Исследование влияния медитации на эмоциональный интеллект как ключевой фактор социально-психологической адаптации мигрантов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 23.02.2014

Статья просмотрена: 646 раз

Библиографическое описание:

Афанасьев, С. В. Исследование влияния медитации на эмоциональный интеллект как ключевой фактор социально-психологической адаптации мигрантов / С. В. Афанасьев. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5169/ (дата обращения: 22.12.2024).

Проблемы миграции особенно остро стоят на повестке дня в общественном обсуждении в условиях глобализации. Отдельного внимания заслуживает миграция в контексте социально-психологической адаптации мигрантов, так как нерешенные психологические проблемы адаптации, возникающие в процессе миграции, несут в себе массу угроз, как для самих мигрантов, так и для общества в целом. Лица, контактирующие с новой культурой, могут объективно рассматривать эту ситуацию как весьма сложную и напряженную, особенно в начальной стадии. Уровень стресса, возникающего на фоне культурных и религиозных различий, может быть особенно высок, когда культура страны происхождения мигранта в значительной степени отличается от таковой в принимающей стране. Мигранты с одной стороны испытывают острую необходимость в успешной и эффективной социализации в новом для них обществе и культуре. С другой стороны на первый план выступает потребность в поддержании психологического благополучия, так как психика и эмоциональная сфера в процессе миграции испытывает высокие нагрузки.

В связи с вышесказанным, проблема социально-психологической адаптации мигрантов представляется весьма актуальной в культурном, социальном, психологическом аспектах, что в свою очередь не может не отражаться на деловой и государственной сферах. Особую значимость тема проведенного исследования получает в контексте отсутствия исследований, касающихся изучения влияния медитации на эмоциональный интеллект как ключевой фактор социально-психологической адаптации мигрантов.

Целью нашего исследования явилось изучение роли медитации в развитии эмоционального интеллекта как ключевого фактора социально-психологической адаптации мигрантов. Проблемная область обусловлена явной недостаточностью эмпирических исследований влияния медитации на эмоциональный интеллект, в том числе, как ключевой фактор социально-психологической адаптации мигрантов.

Общей гипотезой проведенного исследования выступило предположение о наличии зависимости между практикой медитации и динамикой эмоционального интеллекта мигрантов как ключевого фактора их социально-психологической адаптации. На основании общего предположения автором были сформулированы следующие гипотезы:

1.      Медитация влияет на динамику эмоционального интеллекта.

2.      Динамика эмоционального интеллекта, возникающая вследствие практики медитации, является положительной.

3.      Практика медитации способствует усилению ключевых внутриличностных и межличностных компетенций эмоционального интеллекта, обуславливающих эффективность процесса социально-психологической адаптации мигрантов.

4.      Выбор конкретной техники медитации не оказывает существенного влияния на масштаб динамики эмоционального интеллекта.

Результаты проведенного анализа научных публикаций показали, что успех интеграционного процесса аккультурации посредством диалогового режима коммуникации во многом обуславливается наличием у его участников определенного набора внутри и межличностных навыков, обозначаемых как межкультурные компетенции в рамках моделей эмоционального интеллекта. Межкультурная компетенция представляет собой способность эффективно общаться в кросс-культурных ситуациях и адекватно коммуницировать в различных культурных контекстах [3]. Кроме того, межкультурная компетенция призвана помочь наладить эффективное взаимодействие в чуждой, иностранной среде не только на профессиональном, деловом уровне, но и на межличностном, эмоциональном уровне. Также, помимо повышения эффективности кросс-культурной коммуникации, к числу важнейших функций эмоционального интеллекта необходимо отнести оптимизацию межличностных отношений, а также социально-психологическую адаптацию [2].

В данном контексте важно понимать, что навык эффективного коммуницирования на стыке и пересечении культурных границ, нахождения эмоционального баланса и достижения креативности в рамках коллективного поведения становится одним из наиболее значимых способностей в сегодняшнем мире, в том числе и в аспекте социально-психологической адаптации мигрантов, как социальной группы, которая в первую очередь сталкивается с необходимостью поиска эффективных способов воздействия на эмоциональную сферу в рамках процесса миграции.

В связи с вышесказанным особое значение в настоящее время получает изучение потенциальных факторов управления и воздействия на эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации мигрантов с учетом оптимизации методов оценки динамики эмоционального интеллекта.

Метод

Теоретико-методологическая основа нашего исследования представлена теоретическими положениями и концептуальными моделями эмоционального интеллекта (R. Bar-On, P. Salovey, D. R. Caruso, J. D. Mayer, D. Goleman, Д. В. Люсин), современными и классическими концепциями социального, множественного и когнитивного интеллекта (D. Wechsler, E. Thorndike, S. Stein, H. Gardner, W. Payne), актуальными теоретическими и эмпирическими обоснованиями эффективности медитативной практики (J. Kabat-Zinn, Maharishi Mahesh Yogi, J. Teasdale, Dharma Singh Khalsa, A. Weintraub, N. Rosenthal), а также ключевыми положениями социально-психологического подхода к исследованию адаптации личности (R. Lazarus, S. Folkman, J. Zhang, M. Goodson, В. С. Агеев, В. Н. Мясищев, А. А. Налчаджян, Т. Г. Стефаненко).

В качестве основных методов исследования, подбор которых был обусловлен теоретико-методологической основой, а также сформулированными гипотезами исследования, выступали тематический анализ, интерпретативный феноменологический анализ, интервью как качественный метод научных исследований, а также количественная методика оценки уровня эмоционального интеллекта «Опросник «ЭмИн» Д. В. Люсина [1].

К числу основных методологических проблем исследования эмоционального интеллекта следует отнести подбор адекватных, валидных и надежных методик его измерения и оценки. Как уже было отмечено выше, в настоящем исследовании предпринята попытка комбинированного исследования воздействия медитации на эмоциональный интеллект как фактор успешной социально-психологической адаптации мигрантов с использованием качественных и количественных научных методов. В настоящей работе сделан акцент на понимании личного субъективного опыта лиц, практикующих медитацию в контексте ее влияния на эмоциональный интеллект как ключевой фактор социально-психологической адаптации мигрантов, осуществляемом на основе диалога исследователя с участниками посредством индивидуальных и групповых интервью. В процессе раскрытия субъективного видения влияния медитации на эмоциональный интеллект центральное место занимает герменевтический подход, подразумевающий, что личный опыт скрыт и обнаруживается через рефлексию, стимулом к которой выступает интервью участников с исследователем [4]. Таким образом, предпочтение было отдано качественному подходу к сбору данных для решения задач более глубокого понимания личного опыта и его оценки респондентами.

Выборка

Эмпирическую базу исследования составили данные диагностики показателей эмоционального интеллекта по выборке, состоявшей из сорока восьми русскоязычных мигрантов, выехавших на постоянное место жительства из Российской Федерации в Германию и находящихся в первичной стадии миграции (до 5 лет пребывания в принимающей стране). Выбор данной группы мигрантов в качестве целевого сегмента обусловлен с одной стороны особыми трудностями социально-психологической адаптации, характерными для мигрантов с территории бывшего СССР, а с другой — наличием у представителей данной группы типичных проблем адаптации мигрантов. Кроме того, нахождение в первичной стадии миграции, способствующее наибольшей нагрузке на психику мигрантов и уровень их эмоционального интеллекта, позволило учесть наиболее острые психологические проблемы. Также следует отметить, что ограничение фокуса текущего исследования русскоязычными мигрантами, с территории бывшего СССР на территорию Германии обусловлен, помимо названных критериев, целью достижения большей глубины анализа данных [5], что также соответствует выбранным методам исследования. Таким образом, выборку составляли мигранты, находящиеся в ситуации коренного изменения жизненных установок и социального окружения и испытывающие значительные нагрузки на психику в связи с объективными жизненными обстоятельствами. Из участников было сформировано две группы: экспериментальная, состоящая из 32 человек и включающая две подгруппы практиковавших двадцатиминутную трансцендентальную медитацию и медитацию осознанности той же продолжительности ежедневно, и контрольная, состоящая из 16 человек. Таким образом, все участники исследования фактически были разбиты на 3 подгруппы по 16 человек в каждой (9 женщин и 7 мужчин), что в целом репрезентирует возрастные и половые характеристики целевой группы. Представители контрольной группы не обучались медитации (что было подтверждено устным опросом) и не практиковали какой-либо вид медитации, что периодически контролировалось на протяжении исследования, и были подвергнуты контрольным измерениям эмоционального интеллекта по выбранной методике аналогично с участниками экспериментальной группы.

Было осуществлено два диагностических среза: первый — до проведения эмпирической части исследования, второй — после окончания двухмесячного эксперимента. Интерпретация данных, полученных в ходе исследования, позволила сделать следующие выводы.

Результаты

На основании данных, полученных в результате практической части исследования, их анализа и интерпретации было выявлено, что медитация влияет на динамику эмоционального интеллекта. Полученные в результате применения качественных (интервью) и количественных (опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн») методик результаты наглядно демонстрируют заявленную динамику в экспериментальной группе. Дополнительное подтверждение факторного воздействия медитации на эмоциональный интеллект было получено в рамках измерений эмоционального интеллекта и интервью с участниками контрольной группы исследования, не практиковавших медитацию и продемонстрировавших относительную стабильность ключевых показателей эмоционального интеллекта.

