Работа посвящена изучению взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта подростка и характера отношений с матерью. Тема связи эмоционального интеллекта и характера взаимоотношений с матерью в подростковом возрасте является крайне актуальной для современной психологии и социологии. Это связано с тем, что подростковый возраст является периодом значительных изменений в жизни человека, как физических, так и психологических.
В этот период происходят значительные перемены в отношениях между детьми и их родителями, особенно с матерью. Большинство подростков проходит через этот период с большим количеством неприятных эмоций, конфликтов и проблем во взаимоотношениях с матерью. [1] В то же время, уровень эмоционального интеллекта в подростковом возрасте может играть ключевую роль в определении качества и характера этих взаимоотношений. [2]
Данный исследовательский вопрос представляет собой важную задачу для современной науки, поскольку он может привести к более глубокому пониманию того, как эмоциональный интеллект влияет на формирование характера взаимоотношений с матерью в подростковом возрасте. В результате такого исследования можно выявить определенные факторы, которые могут помочь повысить качество отношений между детьми и родителями, а также предложить методы для улучшения эмоционального интеллекта подростков. [3]
В целом, данная тема является крайне актуальной и ее исследование может привести к более глубокому пониманию механизмов, лежащих в основе взаимоотношений между подростками и их матерями, что, в свою очередь, может привести к разработке новых методик и программ для улучшения этих отношений.
Объект исследования : эмоциональный интеллект подростков.
Предмет исследования : связь эмоционального интеллекта подростков и характера их отношений с матерью.
Цель исследования : установить связь эмоционального интеллекта и характера отношений с матерью у подростков.
Задачи исследования
- Провести анализ психологической литературы, отражающей проблемы развития эмоционального интеллекта у подростков и детско-родительских отношений.
- Подобрать методический инструментарий для проведения эмпирического исследования.
- Установить уровень развития межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта подростков и характер их отношений с матерью.
- Провести корреляционный анализ, определить связи между характером отношений матери и подростка и показателями межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта подростков.
Гипотезы исследования
- Межличностный эмоциональный интеллект связан с характером отношений подростка с матерью.
- Внутриличностный эмоциональный интеллект связан с характером отношений подростка с матерью.
Теоретические и методологические основания исследования образуют ведущие принципы психологии: системность, развитие, детерминизм, целостность психики, а также положение о социальной ситуации развития в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. В работе используется модель эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, которая предполагает анализ восприятия, использования, понимания и управления эмоциями. Также рассмотрены положение о межличностной ситуации развития (А. Л. Венгер) и периодизация психического развития Д. Б. Эльконина, которые помогают понять важность взаимодействия между людьми для формирования личности. В работе также использована концепция системного подхода в изучении семьи и семейных отношений (О. А. Карабанова), что позволяет рассмотреть отношения с матерью в контексте социокультурного контекста, в котором функционирует семья.
Научно-практическая новизна работы заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме, позволяющем выявить связь эмоционального интеллекта подростков и характера их отношений с матерью.
Практическая значимость исследования
Результаты исследования могут быть полезны для практической работы с подростками и их родителями, а также для развития программ по формированию эмоционального интеллекта у подростков.
Апробация работы
Обсуждения исследования проводились на заседании кафедры «Возрастная психология им. проф. Л. Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета.
Основные термины и понятия
Ключевое понятие, на которое опирается данная работа это — детско-родительские отношения. Они представляют собой комплекс взаимосвязей, которые возникают между членами семьи в рамках семейной среды. Они включают в себя различные аспекты, такие как оценка, стимулирование, когнитивные процессы, эмоциональная составляющая, поведенческие паттерны, совместное конструирование, гармония и поддержка. В конкретных действиях, совершаемых членами семьи, проявляются все указанные компоненты. [4]
Не маловажно отметить такой термин как подростки — это общность, формирующаяся на основе возрастных признаков, которая находится на грани между детством и юностью [5].
Следующим важным понятием выступают эмоции. Эмоции являются психическим отражением, которое проявляется в непосредственных и интенсивных переживаниях смысла жизни в различных явлениях и ситуациях. Они обусловлены отношением субъективных свойств к потребностям и целям индивида [6].
И не менее значимое понятие в работе — эмоциональный интеллект. Он представляет собой способность человека распознавать эмоции и разбираться в мотивациях, желаниях и намерениях других индивидов. Это психологическое качество, формирующееся на протяжении жизни под воздействием различных факторов и определяющее уровень и индивидуальные особенности данной способности. [7]
Организация и проведение исследования:
В психологическом исследовании процедура включала в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На первом этапе, который продолжался с ноября 2021 по май 2022 года, проводился анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме эмоционального интеллекта, развития эмоционального интеллекта подростков, детско-родительских отношений и специфики влияния детско-родительских отношений на развитие эмоционального интеллекта подростков. Определялись научные атрибуты исследования, включая объект, предмет, цели, задачи, гипотезы, постановка проблемы, отбор методов исследования, планирование процесса исследования, включая планирование последовательности действий и разнесение их по времени.
На втором этапе (май 2022 — сентябрь 2022 года) производился подбор исследовательского инструментария, разрешение организационных вопросов, сбор эмпирического материала для магистерской диссертации, первичная обработка данных (количественная и качественная), компьютерно-статистическая обработка данных. Сбор данных соответствовал заранее определенному алгоритму действий, и для предотвращения пробелов в знаниях и избежания дополнительных трудозатрат фиксировались все действия и получаемые сведения.
На третьем этапе (октябрь 2022 — декабрь 2022 года) проводился анализ, обобщение, интерпретация и систематизация полученных теоретических и эмпирических данных, формулировка выводов по эмпирической и теоретической части, подготовка результатов для включения в систему знаний соответствующей научной отрасли, оформление выпускной квалификационной работы.
Эмпирическая база исследования:
В исследовании приняли участие 46 подростков в возрасте 13–14 лет, которые учатся в 7–8 классах общеобразовательной сельской школы МБОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П. М. Овсянкина» в Ступинском районе Московской области. Школа имеет численность более 620 учащихся. Выборка составляет 46 человек, из которых 32 девочки и 14 мальчиков. Все участники имеют нормативный уровень интеллектуального развития и воспитываются в родных семьях с примерно одинаковым материальным положением (среднемесячный доход — средний и ниже среднего по региону) (табл.1).
Таблица 1
Характеристика выборки
Количество обучающихся, принявших участие в исследовании, чел |
Возраст, лет |
Девочки |
Мальчики |
||
14 |
13 |
12 |
|||
46 |
15 |
29 |
2 |
32 |
14 |
Выводы
В результате нашего исследования было выявлено, что существует взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта подростков и характером отношений с матерью. Как показали результаты, подростки, имеющие более гармоничные и положительные отношения с матерью, обладают более высоким уровнем эмоционального интеллекта, чем те, кто имеет напряженные или конфликтные отношения.
Важно отметить, что влияние матери на развитие эмоционального интеллекта ребенка не ограничивается только детством. В подростковом возрасте мать по-прежнему играет важную роль в формировании навыков саморегуляции, социальной адаптации и понимания эмоций других людей.
Материнская поддержка и понимание являются основными факторами, которые влияют на развитие эмоционального интеллекта. Полученные в исследовании данные позволяют сделать следующие выводы:
- Между компонентами межличностного эмоционального интеллекта и характеристиками отношений подростка с матерью существуют значимые связи:
— понимание чужих эмоций коррелирует с проявлением матерью позитивного интереса к подростку и ее автономностью;
— управление чужими эмоциями — с директивностью, проявляющейся во взаимодействии матери с подростком.
- Между компонентами внутриличностного эмоционального интеллекта и характеристиками отношений подростка с матерью существуют значимые связи:
— понимание своих эмоций положительно связано с директивностью матери,
— управление своими эмоциями положительно связано с позитивным интересом, проявляемым матерью к подростку, и ее директивностью, отрицательно связано с враждебностью в отношении матери к подростку,
— контроль экспрессии имеет отрицательную (обратную) связь с враждебностью матери и ее непоследовательностью во взаимодействии с подростком.
- Полученные данные подтверждают известное положение о неблагоприятных для развития ребенка стилях семейного воспитания, базирующихся на его непринятии (враждебности) и непоследовательности действий и отношений; а также обращают внимание на важность для развития ребенка не только материнской любви (позитивного интереса), но и директивности, несмотря на достижение подросткового возраста.
Таким образом, исследование подтвердило значимость роли матери в формировании эмоционального интеллекта подростков. Понимание этой связи может помочь в разработке программ и методик, направленных на повышение качества взаимодействия между матерью и ребенком и на стимулирование развития навыков эмоциональной саморегуляции и социальной адаптации у подростков.
Литература:
1. Goleman, D. (1995). Emotional intelligence. New York: Bantam Books.
2. Salovey, P., & Mayer, J. D. (1990). Emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality, 9(3), 185–211.
3. Шутова, Е. И., Чиркова, О. А. (2019). Эмоциональный интеллект: концепция и методика измерения. Практическая психология и социальная работа, (4), 50–56.
4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
5. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 778 с.
7. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные// Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264–278.