Библиографическое описание:

Додова Л. М. Особенности становления локуса контроля у подростков, получающих кадетское образование [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 76-79.

В современной России сложились разнообразные организационные формы учебной деятельности. Помимо традиционного школьного образования, успешно функционируют образовательные учреждения, в которых аккумулируются этнопсихологические, культурно-исторические, национальные отечественные и региональные традиции. К учебным заведениям этого вида можно отнести кадетские корпуса. В них обучаются подростки мужского пола, получающие в процессе общего среднего образования комплексное образовательно-воспитательное, развивающее педагогическое воздействие вариативного типа. Ученики («кадеты») познают этнические традиции народа, основанные на почитании патриотизма, незыблемости семейных ценностей, межпоколенной преемственности культуры, нравов, религиозных традиций и обычаев.

Историческая справка.

Словом «кадет» (от французского cadet - «младший») в дореволюционной России определялось звание воспитанников кадетских корпусов – средних военно-учебных заведений для детей дворян и офицеров, с 7-летним курсом. Первые кадетские учреждения в России были созданы императорским Указом 29 июля 1731 года. Процесс широкомасштабных реформ 60-80-х годов XIX века затронул и систему кадетского образования. В 1882 году было восстановлено наименование кадетских корпусов, так как оно точнее определяло их прямое назначение. Сохранив установившийся в этих заведениях общеобразовательный учебный курс и общие основы воспитания, правительство уравняло их в средствах содержания и придало всему строю внутренней жизни в них такой характер, который отвечал цели учреждения подготовительных военно-воспитательных заведений. Было установлено, что должности воспитателей должны замещаться исключительно офицерами. Воспитанники разделялись на группы по возрастам и классам, группе присваивалось наименование «рота», с установлением должностей ротных командиров. Одновременно вводились «военные школы» - учебные заведения для «воспитания и элементарного образования малолетних, удаляемых из кадетских корпусов по малоспособности или нравственной испорченности» [6].

В середине XIX века были созданы и несколько казачьих кадетских корпусов, которые содержались на средства, отпущенные из войсковых капиталов. Они были доступны для детей всех казаков, но первенство приема принадлежало сыновьям офицеров, чиновников и дворян. Первым был основан Оренбургский Неплюевский кадетский корпус (1825 г.). Следующий за ним – Омский кадетский корпус, преобразованный в 1848 г. из Войскового казачьего училища; затем шли Донской Имеператора Александра III кадетский корпус (1883-й год основания), Второй Оренбургский кадетский корпус (1887 г.), и, наконец, самый молодой в дореволюционной России — Владикавказский кадетский корпус, основанный в 1901 г.

Краткий исторический обзор показывает, что современные кадетские школы-интернаты, возобновленные в 80-х гг. XX века, берут свое начало в отечественных традициях кадетских корпусов, в которых воспитывались подростки из семей офицеров российской армии. Сегодня их назначение – получение воспитанниками общего и начального военного образования, формирование культуры личности, ее стойкости, гражданственности, патриотизма, дисциплинированности и исполнительности, подготовка к воинской службе. Надо отметить, что раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов.

Современные концепции становления личностной зрелости в подростковый период развития личности.

Личностная зрелость – понятие, синономичное определению зрелой личности, впервые данном Г. Олпортом. По Олпорту зрелая личность – это «личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя» [цит. по: 2, с. 177]. И.С. Кон использует понятие «социальная зрелость», рассматривая её как стадию социального развития личности, характеризующуюся не только овладением социальными ролями, но и способностью к самостоятельным поступкам, активной социальной позиции, принятию ответственности за социальные последствия своего поведения [2]. В социальной зрелости отражает сформированность социальных качеств личности (ролевых, гражданских, политических и правовых, профессиональных, карьерных и т.д.) [1, с. 208].

Становление психологической, социальной зрелости и феноменологические ее проявления в подростково-юношеский период рассматриваются преимущественно в предметном поле психологии развития, возрастной психологии, психологии личности. Так, в концепции поуровневого развития личности, предложенной в трудах Д.И. Фельдштейна, ведущая роль отводится становлению социальной зрелости, измеряемой, в свою очередь, степенью и характером индивидуализации и социализации растущего человека на разных этапах его взросления. При этом условием раскрытия данных процессов определяется специальное изучение особенностей развития и изменения деятельности, рассмотрения спектра ее усложнения, специфики типов и видов, их смены и взаимодействия [4, с. 10-11]. Введение Д.И. Фельдштейном в качестве измерительного основания личностного развития единых для всех ступеней жизни человека принципов позволяет рассматривать развитие как внутренне целостный процесс, связанный воедино определенными особенностями развивающегося индивида и характером происходящих изменений. Такой подход предполагает вычленение нескольких линий исследования, среди которых определение характера и особенностей воздействия социальной среды как условия личностного становления, анализ динамических характеристик ведущей деятельности, рассмотрение движущих сил и механизмов личностного развития индивида занимают особое место [там же].

Большое влияние на развитие представлений о становлении подростковой зрелости в зарубежной психологической науке оказывает концепция Дж. Мида, который рассматривал социализацию ребенка как научение смотреть на себя глазами обобщенного Другого [9]. Основным критерием социализированности личности определена развитость рефлексивных способностей и процессов. И. Гринберг определяет психосоциальную зрелость личности как сочетание независимости, самостоятельности в принятии решений, и социальной ответственности, выражающейся в содействии благосостоянию общества. С точки зрения психологии развития взрослость – это способность к реализации и индивидуальных, и общественных целей [1, с. 203; 6]. И. Гринберг вводит понятие «псевдозрелость», которым обозначает такое состояние подростковой стадии развития личности, когда социальная зрелость достигнута, т.е. подросток принимает на себя социальные роли взрослого, но психологическая зрелость еще не наступила: взрослое поведение, по сути, имитируется, оно не сопровождается теми переживаниями, суждениями, представлениями, которые возникли бы у взрослого человека в подобной ситуации [7]. Псевдозрелость может детерминировать девиантное поведение подростка. При расхождении социальной и психологической зрелости невозможно говорить о психосоциальной зрелости личности. Этот подход созвучен выводу Д.И. Фельдштейна о том, что современный подросток, реально поднявшийся на новый уровень социальной зрелости, не включается последовательно в сферу деятельности общества, не включается в обсуждение на доступном растущему человеку уровне тех проблем, которыми живут взрослые, – экономических, экологических, социально-политических и др. [5, с. 6].

А. Инкельс и Г. Лейдерман [8] рассматривают зрелость как способность личности компетентно принимать на себя социальные роли мужчин и женщин, характерные для индустриально развитого общества, и предлагают пять критериев подростковой зрелости: эффективность, упорство, ответственность, индивидуализм, кооперативность. Каждый из критериев должен измеряться применительно к пяти сферам жизни (школа, семья, группа сверстников, работа, общество). Таким образом, для оценки зрелости подростка А. Инкельс и Г. Лейдерман предлагают использовать 25 показателей.

Успешность преодоления кризисных тенденций в подростковый период персоногенеза во многом предопределяется тем, как формируются стратегии атрибуции подростка, какова их локализация. Образовательная среда, в которой происходит личностное становление подростка, в значительной мере, наряду с референтными группами, значимым другим, является социальным контекстом развития данного процесса. Организационно-педагогические условия кадетского корпуса определяются несколькими параметрами: спецификой образовательной среды, учебно-воспитательным процессом, особенностями социальной среды (социальной ситуации), в которой происходит личностное становление, индивидуализация и социализация подростков.

В проводимом исследовании мы сформулировали цель: определить особенности локализации контроля как одного из критериев личностной и социальной зрелости подростков, обучающихся в условиях кадетского образования. Гипотеза исследования состояла в предположении о различиях в уровне интернальности подростков, обучающихся в СОШ и кадетских школах-интернатах, складывающихся в результате своеобразия организации педагогического процесса.

Исследование проведено на базе двух кадетских корпусов: Кубанского казачьего кадетского корпуса им. атамана М.П. Бабыча (КККК, г. Краснодар) Горского кадетского корпуса им. А.Д. Цароева (ГКК, Республика Ингушетия). Эмпирическую выборку составили 90 старших подростков: 41 чел. – ученики ГКК; 33 чел. – ученики КККК; 16 чел. – старшеклассники одной из СОШ г. Назрань. Применен опросник УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкин, А.М. Эткинд). Разделяя точку зрения А.А. Реана [3], мы считаем, что наибольшее значение для понимания локализации контроля имеют две субшкалы: интенальность в области достижений («Ид») и интернальность в области неудач («Ин»), а также шкала общей интернальности («Ио»), отражающая локализацию субъективного контроля над любыми значимыми событиями.

Результаты и их обсуждение.

Высокий уровень общей интернальности (более 70,0% от макс. балла, предусмотренного шкалой) имеют 40,0 опрошенных подростков (36 чел.). При этом высокие показатели более свойственны подросткам кадетских корпусов (43,2%) по сравнению с ребятами, обучающимися в СОШ (25,0%): при φ*=1,40 р≤0,08 (рис. 1). Анализ, проведенный дифференцированно по подгруппам испытуемых, показал, что наиболее выражена «Ио» у подростков КККК: она свойственна более чем половине старшеклассников этого образовательного учреждения (51,5%), что достоверно выше, чем в ГКК (36,6%; р≤0,10) и в СОШ (25,0%; р≤0,034).

Рисунок 1. Доли (%) представленности высоких показателей общей интернальности (шкала «Ио»), интернальности в области достижений (шкала «Ид») и в области неудач (шкала «Ин») в обследованных группах подростков.


Если рассмотреть соотношение среднегрупповых оценок по шкале «Ио» с максимальным баллом, предусмотренным использованной методикой (44 балла), то определяем еще одну особенность: средний показатель в группе подростков КККК составляет 71,1% от макс. значения (31,3 балла), в группе подростков ГКК – 64,9% (28,5 балла), а в группе ребят общеобразовательной школы – 61,7% (27,1 балл). При этом уровень интернальности у подростков СОШ наиболее близок к стандартным характеристикам опросника УСК, полученным на испытуемых подросткового и раннего юношеского возраста (26,6 балла), а у подростков КККК – приближается к статистическим характеристикам, полученным на взрослой выборке (33,4 балла; А.А. Реан, 2001, с. 101). Данная особенность является психологическим показателем опережающего становления личностной зрелости подростков, воспитывающихся в образовательной среде Краснодарского кадетского корпуса.

Анализ данных по шкале «Ид» показал, что 44,4% подростков старшего возраста имеют высоко выраженную субъективную локализацию контроля, при этом средний диагностический балл (6,9) близок к стандартным значениям шкалы «Ид» (7,0 баллов). Склонность приписывать собственные успехи и достижения внешним обстоятельства обнаружили только 8,8% респондентов, причем таковых в группах кадетского образования по одному человеку, а в группе подростков СОШ – шесть человек или 37,4% испытуемых. Высокая выраженность субъективного контроля в области достижений достоверно преобладает в среде подростков КККК: им обладают 60,6% опрошенных, против 39,0% в группе ребят из ГКК и 31,3% в группе подростков СОШ (р≤0,02 при φ*=2,03 и р≤0,03 при φ*=1,86 соответственно).

Интернальность по отношению к отрицательным событиям и ситуациям (шкала «Ин» М=7,0 баллов) в целом в подростковой среде находится также на уровне, близком к популяционному (7,2 балла). Но наиболее выражена склонность принимать на себя ответственность за неудачи, происходящие в процессе жизни, у подростков СОШ (56,3% опрошенных). В группе подростков из ГКК доля таких респондентов составила 19,5%, а в группе КККК – 39,4%.

Выводы. Эмпирическая гипотеза получила подтверждение. Установленные особенности локализации контроля можно рассматривать в качестве психологического следствия влияния образовательного процесса, характера образовательной среды на личностное становление подростков. Одним из проявлений специфики этого влияния является опережающее становление личностной зрелости подростков кадетских школ-интернатов, маркером которой является достоверно более высокий, чем у их сверстников из СОШ, уровень общей интернальности и интернальности в области достижений.


Литература:
  1. Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие. // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 198-222.

  2. Кон И.С. Социология личности // Кон И.С. Социологическая психология. – М.-Воронеж, 1999. С. 177-193.

  3. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001.

  4. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. Том 1.

  5. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.

  6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах. Том 82 («Кадетские корпуса»). – СПб.: Изд-во Брокгауза, 1890-1907.

  7. Greenberger E., Steinberg L. When teenagers work. The psychological and social costs of adolescent employment. New York: Basic Books, 1986

  8. Inkeles A., Leidermn H. An approach to the study of psychosocial maturity // International Journal of Comparative Sociology. 1998. Vol.39. Issue 1. P.52-76

  9. Mead G.H. The philosophy of the present. Ed. by A. Murphy. Chicago, 1980.

Основные термины (генерируются автоматически): кадетских корпусов, социальной зрелости, зрелости подростков, группе подростков, подростков КККК, кадетский корпус, подростков СОШ, личностной зрелости подростков, развития личности, кадетского корпуса, становления личностной зрелости, группе подростков СОШ, общей интернальности, зрелости подростков кадетских, кадетского образования, социальной зрелости подростков, подростковой зрелости, субъективного локуса контроля, области достижений, личностное становление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle