Профессиональное самоопределение студентов в проектной деятельности с функциональным позиционированием
Авторы: Шанаева Арина Тамерлановна, Кантемирова Заира Эвриковна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2024)
Дата публикации: 19.04.2024
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Шанаева, А. Т. Профессиональное самоопределение студентов в проектной деятельности с функциональным позиционированием / А. Т. Шанаева, З. Э. Кантемирова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 99-104. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18456/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассмотрено влияние функционального позиционирования в проектной деятельности на профессиональное самоопределение студентов СПО. Описана методическая база ведущей деятельности подростков.
Ключевые тезисы : проектная деятельность, профессиональное самоопределение, проекты, СПО.
В соответствии с позицией культурно-исторической психологии, подходом Л. С. Выготского к взрослению и возрастному развитию подростка, его последователи выделяют особое значение понятия «ведущего типа деятельности». В подростковый период развитие психики по Д. Б. Эльконину обусловлено сменой учебного типа деятельности на интимно-личностное общение. Ведущим типом является деятельность, способствующая формированию общественно-значимых психических новообразований.
В современном мире кризис обуславливается не только возрастными особенностями данного периода, но и по причинам изменений нашего общества и его социальных институтов. Процесс самоопределения и личного коллективного действия необходимы формировать для положительного преодоления кризиса.
Для старшего подростка характерна автономизация от взрослых. Именно в этот период, как пишет Ю. В. Громыко, «...подросток пытается обнаружить точку пересечения себя и общества, привести в соприкосновение целостность только еще формирующейся личности с сообществом, в котором он живет, всерьез соотнести и сопоставить себя с ним, взаимодействуя не только с друзьями и членами семьи, но и с миром, в целом.».. [1].
Говоря о ведущем типе деятельности подростка, при осуществлении которой реализуется профессиональное самоопределение, следует определить возникающие при этом задачи:
- Процесс переосмысление своего «Я», в соотношении с идеалами и ориентирами развития. Возникает конфликт между реальным и ожидаемым образом
- Построение профессиональных планов и осуществление выборов на ближайшее будущее, и в перспективе
- Выбор варианта к ЕГЭ: натаскивание или формирование метода познания
- Поиск и определения круга общения
- Осознание и взятие на себя ответственности за свою жизнь перед собой и близкими людьми, друзьями.
Свободное самостоятельное действие по решению проектной задачи, включающей в себя социально значимую компоненту, итогом чего является образовательный или продуктовый результат — есть субъектное действие. В учебном процессе часто школьники и студенты СПО, не являясь субъектами деятельности не понимают логику действий образовательного процесса, т. е. не являются субъектами собственных знаний, потому как образовательный процесс — продукт проектирования учителя. Отсюда вытекают глобальные проблемы процесса обучения, такие как неумение использовать общие «инструменты» работы, усвоенные в отдельно предметной области, в межпредметных областях. Процесс обучения «от способа решения к задаче» является не рабочим в подростковом возрасте.
Иную ситуацию можно создать в квазипроектной деятельности, в которой подростки также работают в системе чужих(педагогических) целей, но тем не менее с характерной самостоятельностью выбора средств реализации, свободой целеполагания, наличием конечного результата и, что важно, осуществление деятельности «от задачи к новому, не заданному, а часто и неизвестному способу». Таким образом, по нашему мнению, проектная деятельность может претендовать на роль ведущей деятельности разрешая разрыв между знанием и умением, существующим не только компонентно, но и по учебно-предметным областям.
Интересным также является, перераспределение ролей и функций в проектной команде, которое необходимо для опыта смены деятельности подростка, поскольку умение работать в команде не формируется стихийно. Такая групповая работа предполагает групповое сотрудничество с наличием правил, значимых в социуме.
Важнейшим критерием развития способности работать в группе является готовность перенять «чужую» функцию, задачу, роль значимую в рамках данного проекта, свидетельствующее о включенности в работу, об удержании замысла. А правильная организация деятельности выступает важнейшим условием развития отношений сотрудничества и формирования осознанности ответственного действия. Анализ ситуации выдвижение замысла проекта, перераспределение ролей и задач, смена условий коммуникации- все эти проживаемые этапы и процессы выстраивают уровень коммуникации.
Для исследования влияния функционального распределения работы на профессиональное самоопределение в проектной деятельности было выбрано среднее профессиональное учреждение- КПА РАНХиГС г. Москва. Для исследования влияния функционального распределения задач и позиционирования в ходе проектной деятельности на субъектность выбора подростка, была составлена дорожная карта:
Рис 1. Дорожная карта проекта
Студенты в ходе проектных занятий и хакатона «Вторая жизнь смартфонов» провели анализ ситуации, сформулировали проблему электронного мусора и выдвинув проектные замыслы, перешли к реализации проектов. Выдвинутые замыслы по решению проблемной ситуации:
Группа 1. Арт-объект для привлечения внимания к проблеме электронного мусора.
Группа 2. Разработка мероприятий для сборки электронного мусора.
Группа 3. Создание серии эко-буклетов на тему осознанного потребления.
Группа 4. Создание 3D модели пункта приема электронного мусора в Blender.
На рис. 2. представлена схема «Шаг развитие» по которой осуществлялась проектная деятельности.
Рис. 2. Схема деятельности «Шаг развитие»
Диагностика на выявление уровня субъектности О. И. Глазуновой показала:
— Процессу профессионального самоопределения в проектной деятельности способствует осознанно занимаемая позиция.
— У большинства первокурсников СПО наблюдалось социально- статусное самоопределение (95 %) в проектной деятельности, у 3,5 %- учебно-профессиональное самоопределение, 1,5 % -гражданское.
— Изменение функциональной позиции студентов для достижения целей проекта положительно влияет на профессиональное самоопределение.
Диагностика участников исследования показала, что, включившись в работу над собственно выдвинутым проектным замыслов у некоторых студентов увеличился показатель субъектности профессионального выбора, появилось понимание дальнейшего развития в профессиональной области. У большинства были выявлены следующие показатели субъектности:
- Студент осознанно действует в интересах своего будущего в своей ежедневной учебе и деятельности.
- У студента есть интерес, который он развивает.
- Отношение к проекту, как способу преобразования реальности.
- Студент осознает, в какой позиции может внести свой вклад в работу команды.
- Студент осознает преимущества командной работ.
- У студента есть образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим в своей будущей профессии.
- Студент осваивает опыт образца для подражания, на кого он хотел бы быть похож в своей будущей профессии.
- Студент в своей будущей профессиональной деятельности нацелен на работу с актуальными вызовами, стоящими перед обществом.
Заключение
В проектной деятельности возможно создание условий для повышения уровня субъектности и первичного процесса профессионального самоопределения, поскольку проблемы носят реальный социально значимый контекст. Необходимым условием является принятие нормы проектной деятельности по схеме «Шаг развития».
Литература:
- Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме практик будущего. Инструкция по сборке / Авторы-составители А. Федосеев, А. Андрюшков, Ю. Молодых, М. Рачинская, А. Коноваленко. — М.: Ассоциация кружков Москвы, 2018. — 84 с https://kruzhok.org/storage/app/media/nauchno-tekhnologicheskiekruzhki-v-ekosisteme-praktik-budushchego.pdf
- Глазунова О. И., Громыко Ю. В. О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. C. 58–70. doi: 10.17759/pse.2019240506
- Базовая модель компетенций наставника проектного обучения (электронный ресурс: Базовая модель компетенций наставника проектного обучения (sk.ru))
- Давыдов В. В. Лекции по общей психологии // Сайт Владимира
- Федосеев А. И. О понятии проектного обучения. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / А. И. Федосеев, А. А.Андрюшков.
- Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 57–67.
- Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте: монография / Н. С. Пряжников, С. В. Молчанов, О. Б. Чеснокова [и др.];. — 268, [3] с.: ил., табл.; 22 см.; ISBN 978–5-19–011686–1: 300 экз.
Похожие статьи
Профессиональная траектория развития старшеклассников
В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».
Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения
В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования, способствующие формированию готовности к профессиональному самоопределению.
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ
В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...
Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения
Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися в рамках проектно-исследовательской деятельности. Правильное и полноценное применение технологии смешанного обучения позволяет формировать ценные качества личности, развивать музыкально-твор...
Реализация метода проектов в обучении английскому языку как оптимальная платформа для развития творческой самостоятельности студентов
Данная статья посвящена рассмотрению творческой самостоятельности как важного фактора профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и описаны условия, при которых возможно её развитие. Реализация метода пр...
Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности
В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.
Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.
Профориентация младших школьников как основа будущего профессионального самоопределения учащихся
В статье рассматривается роль профессиональной ориентации учащихся начальной школы в профессиональном самоопределении. Выделены и рассмотрены теоретический и практический аспекты профориентации. Представлен вариант организации внеурочной деятельност...
Социальное проектирование как средство повышения социальной активности обучающихся суворовских военных училищ
В статье автор пытается определить формы и методы формирования социально активной позиции обучающихся.
Похожие статьи
Профессиональная траектория развития старшеклассников
В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».
Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения
В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования, способствующие формированию готовности к профессиональному самоопределению.
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ
В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...
Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения
Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися в рамках проектно-исследовательской деятельности. Правильное и полноценное применение технологии смешанного обучения позволяет формировать ценные качества личности, развивать музыкально-твор...
Реализация метода проектов в обучении английскому языку как оптимальная платформа для развития творческой самостоятельности студентов
Данная статья посвящена рассмотрению творческой самостоятельности как важного фактора профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и описаны условия, при которых возможно её развитие. Реализация метода пр...
Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности
В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.
Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.
Профориентация младших школьников как основа будущего профессионального самоопределения учащихся
В статье рассматривается роль профессиональной ориентации учащихся начальной школы в профессиональном самоопределении. Выделены и рассмотрены теоретический и практический аспекты профориентации. Представлен вариант организации внеурочной деятельност...
Социальное проектирование как средство повышения социальной активности обучающихся суворовских военных училищ
В статье автор пытается определить формы и методы формирования социально активной позиции обучающихся.