Если не можешь изменить ситуацию, возглавь ее.
В течение всей жизни человек проходит несколько стадий взросления, в психологии они называются кризисы. По мнению современных психологов наиболее тяжелыми являют 2 стадии детского взросления это кризис 3х лет, когда происходит отделение (сепарация) ребенка от мамы, ребенок пытается все сделать сам и сталкивается с непозволением, начинает требовать, в силу еще незрелой психики не понимает, почему нельзя ему делать все, что вздумается, в это время он также знакомится с новыми эмоциями, которыми учится управлять.
Далее кризис переходного возраста, сегодня мы уделим больше внимания именно этому периоду жизни. Установить точный возраст довольно сложно, он происходит в индивидуальном порядке. Представители различных научных дисциплин (психологи, педагоги, медики, социологи) определяют временной интервал подросткового периода по-разному: 10–14, 14–18, 12–20 лет.
На данном этапе происходят изменения не только ментально и умственно, но и биологически. Примерно в семилетнем возрасте у детей начинается выработка секреции половых гормонов, ежегодно она повышается и к подростковому периоду жизни достигает максимального уровня. Данные процессы характеризуются стремительным повышением роста, более ярким проявлением вторичных признаков пола, женственностью у девочек либо возмужанием у мальчиков. Как доказано медиками, изменение любого гормонального фона влияет на поведение человека в любом возрасте.
В подростковый период происходит так же сепарация от родителей или семьи в целом, если в три года ребенок только пытается быть самостоятельным на уровне быта (надеть сам колготки, открыть ключом дверь и т. д.), без помощи главного человека в его жизни (главный человек тот, кто с рождения до 3х лет находился рядом с ним, чаще это мамы, но бывают и бабушки, папы или няни) и взрослые его направляют, уделяют больше внимания, как правильно это сделать, понимая, что в 3 года ребенок еще маленький, и это нормально, если он не знает, ошибается или закатывает истерику, если у него не получается, они не требуют от него идеальности. А в период подросткового возраста чаще всего родители видят перед собой взрослого человека, который казалось бы, должен понимать, что хорошо, а что плохо, забывая или обесценивая чувства самого ребёнка.
В наши дни временные рамки подростковости практически идентичны обучению ребенка в средней школе, то есть от 11–12 лет до 15–16 лет. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что важнейшим критерием принят не календарный возраст, а личностные психофизиологические преобразования в организме и личности индивида.
Исследователь Божович Л. И. полагает, что основным типом развития в детском возрасте является вовлечение ребенка в совместную работу, то в подростковом периоде тот или иной тип деятельности избирается в процессе общения между собой. Но в то же время подростки могут испытывать определенные затруднения во время общения.
Согласно точке зрения Личко А. Е., выделяют следующие три стадии подростковости: младшую (раннюю), она длится в 12–13 лет; среднюю (промежуточную), составляет диапазон 14–15 лет; старшую (позднюю), 16–17 лет.
По мере динамичного развития, а также существенных изменений в физиологии индивида подростки могут испытывать тревожность, раздражительность, а также крайне низкую самооценку. Характеризуя специфические черты своего возраста можно назвать перемену в настроении, психоэмоциональную нестабильность, резкие перепады настроения, частые депрессии. Крайняя придирчивость к собственным родственникам может перемешиваться с резкой самокритикой.
Ключевым психологическим феноменом на этапе подростковости можно назвать развитие у индивида осознания взрослости (зрелости), т. е. ребенок начинает считать себя взрослым, зрелым, самооценка поднимается до взрослой личности, при этом его социальное положение остается неизменным, в школе и семье к нему относятся по прежнему.
С этого периода обостряется конфликт за отстаивание собственных законных прав и свобод, определенной автономии, это практически всегда вызывает столкновение между взрослыми членами семьи и подростком. Данные изменения вызывают кризис, связанный с наступлением подростковости.
Кроме того в этом возрасте меняются приоритеты значимых людей т. е. если раньше все секреты или советы рассказывались и спрашивались например у мамы, то в этот период, все значимые люди находятся «на улице» в первую очередь это друзья, компании, с которыми общается ребенок, и даже знакомые в школе, с которыми не сложились отношения.
Например: если девочке-подростку скажет малознакомая девочка, что у нее плохо выглядят волосы или она безвкусно одета, это мнение будет для нее важнее, что мнение, например, мамы, которая считает, что у дочери прекрасные волосы. Ребенок может попытаться что-либо изменить в себе и на этом этапе он может столкнуться с непониманием либо отказом со стороны родителя, далее может быть конфликт.
В данном случае родитель не должен вести себя с подростком как с 3-х летним ребенком (есть только мое мнение и оно единственно правильное), а наоборот стать его другом, очень важно не ждать, когда ребенок придет к вам за советом, важнее заметить, что ему нужен совет, а он, по какой-либо причине его не спрашивает. Многие родители привыкли «сваливать» свое прямое мнение на ребенка, забывая при этом, что вкусы могут различаться, что данный этап его жизни формулирует собственное мнение, собственный вкус и мировоззрение, очень важно уважать этот вкус Да, иногда у подростков безумные идеи (зелёные волосы, татуировки, пирсинги), тут важно найти компромисс, задать самому себе вопрос «что я могу позволить ребенку с учетом его требований?» или «почему я не могу позволить это сделать?» и озвучить причины отказа, а не просто «нет и все». Категорически нельзя употреблять такие фразы, как «потому что я так сказала!», «а ты сам/сама не понимаешь почему?» «что скажут люди?» Не нужно навязывать ему чувство вины или стыдить, приведите реальный факт.
Например: девочка хочет яркие волосы неестественных цветов, в данном случае родитель не упоминает слова конкретного отказа (нет, ни за что,) и тем более не обесценивает и не унижает выбор ребенка (что за ужас, ты с ума сошла), а должен предложить альтернативу либо объяснить, почему не можете это позволить, такими фразами как компромисс — «я переживаю за твои красивые волосы, давай сделаем только пряди розового цвета» или отказ с доводом — «я тебя понимаю, но мы не можем себе это позволить потому, что …»
Почему так важно правильно общаться с подростком? Если вы обесцените личные чувства, вкусы, качества подростка, он будет проявлять эмансипацию, она характеризуется как некоторая форма (линия) поведения, во время которого индивид стремится уйти от контроля со стороны взрослых родственников, их опеки. Потребность, связанная с получением определенной независимости, сопровождается формированием собственной «Я» оценки.
Ответная реакция приобретает форму резкого отказа принятия утвержденных в обществе правил, норм, ироничного отношения к жизненной позиции старших членов семьи. Применение мер строгого контроля, ограничение в индивидуальной свободе, независимости настраивают подростка на эскалацию сопротивления, проявляясь при этом в таких поступках, как прогулы, уходы из дома.
Почему для подростка очень важен социум, и с какими проблемами общения он сталкивается?
Реакция группирования со сверстниками: подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.
Существенным фактором, оказывающим значительное влияние на становление личности, можно назвать специфику общения. Точки зрения, подтверждающие важную роль общения и коммуникаций между подростками в процессе формирования личности, подчёркивали многие отечественные исследователи, среди которых можно назвать Ананьева В. Г., Выготского Л. С., Ломова Б. Ф., Петровского А. В.
Исследователи, такие как Щедровинский Г. П., Рыжов В. В., Гусев Г. И. формируют точку зрения, рассматривающую общение как специфическое направление деятельности, предусматривающую конкретность определения, поскольку здесь интегрируется специфика общения и оригинальность вида деятельности.
Общение представлено как особая форма деятельности (носящая коммуникативную направленность), как важнейшее, неотъемлемое условие реализации той или иной формы деятельности, а также как некий итог специфической ранее запланированной деятельности.
Ключевой формулировкой, поясняющей сущность общения, можно назвать: взаимную активность подростков, суть ее сводится к взаимному обмену данными, информацией для налаживания, формирования схемы конкретных взаимоотношений.
Формирование и последующее развитие межличностных отношений проявляется как центральная (приоритетная) форма активности (деятельности) в младенческом, дошкольном, а также подростковом этапах жизни. В то же время на протяжении различных этапов жизни общение отличается определенной спецификой:
— в младенческом возрасте общение отличается обширной эмоциональностью и темпераментностью;
— на протяжении дошкольного периода жизни общение характеризуется как специфическое направление личностной активности, посредством которой дети осваивают практику взаимодействия между индивидами;
— в течение стадии подростковости общение характеризуется как последующее развитие межличностного взаимодействия, однако, в более развитой форме, нежели отмеченная ранее дошкольная стадия.
Необходимо обратить внимание на то, что относительно точной формулировки ключевого типа деятельности на протяжении подростковости выделяют две позиции:
— первая проявляется как приоритетная форма деятельности, она носит личностную, интимную направленность, в качестве предмета общения выступает собеседник, структура и схема общения определяется механизмом коммуникаций, а также потребностью в обеспечении перспективного личностного взаимодействия. Данную позицию отстаивали исследователи Каган М. С., Драгунова Т. В.;
— общение считается социально важным и полезным, приоритетным направлением деятельности, с его помощью осуществляется последующее развитие межличностного взаимодействия между ровесниками, взрослыми собеседниками. По мнению профессора Фельдштейна Д. И., инновационные виды общения усиливают процесс социализации личности на стадии подростковости.
Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Т. е. то общение, которое было принято в семье, подросток «выносит» в свой социум, поэтому крайне важно учить ребенка правильного говорить, уважать собеседника, ценить дружбу это, по сути, закладывание теоретического материала, практический он освоит сам. Также немаловажно не ставить жестких рамок подростку, не выбирать и не навязывать ему друзей и компании, это затронет его личные границы, при этом очень важно объяснить, что все незаконные поступки или компании, которые совершают преступления, всегда приводят трагедиям.
Совет для родителя: чтобы ребенок в правильном направлении выбирал себе друзей, нужно с самого детства прививать ему понимание «что хорошо, что плохо», читать детскую литературу про дружбу и обязательно, про последствия плохих или необдуманных поступков (например, «Колобок», сказка учит детей не уходить из дома). Кроме того, вырабатывайте в ребенке лидерские качества, тогда у него не будет потребности идти за кем то, он сам будет вокруг себя создавать круг общения схожим с его мировоззрением. Также замечено, что те дети, у которых в дошкольном периоде учитывалось мнение в выборе чего-либо (одежда, игрушки, еда), им проще сверстникам сказать «нет» т. е. у них более здоровая самооценка, они умеют принимать решения и думать своей головой, не подчиняясь другим сверстникам.
Статусный аспект психологических барьеров в межличностном подростковом общении проявляется как некоторая плоскость взаимодействия, очерченная такими обстоятельствами, как особенности воспитания в семье, спецификой общения, особенностями социального статуса, правового положения организации. Данные преграды проявляются при асимметрии социальных ролей, соотношении прав, полномочий, обязанностей индивидов, занимающих различные социальные роли (статусы).
Рядом психологов были проведены психологические эксперименты. Цель проведенного эксперимента заключается в исследовании коммуникативного потенциала подростков, определении ключевых проблем, факторов, мешающих нормальному диалогу.
Рассмотрим тест Р. Лазаруса-Сфолкмана
В тесте учувствовали 2 группы подростков, первая группа из неблагополучных семей, вторая из благополучных.
Результаты исследования способов совладания по методике Р. Лазаруса и С. Фолкман (в процентилях) в таблице 1.
Таблица 1
№ копинг |
Д |
С |
ПСП |
ПО |
Б-И |
ПРП |
ПП |
Группа 1 (подростки из неблагополучных семей) |
9,4 |
7,9 |
11,4 |
8,9 |
9,6 |
6,3 |
7,2 |
Группа 2 (подростки из благополучных семей) |
8,1 |
11,2 |
10,6 |
6,3 |
13,1 |
9,6 |
10,9 |
Д — дистанцирование;
С — самоконтроль;
ПСП — поиск социальной поддержки;
ПО — принятие ответственности;
Б-И — бегство-избегание;
ПРП — планирование решения проблемы;
ПП — положительная переоценка
Преобладают такие доминирующие стратегии, как:
— бегство-избегание (11,4 балла)
— планирование решения проблемы (9,6 балла)
— дистанцирование (9,4 балла)
— бегство-избегание (8,9 балла)
В данном случае преобладающим для группы из неблагополучных семей в большинстве являются неэффективные стратегии.
А в группе благополучных семей данные такие:
— планирование решения проблемы (13,1 балл),
— самоконтроль (11,2 балла),
— поиск социальной поддержки (10,6 балла).
— дистанцирование (8,1 балла)
Таким образом, видно, что во 2-й группе подростки больше предпочитают решать проблемы иначе, активнее совершать произвольные, специально предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по разрешению ситуации, применяющие аналитический подход к решению проблемы. В то время как для группы подростков из неблагополучных семей склонны к избеганию (перенос) ответственности, откладывают решение проблемы на неопределённы срок, но в то же время они могут использовать и эффективные стратегии, такие как, например, планирование решения проблемы.
Следовательно, можно говорить, что в благополучных семьях подростки чаще стремятся использовать более конструктивные пути решения барьеров общения, связанные с ее изменением и получением позитивного опыта. И наоборот, подростки из неблагополучных семей чаще используют неэффективные стратегии совладания со стрессом.
Информация, сформированная на начальной стадии проводимого эксперимента, характеризуемая как анализ коммуникационного потенциала, определена в таблице 2.
Таблица 2
Показатели коммуникационного потенциала
№ |
Личные данные |
Балл |
Значение коммуникационного потенциала |
1. |
Инна К. |
2 |
меньше среднего |
2. |
Лида М. |
5 |
сверх высокий |
3. |
Сергей С. |
4 |
соответствует среднему |
4. |
Олег С. |
1 |
минимально допустимый |
5. |
Саша Х. |
4 |
максимально допустимый |
6. |
Саша Ю. |
3 |
соответствует среднему |
7. |
Лена В. |
4 |
максимально допустимый |
8. |
Саша Ц. |
5 |
сверх высокий |
9. |
Надя Г. |
2 |
меньше среднего |
10. |
Аня Г. |
3 |
соответствует среднему |
11. |
Лада К. |
4 |
соответствует среднему |
12. |
Маша Л. |
3 |
соответствует среднему |
13. |
Света Р. |
3 |
соответствует среднему |
14. |
Таня С. |
3 |
соответствует среднему |
Таким образом, в таблице 2 отмечено, что в сформированной экспериментальной группе можно отметить такие значения коммуникативного потенциала: минимально допустимый (1 человек — 7 %), ниже среднего уровня (2 человека — 14,3 %), соответствует среднему (6 школьников — 43 %), максимально допустимый (3 человека — 21,4 %), максимально допустимый (2 человека — 14,3 %).
Как показывают опросы, преобладающим уровнем коммуникационного потенциала в исследуемой группе, можно назвать соответствующий средней оценке (43 %). Иначе говоря, школьники с данным уровнем коммуникационного потенциала, не имеют устойчивых связей в общении.
Вторая серия эксперимента направлена на изучение личностных особенностей испытуемых с помощью методики Кеттела.
Диагностика личностных качеств выявила в экспериментальной группе следующие особенности: конкретный интеллект (12 чел.), эмоциональная неустойчивость (7 чел.), доминантность, самоуверенность (11 чел.), осторожность, сдержанность (8 чел.), жёсткость (13 чел.), хитрость, расчетливость (11 чел.), тревожность, депрессивность (7 чел.), не считаются с общественным мнение (11 чел.).
Таким образом, анализируя результаты второй серии эксперимента, полученных на констатирующем этапе исследования, основываясь на анализе изученной литературы, можно предположить, что на уровень коммуникативных особенностей влияют личностные особенности испытуемых, в результате чего могут возникать затруднения в общении.
Итак, мы выяснили, что общение для подростка является очень важным, ключевым аспектом, как в семье, так и в социальной среде. Не смотря на то что подросток создает впечатление, разумного, взрослого человека, не стоит забывать, что он по прежнему является ребенком, который учится жить, переходит во взрослую жизнь и в наших силах ему помочь, при этом важно учитывать, что это другой человек со своим вкусом, мнением, видом на жизнь, характером и т. д. станьте для подростка старшим другом и увидите, как он начнет вам доверять, открываться и советоваться.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология М.: Аспект-Пресс,2000.
- Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М: Просвещение, 2019
- Божович Л. И., Славина Л. С., Психологическое развитие школьника и его воспитание М.: Академия 2009.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М: Просвещение, 2018
- Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М: Просвещение, 2020