В статье авторы исследуют связь сформированности субъектной позиции и компонентов профессионального самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, субъектная позиция, старшеклассники.
Актуальность исследования заключается в том, что выбор профессии играет важную роль в жизни обучающихся старших классов. Современная ситуация, характеризующаяся быстрым развитием экономики и социальных изменений, создает сложности при выборе профессии. Старшеклассники также сталкиваются с испытаниями, такими как экзамены (ОГЭ и ЕГЭ), результаты которых влияют на поступление в вуз и выбор университета.
В зарубежной и отечественной литературе существует множество взглядов на проблему профессионального самоопределения. Среди ученых, изучавших эту проблему, можно назвать Д. Сьюпера, Э. Берна, Д. Холланда, Е. А. Климова, С. Н. Чистякову, Н. С. Пряжникова, А.Адлера, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Е. А. Голомштока, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Э. Ф. Зеера, Ретивых М. В., Чистякову С. Н. и др. Все эти исследования объединяет идея, что личностный потенциал является основой для профессионального самоопределения.
Процесс самоопределения в поведении человека основан на мотивации, которая включает внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация предполагает выполнение деятельности из интереса и удовлетворения психологических потребностей, без внешних стимулов. Существует 3 особенности позиции обучающегося:
— Субъектная. Данная позиция характерна для людей, у кого сознательное и активное отношение к процессу обучения;
— Объектная. Обладатели такой позиции следуют указаниям взрослых, пренебрегая собственными интересами и желаниями;
— Негативная. Такая позиция относится к людям, которые отрицают ценности обучения.
Сформированность субъектной позиции играет важную роль в процессе профессионального самоопределения учащихся. Это влияет не только на их учебную деятельность, но также является важным для создания предпосылок для принятия профессионального выбора. Исследования Л. И. Божович, Е. И. Исаева, В. И. Слободчикова и В. К. Зарецкого подтверждают этот факт. Таким образом, эти исследования помогают понять важность развития субъектной позиции учащихся в контексте профессионального самоопределения.
Статус профессиональной идентичности как показатель профессионального самоопределения старшеклассников может быть выражен следующим образом:
— Неопределенная идентичность характеризуется отсутствием планов и целей в отношении будущей профессиональной деятельности;
— Навязанная идентичность характеризуется выбором профессии под влиянием окружающих, а не собственным желанием;
— Мораторий или кризис выбора характеризуется поиском наиболее подходящей профессии путем сопоставления различных вариантов;
— Сформированная идентичность характеризуется готовностью или уже сделанным выбором будущей профессиональной деятельности.
Теоретико-методологическими основами нашего исследования стали: исследования особенностей развития личности старших школьников (Л. С. Выготский, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев), научные исследования в области профессионального самоопределения и профессионального развития (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, Т. В. Кудрявцев, Дж. Холланд, Э. Эриксон, Т. А. Егоренко, А. А. Азбель, О. А. Шляпникова), исследования, рассматривающие человека как субъект саморазвития (К. Д. Ушинский, К. А. Абульханова-Славская, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков).
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: субъектная позиция и профессиональное самоопределение старшеклассников.
Гипотеза: существует связь сформированности субъектной позиции и компонентов профессионального самоопределения старшеклассников.
Частные гипотезы:
— Существует связь степени выраженности позиции к обучению и статусом профессиональной идентичности как показателя профессионального самоопределения старшеклассников;
— Существуют различия в степени сформированности профессиональной идентичности как показателя профессионального самоопределения старшеклассников в зависимости от выраженности их позиции к обучению.
Методики:
— Опросник «Субъектная позиция» В. К. Зарецкого, Ю. В. Зарецкого и И. Ю. Кулагиной;
— Опросник ДДО Е. А. Климова в модификации А. А. Азбель;
— Методика изучения статусов профессиональной идентичности. А. А. Азбель, А. Г. Грецов;
— Мотивы выбора профессии Овчаровой Р. В.
Эмпирическая база и выборка исследования: 101 старшеклассник 16–17 лет, обучающихся в 10 классах школы «ГБОУ Школа № 902 «Диалог»» г. Москва.
В процессе исследования был применен коэффициент корреляции Спирмана для определения корреляционной связи сформированности субъектной позиции и компонентов профессионального самоопределения старшеклассников. В ходе статистической обработки были получены следующие данные:
- Обратная корреляционная связь между показателями субъектной позиции и навязанного статуса профессиональной идентичности. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Корреляционная связь субъектной позиции обучающихся с навязанным статусом профессиональной идентичности
Навязанная |
||||
Ро Спирмана |
Суб_поз |
Коэффициент корреляции |
-,226 * |
|
Знач. (2-х сторонняя) |
,023 |
|||
N |
101 |
|||
*Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя) |
||||
Данная связь означает, что чем больше выражена субъектная позиция у обучающегося, тем менее он подвержен навязанной профессиональной идентичности.
- Прямая корреляционная связь между показателями объектной позиции и неопределенного статуса профессиональной идентичности. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Корреляционная связь объектной позиции обучающихся с неопределенным статусом профессиональной идентичности
Неопределенная |
|||
Ро Спирмана |
Об_поз |
Коэффициент корреляции |
,221* |
Знач. (2-х сторонняя) |
,026 |
||
N |
101 |
||
*Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя) |
|||
Выявленная связь указывает на то, что люди с выраженной объектной позицией в процессе формирования своей профессиональной идентичности могут испытывать неопределенность при выборе профессии.
- Прямая корреляционная связь между показателями объектной позиции и навязанного статуса профессиональной идентичности. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Корреляционная связь объектной позиции обучающихся с навязанным статусом профессиональной идентичности
Навязанная |
|||
Ро Спирмана |
Об_поз |
Коэффициент корреляции |
,406 ** |
Знач. (2-х сторонняя) |
,000 |
||
N |
101 |
||
**Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя) |
|||
Это значит, что чем более выражена объектная позиция у человека, тем больше вероятность, что он будет подвержен навязанным статусам профессиональной идентичности.
- Обратная корреляционная связь между показателями объектной позиции и сформированного статуса профессиональной идентичности. Данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Корреляционная связь объектной позиции обучающихся со сформированным статусом профессиональной идентичности
Сформированная |
|||
Ро Спирмана |
Об_поз |
Коэффициент корреляции |
-,270 ** |
Знач. (2-х сторонняя) |
,006 |
||
N |
101 |
||
**Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя) |
|||
Выявленная связь указывает на то, что чем более выражена объектная позиция, тем ниже сформированная идентичность.
- Прямая корреляционная связь между показателями негативной позиции и неопределенного статуса профессиональной идентичности. Данные представлены в таблице 5.
Таблица 5
Корреляционная связь негативной позиции обучающихся со сформированным статусом профессиональной идентичности
Неопределенная |
|||
Ро Спирмана |
Нег_поз |
Коэффициент корреляции |
,205 * |
Знач. (2-х сторонняя) |
,040 |
||
N |
101 |
||
*Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя) |
|||
Данная связь означает, что чем более выражена негативная позиция, тем более выражена неопределенный статус идентичности.
В нашем исследовании мы сосредоточились на сравнении двух групп испытуемых с использованием критерия U-Манна-Уитни: группы с выраженной субъектной позицией и группы с позицией, которая отличается от субъектной (объектная и негативная).
В результате статистического анализа были найдены статистически значимые различия между группами с субъектной и отличной от нее позиции по показателям методики «Статусы профессиональной идентичности»: «Неопределенная», «Навязанная» и «Сформированная». Данные представлены в таблице 6.
Таблица 6
Достоверность различий в группах с разной позицией к обучению
Неопределенная |
Навязанная |
Сформированная |
|
U Манна-Уитни |
867,500 |
846,000 |
824,000 |
W Вилкоксона |
2883,500 |
2862,000 |
1565,000 |
Z |
-2,328 |
-2,645 |
-2,618 |
Асимптотическая значимость (2-сторонняя) |
,020 |
,008 |
,009 |
Из полученных результатов видно, что группа обучающихся с выраженной субъектной позицией имеют более сформированную профессиональную идентичность по сравнению с позицией, отличающейся от субъектной. Т. е. выраженная субъектная позиция обусловливает более высокий уровень самоопределения в профессиональной сфере.
Согласно всем полученным данным исследования, было выявлено, что чем больше у старшеклассника выражена субъектная позиция, тем меньше у него навязанная профессиональная идентичность, тогда как школьники с выраженной объектной позицией более склонны к данной идентичности.
Исходя из всего вышеперечисленного становится очевидным, что субъектная позиция обучающегося имеет важное значение в процессе формирования профессионального самоопределения. Эти результаты подчеркивают необходимость способствования развитию субъектной позиции обучающихся в процессе образования, чтобы обеспечить им возможность осознанного и свободного выбора профессии в будущем.
Литература:
- Грецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2012.
- Егоренко Т. А. Мотивация обучения как аспект самоопределения личности на этапе ее допрофессионального развития [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 49–55. doi: 10.17759/jmfp.2019080205.
- Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 98–109.
- Зарецкий Ю. В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия, 2013, № 2(77), с. 110–128.
- Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 432 с. — (Серия «Основы психологической антропологии», кн. третья).
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. —М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 304 с.
- Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / под ред. А. Д. Сазонова. — М.: Просвещение, 2012. — 223с.
- Слободчиков В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 400 с. — (Серия «Основы психологической антропологии», кн. вторая).