Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации
Автор: Чумакова Валерия Алексеевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Дата публикации: 07.02.2015
Статья просмотрена: 2130 раз
Библиографическое описание:
Чумакова, В. А. Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации / В. А. Чумакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/6915/ (дата обращения: 22.11.2024).
Интернет как новая форма коммуникации становится все более популярным в жизни каждого современного человека. В сфере образования интернет и компьютерные технологии также активно внедряются и используются. Электронная образовательная коммуникация встречается все чаще в сфере образования и науки, что, несомненно, требует особого внимания к этой области с психологической точки зрения.
Анализируя основные функции и особенности электронной коммуникации, можно отметить следующее. Основная функция интернета с точки зрения В. Е. Иванова, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, эту роль берет на себя функция коммуникации [1].
Д. И. Кутюгин проанализировал соотношение понятий «коммуникация» и «общение», в результате чего установил, что в разных источниках под коммуникацией подразумеваются различные аспекты взаимодействия людей — от полного отождествления коммуникации и общения до противопоставления их друг другу. Эти разночтения создают трудности в использовании понятия «коммуникация». В то же время в контексте исследования Интернета эти трудности легко преодолимы. Автор объясняет это тем, что весь процесс общения посредством Интернета протекает в форме передачи информации, то есть в форме коммуникации [2]. Таким образом, при исследовании процессов общения в интернете будет более правильным использовать понятие «коммуникация».
Интернет-коммуникация как особый вид коммуникации обладает некоторыми особенностями. Н. Н. Богомолова отмечает следующие: опосредованность общения техническими средствами, общение больших социальных групп, отсутствие непосредственной обратной связи, наличие массовой, анонимной, разрозненной аудитории и пр. [3].
Однако Л. Н. Мун подчеркивает, что «коммуникативные сбои» восприятия, отсутствие эмоций, ответных поведенческих реакций в интернет-коммуникации приводит к ряду трудностей при взаимном восприятии собеседника и построению его образа [4].
Однако, как отмечают Т. В. Барлас, А. Жичкина, интернет-коммуникация не лишена эмоциональной составляющей, просто эмоции в интернет-коммуникации представлены по-другому [5; 6].
Среди психологических особенностей интернет-коммуникации чаще всего отмечаются следующие: повышенная вербальная активность, вызванная практически полным исчезновением коммуникативных барьеров и невозможностью общаться молча; разорванность, мозаичность коммуникации; специфический этикет общения, новый язык; эмоциональность общения; опыт «потока», который отличают следующие особенности: погруженность в деятельность, смена объекта деятельности, чувство удовольствия, потеря ощущения времени, чувство контроля над ситуацией [7].
В свою очередь, Katelyn Y. A. McKenna рассматривает в качестве особенностей интернет-коммуникации следующие: открытость, интимность общения; отсутствие таких факторов как внешняя привлекательность, особенностей произношения (например, заикания и др.), стеснительности и других особенностей партнера; возможность быстрого поиска партнеров по интересам; быстрота развития близких отношений между партнерами [8].
Таким образом, интернет-коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, обладающий следующими особенностями: вербальная активность, разорванность, специфический этикет общения, эмоциональность, возможная анонимность.
Касаясь психологических особенностей и проблемных аспектов электронной образовательной коммуникации, можно отметить следующее.
Рассматривая тип взаимодействия студента с преподавателем посредством электронных технологий, можно отметить, что социальное присутствие (возможность быть участником онлайн-сообщества, взаимодействовать как с преподавателями, так и студентами) является одним из важнейших факторов удовлетворенности студентов онлайн-обучением. Однако, как отмечает М. Болд, с помощью опосредованной компьютером коммуникации не может быть достигнут такой же уровень взаимодействия и взаимопонимания, который является типичным для коммуникации «лицом к лицу», что является существенным недостатком [9].
Также было выявлено, что взаимодействие «преподаватель-студент» в электронной коммуникации повышает эффективность онлайн-обучения и удовлетворенность в большей степени, чем взаимодействие «студент-студент». Однако это происходит в том случае, когда студенты устанавливают прямой контакт с преподавателем, что является достаточно утомительным процессом для преподавателей (это связано с большими группами студентов, которые в основном превышают количество 30 человек и сложностью расчета нагрузки на преподавателей). В результате к общению привлекают ассистентов или представителей технической поддержки, что может ухудшать эффективность педагогического процесса и снижать качество обучения [9]. Здесь же можно отметить несвоевременную обратную связь студенту, которая также может повлиять на ход обучения.
Дополнительно можно отметить, что наиболее эффективным онлайн-обучение можно считать тогда, когда студенты и преподаватели активно включены в работу и участвуют в следующих видах деятельности на сайте: инициируют лично значимые вопросы о предмете изучения, проявляют интерес, предлагают уникальные темы для обсуждения [10]. Однако существует и обратная сторона данного вопроса: каким образом выявить, что студент в полной мере включен либо же не включен в обучение. Дистанционное обучение предполагает самостоятельную работу, при этом можно ли считать, что студент, не принимающий участие в обсуждениях на сайтах — не вникает в тему и его обучение не является эффективным. С одной стороны студент может завершить работу, при этом не вникая в содержание и предмет, однако принимать участие в дискуссиях, а с другой стороны — проводить глубинный анализ темы в самостоятельном режиме. Соответственно, возникает проблема трудности измерения и интерпретации взаимодействия в онлайн-среде [9].
Таким образом, взаимодействие студента с преподавателем является важным аспектом, характеризующим эффективность освоения знаний и удовлетворенность обучением. Однако невозможность своевременного участия преподавателя в разъяснении материала, несвоевременная обратная связь, сложности в интерпретации и измерении участия в процессе обучения отражают некоторый недостаток данной формы обучения.
Анализируя систему взаимодействия студента с одногруппниками в электронной коммуникации следует отметить, что в настоящее время многие студенты дистанционного образования обучаются изолированно от группы однокурсников. При этом замечено, что включенность в группу (где наблюдаются схожие интересы, предпочтения или признаки, а также чувство контроля над результатами групповой работы) играет существенное значение в формировании удовлетворенности студента обучением и эффективности обучения [9].
Можно также обозначить широкий круг проблем, связанных с электронным обучением и электронной образовательной коммуникацией [11]:
1. Социализация. Привлекают внимание вопросы, связанные с усвоением социальных норм и ценностей, когда не присутствует полноценное живое общение. Одно из решений: организация встреч с преподавателем, спортивных мероприятий, синхронных чатов. Однако подобные тесно переплетаются с возможностями: насколько возможно все это организовать, если учесть, что дистанционное обучение охватывает представителей различных стран, городов.
2. Социальные контакты. Выявлено, что частое использование интернета может приводить к снижению общения между членами семьи, уменьшению социального круга, может способствовать появлению депрессии и одиночества.
3. Эмпирическая преподавательская деятельность. Возникает проблематичность демонстраций, наглядного объяснения и моделирования. Также происходят изменения в понятиях ответственности, подотчетности, дисциплины. Когда есть пространственное и временное расстояние между преподавателем и студентом, преподаватели не могут осуществлять некоторые из привычных обязанностей (контроль, использование специальных методов обучения и т. д.). Ответственность переходит на самих учащихся и, возможно, их родителей.
4. Проблема количества учеников: каким образом рассчитывать нагрузку на учителей, а также проблема индивидуального внимания и возможности общения с каждым обучающимся.
5. Не все студенты подходят для онлайн-обучения. Например, в The Florida Virtual School предлагают заполнять специальные анкеты, где выясняют навыки обучения студентов, мотивацию, умение распределять время и возможности комфортного пользования технологиями.
6. Дистанционно образование предполагает взаимодействие представителей разных культур. Выявлено, что интернет-коммуникация может приводить к формированию стереотипов относительно тех или иных культур на основе отдельных элементов коммуникации и «вырванных» из контекста смыслов [3].
Таким образом, интернет и компьютерные технологии активно используются в педагогической практике. Электронная коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, обладающий следующими особенностями: вербальная активность, разорванность, специфический этикет общения, эмоциональность, возможная анонимность. Рассматривая электронную образовательную коммуникацию, следует ориентироваться на важные стороны: взаимодействие студента с преподавателем и взаимодействие между студентами. Также следует учитывать широкий круг проблем, присутствующих в рамках электронного обучения и одной из важных его составляющих — электронной образовательной коммуникации: проблемы социализации, социальных контактов, проблема оптимального количества учащихся, вопросы культурных различий, а также склонностей и умений субъектов образовательного процесса.
Литература:
1. Иванов, В. Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде / В. Е. Иванов // Мир психологии. — 2000. — № 2. — С. 52–56.
2. Кутюгин, Д. И. Интернет как коммуникативное пространство информационного общества: автореф. дис. … на соиск. научн. степени. канд. соц. наук: 22.00.04 / Д. И. Кутюгин; МГУ им. Ломоносова — М., 2009. — 21 с.
3. Богомолова, Н. Н. Массовая коммуникация и общение / Н. Н. Богомолова. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
4. Мун, Л. Н. Информационные технологии и гуманитарная культура / Л. Н. Мун // Мир психологии. — 2002. — № 1. — С. 262–272.
5. Барлас, Т. В. О «параллельных реальностях»: размышления психолога и Интернет-пользователя / Т. В. Барлас // Журнал практической психологии и психоанализа [Электронный ресурс]. — 2008. — № 4. — Режим доступа: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20080401. — Дата доступа: 12.03.2011.
6. Жичкина, А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Жичкина // Флогистон: Психология из первых рук [Электронный ресурс]. — 2003. — Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf. — Дата доступа: 20.02.2011.
7. Гулевич, О. А. Психология коммуникации / О. А. Гулевич. — Москва: М: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. — 384 с.
8. Relationship formation on the Internet: what’s the big attraction? / Katelyn Y. A. McKenna [et al.]. // Journal of Social Issues. — 2002. — Vol. 58, № 1. — P. 9–31.
9. Bold, M. Interaction in distance learning / M. Bold // Encyclopedia of distance learning. Second edition, New York, 2009 / Information science reference; Patricia Rogers [et al.]. — New York, 2009. — P. 1244–1249.
10. Wegmann, S. Ineractions online / S. Wegmann // Encyclopedia of distance learning. Second edition, New York, 2009 / Information science reference; Patricia Rogers [et al.]. — New York, 2009. — P. 1259–1267.
11. Russell, G. The problems and possibilities of virtual schools / G. Russell // Encyclopedia of distance learning. Second edition, New York, 2009 / Information science reference; Patricia Rogers [et al.]. — New York, 2009. — P. 1673–1679.
12. Swan, K. Threaded discussion / K. Swan // Encyclopedia of distance learning. Second edition, New York, 2009 / Information science reference; Patricia Rogers [et al.]. — New York, 2009. — P. 2110–2118.