Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 19.12.2017

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Зинченко С. С., Бобрикова Л. Г. Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 277-279. — URL https://moluch.ru/archive/185/47283/ (дата обращения: 17.12.2018).



Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию и развитию детского коллектива. Особое внимание обращается на системность и непрерывность данной работы, на её значимость в создании психологически безопасной среды школы.

Ключевые слова: профилактика, коллектив, конфликт, коммуникативные навыки, коллективные творческие дела, психологическая безопасность.

В настоящее время проблема безопасности личности является актуальной. Рост агрессии в современном обществе, обусловленный социальными, экономическими, политическими причинами находит отражение и в росте напряжения в межличностных отношениях среди детей и подростков. Школа же является наиболее действенным инструментом профилактики насилия, как институт объединяющий интересы семьи и государства.

По наблюдениям педагогов наиболее часто агрессивное поведение у учащихся бывает в том случае, если у подростков не сформированы навыки конструктивного взаимодействия, в недружных классах, где дети дружат группами друг против друга. Это результат длительных неконструктивных отношений и профилактику нужно начинать с начальной школы, с первого класса.

Конфликт — это всегда противоречие, несогласие, желание отстоять свою точку зрения. Конфликт не превращается в драму и насилие, если учащиеся умеют конструктивно разрешить возникшие разногласия.

Классный руководитель, исходя из особенностей развития своего класса, совместно с психологом может составить цикл тематических занятий направленных на решение коммуникативных проблем, формирование умения работать в команде, быть терпимее друг к другу. Ведь часто именно отсутствие терпимости к особенностям другого, к его непохожести и лежит в основе преследований друг друга.

В процессе планирования и проведения занятий обязательно обращаем внимание на детей в статусе аутсайдеров, вовлекаем их в деятельность, поощряем их активность. Непопулярному ребёнку даётся возможность показать себя с выгодной стороны, обратить внимание одноклассников на свои привлекательные черты характера.

В план воспитательной работы целесообразно включить мероприятия по ознакомлению с этикой общения, формированию необходимых коммуникативных навыков. Правила взаимодействия вводятся в обязательный компонент ежедневного общения, поддерживаются и корректируются учителем (классным руководителем).

Для предотвращения нежелательных последствий конфликтных ситуаций, следует применять техники посредничества, научите учеников методам ведения переговоров, которые помогут им:

– определить суть конфликта («Из-за чего мы спорим? Как и почему возникла проблема?»);

– поделиться мнениями и обменяться предложениями («Я думаю, надо поступить так, потому что…»);

– взглянуть на ситуацию со стороны (посредством ролевых игр, обсуждений);

– найти компромисс, который позволит обоим участникам достичь согласия, не ущемляя интересов друг друга («Давай сегодня поступим по-твоему, а завтра, по-моему, и посмотрим, как лучше»);

– прийти к разумному решению.

Основные принципы работы в данном направлении: системность, непрерывность.

Ниже приведены примерные правила, аксиомы жизни классного коллектива:

Этика общения

Хороший поступок — это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим.

Правила жизни в школе

Помогать старшим

Складывать на место учебные принадлежности

Не жевать жвачку на уроках, при разговоре

Помнить и стараться выполнять свои обещания

Доводить начатое дело до конца

Самостоятельно готовить домашнее задание

Правила дружной работы

Прежде всего, думать об интересах команды

Действовать сообща, а не в одиночку

При принятии решения прислушиваться к мнению каждого и уважать товарищей

Помогать друг другу

Необходимым звеном данной работы является организация взаимодействия с родителями, с ними договариваемся о соблюдении и поддержки введённых правил в общении не только в школе, но и дома. Для того чтобы родители услышали и приняли рекомендации, проводится ряд тематических встреч.

Одну из самых первых и действенных мер профилактики можно выразить словами английской пословицы: «Хороший пример — это самая лучшая проповедь». Поведение педагога в конфликтной ситуации, его реакции служат для учащихся примером поведения.

Представленные методы и приёмы работы с классным коллективом (наряду с другими педагогическими технологиями работы) помогают, в итоге, решить задачу создания психологически безопасной образовательной среды современной школы.

Литература:

  1. Безруких, М. М., Филиппова, Т. А. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни [Текст]: 2–6 классы / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 48 с.
  2. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания [Текст] / И. П. Иванов. — М., Просвещение, 1990.-144c
  3. Как остановить насилие в школе [Текст] / пособие для учителей. — ООН по вопросам образования, науки и культуры, 2014. — 41 с.
  4. Королёва, Е. В., Юрченко, П. Г., Бурдыгина, Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие. [Текст] / Е. В. Королёва, П. Г. Юрченко, Т. Н. Бурдыгина. — М.: Аркти, 2006. — 80 с.
  5. Кравцова, М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой [Текст] / М. М. Кравцова. — М.: Генезис, 2005. — 111 с.
  6. Микляева, А. В., Румянцева, П. В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа [Текст] / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
  7. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2010. — 176 с.
  8. Поздравления к любой дате [электронный ресурс] / http://datki.net
  9. Цитаты и пословицы [электронный ресурс] / http://citaty.socratify.net/angliiskie-poslovitsy-i-pogovorki/244276
Основные термины (генерируются автоматически): классный коллектив, друг, друг друга, классный руководитель, этика общения.


Похожие статьи

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя.

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

Понимать друг друга и по возможности избегать конфликтности.

Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, коллектив, член...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных...

Сплоченный классный коллектив — важное условие развития индивидуальности каждого ребенка.

Кроме того, подростки в этих условиях лучше смогут узнать друг друга, проявить свои способности и их представления друг о друге изменятся.

Роль воспитательной системы классного руководителя...

Моя задача, как классного руководителя, воспитателя состоит в том, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы основы культуры общения в коллективе

Проведение совместных мероприятий помогает лучше понять друг друга, поддерживать дух коллективизма.

О влиянии этикета делового общения на эффективность...

С целью проверки выдвинутого предположения о том, что этикет и этика делового общения в деятельности современного руководителя дошкольной образовательной организацией влияет на эффективность управления педагогическим коллективом...

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе...

Взаимоотношения также можно определить как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся объективно в способах и характере взаимовлияний, которые люди оказывают друг на друга в совместной деятельности и общении.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

В школах часты групповые конфликты в классных коллективах.

Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

В общении педагога с учениками большую роль играет стиль общения.

Использование современных технологий в воспитательной работе...

Наши классные руководители предусматривают новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяют содержание и формы работы с детьми.

Я пришла к выводу, что это возможно, лишь тогда, когда ребенок видит в учителе своего друга, единомышленника...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая забота, воспитательный процесс, родительский комитет, семейная жизнь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя.

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

Понимать друг друга и по возможности избегать конфликтности.

Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, коллектив, член...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных...

Сплоченный классный коллектив — важное условие развития индивидуальности каждого ребенка.

Кроме того, подростки в этих условиях лучше смогут узнать друг друга, проявить свои способности и их представления друг о друге изменятся.

Роль воспитательной системы классного руководителя...

Моя задача, как классного руководителя, воспитателя состоит в том, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы основы культуры общения в коллективе

Проведение совместных мероприятий помогает лучше понять друг друга, поддерживать дух коллективизма.

О влиянии этикета делового общения на эффективность...

С целью проверки выдвинутого предположения о том, что этикет и этика делового общения в деятельности современного руководителя дошкольной образовательной организацией влияет на эффективность управления педагогическим коллективом...

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе...

Взаимоотношения также можно определить как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся объективно в способах и характере взаимовлияний, которые люди оказывают друг на друга в совместной деятельности и общении.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

В школах часты групповые конфликты в классных коллективах.

Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

В общении педагога с учениками большую роль играет стиль общения.

Использование современных технологий в воспитательной работе...

Наши классные руководители предусматривают новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяют содержание и формы работы с детьми.

Я пришла к выводу, что это возможно, лишь тогда, когда ребенок видит в учителе своего друга, единомышленника...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая забота, воспитательный процесс, родительский комитет, семейная жизнь.

Задать вопрос