Новые подходы в работе с педагогами логопедических групп | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 05.03.2014

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Тунина, Е. Г. Новые подходы в работе с педагогами логопедических групп / Е. Г. Тунина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5237/ (дата обращения: 26.04.2024).

У детей логопедических групп ДОУ обычно чрезвычайно неоднородная картина уровня развития психических процессов, речи, общей и тонкой моторики. Это связано с тем, что у части детей невербальный интеллект соответствует возрастным нормам, в то время как развитие речи им не соответствует. В логопедической группе также могут находиться дети с педагогической запущенностью, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи. Все дети нуждаются в грамотном, адекватном медико-психолого-педагогическом сопровождении.

У каждого специалиста, работающего с детьми логопедической группы, имеются свои учебные программы, свои способы развития и обучения ребенка. При этом часто взаимодействие педагогов и специалистов носит достаточно формальный характер, а скоординированность совместных усилий весьма условна. Этому есть объективные причины.

-          Стратегия и тактика сопровождения детей обычно обсуждается на ПМПК ОУ, которые проводятся 3 раза в год. Маловероятно, что за 2 часа такого совещания можно качественно проработать проблемы всех детей группы.

-          Каждый специалист оперирует понятиями своего семантического поля при анализе особенностей того или иного ребенка. Конечно, слушатели понимают о чем речь, но это понимание поверхностное, поскольку каждый говорит о своем не объединяя в единую систему чужие наблюдения и свои.

-          При анализе особенностей дефицитов детей часто используются расплывчатые характеристики. Обычно говорится, что у этого ребенка что-то стало лучше, а вот у того ребенка резких изменений нет.

Психолог в детском саду также выполняет определенные функции, которые можно назвать узкоспециализированными, например, проводит развивающие занятия с детьми, консультирует родителей и педагогов с целью решения проблем того или иного ребенка. С другой стороны, психолог является, пожалуй, единственным специалистом в учреждении, который имеет возможность не только принимать участие в развитии психолого-педагогической компетентности своих коллег, но и целенаправленно работать с групповой динамикой и мотивационными аспектами, объединяя специалистов и педагогов в творческую группу.

Сразу же возникают вопросы:

1.      какой методологический подход использовать при обсуждении дефицитов и трудностей того или иного ребенка?

2.      какая форма проведения встреч будет стимулировать у педагогов мотивацию к реальному взаимодействию и личному творчеству?

Отвечая на первый вопрос, очень важно найти общий знаменатель для всех специалистов, который позволил бы каждому увидеть целостную картину, взаимосвязи различных воздействий, направленных на ребенка. Таким общим знаменателем может стать представление о системном строении психики и мозга и использование понятия «нейропсихологических фактор» как методологического конструкта в осмыслении проблем и дефицитов конкретного ребенка. Разумеется, речь не идет о том, чтобы превратить воспитателя или музыкального руководителя в специалиста по нейропсихологии. Я имею в виду только расширение горизонтов видения в понимании и решении проблем детей с тяжелыми нарушениями речи. Уместность такого концептуального подхода можно проиллюстрировать следующим образом.

Дети группы с диагнозом «Общее недоразвитие речи» имеют определенные особенности речевого и психофизиологического развития.

В высказываниях детей нет четкости, последовательности изложения. Характерна отрывочность, акценты на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения.

Также им присуще и определенное отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Также отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие тонкой моторики.

Все эти дефициты связаны с одним из нейропсихологических факторов, называемым в нейропсихологии кинетическим. Описать его можно следующим образом: «Он обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательно сменяющих друг друга «шагов». … Все сказанное о кинетическом факторе убедительно показывает, что самые разные психические процессы (двигательные навыки, письмо, рисование, речь, счетные операции, логическое мышление) оказываются взаимосвязанными, объединенными между собой в этом связующем их звене, а значит и на уровне той части функциональных органов мозга, которая соответствует премоторной области». [Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. 1997, стр.19]. Такой методологический подход позволяет увидеть дефициты ребенка в контексте общей целостной картины развития его психики. У педагога появляется возможность расширения границ узкопрофессионального видения. Это очень важно, поскольку «…развивающаяся психика, и формирующийся мозг необыкновенно пластичны и готовы к встраиванию разнообразных компенсаторно — развивающих приемов. Приемов, которые прежде всего направлены не на тренировку изолированных психических действий путем их «натаскивания», а на развитие базисных нейропсихологических факторов, пронизывающих и одновременно центрирующих в себе системно связанные психические процессы». [Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. 1997, стр.21].

Семенович А. В. — автор идеи «замещающего онтогенеза» в своей коррекционно — развивающей программе использует в едином комплексе методы моторной коррекции и когнитивные методы работы. Он отмечает, что «Не требует излишней аргументации отнесение пространственных представлений к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов — письмо, счет, чтение, мышление и т. п. Своевременная коррекция имеющихся трудностей, как показывает опыт, позволяет приблизить любой вид онтогенеза — атипичный, патологический к нормальному (в той или иной мере) течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду. Очевидно, что такая работа может быть эффективна только в рамках междисциплинарного подхода». [Семенович А. В. 2002, стр. 40].

Подводя итог, можно сказать следующее: мозг функционирует как единое целое, каждая часть которого взаимодействует со многими другими частями. Понимание этих взаимосвязей (даже на достаточно простом уровне) ведет к рефлексии, переоценке специалистом корректности своих профессиональных усилий. А это, в свою очередь ведет к расстановке новых акцентов в работе с детьми и более тонкому пониманию каждого ребенка. Возможно, тогда воспитатель не будет занимать однообразными штриховками и раскрасками ребенка с плохой тонкой моторикой, а научит его играть в веревочку или делать фигурки оригами. Возможно, преподаватель физкультуры в группе, где есть неуклюжие, моторно неловкие дети уменьшит количество подвижных игр по правилам, которые им не по силам и добавит упражнения, помогающие осознанию схемы тела, а логопед на занятии будет добавлять разминки на развитие чувства ритма.

Как можно осуществить объединение специалистов и педагогов? Какая форма проведения встреч будет стимулировать у педагогов мотивацию к реальному взаимодействию и личному творчеству? В данном случае неэффективны все формы объединения коллег, где есть ведущий — мастер, эксперт, истина в последней инстанции. Также неэффективны для поставленной цели формализованные объединения вроде рабочих совещаний или педсоветов. Группа встреч с равенством позиций всех участников наиболее соответствует запросу. Ведущий — психолог в такой группе играет роль координатора и человека, помогающего развитию конкретной идеи.

Такой проект должен осуществляться в три этапа:

1.      Подготовительный этап.

Разъяснение педагогам и специалистам важности единого семантического поля для эффективного решения проблем ребенка и скоординированности действий. Мотивирование к участию в группе, поскольку принудительное присутствие абсолютно бесполезно.

2.      Обучающий этап.

Проведение семинара, направленного на освоение представления о том, что такое «нейропсихический фактор». Затем необходима тренировка для приобретения навыка анализа проблем с использованием методологического конструкта «нейропсихический фактор». Это могут быть несложные проблемы — упражнения, придуманные ведущим — психологом или предложенные участниками группы.

Обучающий этап продолжается до тех пор, пока все участники не станут свободно ориентироваться в проблеме.

3.      Практический этап.

В дальнейшем: раз в месяц или раз в полтора месяца проведение психологом группы встреч для всех педагогов и специалистов, работающих с детьми логопедических групп, с целью совместного анализа и нахождения новых вариантов работы с конкретными трудными случаями, которые предлагают участники группы.

Чтобы группа встреч работала эффективно важно соблюдение следующих правил:

-        равенство всех участников;

-        признание ценности вклада каждого в обсуждение;

-        признание ценности любых идей и мыслей, как ступеней, ведущих к осмыслению рассматриваемой проблемы;

-        фиксация идей, признанных группой ценными и их обязательная реализация.

Организация психологом такого типа взаимодействия специалистов и педагогов на начальных этапах может вызвать отторжение или на явную незаинтересованность определенного числа участников. Психологически это вполне объяснимо: дополнительная работа, достаточно трудные вещи для понимания, статусные отношения и т. д. Однако дружелюбная, демократичная, поддерживающая позиция психолога как ведущего позволит такому объединению специалистов и педагогов успешно развиваться.

В конце хочу отметить прямые и косвенные выигрыши от существования подобной группы встреч

-          эффективное психолого-педагогическое сопровождение детей;

-          расширение кругозора и рост профессионализма участников группы встреч;

-          профилактика профессионального выгорания, поскольку возможность самореализации в работе является одним из важных факторов, препятствующих выгоранию;

-          позитивное влияние на эмоционально — психологический климат всего коллектива.

Литература:

1.                  Э.Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Теревинф 2010

2.                  Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. — М.: Рос. пед. агентство, 1997.

3.                  Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. — СПб.: Питер 2008.

4.                  Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. — СПб.: Речь 2003

5.                  Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, группа встреч, педагог, какая форма проведения встреч, личное творчество, логопедическая группа, методологический конструкт, общий знаменатель, реальное взаимодействие, тонкая моторика.

Похожие статьи

Нетрадиционные подходы к организации логопедической...

Мы используем в проекте разные формы организации логопедической работы

Может быть, и другая форма проведения, когда дети после постройки из песка сами сочиняют сказку.

К участию в отдельных этапах досуга могут приглашаться родители и дети других групп.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми

Каждый педагог диагностирует свою область: - учитель-логопед обследует речевое

3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше...

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

Педагогам дана полная свобода выбора программ, методов и форм работы с детьми. Именно это вызывает много трудностей при личностно-ориентированном взаимодействии взрослого

– Технология организации жизни детей в группе — утренние и вечерние ритуалы, традиции

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук в группе в достаточном

Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки.

Современные подходы взаимодействия учителя-логопеда... Дети: Мы дети из детского сада.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Библиографическое описание: Гавриш Е. Н. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в

Общение детей, педагогов, родителей всегда было и остаётся актуальным вопросом.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества...

Скачать Спецвыпуск Методическая копилка педагогов дошкольных образовательных учреждений

Эта работа проводилась в тесном взаимодействии с воспитателями группы.

При встречах с родителями, мы старались в непринужденной форме помочь им увидеть себя...

О модели взаимодействия специалистов различного профиля...

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах.

Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с...

Формирование навыков конструктивного межличностного...

По наблюдениям педагогов наиболее часто агрессивное поведение у учащихся бывает в том случае, если у подростков не сформированы навыки конструктивного взаимодействия, в недружных классах, где дети дружат группами друг против друга.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

- обогащение словарного запаса; - развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики

Похожие статьи

Нетрадиционные подходы к организации логопедической...

Мы используем в проекте разные формы организации логопедической работы

Может быть, и другая форма проведения, когда дети после постройки из песка сами сочиняют сказку.

К участию в отдельных этапах досуга могут приглашаться родители и дети других групп.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми

Каждый педагог диагностирует свою область: - учитель-логопед обследует речевое

3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше...

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

Педагогам дана полная свобода выбора программ, методов и форм работы с детьми. Именно это вызывает много трудностей при личностно-ориентированном взаимодействии взрослого

– Технология организации жизни детей в группе — утренние и вечерние ритуалы, традиции

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук в группе в достаточном

Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки.

Современные подходы взаимодействия учителя-логопеда... Дети: Мы дети из детского сада.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Библиографическое описание: Гавриш Е. Н. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в

Общение детей, педагогов, родителей всегда было и остаётся актуальным вопросом.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества...

Скачать Спецвыпуск Методическая копилка педагогов дошкольных образовательных учреждений

Эта работа проводилась в тесном взаимодействии с воспитателями группы.

При встречах с родителями, мы старались в непринужденной форме помочь им увидеть себя...

О модели взаимодействия специалистов различного профиля...

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах.

Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с...

Формирование навыков конструктивного межличностного...

По наблюдениям педагогов наиболее часто агрессивное поведение у учащихся бывает в том случае, если у подростков не сформированы навыки конструктивного взаимодействия, в недружных классах, где дети дружат группами друг против друга.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

- обогащение словарного запаса; - развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики