпретационное исследование субъективного поведения, не налагая обычных предубеждений структурированных анкетных опросов. Это в большей степени научный метод, чем просто техника Q-сортировки [3].» «Q-методология использует основанную на индивидуальных представлениях технику сортировки представительного набора субъективных утверждений, извлеченных из конкурса возможных чувств или реакций на субъективное условие» [13]. В своей работе Браун раскрывает мощный статистический механизм, лежащий в основе методики, демонстрирует возможность применения факторного анализа, к полученным утверждениям. «Выявленные факторы, поскольку они действительно имеют место в индивидуальной субъективности, и укажут на существование сегментов субъективности. Особенность Q-методологии заключается в поиске указанных сегментов, степени их сходства и различия» – отмечает он [3].

С целью изучения особенностей познания матерью индивидуальности детей нами было проведено собственное эмпирическое исследование, в котором Q-метод был использован как один из методов познания индивидуальности. Оно проводилось на выборке женщин, имеющих опыт материнства и проживающих в границах одного административного поселения. Выборка была представлена тремя группами респондентов. Первую составили женщины, имеющие одного ребенка (34 человека), вторую группу – женщины, имеющие двоих детей (38 человек), третья группа была представлена женщинами, имеющими троих и более детей. Общее количество обследованных составило 102 человека. В процессе исследования, помимо метода Q-сортировки, применялись: метод свободного описания (М. Лалджи), метод ассоциаций, метод рисунка (А. Л. Венгер).

Обработка результатов диагностики по данной методике осуществлялась в три этапа. На первом этапе были проведены психометрические испытания методики «Q-сортировка». С этой целью исследовались конструктная валидность и надежность шкал данной методики на исследуемой выборке матерей. Применялись конфирматорный факторный анализ и тесты надежности. На втором этапе был проведен эксплораторный факторный анализ, целью которого стало выявление и сопоставление структуры представлений об основных тенденциях поведения ребенка в реальной группе в подгруппах матерей, выделенных по критериям количества и порядка рождения детей в семье. На третьем этапе был проведен дискриминантный анализ, целью которого было определение совокупности отдельных характеристик-описаний поведения ребенка, определяющих различия в подгруппах матерей, выделенных по критериям количества и порядка рождения детей в семье.

Анализ конструктной валидности методики «Q-сортировка» на эмпирической выборке матерей проводился в соответствии со стандартным ключом к методике «Q-сортировка» с помощью структурных линейных уравнений были построены модели межличностных отношений

Анализ надежности шкал методики «Q-сортировка» на эмпирической выборке матерей проводился по модифицированной (эмпирически подтвержденной) модели социального поведения ребенка. Сравнительные показатели надежности шкал методики «Q-сортировка» приводятся в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели надежности шкал методики «Q-сортировка»

Шкала

Кол-во пунктов

α Кронбаха

Статистика Гуттмана

«Зависимость»

6

0,58

0,58

«Независимость»

9

0,71

0,76

«Общительность»

7

0,13

0,17

«Необщительность»

3

0,08

«Принятие борьбы»

9

0,72

0,73

«Избегание борьбы»

6

0,52

0,52


Таким образом, проведенные психометрические испытания методики Q-сортировка на эмпирической выборке матерей показали следующее.

  • Шкалы «Независимость» и «Принятие борьбы» обладают высокими показателями надежности.

  • Шкалы «Зависимость» и «Избегание борьбы» обладают средними (приемлемыми) показателями надежности.

  • Шкалы «Общительность» и «Необщительность» обладают низкими (неприемлемыми) показателями надежности, что не позволяет использовать их в дальнейших анализах.

Структура познания матерями основных тенденциях поведения ребенка в реальной группе исследовалась с помощью эксплораторного факторного анализа (метод главных компонент, вращение Varimax). В анализ включались суммарные шкалы методики Q-сортировка, обладающие приемлемым уровнем надежности: «Зависимость», «Независимость», «Принятие борьбы», «Избегание борьбы». В группе однодетных матерей была выявлена двухкомпонентная структура представлений о социальном поведении ребенка. Обнаруженные в результате анализа факторы охватили 69,74% доли объяснимой дисперсии. В первый фактор (43,71%) со значимыми факторными нагрузками вошли показатели независимости (0,801) и принятия борьбы (0,839), а также – с отрицательным знаком – показатель избегания борьбы (-0,616). Во второй фактор (26,03%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель зависимости (0,952). Так как, тенденция к зависимости определена в интерпретации теста как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей, тенденция к «борьбе» как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, а тенденция «избегание борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших факторную структуру, мы условно назвали первый фактор «Конфликтность», а второй фактор – «Ассимиляция».

В группе двухдетных матерей также была выявлена двухкомпонентная структура представлений о социальном поведении первого ребенка. Обнаруженные в результате анализа факторы охватили 78,65% доли объяснимой дисперсии. В первый фактор (49,96%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель избегания борьбы (0,743), а также – с отрицательными знаками – показатели независимости (-0,748) и принятия борьбы (-0,864). Во второй фактор (28,69%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель зависимости (0,953). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших факторную структуру, мы условно назвали первый фактор «Компромисс», а второй фактор – «Ассимиляция».

О социальном поведении второго ребенка в группе двухдетных матерей была выявлена однокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 51,59% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели зависимости (0,514) и избегания борьбы (0,661), а также – с отрицательными знаками – показатели независимости (-0,857) и принятия борьбы (-0,793). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его «Конформность».

В группе трехдетных матерей была выявлена однокомпонентная структура представлений о социальном поведении первого ребенка. Выделенный фактор охватил 48,86% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели зависимости (0,717) и избегания борьбы (0,813), а также – с отрицательными знаками – показатели независимости (-0,521) и принятия борьбы (-0,713). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его «Конформность».

Социальное поведение второго ребенка характеризует однокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 51,44% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели независимости (0,765) и принятия борьбы (0,825), а также – с отрицательным знаком – показатель избегания борьбы (-0,792). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его «Соперничество».

Социальное поведение третьего ребенка также характеризует однокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 61,1% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошел показатель избегания борьбы (0,817), а также – с отрицательными знаками – показатели независимости (-0,869) и принятия борьбы (-0,907). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его «Уступчивость».

Таким образом, эмпирически выявлены особенности в представлениях матерей об индивидуальности детей, в аспекте межличностного взаимодействия, в зависимости от количества и порядка их рождения по шкалам «Зависимость – Независимость», «Принятие борьбы» – «Избегание борьбы». Так как шкала «Общительность» и «Необщительность» показала низкие (неприемлемые) показатели надежности, можно предположить, что сфера развития эмоциональных межличностных связей находится за пределами области познания матерями особенности индивидуальности ребенка.

Анализ вкладов характеристик-описаний социального поведения ребенка в дискриминацию матерей по количеству и порядку рождения детей проводился с помощью дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения первого ребенка по шкалам «Независимость», «Зависимость», «Принятие борьбы» и «Избегание борьбы. Количество переменных, вошедших в модель, составило 15 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: Wilks' λ = 0,42; F (30,148) = 2,65 при p < 0,001. В результате анализа канонических дискриминантных функций было выделено две канонические функции, апостериорная предсказательная способность которых составила 68,75 %.

Анализ стандартизированных канонических коэффициентов первой и второй функции позволил определить, что однодетные матери, (вероятность до 59,38%) чаще отмечают у своего первого ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как насмешливость и ироничность в состоянии раздражения и склонность руководить товарищами, данные характеристики соответствуют фактору «Конфликтность» в выявленной структуре представлений. А также более частое обращение к лидеру, делегирование лидеру ответственности при планировании работ, данные характеристики соответствуют второму фактору «Ассимиляция» в выявленной структуре представлений.

Двухдетные матери (вероятность до 72,97%) чаще отмечают у своего первого ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как делегирование ответственности лидеру, отсутствие склонности принимать руководство на себя, сдержанность в выражении чувств, и в состоянии раздражения, склонность скрывать свои истинные чувства, данные характеристики соответствуют фактору «Компромисс» в выявленной структуре представлений. А также отмечают у ребенка (вероятность до 72,97%) не желание: принимать на себя руководство в группе, противоречить лидеру, затевать споры, сдержанность в выражении чувств, неумение постоять за себя при обвинении, данные характеристики соответствуют второму фактору «Ассимиляция» в выявленной структуре представлений.

Многодетные матери (вероятность до 74,07%) чаще отмечают у своего первого ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как отсутствие: критичности к товарищам, умения быть коварным и вкрадчивым, склонности руководить товарищами, покладистость, нежелание противопоставлять себя лидеру, стремление оставаться нейтральным в споре. Данные характеристики соответствуют фактору «Конформность» в выявленной структуре представлений.

По результатам дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения второго ребенка в дискриминацию матерей, имеющих двух и трех детей, количество переменных, вошедших в модель, составило 14 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: Wilks' λ = 0,43; F (14,38) = 3,59 при p < 0,001. В результате анализа канонических дискриминантных функций была выделена одна каноническая функция, апостериорная предсказательная способность которой составила 88,68 %.

Анализ стандартизированных канонических коэффициентов выделенной функции позволил определить, что двухдетные матери, (вероятность до 85,19%), чаще отмечают у своего второго ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как стремление соглашаться с основными направлениями в группе, стремление избегать быть втянутыми в спор, сокрытие своих истинных чувств, и отсутствие стремления вести других против лидера. Данные характеристики соответствуют фактору «Конформность» в выявленной структуре представлений.

Многодетные матери, (вероятность до 92,31%), чаще отмечают у своего второго ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как критичность к товарищам, насмешливость и ироничность в состоянии раздражения, склонность принимать на себя руководство в группе, противоречить лидеру, вступать в спор, затягивать и обострять его, умение противопоставить обвинениям свои доводы. Данные характеристики соответствует фактору «Соперничество» в выявленной структуре представлений.

По результатам дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения первого, второго и третьего ребенка в дискриминацию многодетных матерей, количество переменных, вошедших в модель, составило 14 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: Wilks' λ = 0,42; F (28,110) = 2,14 при p < 0,01. В результате анализа канонических дискриминантных функций было выделено две канонические функции, апостериорная предсказательная способность которых составила 62,34 %. При этом предсказательная способность дискриминантных функций для описания третьего ребенка составила – 55 %.

Анализ стандартизированных канонических коэффициентов выделенной функции позволил определить, что многодетные матери (вероятность до 55%), по сравнению со старшим и средним чаще отмечают у своего младшего ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как сдержанность в выражении чувств, а также неспособность сердиться на товарищей, склонность становиться на сторону лидера в групповых разногласиях, делегирование лидеру ответственности. Данные характеристики соответствуют фактору «Уступчивость» в выявленной структуре представлений.

Сравнительный анализ структуры представлений матерей, имеющих разное количество детей, об основных тенденциях социального поведения показал, что 1) однодетные матери в качестве наиболее типичного поведения первого ребенка в социуме выделяют конфликтность, двухдетные матери – компромисс, а трехдетные матери – конформность. В подгруппе однодетных и двухдетных матерей существует второстепенная (менее распространенная) поведенческая модель первого ребенка в социуме – ассимиляция; 2) двухдетные матери в качестве наиболее типичного поведения второго ребенка в социуме выделяют конформность, а трехдетные матери – соперничество. При этом респонденты обоих подгрупп проявляют самую высокую согласованность в представлениях о втором ребенке, по сравнению со старшим и младшим; 3) многодетные матери в качестве наиболее типичного поведения в социуме выделяют у младшего ребенка – уступчивость. При этом 40-50% многодетных матерей проявляют существенную рассогласованность в представлениях о социальном поведении младшего ребенка.

Таким образом, обнаружены значимые различия в представления матерей об индивидуальности детей в аспекте межличностного общения, в зависимости от их количества и порядка рождения.


Литература:

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб.: Питер, 2005.

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. / Г.М. Андреева. М.,

2005. С. 215.

  1. Браун С. Пример Использования Q Методологии [Электронный ресурс] //Методические материалы URL: http://qmethod.narod.ru/About/Primer.htm (дата обращения: 29.07.2011)

  2. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревич, Борисова Е.М. УРАО, 2000

  3. Дэвис Дж. Исследования в рекламной деятельности: Теория и практика. / Пер. с англ. / Дж. Дэвис. М., 2003.

  4. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. / С.Ю. Жданова. Пермь, 2005.

  5. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект) / Е.А. Климов. М., Воронеж, 2001.

  6. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб., 1997

  7. Лузаков, А.А. Личность как субъект категоризации в межличностном познании: взаимодействие когнитивных и ценностно-мотивационных структур / А.А. Лузаков. Адд, 2007.

  8. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики: учебное пособие / В.Ф. Петренко. Смоленск, 1997

  9. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд / С. Московичи // Психол. журн. 1995. Т. 16, №1. С.3-18; №2. С. 3-14.

  10. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию /В.В. Семенова. М., 1998. С. 292

  11. Смит Н. Современные системы психологии. История, постулаты, практика/ Н.Смит. СПб., 2003

  12. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт/ А.Г. Шмелев. СПб., 2002.

9


Основные термины (генерируются автоматически): Принятие борьбы, выявленная структура представлений, Избегание борьбы, значимая факторная нагрузка, мать, объяснимая дисперсия, показатель независимости, учет интерпретации, факторный анализ, социальное поведение ребенка.

Похожие статьи

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Методологические подходы к изучению личностной структуры в популяции здоровых школьников

Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения

Модель исследования развития личности счастливых школьников старших школ при реализации феликсологического подхода

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке

Теоретический обзор феномена образа тела у пациентов с приобретенными психическими расстройствами вследствие черепно-мозговой травмы

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Оптимизация эмоциональной сферы у разведенных женщин посредством транзактного анализа

Похожие статьи

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Методологические подходы к изучению личностной структуры в популяции здоровых школьников

Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения

Модель исследования развития личности счастливых школьников старших школ при реализации феликсологического подхода

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке

Теоретический обзор феномена образа тела у пациентов с приобретенными психическими расстройствами вследствие черепно-мозговой травмы

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Оптимизация эмоциональной сферы у разведенных женщин посредством транзактного анализа