Автором рассматривается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и взаимосвязь ее с временной перспективой, поскольку основная предметная область фактически находится во внутреннем мире подрастающего человека. Отмечено, что профессиональное самоопределение является звеном психического развития, а временная перспектива представляет собой личностное образование, что подтверждает отношение их взаимной зависимости и обусловленности. Доказано, что временная перспектива в юношеском возрасте представляет собой сложное личностное образование, которое неразрывно связано с профессиональным самоопределением и выбором жизненного пути.
Ключевые слова: временная перспектива, профессиональное самоопределение, личность.
The author considers the problems of professional self — determination of students in the youth and its relationship to the time perspective, since the main subject area is actually in the inner world of the growing up person. It is noted that professional self — determination is a link of mental development, and a temporary perspective is a personal education, which confirms the relationship of their mutual dependence and conditionality. It is proved that the temporary perspective in adolescence is a complex personal education, which is inextricably linked with professional self — determination and choice of life path.
Keywords: time perspective; professional self-determination; personality.
Временная перспектива представляет собой личностное образование, имеющее сложную факторную структуру, интегрирующую афферентный синтез, смысл жизни, акцептор результатов действия, сознательную устремленность, ответственность перед жизнью и задающую корреляты восприятия ими своего прошлого, настоящего и будущего, а также адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности [2].
В силу неоднозначности отношения лицами юношеского возраста к своему прошлому, настоящему и будущему выделяются гармоничный и деформированный типы.
Ковдра, А. С. определяет деформированные типы временных перспектив личности:
– временная перспектива, сочетающая повышенную ориентацию на позитивное прошлое и чрезмерно развитые ожидания будущего, слабой осознанностью своего места в обществе;
– временная перспектива, сочетающая фаталистическое настоящее и негативное прошлое, что связано со спецификой соотношения и проявления личностных черт;
– временная перспектива, сочетающая негативное прошлое, фаталистическое настоящее и низкую ориентацию на будущее, характеризуется содержанием и характером потребностей и интересов [11].
Временная перспектива, будучи изначально неосознаваемой человеком, оказывает влияние на его поведение и жизнь в целом (Арестова О. Н., Болотова А. К., Зимбардо Ф., Леонтьев А. Н., Гринева О. А.). Она определяет мировосприятие, внутренние обусловленные характеристики, принятие прошлого, мировоззрение и установки, понимание настоящего, состояние планов на будущее, обусловливает распределение психической энергии субъекта на разные периоды его жизни и с учетов возрастных кризов [3], [5], [8], [14], [7].
Краснянская Т. М акцентирует внимание на актуальности анализа и выявления временной перспективы в период интенсивного профессионального и личностного становления человека [12]. По ее мнению, используя ресурсы прошлого опыта и планируя свое будущее, учащиеся должены максимально эффективно скоординировать свое настоящее.
Беспаленко Е. М. в рамках психолого-педагогической личностно-ориентированной модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащейся молодежи в преемственных связях школа вуз описывает инновационные педагогические технологии диагностики способностей учащихся, оказывающих влияние на временную перспективу [4].
Дилемму жизненного пути Е. А. Климов отождествляет с профессиональным жизненным путем, так как при планировании частных действий и их последовательностей, связанных с осознаваемыми целями, то есть образами желаемого будущего, люди стараются сокращать пути их осуществления. Применительно к жизненному пути такое ускорение он считает нецелесообразным, так как жизненный путь — это не безусловная категория обсуждения и поспешного проживания, а целостная и специфическая ценность [9, с.15–16], [16].
Таким образом, временная перспектива тесно связана с жизненным путем человека, а соответственно и с профессиональным самоопределением. Так как подготовка к будущей жизни, это не что иное, как подготовка к взрослой жизни и зрелости.
В связи с этим, целью исследования явилось выявление взаимосвязи между временной перспективой и профессиональным самоопределением.
Решались задачи выявления идентичности понятий и их значения.
Предмет исследования — профессиональное самоопределение учащихся юношеского возраста и жизненные установки.
Объект исследования — учащиеся десятых — одиннадцатых классов городских школ.
Испытуемые и методики исследования
В исследовании приняли участие учащиеся 10–11 классов (всего 60 учащихся) города Минусинск. Использовалась методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов) [1], [6]. Опросник профессионального самоопределения Дж. Голланда, который позволяет соотнести задатки, склонности, способности, интеллект с различными профессиями с целью более точного подхода к выбору профессии [6].
Предлагалось 20 утверждений и варианты ответа. Участники должны были выбрать утверждения, которые им подходят больше всего.
Интерпретация полученных данных оценивалась по шкалам:
– неопределенное состояние профессиональной идентичности: такое состояние характерно для учащихся, которые не имеют устойчивых профессиональных целей и жизненных планов. Они не мотивированы их формировать, выстроить и подобрать варианты своего профессионального развития. Такой статус бывает у учащихся, чья временная перспектива имеет низкую ориентацию на будущее, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии, влияющей на жизненный путь.
– сформированная профессиональная идентичность: учащиеся характеризуются тем, что они целеустремленные, готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития, знают или предполагают перспективу будущего. В специальной профессиоведческой литературе идее формирования своей профессии как временной перспективы уделял внимание немецкий психолог и психотехник, специалист по проблемам обшей и специальной одаренности Отто Липманн [20, с. 33–55].
Статусом сформированной профессиональной идентичности обладают юноши и девушки, «которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь, потому что определились с тем, чего хотят достичь» [17, c.10].
– мораторий (кризис выбора): характерное состояние для людей, ищущих альтернативные варианты профессионального развития и, приняв осмысленное решение, пытаются из этого состояния выйти. Как правило, большинство юношей и девушек после «кризиса выбора» переходят к состоянию «сформированной идентичности».
Навязанная профессиональная идентичность: психическое и психологическое состояние характерно для юношей и, которые выбрали свой профессиональный путь, определились с будущим жизненным путем, но не путем самостоятельного выбора, а получив установки родителей, педагогов или друзей. В данном случае, гарантии, что выбранная профессия будет отвечать потребностям, интересам и способностям.
Данные исследования приведены в таблице 1.
Таблица 1
Баллы |
Статус |
Юноши идевушки 10 класса в% |
Юноши идевушки 11 класса в% |
|
Неопределенное состояние профессиональной идентичности |
||||
0–4 балла |
Слабо выраженный статус |
1 % |
15 % |
|
5–9 баллов |
Выраженность ниже среднего уровня |
15 % |
9 % |
|
10–14 баллов |
Средняя степень выраженности |
27 % |
15 % |
|
15–19 баллов |
Выраженность выше среднего уровня |
28 % |
31 % |
|
20 баллов и выше |
Сильно выраженный статус |
29 % |
30 % |
|
Сформированная профессиональная идентичность |
||||
0–3 балла |
Слабо выраженный статус |
11 % |
4 % |
|
4–7 баллов |
Выраженность ниже среднего уровня |
15 % |
5 % |
|
8–11 баллов |
Средняя степень выраженности |
29 % |
10 % |
|
12–15 баллов |
Выраженность выше среднего уровня |
28 % |
25 % |
|
16 баллов и выше |
Сильно выраженный статус |
17 % |
56 % |
|
Мораторий (кризис выбора) |
||||
0–2 балла |
Слабо выраженный статус |
11 % |
14 % |
|
3–5 баллов |
Выраженность ниже среднего уровня |
15 % |
25 % |
|
6–8 баллов |
Средняя степень выраженности |
29 % |
20 % |
|
9–11 баллов |
Выраженность выше среднего уровня |
28 % |
25 % |
|
12 баллов и выше |
Сильно выраженный статус |
27 % |
16 % |
|
Навязанная профессиональная идентичность |
||||
0–4 балла |
Слабо выраженный статус |
11 % |
10 % |
|
5–9 баллов |
Выраженность ниже среднего уровня |
15 % |
12 % |
|
10–14 баллов |
Средняя степень выраженности |
29 % |
48 % |
|
15–19 баллов |
Выраженность выше среднего уровня |
28 % |
14 % |
|
20 баллов и выше |
Сильно выраженный статус |
27 % |
16 % |
|
Заключение по диагностике: по большей части учащихся десятых классов мало беспокоит профессиональное будущее, хотя большинство регулярно изучают спрос на представителей той специальности. Среди учащихся и десятых, и одиннадцатых классов не все обсуждали с родителями свои будущие профессиональные планы. Это также отражено в процентном содержании. Примерно 37 % учащихся утверждают, что родители выбрали для них дальнейшую специальность и распланировали жизненный путь. Свои будущие профессиональные планы не все представляют четко, т. к. не уверены в успешной сдаче ЕГЭ и поступлении на бюджетные специальности, а это значит, что выбор профессии не будет соответствовать или соответствовать не в полной мере потребностям, построению жизненных планов. Около 16 % учащихся уверены в том, что слишком рано задумываться над вопросами построения своей карьеры. Точно решили, какую специальность хотят получить после окончания школы около 30 %.
Есть учащиеся (около 17 %) с четкими профессиональными ориентирами, которые уверены в том, что никакие жизненные проблемы не смогут им помешать достигнуть поставленных профессиональных целей. В основном это учащиеся 11 классов, и они очень хорошо представляют свой дальнейший карьерный рост.
Для определения профессионально ориентированного типа личности использовалась методика Дж. Голланд в модификации А. А. Азбель [6].
Опросник, разработанный Дж. Голландом представляет собой психологическую концепцию, объединяющую теорию личности с теорией выбора профессии. Им выделены шесть профессионально ориентированных типов личности:
– реалистический — практичный, ориентирован на создание материальных вещей, технологический и технический уклон.
– интеллектуальный — ориентирован на интеллектуальный труд, склонен к научным изысканиям;
– социальный — направлен на взаимодействие с социальной средой;
– конвенциальный — на четко структурированную деятельность, консерватизм, серьезность в отношении к делу;
– предпринимательский — выражены лидерские качества, предпочитает руководить людьми и бизнесом;
– художественный — артистический, тяготеет к творчеству.
Учащимся предлагалось 43 пары профессий. В каждой паре необходимо было выбрать одну: наиболее желательную или наименее. Данные полученные при обработке результатов диагностики сведены в таблицу 2.
Таблица 2
№ |
Тип личности |
Юноши идевушки 10 класса (кол-во человек, относящихся квыбранному типу) |
Юноши идевушки 11 класса (кол-во человек, относящихся квыбранному типу) |
1 |
Реалистический |
6 |
7 |
2 |
Интеллектуальный |
4 |
9 |
3 |
Социальный |
20 |
15 |
4 |
Конвенциальный |
3 |
7 |
5 |
Предпринимательский |
15 |
16 |
6 |
Художественный |
12 |
6 |
Проанализировав полученные данные, был сделан вывод о том, что профессиональная направленность в десятых и одиннадцатых классах имеет отличия. Например, реалистический тип, к которому в основном относятся профессии инженера, механика, электрика и электроника, водителя и др. практически одинаков по баллам в классах испытуемых.
К интеллектуальному типу почти в два раза больше относятся учащиеся одиннадцатого класса. Люди данного типа отличаются аналитическим складом ума, рационализмом, свободолюбием, оригинальностью, не всегда ориентируются на социальные нормы. К такому типу относятся научные, творческие профессии познавательного, исследовательского интеллектуального типа.
Эмоциональные, способные к эмпатийной включенности, с хорошими вербальными способностями, с высоким уровнем коммуникативной культуры — это социальный тип. По результату исследования десятиклассники больше тяготеют к этому типу профессиональной направленности. По шкале «Социальный тип» самые высокие результаты, т. е. большинство учащихся десятых и одиннадцатых классов имеют профессиональную направленность на этот тип.
Конвенциальный тип, напротив, имеет наименьшее количество выборов. Возможно, потому, что это один из серьезных типов, отличающийся практичностью, конкретизации, четко определенной деятельности. В десятых классах этот показатель ниже в два раза, чем в одиннадцатых.
Предпринимательский тип на втором месте по количеству учащихся, склонных именно к этим профессиям. Люди данного типа находчивы, сообразительны, быстро ориентируются в любой обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству. Они не боятся рисковать, имеют тягу к приключениям и обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Они не усидчивы, энергичны, имеют задатки менеджеров.
К художественному типу больше склоняются учащиеся десятых классов, а в одиннадцатых таких учащихся меньше наполовину. Люди этого типа строят отношения с окружающими, опираясь на свои ощущения, эмоции, интуицию. У них хорошо развиты воображение, восприятие и представления. Люди с творческой направленностью, высокой коммуникативной культурой и способностями, имеют хороший эстетический вкус.
Сравнив данные исследований профессиональной идентичности и профессионального самоопределения, можно с уверенностью сказать, что профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора будущей профессии и образа жизни. Образ жизни зависит от выбранной профессии, а выбранная профессия формирует образ жизни. Дифференциально — психологический подход в профессиональном самоопределении формирует индивидуальный жизненный путь. Личная профессиональная перспектива рассматривается как целостная картина, включающая планируемые и ожидаемые события будущего профессионального пути, и, конечно, жизненного пути. А это неотъемлемая часть временной перспективы, что подтверждает их взаимосвязь.
Курт Левин определял психологическое прошлое и психологическое будущее как синхронные части психологического поля, существующего в данный момент. Он считал, что человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов [13].
Изучая временную перспективу, Л. К. Франк проводил сравнение личности и ее потенциала, делал акцент на взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в сознании и деятельности человека [19].
Для выявления временной перспективы применялась методика Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Соколовой Е. Т. [8], [18].
При обработке данных исследования был использован T — критерий Стьюдента для независимых выборок.
Таблица 3
Факторы ZTPI |
Учащиеся 10 класса |
Учащиеся 11 класса |
Различия при P<0,05 |
Негативное прошлое |
2,34 |
2,56 |
1–3, 1–4 |
Позитивное прошлое |
3,54 |
3,81 |
2–3, 3–4 |
Гедонистическое настоящее |
3,33 |
3,50 |
3–4 |
Фаталистическое настоящее |
2,38 |
2,53 |
1–3, 2–3 |
Будущее |
3,44 |
3,9 |
3–4 |
Анализируя результаты, можно отметить вариативность ряда характеристик временной перспективы личности исследуемых в разных классах обучения. По полученным результатам прослеживается тенденция к изменению отношения исследуемых к негативным аспектам своего прошлого в сторону их сокращения. У учащихся 10 класса этот показатель является ниже. Такие результаты, даже если расхождения в них незначительные, могут быть следствием переоценки событий прошлого, расцениваемых ранее как неблагоприятные, но с профессиональным самоопределением открылись возможности для реализации потенциала прошлого. Учащиеся 11 классов которым предстоит профессиональное обучение, находятся в напряженном настоящем и в прошлом видят больше положительных моментов. Поэтому их показатели выше. Показатели «позитивное прошлое» высокие у учащихся 10 и 11 классов с небольшой разницей в балах в пользу учащихся 11 классов. Результаты по фактору «гедоническое настоящее» практически одинаковые. По динамике значений «фаталическое настоящее» прослеживается тенденция снижения у всех испытуемых. Показатели значения «будущее» говорят о направленности к достижению поставленных целей. Здесь высокие показатели у учащихся 11 классов. Подобные показатели могут демонстрировать наличие целей к профессиональному самоопределению учащихся, но у учащихся 11 классов эти показатели выше.
Таким образом, временная перспектива обучающихся юношей и девушек представляет собой сложное личностное образование, характеризующее отношение к прошлому, настоящему и будущему, которое неразрывно связано с профессиональным самоопределением и выбором жизненного пути. Содержательные параметры временной перспективы подвержены влиянию индивидуальных особенностей молодежи и выбором задач профессионального самоопределения.
Временная перспектива учащейся молодежи обретает специфичность своих параметров под влиянием факторов профессиональной ориентации, успешности формирования у них профессиональной идентичности.
Литература:
- Азбель А. А. Методика изучения статусов профессиональной идентичности. http://www.irbitgc.ru/files/Metodika_izuchenie_statusov.pdf дата обращения 03.12.2017
- Айрапетян Д. Р. Восприятие и субъективная оценка времени в контексте психодиагностических проблем принятия решения / Д. Р. Айрапетян // Вестник интегративной психологии. 2009. № 7. С.45–47.
- Арестова О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. — С. 61–73.
- Беспаленко Е. М., Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз. Дисс.к.п.н., Воронеж, 2001–233 с.
- Болотова А. К. Человек и время в познании, деятельности, общении / А. К. Болотова. -М.: Изд. Дом ВШЭ, 2007. — 283 с.
- Грецов А. Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2006. — с. 143–155.
- Гринева O. A. Исследования временной перспективы и транспекти-вы в психологии / O. A. Гринева // Седьмая волна психологии. 2010. Вып.1. С.152–156.
- Зимбардо Ф. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо Дж. Бойд. — М.: Речь, 2010. — 352 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. — С. 509.
- Коломинский Я. Л. Человека: профессия. М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
- Ковдра А. С. Временная перспектива как предиспозиция психологической безопасности личности. Дисс.к.псих.н., 2012., — 224с.
- Краснянская, Т. М. Фактор времени в психологических исследованиях безопасности / Т. М. Краснянская // Университетские чтения 2011. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Выпуск X. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. С.51–58.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев Д. А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал. — 1993. — Т. 14, № 1. — С. 150–155.
- Пряжников Н. С. Выбираем профессию вместе / Н. Пряжников, Е.Павлова // Первое сентября. Школьный психолог. — 2000. — С. 12.
- Сунцова Я. С. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова. — Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. — 112 с.
- Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф.Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85–106.
- Франк С. Л., Введение в философию. Берлин, 1923, — 128 с.
- Lipmann Otto. Naive Physik, Leipzig.: Barth, 1923 (mit Bogen H.)