Автор: Жмилевский Владислав Дмитриевич

Рубрика: 5. Теория международных отношений. Внешняя политика и дипломатия

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы политической науки» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 29.12.2016

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Жмилевский В. Д. Россия и Турция. Партнёрство ради мира [Текст] // Вопросы политической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 21-28.



История отношений России и Турции насчитывает вот уже более пяти веков. Однако, к великому сожалению, далеко не все эпизоды взаимодействий двух государств проходили в позитивном ключе. В частности, российско-турецкие отношения пережили ни много ни мало 12 полномасштабных военных конфликтов, а также бессчетное количество военных и политических кризисов [1]. Одним из которых стал и инцидент с уничтожением российского бомбардировщика Су-24 турецким истребителем F-16 в небе над Сирией (24 ноября 2015 года). Данный эпизод заметно пошатнул двусторонние отношения стран, понизив их с беспрецедентно высокого уровня до положения заморозки львиной доли экономических проектов и полного прекращения контактов на высшем уровне, а также по линии оборонных ведомств. Кризис продолжался около семи месяцев, пока в июне 2016-го президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не принёс официальные извинения в адрес семьи погибшего тогда пилота Су-24 Олега Пешкова. Позже (уже после неудавшейся попытки военного переворота в Турецкой Республике) президенты России и Турции встретились в Санкт-Петербурге, где было принято решение о возобновлении большинства свёрнутых ранее экономических проектов вместе с восстановлением прямого диалога между военными ведомствами. Бесспорно, в условиях стремительно развивающейся (и меняющейся) обстановки в мире (а также на Ближнем Востоке в частности), и в Москве, и в Анкаре прекрасно понимают, что сегодняшний уровень взаимодействия — далеко не предел, и дальнейшее развитие отношений (как двусторонних, так и в рамках международных организаций) является просто необходимым движением в сторону разрешения череды глобальных и региональных конфликтов, а также укрепления собственной системы безопасности.

Говоря о глобальных угрозах безопасности, необходимо отметить, что здесь у России и Турции есть общий враг. И имя ему «международный терроризм». Представлен он запрещёнными в России и во многих странах мира группировками «Исламское Государство», «Аль-Каида» и их сателлитами. Эти организации уже на протяжении нескольких лет причиняют непоправимый ущерб многим странами мира (среди которых и Россия с Турцией). Достаточно лишь вспомнить авиационную катастрофу 31 октября над Синайским полуостровом, когда в результате теракта, совершённого представителями «Исламского Государства» погибло 219 граждан Российской Федерации, а также граждане Украины и Белоруссии или же недавний теракт в Стамбульском аэропорту имени Ататюрка, в результате которого погибло 45 человек и свыше 200 было ранено. Всё это неизбежно приводит стороны к мысли о необходимости координации собственных действий на уровне антитеррористических ведомств, используя опыт друг друга для предупреждения и предотвращения подобных терактов, а также разработав оперативную систему по двустороннему информированию на предмет возможных действий самих боевиков. Попытки глобализации подобной системы продолжаются и сейчас (в частности, в России уже неоднократно проходили международные форумы, посвящённые борьбе с терроризмом), однако приходится констатировать, что наиболее эффективным способом борьбы с радикалами до сих пор остаётся двустороннее сотрудничество отдельных стран. И в данном случае, налаживание подобного механизма стало бы прорывом не только для укрепления безопасности России и Турции, но и в дальнейшей борьбе с международным терроризмом ряда других стран (в особенности на Ближнем Востоке).

Касательно региональной безопасности, важно отметить, что её укрепление напрямую зависит от установления позитивных и, что самое главное, доверительных отношений со всеми соседями по региону. И здесь, увы, бесполезно отрицать, что и у Москвы, и у Анкары по этому направлению наблюдаются серьёзные недочёты. Россия, помимо традиционно напряжённых отношений с прибалтийскими странами и Польшей, а также отдельных экономических и территориальных противоречий с Норвегией, за последний десяток лет столкнулась с серьёзнейшими проблемами на постсоветском пространстве, среди которых в частности вооружённый конфликт с Грузией в 2008 году (дипломатические отношения с которой так до сих пор и не восстановлены), а также украинский кризис 2014 года, в результате которого отношения двух стран опустились на беспрецедентно низкий уровень. Вместе с этим на восточном направлении продолжает оставаться нерешённым территориальный спор с Японией на предмет принадлежности южных Курильских островов, а российско-американские отношения впервые за 25 лет близки к уровню времён холодной войны. Турция в этом плане также переживает далеко не лучший период. Так в Анкаре вынуждены констатировать, что внешнеполитическая концепция «ноль проблем с соседями», сформулированная ещё в 2008 году тогдашним министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу, практически полностью провалилась, и к уже сложившимся исторически проблемам в отношениях с Грецией, Кипром и Арменией, добавились существенные противоречия с другими странами региона. Среди них и конфликт с Ираком по вопросу борьбы с терроризмом на территории Иракского Курдистана, и существенное обострение в отношениях с Израилем на предмет поддержки Анкарой группировки ХАМАС в Секторе Газа. Тут и значительное ухудшение отношений с Египтом, когда в результате свержения представителя политического крыла запрещённой в России исламистской организации «Братья-мусульмане» Мухаммеда Мурси, новая власть Египта выслала из своей страны турецкого посла и практически полностью прекратила все отношения с самой Турцией (правящая партия которой всегда была идеологически близка к «Братьям-мусульманам»). Ну и, конечно же, невозможно умолчать про открытый конфликт с Сирией (и сирийскими курдами в частности), итогом которого стал затяжной вооружённый конфликт в самой арабской республике, а также в граничащих с ней районах Турции. Исходя из этого, глянув на политическую карту мира, становится понятно, что отношения России и Турции с доброй половиной своих соседей оставляют желать лучшего. Но в этой ситуации есть и весьма перспективная закономерность. Дело в том, что большинство стран, имеющих напряжённые отношения с Анкарой, выстраивают взаимодействия с Москвой в позитивном ключе (и наоборот). В подобной ситуации обе стороны могли бы сыграть конструктивную роль в решении кризисных моментов с соседями. В частности, Россия могла бы стать посредником в решении спорных вопросов Турции с Грецией, Кипром и Египтом, тогда как Анкара могла бы помочь в нормализации отношений Москвы с Киевом и Тбилиси. Такие шаги, без всяких сомнений, были бы в интересах региональной безопасности обеих стран, повысив при этом и уровень доверия в самих российско-турецких отношениях.

Однако государственная безопасность не может ограничиваться одной лишь внешней политикой, не менее важную роль в этом плане играет и то, что непосредственно происходит внутри страны. И здесь опять же у России с Турцией много общего. Прежде всего, оба государства продолжают вести борьбу против радикального сепаратизма. В Турции он связан с курдским вопросом, когда представители «Рабочей партии Курдистана» устраивают диверсии против турецких государственных структур и фактически ведут против властей партизанскую войну за отделение юго-востока страны и создание независимого государства — Курдистан. В результате подобных диверсий нередко страдают и простые граждане, что уже позволяет квалифицировать подобные действия, как терроризм. В России же существует несколько очагов сепаратизма, но самым опасным из них является Северный Кавказ, на территории которого действует ряд исламистских группировок, мощнейшей из которых является «Имарат Кавказ» (организация, запрещённая в РФ), боевики которого занимаются не просто диверсиями, они устраивают настоящий террор с большим количеством жертв среди мирного населения (причём не только на Кавказе, но и по всей территории страны). Своей конечной целью они ставят отделение всего Северного Кавказа от России и создание на его территории исламского эмирата, для её достижения они не готовы считаться ни с какими людскими жертвами, а их пути зачастую пересекаются с международным терроризмом. И вот тут между Москвой и Анкарой существуют серьёзнейшие разногласия. После Второй чеченской войны многие боевики бежали именно в Турцию, а некоторые проживают там (и готовят новые теракты) до сих пор. Помимо этого, с обеих сторон иногда можно услышать взаимные обвинения друг друга в поддержке сепаратистских организаций на чужой территории. Полагаю, что в данной обстановке самым адекватным решением могло бы стать установление между Россией и Турцией двустороннего соглашения об экстрадиции подозреваемых или обвиняемых в преступлениях на территории соответствующих государств (по крайней мере, это бы точно показало решительность сторон в борьбе с общими угрозами). Также невозможно не упомянуть о том, что совсем недавно турецкое руководство столкнулось с ещё одной проблемой, подрывающей безопасность в стране. Проблема эта заключается в активности организаций леворадикального и исламистского толка, ставящих себе задачу любой ценой свергнуть нынешнюю власть в Турции. Одной из таких оказалась и общественно-политическое движение «Хизмет» проповедника и писателя Фетхуллаха Гюллена, представители которого в армейских структурах в июле этого года были близки к совершению военного переворота. Попытка оказалась неудачной, но сам факт её наличия уже говорит о существенной бреши в турецкой системе безопасности. В России в свою очередь тоже есть «горячие головы», поговаривающие о необходимости свержения законно избранной власти, однако говорить хоть о каких-либо их успехах на данном поприще, благо, не приходится. Тем не менее, абсолютно очевидно, что для успешного взаимодействия обе страны должны чётко придерживаться принципов, которые осуждают любые попытки свержения законной власти. И исходя из позиции Москвы по поводу попытки государственного переворота в Турции, появляется твёрдое убеждение в том, что страны движутся в верном направлении (очень хотелось бы верить, что это стремление является взаимным).

Отдельно стоит упомянуть и о роли двух стран в решении Сирийского конфликта. Нетрудно догадаться, что и тут подходы Москвы и Анкары сильно рознятся. Целью России является борьба с международным терроризмом на дальних рубежах, а также поддержка законно избранного руководства Сирийской Арабской Республики с сохранением светского характера формы государственного правления и развитием демократических институтов власти в стране. Турция же изначально ставила себе в задачи поддержку вооружённой сирийской оппозиции, в планах которой ни о какой светской Сирии и речи быть не может и последующее свержение ими законного сирийского правительства. Однако все эти действия имели серьёзные последствия и для самой Турции. Дело в том, что исламистам пришлось противостоять не только сирийской армии, но и отрядам курдской самообороны, которые успешно борются и с «Исламским Государством», и с формированиями «Сирийской Свободной Армии». Дошло до того, что курды заняли большую часть Сирийско-турецкой границы, и это стало серьёзной угрозой безопасности самой Турции (ведь с появлением Сирийского Курдистана, как административно-территориальной единицы, курды могут сосредоточиться на новой задаче — образовании Турецкого Курдистана, что сравни убийству турецкого государства). Поэтому (а также в связи с участием российских ВКС на стороне сирийского руководства) с недавнего времени свержение Башара Асада больше не является приоритетной задачей Турецкого правительства. Означает ли это, что теперь турецкая сторона прекратит поддержку сирийской оппозиции? — Конечно нет. Однако риторика в этом плане существенно изменится. И факты недавно начавшейся операции вооружённых сил Турции против боевиков «Исламского Государства» и курдских формирований на территории Сирии позволяют сделать вывод, что о ней заранее были проинформированы Москва и Дамаск (ведь в Сирии также небезосновательно опасаются объединения и усиления курдов). Тем не менее подобный факт общих точек соприкосновения Сирии и Турции совершенно не означает, что против курдов нужно уничтожать. Проблемы между всеми договороспособными сторонами должны быть улажены исключительно мирным способом. Поэтому всем участникам переговоров по Сирии (среди которых просто обязаны быть и Россия с Турцией, а также Иран, объединение усилий с которым стало бы стратегически верным решением для всех) необходимо выработать общий план, по которому должны быть чётко разделены террористы и оппозиция, а также начаты переговоры о конституционных изменениях в стране между всеми конструктивными сторонами конфликта (так, как в своё время это было сделано в Ливане). Понятно, что такое решение станет компромиссным и не сможет учесть все пожелания участников переговоров, однако оно станет единственно верным в данной ситуации и существенно усилит эффективность борьбы с международным терроризмом, консолидируя все стороны против общего врага.

То же самое можно сказать и про возможное решение карабахского конфликта. Нет никаких сомнений, что именно Турция и Россия должны быть посредниками в решении территориального спора между Азербайджаном и Арменией, и подобное (опять же компромиссное) решение будет в интересах всех участников переговорного процесса [2].

Ещё одним немаловажным фактором, способным повлиять на безопасность в стране (причём в худшую сторону) является международное давление. И если Россия знакома с этим уже не один десяток лет, то Турция сталкивается с таким уровнем давления со стороны международных организаций и крупных государств относительно недавно. В частности, высказываются претензии по поводу жёсткой реакции турецкого руководства на попытку военного переворота в стране. Так, о своём несогласии с политикой Анкары по привлечению к ответственности всех подозреваемых в попытке переворота и в вопросе отмены моратория на смертную казнь заявили в Вашингтоне и Брюсселе (что также поставило под большое сомнение возможность дальнейшей интеграции Турции с ЕС). Подобная реакция была расценена руководством Турецкой Республики, как предательство, вследствие чего из Анкары даже последовали заявления, ставящие под угрозу дальнейшее пребывание военных объектов стран запада на территории Турции. Россия же не стала вмешиваться во внутренние дела соседа, а напротив, выразила полную поддержку действиям турецких властей по нормализации обстановки в стране (более того, как стало известно позже, президент России Владимир Путин был первым из мировых лидеров, позвонивших Реджепу Эрдогану со словами поддержки, а некоторые источники, близкие к турецкой дипломатии, даже сообщили о том, что именно российские спецслужбы проинформировали своих коллег из Турции о готовящемся перевороте) [3]. Всё дело в том, что на Западе никогда не любили сильных и независимых лидеров (коим, безусловно, является и президент Эрдоган), потому как им тяжело диктовать свои правила. России же всегда было легче договариваться с теми политиками, за которыми не стоит никто, кроме собственного народа. Поэтому Российская Федерация, основываясь принципами верховенства закона каждой страны, готова в любой момент протянуть руку помощи турецкому народу (и избранному им руководству). Подобный шаг был очень позитивно встречен Анкарой, и дальнейшие заявления на уровне Министерства иностранных дел Турецкой Республики о бесполезности давления на Москву и Анкару позволяют надеяться на то, что теперь в Турции также понимают всю пагубную суть международного давления и необходимость дальнейшей консолидации сил для его преодоления [4].

В заключении хотелось бы отметить, что, безусловно, не стоит входить в экстаз и тешить себя иллюзиями на основе всего вышеперечисленного. Всё это пока лишь долгосрочные перспективы на фоне нормализовавшихся отношений. Между Россией и Турцией по-прежнему остаётся масса противоречий, решение которых займёт не один и не два дня. Не стоит также надеяться и на какой-то резкий разворот Турции с Запада на Восток. Однако обстановка в мире явно показывает, что эпоха постоянных конфликтов России и Турции должна окончательно уйти в прошлое. Ей смену придёт новое время, когда ключевые игроки в регионе станут партнёрами в решении общих проблем во благо своих народов. Уверен, что такие действия по достоинству будут оценены нашими потомками.

Литература:

  1. Горбатов А. А. Россия и Турция. Анатомия противостояния
  2. Горбатов А. А. Россия и Турция: новая реальность
  3. СМИ: Россия предупредила Эрдогана о готовящемся военном перевороте // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3472671
  4. Мевлют Чавушоглу: попытки Запада запугать Россию неразумны // URL: https://ria.ru/interview/20160818/1474706641.html
Основные термины (генерируются автоматически): международным терроризмом, военного переворота, 2016-го президент Турции, иностранных дел Турции, резкий разворот Турции, спорных вопросов Турции, История отношений России, дальнейшей интеграции Турции, вооружённых сил Турции, территории Турции, районах Турции, Турции должна, укрепления безопасности России, отношения России, России исламистской организации, президенты России, позитивном ключе, постоянных конфликтов России, президент России Владимир, вооружённый конфликт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос