Влияние Я-концепции на уровень учебно-профессиональной самоэффективности студентов
Автор: Сняданко Ирина Игоревна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)
Дата публикации: 07.02.2014
Статья просмотрена: 945 раз
Библиографическое описание:
Сняданко, И. И. Влияние Я-концепции на уровень учебно-профессиональной самоэффективности студентов / И. И. Сняданко. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5085/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлены результат исследования Я-концепции студентов, а именно тех характеристик, которые имеют отношение к образу студента, как субъекта учебной деятельности. Проанализированы понятия: Я-концепция, самоэффективность, учебно-профессиональная самоэффективность. Представлено результаты исследования учебно-профессиональной самоэффективности. Приведены результаты исследования влияния Я-концепции студентов на уровень развития учебно-профессиональной самоэффективности.
Ключевые слова:Я-концепция, самоэффективность, психологическая подготовка, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная самоэффективность, студент, университет.
Results of students’ self-concept research are represented namely with characteristics which refer to student’s image as a subject of educational activity. Notions self-concept, self-efficacy, learning and professional self-efficacy are analyzed. Results of studying and professional self-efficacy are represented. Results of students’ self-concept impact on studying and professional self-efficacy level of development are represented.
Keywords: self-concept, self-efficacy, psychological education, professional activity, educational and professional self-efficacy, student, university
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Образ «Я», «Я»-концепция (от англ. one's self-concept, также self-construction, self-identity или self-perspective) — это система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности, которые в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью [2; 3]. Исходя из этого, можно припустить, что студенты, которые овладевают знаниями, умениями будущей профессиональной деятельности должны иметь представление о самом себе как о субъекте учебной деятельности в университете, как о будущем специалисте.
Процесс обучения студента в высшем учебном заведении это сложный процесс осуществления им учебно-профессиональной деятельности. Исследованием психологических особенностей подготовки к профессиональной деятельности, в частности изучением содержания и структуры профессиональной направленности занималось много отечественных и зарубежных психологов, таких как: Деркач А. А., Дубровицкая Т. Д., Дьяченко Н. Н., Кандыбович А. А., Климов Е. А., Кузьмина Н. В., Сластёнин В. А., Эльконин Д. Б. и многие другие [4].
Целью нашего исследование является изучение отношений студентов, идентификация себя с субъектом учебно-профессиональной деятельности. Можно припустить, что чем больше студент будет осознавать себя как умный, целенаправленный студент, будущий специалист, тем выше будет уровень его учебно-профессиональной самоэффективности.
Понятие самоэффективность было введено Бандурой А. Самоэффективность является одним из главных понятий социально-когнитивной теории Бандуры А., согласно которой психологическое функционирование человека можно описать в терминах беспрерывного взаимодействия трёх групп факторов — поведенческих, когнитивных и факторов окружающей среды. Под самоэффективность Бандура А. понимал чувство собственной компетентности эффективности, а также умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, которое бы соответствовало задачи или ситуации [1].
Исходя из определения самоэффективности Бандуры А., можно сделать вывод о самоэффективности человека в определенной деятельности. Поэтому было введено понятие учебно-профессиональной самоэффективности, как оценка студентами своих способностей в осуществлении учебно-профессиональной деятельности. Соответственно задачей нашего исследование было установить особенности взаимосвязи представлений студентов о себе («Я»-концепция) с уровнем развития их учебно-профессиональной самоэффективности.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе трёх технических университетов Украины. В исследовании принимало участие около 2000 студентов, которые обучаются на более 60 специальностях.
Исследование проводилось с помощью таких методик, как: «Исследование уровня учебно-профессиональной самоэффективности студентов» (Сняданко И. И.), «Мотивация обучения в вузе» (Ильин Т. И.). Исследование «Я» — концепции студентов проводилось с помощью методики «Кто Я?» (Кун М., Макпартленда Т.).
АНАЛИЗРЕЗУЛЬТАТОВИССЛЕДОВАНИЯ
В результате исследования уровня учебно-профессиональной самоэффективности студентов было установлено, что низкий уровень развития учебно-профессиональной самоэффективности имеет 26,22 % студентов, средний уровень — 48,27 %, а высокий — 25,51 % студентов технических университетов.
В результате исследования Я — концепции студентов, было отобрано только те характеристики, которые характеризовали студентов как субъектов учебной и будущей профессиональной деятельности. Полученные характеристики «Я» было разделены на четыре группы в зависимости от их количества и оценки (позитивной или негативной) (Табл. 1).
Из таблицы 2 видно, что чаще всего у студентов встречается такая характеристика как «Я — студент» (61,7 %), на втором месте (со значительным отрывом) находится характеристика «Я — интеллектуал» (29,6 %) и т. д.
Таблица 1
Результатыраспределенияхарактеристик «Я-концепции» студентов
Я-концепция Характеристики студентов |
Номер ранга |
распределение в % |
|||
Студенты у которых есть характеристика (позитивная) |
Студенты у которых отсутствует характеристика |
Студенты у которых данная характеристика негативная |
Студенты у которых много обозначений одной характеристики |
||
Я-студент |
1 |
61,7 % |
38,0 % |
0,3 % |
- |
Я- будущий специалист |
5 |
19,9 % |
79,5 % |
- |
0,5 % |
Я-интеллектуал |
2 |
29,6 % |
69,9 % |
0,3 % |
0,2 % |
Я — хобби |
4 |
24,6 % |
72,7 % |
0,7 % |
2 % |
Я — творческий |
7 |
15,6 % |
84,1 % |
0,3 % |
- |
Я-привлекательный |
3 |
28,7 % |
70,5 % |
0,4 % |
0,4 % |
Я-ленивый |
8 |
11,9 % |
88,1 % |
- |
- |
Я — целенаправленный |
6 |
18,1 % |
81,9 % |
- |
- |
Представление студентов о себе как будущем специалисте находится на пятом месте. При проведении методики «Кто Я» студента не было сделано подсказок, какие могут быть характеристики себя, это очень существенная особенность при зачитывании инструкции к методике.
Исходя из результатов оценки студентами себя, можно сделать вывод, что у большинства студентов не сформировано представление о себе как будущего специалиста, а также как умного, творческого и целенаправленного студента.
Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о наличии значительное количество статистически значимых данных между исследуемыми характеристиками Я-концепции и шкалами методики учебно-профессиональной самоэффективности и мотивации студентов к овладению профессией. В данной статье мы не можем представить все графики результатов распределения показателей, но на рисунке 1 можно увидеть общую тенденцию оценки студентов себя как специалистов и уровнем мотивации к овладению профессией (рис. 1).
Из графика (рис. 1) следует, что когда студент осознает себя будущим специалистом, то уровень его мотивации к овладению профессией выше, чем когда он не характеризует себя як будущий специалист. Но когда студент дает много характеристик себя как будущий специалист, то уровень его мотивации к овладению профессией очень низкий (при р≤0,0001).
Рис. 1. Влияние представления студентов о себе как будущих специалистов на мотивацию к овладению профессией (при р≤0,0001)
По результатам исследование влияния характеристик «Я» студентов на уровень учебно-профессиональной самоэффективности за критерием хи-квадрат Пирсона и таблиц сопряженности было установлено значительное количество статистически значимых показателей [5]. Проведем более детальный анализ по каждой шкале методики учебно-профессиональной самоэффективности.
Из таблицы 2 следует, что наличие у студента характеристики себя как умного, интеллектуального человека, влияет на формирование более высокого уровня оценки своей подготовки к профессиональной деятельности, профессиональной идентификации, чем при отсутствии данной характеристики или при негативной ее оценке.
Таблица 2
Распределение результатов влияния характеристики Я-интеллектуальное на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов
Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности |
Уровни |
Я- интеллектуальное (результаты представлены в %) |
|||
позитивная характеристика |
Характеристика отсутствует |
негативная характеристика |
больше чем одна характеристика |
||
Оценка подготовки к профессиональной деятельности |
высокий |
31,7* |
23,5* |
0* |
66,7* |
средний |
40,3* |
44,3* |
50,0* |
33,3* |
|
низкий |
28,0* |
32,2* |
50,0* |
0* |
|
Отношение к профессии |
высокий |
- |
- |
- |
- |
средний |
- |
- |
- |
- |
|
низкий |
- |
- |
- |
- |
|
Профессиональная идентификация |
высокий |
36,4** |
21,2** |
0** |
33,3** |
средний |
37,9** |
46,6** |
25** |
33,3** |
|
низкий |
37,9** |
46,6** |
25,0** |
33,3** |
|
Научная деятельность по специальности |
высокий |
38,9 ** |
27 ** |
25 ** |
33,3 ** |
средний |
18,1 ** |
26,5 ** |
25 ** |
33,3 ** |
|
низкий |
43** |
46,5** |
50** |
33,3** |
*- при р<0,05; ** — при р<0,001
Из таблицы 3 следует, что студенты, которые характеризуют себя как творческих личностей имеют более высокий уровень позитивного отношения к будущей профессии, профессиональной идентификации и научной деятельности по специальности, чем студенты у которых отсутствует данная характеристика или присутствует негативная характеристика себя как творческого человека.
Таблица 3
Распределение результатов влияния характеристики Я-творческое на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов
Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности |
Уровни |
Я- творческое (результаты представлены в %) |
||
Позитивная характеристика |
Характеристика отсутствует |
негативная характеристика |
||
Оценка подготовки к профессиональной деятельности |
высокий |
- |
- |
- |
средний |
- |
- |
- |
|
низкий |
- |
- |
- |
|
Отношение к профессии |
высокий |
32,3* |
21,1* |
0* |
средний |
38* |
47,9* |
100* |
|
низкий |
29,7* |
31* |
0* |
|
Профессиональная идентификация |
высокий |
39,6* |
24,1* |
0* |
средний |
37,5* |
47* |
100* |
|
низкий |
22,9* |
28,8* |
0* |
|
Научная деятельность по специальности |
высокий |
47, 9* |
29,0* |
0* |
средний |
19,3* |
25,4* |
0* |
|
низкий |
32,8* |
45,6* |
100* |
*- при р<0,05
Из таблицы 4 следует, что студенты, которые характеризуют себя как целенаправленные и перспективные имеют высокие показатели позитивного отношения к профессии и профессиональной идентификации, оценки своей подготовки к профессиональной деятельности, чем студенты, которые не считаю себя целенаправленными, перспективными.
Таблица 4
Распределение результатов влияния характеристики Я-целенаправленный на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов
Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности |
Уровни |
Я- целенаправленный, перспективный (результаты представлены в %) |
|
Позитивная характеристика |
Характеристика отсутствует |
||
Оценка подготовки к профессиональной деятельности |
высокий |
44,8* |
30,3* |
средний |
33,3* |
47,6* |
|
низкий |
21,9* |
22,1* |
|
Отношение к профессии |
высокий |
37,5*** |
25,7*** |
средний |
37,5*** |
52,9*** |
|
низкий |
25*** |
21,4*** |
|
Профессиональная идентификация |
высокий |
43,8** |
28,3** |
средний |
32,3** |
50,3** |
|
низкий |
24** |
21,4** |
|
Научная деятельность по специальности |
высокий |
- |
- |
средний |
- |
- |
|
низкий |
- |
- |
*- при р<0,05; ** — при р<0,01; *** — при р<0,0001
Из таблицы 5 следует, что идентификация студентов с образом Я-студент имеет статистически значимую взаимосвязь с шкалами: отношение к профессии, научная деятельность по специальности. А именно, 24,7 % студентов с высокими показателями по шкале «отношение к профессии» имеют позитивную характеристику Я-студент; у 19,5 % студентов с высокими показателями по шкале «отношение к профессии» характеристику Я-студент отсутствует и зафиксировано 0 % студентов высокими показателями по шкале «отношение к профессии», которые имеют негативную характеристику Я-студент.
Из таблицы 5 также следует, что количество студентов у которых отсутствует характеристика Я-студент больше имеют низкие показатели по шкале «научая деятельность по специальности», чем студентов у которых есть данная характеристика (45,5 % студентов у которых характеристика Я-студент отсутствует, 43,7 % у которых данная характеристика есть и 100 % которые имеют негативную характеристику — имеют низкий показатель по шкале «научая деятельность по специальности»).
Студенты, у которых присутствует характеристика Я-будущий специалист составляют большее количество студентов (37,9 %) с высоким уровнем позитивного отношения к профессии, чем студенты у которых отсутствует данная характеристика (18,9 %) или студенты у которых больше чем одна характеристика (14,3 %) (Табл. 5).
Статистическое распределение данных (при р<0,05) по шкалам: профессиональная идентификация, научная деятельность по специальности, выше у студентов у которых присутствует позитивная характеристика «Я- будущий специалист» и у которых больше чем одна характеристика «Я- будущий специалист».
Таблица 5
Распределение результатов влияния характеристик Я-студент и Я-будущий специалист на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов
Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности |
Уровни |
Я- студент |
Я- будущий специалист |
||||
(результаты представлены в %) |
|||||||
Позитивная характеристика |
Характеристика отсутствует |
Негативная характеристика |
позитивная характеристика |
Характеристика отсутствует |
Больше одной характеристики |
||
Оценка подготовки к профессиональной деятельности |
высокий |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
средний |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
низкий |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Отношение к профессии |
высокий |
24,7** |
19,5** |
0** |
37,9** |
18,9** |
14,3** |
средний |
46,1** |
42,5** |
0** |
36** |
46,7** |
42,9** |
|
низкий |
29,2** |
38** |
100** |
26,1** |
34,4** |
42,9** |
|
Профессиональная идентификация |
высокий |
- |
- |
- |
34,2* |
23,4* |
42,9* |
средний |
- |
- |
- |
37,5* |
45,6* |
28,6* |
|
низкий |
- |
- |
- |
28,3* |
31* |
28,6* |
|
Научная деятельность по специальности |
высокий |
30,2* |
31,3* |
0* |
35,7* |
29* |
57,1* |
средний |
26,1* |
20,8* |
0* |
18,8* |
25,5* |
0* |
|
низкий |
43,7* |
45,5* |
100* |
45,5* |
45,5* |
42,9* |
*- при р<0,05; ** — при р<0,001
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования влияния Я-концепции студента на уровень его учебно-профессиональной самоэффективности можно сделать следующие выводы:
1. Исследование Я-концепции показало, что большинство студенты идентифицируют себя с образом Я-студент, но намного меньше студентов идентифицируют себя с образом Я-интеллектуальное и еще меньше с образом Я- будущий специалист.
2. Образ студента, как интеллектуального, целенаправленного будущего специалиста влияет на формирования высокого уровня учебно-профессиональной самоэффективности студента.
3. В процессе психологической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо учитывать влияние представлений студентов о себе на формирование личности будущего специалиста.
Литература:
1. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура — СПб.: Евразия, 2000. — 320с.
2. Бёрнс Р. Б. Я-концепция и воспитание / Р. Б. Бёрнс — М., 1989. — 169 с.
3. Васильев Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой / Н. Н. Васильев. — М.: Элитариум: Центр дистанционного образования. — 2009. — 240 с.
4. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей / М. М. Дьяченко, А. А. Кандыбович. — Мн.: БГУ. — 1993. — 380 с.
5. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А. Д. Наследов — СПб.: Речь, 2007. — 392 с.
6. Реан А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. — СПб., 1999. — 288 с.
7. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная– СПб.: Питер, 2002. — 272 с. (Серия “Мастера психологии”).
Ключевые слова
студент, профессиональная деятельность, я-концепция, самоэффективность, психологическая подготовка, университет, учебно-профессиональная самоэффективность, университет.Похожие статьи
Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи
В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...
Становление и развитие исследовательской компетентности студентов педвузов как целостный процесс
В статье рассматриваются категории «исследовательская компетентность», «становление и развитие исследовательской компетентности», «субъектность в исследовательской деятельности», описываются этапы становления и развития исследовательской компетентнос...
Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов
В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...
Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста
Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...
Образовательная среда вуза: типология, функции, структура
В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический, технологический и субъек...
Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов
Статья посвящена иноязычной подготовке студентов вуза и степени влияния интегративно-развивающей образовательной среды на данный процесс. Авторы представляют основные элементы интегративно-развивающей образовательной среды (включая цели, задачи, функ...
Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде
В статье рассматривается влияние самоотношения на то, как проявляется активность личность в интернет-пространстве. Рассматривается зависимость общения и деятельности пользователей в сети от таких особенностей как закрытость, самоуверенность, саморуко...
К вопросу о значении самостоятельной деятельности студентов вузов
В статье рассмотрено значение самостоятельной деятельности студентов вузов для формирования личностного новообразования — самостоятельно-деятельностной компетентности. Рассмотрены основные составляющие самостоятельной учебной деятельности, педагогиче...
О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе
В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...
Коллективно-групповая жизнедеятельность студентов — основа формирования их профессиональной мотивации
В статье анализируется коллективно-групповая жизнедеятельность студентов как основа формирования их профессиональной мотивации. Рассматриваются задачи администрации и преподавателей, а также права и обязанности студентов в аспекте решения обозначенно...
Похожие статьи
Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи
В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...
Становление и развитие исследовательской компетентности студентов педвузов как целостный процесс
В статье рассматриваются категории «исследовательская компетентность», «становление и развитие исследовательской компетентности», «субъектность в исследовательской деятельности», описываются этапы становления и развития исследовательской компетентнос...
Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов
В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...
Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста
Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...
Образовательная среда вуза: типология, функции, структура
В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический, технологический и субъек...
Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов
Статья посвящена иноязычной подготовке студентов вуза и степени влияния интегративно-развивающей образовательной среды на данный процесс. Авторы представляют основные элементы интегративно-развивающей образовательной среды (включая цели, задачи, функ...
Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде
В статье рассматривается влияние самоотношения на то, как проявляется активность личность в интернет-пространстве. Рассматривается зависимость общения и деятельности пользователей в сети от таких особенностей как закрытость, самоуверенность, саморуко...
К вопросу о значении самостоятельной деятельности студентов вузов
В статье рассмотрено значение самостоятельной деятельности студентов вузов для формирования личностного новообразования — самостоятельно-деятельностной компетентности. Рассмотрены основные составляющие самостоятельной учебной деятельности, педагогиче...
О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе
В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...
Коллективно-групповая жизнедеятельность студентов — основа формирования их профессиональной мотивации
В статье анализируется коллективно-групповая жизнедеятельность студентов как основа формирования их профессиональной мотивации. Рассматриваются задачи администрации и преподавателей, а также права и обязанности студентов в аспекте решения обозначенно...