Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)

Дата публикации: 04.07.2014

Статья просмотрена: 5547 раз

Библиографическое описание:

Зимина К. И. Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков [Текст] // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5899/ (дата обращения: 19.08.2018).

Встатье проанализированы негативные и позитивные стороны влияния компьютерной игры на развитие психики подростка. Рассмотрена классификация компьютерных игр.

Ключевые слова: подростковый возраст,компьютерная игра.

Постановка проблемы.

Положительное влияние компьютерных игр на подростков — проблема малоизученная.

Многие учёные, анализируя это влияние, рассматривают его как двойственное: с одной стороны, некоторые игры формируют зависимость, способствуют отстранению от общественной жизни, могут чувство одиночества. С другой — компьютерные игры в разной степени развивают координацию и сосредоточенность, сообразительность, логическое мышление, творческие способности.

Исследование проблемы компьютерной увлеченности подростков в России приобретает особую значимость. Многие исследования, которые проводятся в этой области, в основном рассматривают негативные стороны.

Цель статьи: На основе теоретического анализа выявить степень изученности проблемы. Проанализировать положительное влияния компьютерных игр на когнитивное развитие подростков.

Изложение основного материала

Поскольку компьютерная индустрия набирает обороты в развитии, а компьютерные технологии становиться все более доступными для населения. Необходимо выявить положительное влияние компьютерных игр на подростков, так как они являются основными пользователями, и в силу возрастных психолого-педагогических особенностей являются наиболее подверженным компьютерной зависимости.

В теории игрового поведения компьютерные игры не выделяются в качестве самостоятельного явления, так как этот феномен не имеет большой истории. Компьютерная игра является деятельностью свободной, к которой человек обращается по собственному желанию, игра происходит при условии наличия интереса, если этого условия нет, то человек может просто прекратить игру. В большинстве случаев характерна изолированность, если игра не является сетевой. Компьютерная игра, так же как и обычная, не является самостоятельной реальностью, играющий осознает нереальность происходящего. Игра ограничивается местом, пространством и временем. В этом моменте компьютерная игра несколько отличается от традиционной, т. к. широкие визуальные возможности игры делают ее пространство продуктом умственной деятельности не игрока, а разработчика, который придумывает правила игры. Место игры постепенно утрачивает свое значение. Время игры имеет сходное значение со временем в традиционной игре. В компьютерной игре также обязательно соблюдение правил, что заложено в ее алгоритм [2].

Естественно, что по классификации компьютерные игры несколько отличаются от реальных, хотя можно обнаружить и некоторые общие моменты. Специально создаваемые программы могут заменять детям сюжетно-ролевую игру, задавая условия сюжета и предоставляя право выбора любой роли. Элементы предметно — манипулятивной игры свойственны играм-симуляторам и обучающим программам. Например, вождение машины. Однако такие тренажеры выполняют ту же функцию, что и предметно — манипулятивные игры: они помогают закрепить навыки. Широко распространены компьютерные эквиваленты многих настольных и дидактических игр.

Все компьютерные игры являются играми с правилами. Однако важное отличие компьютерных игр от реальных все же есть: в реальной игре участники взаимодействуют друг с другом, могут изменять свое поведение в процессе игры, что позволяет мыслить более гибко, развиваются коммуникативные навыки. Виртуальные игры в определенной степени снижают эти возможности, так как игра обычно имеет разработчика, закладывающего в нее определенный алгоритм, который в процессе игры кардинально не изменяется.

Многие игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм.

Компьютерные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело — ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего. Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности [3].

Игры бывают разными. Например, в операционную систему Windows входит стандартный набор игр — как правило, пасьянсы. Могут быть хороши для отдыха и переключения, если приходится долго работать за компьютером, тренируют мышление, внимание. Из этой же серии игры-головоломки, игры на быстроту реакции, например, компьютерный настольный теннис. Стратегические игры предполагают, что игрок управляет целым компьютерным миром — строит дома, завоевывает территории, добывает, например, нефть, золото. Есть разновидность компьютерных игр, называемых «Квест». Суть в том, что герой попадает в какую-то сложную, запутанную ситуацию, или получает какое-то задание, ему предстоит приключение. Задача играющего — разгадывать тайны, головоломки, сопутствующие приключению. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия. Они могут быть хороши тем, что развивают пространственное мышление, память. Отрицательным моментом таких игр можно назвать возникающую иллюзии всевластия и опасность ухода от реальности в виртуальный иллюзорный мир.

Хуже дело обстоит с различными «Шутерами». Такие игры характеризуются тем, что играющий как бы находится по ту сторону экрана, то есть играющий не просто видит героя, а сам превращается в него. При этом его задача — уничтожить как можно больше врагов. Задача родителей — однозначно не допустить появления таких игр у ребенка [3]

Заключение

Анализ данных литературы показал, чтовлияние компьютерных игр на личность ребенка разнообразна.

В зависимости от вида игр у ребенка можно развить чувство эмпатии, логическое мышление, креативность. Так называемые полезные игры: предметно-манипулятивные — помогают получить азы вождения на машине, управление самолетом; квесты — развивают творческие способности, логическое и образное мышление при выполнении поставленных задач в игре, а также стандартные игры на компьютере — помогают отвлечься и расслабиться.

Но конечно вся наша жизни не обходится без вреда организму, так и компьютерная игра тоже может влиять на психику подростков, да и детей в целом негативным образом. Такие игры как: ролевые игры, стрелялки и шутеры, развивают у детей чувство агрессии, тревоги, ухудшаются коммуникативные способности.

Исходя из выше сказанного можно заключить, что развитие когнитивных способностей и психическое развитие ребенка, с помощью компьютерной игры возможно лишь в том случае, если родители будут внимательны к своим детям и выбору игр для них.

Литература:

1. Джуди Солпитер «Дети и компьютер» 1991 г.

2.      Мак — Вильямс Н., Психоаналитическая диагностика. — М.: «Класс», 1998. — 480 с.

3.      Розин В. М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. — 2000. — № 5- 17–23с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, компьютерная игра, положительное влияние, логическое мышление, процесс игры, ребенок.

Ключевые слова

подростковый возраст, компьютерная игра.

Похожие статьи

Влияние виртуальной реальности на подростков

игра, компьютерная игра, положительное влияние, логическое мышление, процесс игры, ребенок. Особенности влияния компьютерных игр на личность.

Дидактическая игра как средство развития логического...

логическое мышление, ребенок, игра, команда, палочка, старушка ватрушки, королев Математика, Сереж, подвижная игра, развитие.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Развивающие компьютерные игры как средство математического...

Последняя направлена на развитие у детей умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление, воображение.

К компьютерным диагностическим играм для детей дошкольного возраста относят все выше перечисленные виды игр, поскольку...

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Влияние компьютерных игр на человека имеет множество аспектов.

Игры заставляют бороться, игры — это азарт. Каждая компьютерная игра может чему-то

Неоднократные исследования смогли подтвердить положительные результаты от игры в компьютеры.

Особенности влияния компьютерных игр на личность

В большинстве исследований отмечается негативный характер влияния компьютерных игр на личность, вместе с тем отмечают и некоторые положительные стороны влияния компьютерных видеоигр.

Использование логико-математических игр в работе...

ребенок, программа, игра, компьютер, логическое мышление, компьютерный класс, компьютерная грамотность, образовательный процесс, дошкольный возраст, детский сад.

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников...

С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в

Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших...

К ним относятся игры для 1–2 игроков, это: шахматы, шашки, лото, компьютерные задачи на нахождение сходств, отличий, выходов из лабиринта и т. д. Вышеперечисленные игры развивают у учащихся логической мышление, коммуникативные навыки, память...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние виртуальной реальности на подростков

игра, компьютерная игра, положительное влияние, логическое мышление, процесс игры, ребенок. Особенности влияния компьютерных игр на личность.

Дидактическая игра как средство развития логического...

логическое мышление, ребенок, игра, команда, палочка, старушка ватрушки, королев Математика, Сереж, подвижная игра, развитие.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Развивающие компьютерные игры как средство математического...

Последняя направлена на развитие у детей умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление, воображение.

К компьютерным диагностическим играм для детей дошкольного возраста относят все выше перечисленные виды игр, поскольку...

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Влияние компьютерных игр на человека имеет множество аспектов.

Игры заставляют бороться, игры — это азарт. Каждая компьютерная игра может чему-то

Неоднократные исследования смогли подтвердить положительные результаты от игры в компьютеры.

Особенности влияния компьютерных игр на личность

В большинстве исследований отмечается негативный характер влияния компьютерных игр на личность, вместе с тем отмечают и некоторые положительные стороны влияния компьютерных видеоигр.

Использование логико-математических игр в работе...

ребенок, программа, игра, компьютер, логическое мышление, компьютерный класс, компьютерная грамотность, образовательный процесс, дошкольный возраст, детский сад.

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников...

С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в

Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших...

К ним относятся игры для 1–2 игроков, это: шахматы, шашки, лото, компьютерные задачи на нахождение сходств, отличий, выходов из лабиринта и т. д. Вышеперечисленные игры развивают у учащихся логической мышление, коммуникативные навыки, память...

Задать вопрос