Динамика эмоционального интеллекта, возникающая вследствие практики медитации, является положительной. Результаты анализа первичных и повторных измерений межличностного и внутриличностного компонентов эмоционального интеллекта у участников экспериментальной группы, а также интерпретация их интервью также продемонстрировали значительные положительные изменения указанных параметров в сравнении с данными, полученными в контрольной группе. Респонденты определенно указали, что медитация помогает привнести чувство порядка и стабильности, позволяет повысить способность к концентрации и сосредоточенности на реальности с одновременным подавлением негативных мыслеформ, что позволяет повысить общий позитивный настрой. Кроме того, субъективное осознание медитативного опыта респонденты описывали в категориях сознания, подсознания и спокойствия. Основные концепции эмоционального интеллекта, понимающие его как способность к пониманию собственных и чужих эмоций, а также к управлению ими, базируются фактически на том же принципе осознания мыслей, чувств и действий, чему способствует практика медитации.

Практика медитации способствует усилению ключевых внутриличностных и межличностных компетенций эмоционального интеллекта, обуславливающих эффективность процесса социально-психологической адаптации мигрантов. В рамках эмпирической части настоящего исследования была показана значительная положительная динамика уровня межличностной компетенции эмоционального интеллекта участников при одновременной положительной тенденции в динамике внутриличностного компонента эмоционального интеллекта у участников экспериментальной группы. Кроме того, анализ интервью с респондентами показал определенную субъективно оцениваемую связь между уровнем эмоционального интеллекта и эффективностью процесса социально — психологической адаптации мигрантов. Большинство участников экспериментальной группы отметили, что медитативная практика помогает дисциплинировать ум и стать более сознательным в проявлении и выражении чувств и эмоций. Позитивное воздействие медитации выражается также в снижении уровня стресса, адекватной оценке собственных сил и объективных ограничений, что опосредует более эффективную социально-психологическую адаптацию.

Выбор конкретной техники медитации не оказывает существенного влияния на уровень динамики эмоционального интеллекта. Данный вывод подтвержден интерпретацией измерений в экспериментальной группе в разрезе конкретного практикуемого вида медитации. В рамках данной работы, в качестве предложенных участникам видов медитации выступили медитация осознанности и трансцендентальная медитация. Анализ интервью с участниками показал некоторые отличия в оценке индивидуального опыта медитации (большая сосредоточенность на внутренних факторах в случае с трансцендентальной медитацией и упор на внешние проявления воздействия медитации осознанности). Данная тенденция была показана при аналогичных показателях динамики эмоционального интеллекта в обеих частях экспериментальной группы и данных интерпретации субъективной оценки респондентами медитативного опыта и его влияния на эмоциональный интеллект в контексте социально-психологической адаптации.

Таким образом, в рамках данного исследования было подтверждено, что медитация является эффективным инструментом положительного воздействия на эмоциональный интеллект мигрантов, опосредующим успешность и эффективность процесса их социально-психологической адаптации, что интегрированно выражает научную новизну настоящей работы. Полученные данные о положительном воздействии медитации на эмоциональный интеллект мигрантов являются особенно важными в современных условиях глобализации и растущего числа кросс-культурных контактов. Кроме того, результаты настоящего исследования позволяют рассматривать медитацию как эффективный метод влияния на эмоциональный интеллект, в том числе и для целей практической консультативной психологии и психотерапии при работе с мигрантами, являющимися одной из групп современного общества, испытывающей наибольшие психологические нагрузки. Внедрение техники медитации в консультативную психологическую практику, безусловно, требует дальнейших глубоких исследований медитации в качестве фактора влияния на эмоциональный интеллект, но вместе с тем данные настоящего исследования позволяют начать работу по практической апробации медитации в психотерапии и консультировании мигрантов.

Литература

1.     Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. М.: Институт Психологии РАН, 2009.

2.     Панкова Т. А. Роль эмоционального интеллекта в социально-психологической адаптации молодых специалистов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 4 (18).

3.     Bennett J. M., Bennett, M. J. Developing intercultural sensitivity: An integrative approach to global and domestic diversity. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc., 2004.

4.     Ponterotto J. G. Qualitative research in counseling psychology: A primer on research paradigms and philosophy of science. Journal of Counseling Psychology. 2005. № 52(2), P. 126–136.

5.     Smith J. Beyond the divide between cognition and discourse: Using Interpretive Phenomenological Analysis in Health Psychology. Psychology & Health. 1996. № 11, P. 261–271.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, социально-психологическая адаптация мигрантов, экспериментальная группа, практик медитации, социально-психологическая адаптация, эффективность процесса, контрольная группа, медитация, мигрант, эмоциональный интеллект мигрантов.

Похожие статьи

Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Исследование уровня сформированности межкультурной компетенции студентов

Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте

Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Похожие статьи

Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Исследование уровня сформированности межкультурной компетенции студентов

Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте

Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике