Выявление суицидального поведения у подростков
Автор: Тарабан Елена Владимировна
Рубрика: 1. Общие вопросы психологии
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 11.05.2015
Статья просмотрена: 1841 раз
Библиографическое описание:
Тарабан, Е. В. Выявление суицидального поведения у подростков / Е. В. Тарабан. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 6-11. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8040/ (дата обращения: 17.12.2024).
Самоубийство, суицид (suicide) — сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение. Научный термин «суицид» впервые начал использовать врач и философ 17 в. Томас Браун, образовав его от латинского sui (себя) и caedere (убивать).
Всемирная организация здравоохранения делит страны на три вида: с низким уровнем самоубийств — 10 человек в год на 100 тысяч населения, со средним — от 10 до 20 на те же 100 тысяч и высоким — свыше 20 на 100 тысяч. К сожалению, сегодня Российская Федерация занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. И шестое место в мире по числу суицидов среди всех возрастов. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 37 процентов.
Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя раки. Уступив первенство лишь сердечно-сосудистым болезням. Каждый день добровольно уходят из жизни почти три тысячи человек. Значит, каждый год по причине суицидов теряется примерно один миллион человек. То есть 1,5 процента всех смертельных случаев. Масштабы проблемы еще более значительны, поскольку число попыток самоубийств существенно больше, чем число завершенных суицидов. Попытки превышают число самоубийств в 10–20 раз. В некоторых группах населения в 40 раз. Более всего тревожит, что суицид становится все более модным среди детей и подростков. У половины подростков 15–16 лет, совершающих попытки самоубийств, эти попытки не первые. Чаще всего кончают жизнь самоубийством подростки и молодые люди в 15–35 лет. У этой категории на одну смерть от суицида приходится почти 200 нереализованных суицидальных попыток. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15–19 лет пытается совершить самоубийство. Установлено, что лишь у 10 процентов подростков в случае самоубийства имело место истинное желание убить себя. В остальных 90 процентов случаев — это крик о помощи.
За несколько лет работы с детьми, в частности с подростками, при проведении семейных консультаций и бесед с самими подростками и их родителями определился ряд тех, кто находится в зоне повышенного суицидального риска:
- депрессивные подростки;
- подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
- подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
- одаренные подростки;
- подростки с плохой успеваемостью в школе;
- беременные девочки;
- подростки, жертвы насилия.
Выделяют три формы суицида:
- Истинный (когда человек действительно хочет убить себя);
- Аффективный (с преобладанием эмоционального момента);
- Демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности).
Истинный рост суицидов — 60 процентов — приходится на весну, когда обостряются психические заболевания, и на начало лета, когда начинаются школьные каникулы.
Из множества различных причин суицидов можно выделить следующие:
1. Конфликт в личной жизни.
2. Одиночество.
3. Неразделённые чувства.
4. Нестандартная ориентация.
5. Генетическая предрасположенность к суициду.
6. Психотравма, депрессия.
7. Секс.
Угроза суицида — ситуация, где нельзя наблюдать и ждать — нужно незамедлительно действовать!
Подростковый возраст характеризуется полным отторжением помощи родителей, педагогов и профессионалов. В тоже время диагностика суицидального поведения подростков имеет важное профилактическое значение. Своевременное определение предвестников суицида может помочь в его предотвращении. Целью профилактики суицидального поведения несовершеннолетних является прочное укрепление желания жить и радоваться жизни.
Выявление суицидального риска у детей
(А. А. Кучер, В. П. Костюкевич)
Профилактика самоубийств — это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
- учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
- влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
- анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных анти суицидальных позиций:
- можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
- я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
- выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
- я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения
Объект: учащиеся 5- 11 класса
Форма проведения: индивидуальная и групповая
Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5–7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.
Текст методики
1. Выкормил змейку на свою шейку.
2. Собрался жить, да взял и помер.
3. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
4. Ученье свет, а не ученье — тьма.
5. И медведь из запасу лапу сосет.
6. Жирен кот, коль мясо не жрет.
7. Выношенная шуба не греет.
8. Совесть спать не дает.
9. Вали с больной головы на здоровую.
10. Мал, да глуп — за то и бьют.
11. Не в бороде честь — борода и козла есть.
12. Одно золото не стареется.
13. Наш пострел везде поспел.
14. Муху бьют за назойливость.
15. Надоел горше горькой редки.
16. Живет на широкую ногу.
17. Легка ноша на чужом плече.
18. Не в свои сани не садись.
19. Чужая одежда — не надежда.
20. Высоко летаешь, да низко садишься.
21. Двум господам не служат.
22. Мягко стелет, да твердо спать.
23. За одного битого двух небитых дают.
24. За худые дела слетит и голова.
25. Говорить умеет, да не смеет.
26. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
27. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
28. Красив в строю, силен в бою.
29. Гори все синим пламенем.
30. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
31. Если все время мыслить, то на что же существовать.
32. На птичьих правах высоко взлетишь.
33. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
34. От судьбы не уйдешь.
35. Всякому мужу своя жена милее.
36. Загорелась душа до винного ковша.
37. Здесь бы умер, а там бы встал.
38. Беду не зовут, она сама приходит.
39. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
40. Кто пьет, тот и горшки бьет.
41. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
42. Сидят вместе, а глядят врозь.
43. Утром был молодец, а вечером мертвец.
44. Вино уму не товарищ.
45. Доброю женою и муж честен.
46. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
47. Кто не родится, тот и не умрет.
48. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
49. В мире жить — с миром быть.
50. Чай не водка, много не выпьешь.
51. В согласном стаде волк не страшен.
52. В тесноте, да не в обиде.
53. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
54. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
55. Болячка мала, да болезнь велика.
56. Не жаль вина, а жаль ума.
57. Вволю наешься, да вволю не наживешься.
58. Жизнь прожить — что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
59. Всякий родится, да не всякий в люди годится.
60. Других не суди, на себя погляди.
61. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
62. Живет — не живет, а проживать — проживает.
63. Все вдруг пропало, как внешний лед.
64. Без копейки рубль щербатый.
65. Без осанки и конь корова.
66. Не место красит человека, а человек — место.
67. Болезнь человека не красит.
68. Влетел орлом, а прилетел голубем.
69. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
70. В уборке и пень хорош.
71. Доход не живет без хлопот.
72. Нашла коса на камень.
73. Нелады да свары хуже пожара.
74. Заплати грош, да посади в рожь — вот будет хорош!
75. Кто солому покупает, а кто и сено продает.
76. Седина бобра не портит.
77. Бешеному дитяти ножа не давати.
78. Не годы старят, а жизнь.
79. В долгах как в шелках.
80. Бранись, а на мир слово оставляй.
81. Зеленый седому не указ.
82. А нам что черт, что батька.
83. Моя хата с краю, ничего не знаю.
84. Лежачего не бьют.
85. Что в лоб, что по лбу — все едино.
Бланк ответов
|
Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания |
Алкоголь, наркотики |
|
Несчастная любовь |
|
Противоправные действия |
|
Деньги и проблемы с ними |
|
Добровольный уход из жизни |
|
Семейные неурядицы |
|
Потеря смысла жизни |
|
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
|
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
|
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
|
Отношения с окружающими |
|
Обработка результатов
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1–6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни». Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица 1
Мальчики 5–7 класс
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики |
13–15 |
Более 15 |
Несчастная любовь |
10–12 |
Более 12 |
Противоправные действия |
13–15 |
Более 15 |
Деньги и проблемы с ними |
16–17 |
Более 17 |
Добровольный уход из жизни |
10–11 |
Более 11 |
Семейные неурядицы |
12–14 |
Более 14 |
Потеря смысла жизни |
12–13 |
Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
12–14 |
Более 14 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
11–13 |
Более 13 |
Отношения с окружающими |
15–18 |
Более 18 |
Таблица 2
Девочки 5–7 класс
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики |
10–11 |
Более 11 |
Несчастная любовь |
9–11 |
Более 11 |
Противоправные действия |
12–14 |
Более 14 |
Деньги и проблемы с ними |
15–17 |
Более 17 |
Добровольный уход из жизни |
10–11 |
Более 11 |
Семейные неурядицы |
13–14 |
Более 14 |
Потеря смысла жизни |
12–13 |
Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
13–14 |
Более 14 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
12–14 |
Более 14 |
Отношения с окружающими |
15–18 |
Более 18 |
Таблица 3
Мальчики 8–9 класс
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики |
11–12 |
Более 12 |
Несчастная любовь |
11–13 |
Более 13 |
Противоправные действия |
13–15 |
Более 15 |
Деньги и проблемы с ними |
16–18 |
Более 18 |
Добровольный уход из жизни |
10–12 |
Более 12 |
Семейные неурядицы |
11–13 |
Более 13 |
Потеря смысла жизни |
11–12 |
Более 12 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
12–13 |
Более 13 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
10–12 |
Более 12 |
Отношения с окружающими |
14–16 |
Более 16 |
Таблица 4
Девочки 8–9 класс
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется формирование анти суицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики |
11–12 |
Более 12 |
Несчастная любовь |
11–12 |
Более 12 |
Противоправные действия |
13–14 |
Более 14 |
Деньги и проблемы с ними |
16–17 |
Более 17 |
Добровольный уход из жизни |
9–11 |
Более 11 |
Семейные неурядицы |
11–12 |
Более 12 |
Потеря смысла жизни |
11–13 |
Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
11–13 |
Более 13 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
11–12 |
Более 12 |
Отношения с окружающими |
15–16 |
Более 16 |
Таблица 5
Мальчики 10–11 класс
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется формирование анти суицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики |
10–11 |
Более 11 |
Несчастная любовь |
8–10 |
Более 10 |
Противоправные действия |
13–15 |
Более 15 |
Деньги и проблемы с ними |
18–20 |
Более 20 |
Добровольный уход из жизни |
7–8 |
Более 8 |
Семейные неурядицы |
11–13 |
Более 13 |
Потеря смысла жизни |
11–12 |
Более 12 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
11–13 |
Более 13 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
11–12 |
Более 12 |
Отношения с окружающими |
19–23 |
Более 23 |
Таблица 6
Девочки 10–11 класс
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики |
9 |
Более 9 |
Несчастная любовь |
8–10 |
Более 10 |
Противоправные действия |
13–15 |
Более 15 |
Деньги и проблемы с ними |
18–20 |
Более 20 |
Добровольный уход из жизни |
7–8 |
Более 8 |
Семейные неурядицы |
12–13 |
Более 13 |
Потеря смысла жизни |
11–13 |
Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
12–13 |
Более 13 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
11–13 |
Более 13 |
Отношения с окружающими |
22–25 |
Более 25 |
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Литература:
1. Энциклопедия Кругосвет «История и Общество».
2. Актуальные проблемы суицидологии // Сб. трудов Моск. НИИ психиатрии. — М., 1978. — Т. 78; 1981. — Т. 92.
3. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. — М., 2001. — Т. 2.
4. Суицид: Хрестоматия по суицидологии / Сост. А. Н. Моховиков. — Киев, 1996.