Данная статья посвящена исследованию связи между отношением студентов к временному континууму с учетом собственных представлений об их «прошлом», «настоящем» и «будущем» и профессиональной мотивацией к дальнейшей деятельности по выбранному в учебном заведении направлению. Помимо этого, анализируется уровень влияния тех или иных мотивационных факторов на профессиональную установку студентов. При этом данное явление рассматривается с точки зрения психологии.
Ключевые слова: временная перспектива, временной континуум, мотивация, профессиональная деятельность, установка на профессию.
Представления студентов о прошлом, настоящем и будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения крайне взаимосвязаны, поскольку в процессе «взросления» накапливается опыт, складываются некие шаблоны и установки, формируется мировоззрение. Данные факторы находят отражение в профессиональной ориентации абитуриентов на ту или иную сферу деятельности, а впоследствии и в профессиональной мотивации студентов продолжать двигаться по выбранному пути.
В образовательном процессе устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям. Это, в свою очередь, способствует тому, что образование становится для студента личностно значимым. То есть предпосылкой для формирования компетентности, бесспорно, является наличие у будущего специалиста внутренней профессиональной мотивации, которая включает в себя не только комплекс мотивов, но и соответствующие установки.
В связи с этим, профессиональная мотивация так или иначе связана с менталитетом студентов, основанном на их «субъективной картине времени». В данной статье мы постараемся проанализировать эту взаимосвязь и установить уровень оказываемого воздействия «прошлого», «настоящего» и «будущего» на профессиональную установку студентов.
С целью доказать гипотезу о наличии у студентов влияния их «субъективной картины времени» на профессиональную мотивацию и получить данные для исследования применялись следующие методики: Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо и Методика диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность.
Опросник временной перспективы Зимбардо разработан в 1997 году и представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности к временному континууму.
Оригинальная версия опросника состоит из 56 пунктов, ответы по которой распределяются по 5-балльной шкале Ликкерта. Из опросника возможно извлечение 5 показателей:
- Фактор восприятия негативного прошлого . Выражает степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований.
- Фактор восприятия позитивного прошлого . Выражает степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию.
- Фактор восприятия гедонистического настоящего . При этом настоящее видится оторванным от прошлого и будущего, единственная цель — наслаждение.
- Фактор восприятия фаталистического настоящего . При этом оно видится независимым от воли личности, изначально предопределённым, а личность — подчинённым судьбе.
- Степень ориентации на будущее . Выражает наличие у личности целей и планов на будущее.
Методика направлена на оценку отношения к времени, а через это — на оценку отношения личности к окружающей действительности вообще, а также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам [1].
Методика диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность представляет собой набор из 23 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия. Данный тест содержит 4 шкалы, 3 из которых предназначены для оценки мотивации. Чем выше показатель по шкале, тем более выражена у респондента установка на профессию или определенный вид мотивации.
- Шкала «Установка на профессию»:
- Шкала «Внутренняя мотивация»
- Шкала «Внешняя положительная мотивация»
- Шкала «Внешняя отрицательная мотивация»
Предложенная методика может применяться для выявления характера профессиональной мотивации и установки у студентов в период обучения в вузе. То есть профессиональная готовность студента в ее мотивационно-ценностном аспекте может измеряться через оценку уровня мотивации и установки на профессиональную деятельность [2].
Для выявления взаимосвязи двух исследований с целью подтверждения гипотезы был использован критерий корреляции Пирсона, метод параметрической статистики, позволяющий определить наличие или отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями, а также оценить ее тесноту и статистическую значимость [3, с. 238–244]. Другими словами, критерий корреляции Пирсона позволяет определить, изменяется ли (возрастает или уменьшается) один показатель в ответ на изменения другого. Можно сказать, что корреляция — это взаимозависимость двух или более случайных переменных (величин).
В ходе исследования были опрошены 30 респондентов, получающих на данный момент профессиональное образование. С помощью вышеуказанных методик было выявлено следующее (см. Таблица 1):
Существует умеренная положительная корреляционная связь между шкалой «Установки на профессию» по Методике диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность и шкалой «Позитивного прошлого» по Опроснику временной перспективы Зимбардо на уровне r = 0,385 (при p=0,05). Это означает, что восприятие респондентами своего прошлого в позитивном ключе положительно влияет на осознанность выбранного ими направления подготовки и готовность следовать по нему в дальнейшем. Иными словами, студенты со «счастливым детством» более расположены к дальнейшему трудоустройству по выбранной специальности.
Однако по шкале «Установки на профессию» наблюдается и отрицательная корреляция в отношении шкал «Негативного прошлого» и «Фаталистического настоящего» на уровне r = -0,404, r = -0,422 соответственно (при p=0,05). Таким образом, обратная зависимость между установкой на профессиональную деятельность по специальности имеется у студентов с непринятием собственного прошлого, чей опыт несет преимущественно негативный характер, вызывающий отвращение и разочарование, или студентов-фаталистов, чья вера заключается в «предопределенности бытия», в так называемой подчиненности «судьбе».
Имеется также обратная корреляционная зависимость между «Внутренней мотивацией» и «Фаталистическим настоящим» на уровне r = -0,377 (при p=0,05). То есть респонденты, убежденные в неизбежности событий, их независимости от воли личности, обладают меньшей мотивацией.
Кроме того, умеренно, на уровне r = 0,399 (при p=0,05), коррелируют между собой «Внутренняя мотивация» и шкала «Будущего». Можно сказать, что степень ориентации на будущее, наличие у личности целей и планов обусловлено мотивацией, происходящей от самих студентов.
Шкала «Внешней отрицательной мотивации» находится в умеренной взаимозависимости со шкалой «Гедонистического настоящего» на уровне r = 0,376 (при p=0,05) и умеренной, но отрицательной, зависимости со шкалой «Будущего» на уровне r = -0,364 (при p=0,05). В связи с этим, респонденты, чья мотивация исходит преимущественно от внешнего мира, причем с негативной наклонностью (в виде страхов, давления со стороны окружающих и прочих обстоятельств) обладают наклонностями к получению от жизни лишь наслаждения и удовольствия, к риску и «оторванности» от забот и времени. Личности такого типа имеют неясные цели на будущее, склонны к неспособности оценивать последствия. Отсюда обратная корреляция с «Будущим»: чем более нацелены и ориентированы студенты на достижение в дальнейшем своих целей, тем слабее на них воздействует отрицательная мотивация со стороны, так как данный тип личности обладает высокой способностью самостоятельно предвидеть и взвешивать последствия.
Таблица 1
ОВПЗ МДМУПД |
Негативное прошлое |
Позитивное прошлое |
Фаталистическое настоящее |
Гедонистическое настоящее |
Будущее |
Установка на профессию |
-0,404 |
0,385 |
-0,422 |
-0,129 |
0,324 |
Внутренняя мотивация |
-0,191 |
0,164 |
-0,377 |
-0,161 |
0,399 |
Внешняя положительная мотивация |
-0,162 |
0,183 |
-0,127 |
0,344 |
0,14 |
Внешняя отрицательная мотивация |
0,241 |
-0,203 |
0,347 |
0,376 |
-0,364 |
*ОВПЗ — Опросник временной перспективы Зимбардо
*МДМУПД — Методика диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность
Результаты корреляции, а также интерпретированные выводы, которые были получены с помощью этих результатов, подтверждают выдвинутую ранее гипотезу о том, что образ восприятия студентами собственного «прошлого», «настоящего» и «будущего», оказывает влияние на их профессиональную мотивацию, а именно на вероятность их дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии.
Литература:
- Опросник временной перспективы Зимбардо. — Текст: электронный // Psylab: [сайт]. — URL: https://psylab.info/Опросник_временной_перспективы_Зимбардо (дата обращения: 14.12.2021).
- Крылова А. В., Игнаткова И. А. Методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 1–2. — С. 323–326/ — URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11192 (дата обращения: 14.12.2021).
- Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев. — 2-е изд., испр. — М.: МПСИ, Флинта, 2003. — 336 с. — Текст: непосредственный.