Уход в метафору как основной языковой процесс в современной русской прозе
Библиографическое описание:
Лю, Го Пин. Уход в метафору как основной языковой процесс в современной русской прозе / Го Пин Лю. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 64. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1340/ (дата обращения: 05.10.2023).
Метафора является самым распространенным средством стилистики. Она устанавливает связь между объектом и субъектом, вследствие чего в языке появляется художественный эффект.
Исследование метафоры имеет давнюю историю. Существует много классификаций метафор. Например, В.К. Харченко [4] выделяет и характеризует несколько функций метафор (номинативная, информативная, мнемоническая, текстообразующая, жанрообразующая и др.). Многообразие функций свидетельствует о сложности данного феномена, а также о том, ч то в исследовании метафор есть перспектива.
Метафора является одним из самых употребительных средств стилистики, которые усиливают силу выражения языка, а также способствуют проявлению ментальности народа.
Метафора тоже существует в русской паремии. Например: «Родимая сторона мать, чужая – мачеха»; «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». В русских фразеологизмах в переносном (метафорическом) смысле говорится, например, о высвобождении: «Как гора с плеч», «Словно камень свалился с сердца». О трусливости: «Труслив, как заяц». О человеке без величия духа: «Как мокрая курица». О большом количестве: «Как собак нерезаных». Именно в паремиях и фразеологизмах в большей степени проявляется связь метафоры с ментальностью.
Наиболее сложной проблемой в изучении метафоры является вопрос употребления ее в художественном тексте, изучение ее функции в языковой композиции. Очевидно, метафора может быть рассмотрена как компонент языковой композиции, поскольку языковая композиция – это динамическое изменение точки зрения. Именно в этом контексте интересно проследить роль метафоры в тексте. Г.Д. Ахметова пишет о прозе Захара Прилепина: «Композиционное строение текстов таково, что рассказчик-герой и автор-рассказчик постоянно взаимодействуют, и это проявляется в движении словесных рядов – от грубо-просторечных до романтически-возвышенных, причем последних значительно больше, и центральное место среди них занимают метафоры-сравнения» [1, с. 183].
Метафора способствует тому, чтобы текст стал более ясным и выразительным. Можно сказать, что читатель в тексте не только получит информацию, но и чувство красоты, поэтому метафору иногда называют языком поэзии.
Г.Д. Ахметова [1] отмечает, что в современном ментальном пространстве русской прозы наблюдается феномен «неинтертекстуальной» метафоры и «неинтертектуального» сравнения. Г.Д. Ахметова рассматривает их на примере романа М. Елизарова «Библиотекарь». Выделяет Г.Д. Ахметова также и постмодернистские метафоры и метафорические сравнения. На материале произведений Захара Прилепина выделяются метафоры-сравнения.
В прозе Г. Копытина выделяются живые метафоры, т.е. такие, в которых есть элемент антропоцентричности. Например, в рассказе «Алеурская поездка»: «Я всматривался в прозрачность наступившего дня. Высоко в горах выпал обильный снег. Вершины голбцов воссияли на юго-востоке от хребта Черского радостным, гранатовым цветом. Рдевшее солнце бессильно ворочалось на вершинах сосен. И было видно, как оно пытается подняться до середины небосклона. Но стоял ноябрь, и день, лишь только встряхнувшись с утра и сонно поглазев на отбеленные хребты, вскоре тихо и незаметно угасал» [3, с. 52].
Роль метафоры в языке художественной прозы настолько велика, что стало возможно говорить об уходе в метафору как языковом процессе и как об аспекте анализа текста. Об этом пишет Г.Д. Ахметова: Для современной прозы в большей степени характерны так называемые «живые» («очеловеченные») метафоры, когда человеческими свойствами наделяются изначально неживые предметы или явления. Таким образом, «живая» метафора одновременно и уводит от реальности, и сближается с самой жизнью [2, с. 138].
В заключение мы можем сделать такой вывод: метафора играет незаменимую роль в тексте. Она сделает монотонное выразительным, сделает сложное простым, абстрактное конкретным. Она употребляется в произведении и существует в нашей жизни, она сделает наш язык, тексты более красивыми, выразительными. Вместе с тем важно отметить и то, что роль метафоры в языковой композиции во многом определяется точкой зрения героя или персонажа.
Литература:
Ахметова Г.Д. Языковое пространство художественного текста. СПб.: Реноме, 2010. 244 с.
Ахметова Г.Д. Языковые процессы в современной русской прозе (на рубеже XX – XXI вв.). Языковые процессы в современной русской прозе (на рубеже XX – XXI вв.). 168 с.
Копытин Г. Алеурская поездка // Копытин Г. Матушка-водица, светлая вода: Рассказы. Иркутск, 1981. 134 с.
Харченко В.К. Функции метафоры. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 96 с
Похожие статьи
Ключевые слова: художественная метафора, языковая...
художественная метафора, языковая метафора, английская художественная литература, функция метафоры
метафора, III, описание красоты, переносное значение, произведение, сонет, узбекский язык. Стилистическая функция тропов в тексте произведения Р.А. Анайи...
Метафора в рекламных текстах | Статья в журнале...
Обычно метафора анализируется и рассматривается как один из видов риторических фигур, или тропов, о которых говорили еще в античных риториках. Тропы применяют для придания речи большей выразительности, для ее украшения...
Проблемы перевода метафоры (на материале современной...)
Художественный англоязычный текст как среда... Ключевые слова: художественная метафора, языковая метафора, английская художественная литература, функция метафоры, прием создания метафоры.
Метаметафора и метафора-текст: разграничение понятий
В конце 80-х годов XX века филологом-фольклористом К.А. Кедровым был выдвинут и обоснован термин «метаметафора», метафора подсознания, «метафора в квадрате и метафора метафизическая»; «… то, что приходит свыше и соединяет поэта с небом в двуединое тело.
Метафора в когнитивной лингвистике | Статья в журнале...
Важной причиной огромного интереса к метафоре за последние 20 лет является когнитивное лингвистическое исследование. Когнитивные лингвисты принимают идею о том, что метафора — это не просто часть языка, она отражает фундаментальную часть того, как люди думают...
Метафора как средство реализации лингво-культурологического...
Эти наблюдения мы используем для исследования роли метафоры при создании лингво-культурологического кода писателя.
И, конечно же, самое яркое проявление именно языковой картины мира характерно для художественных текстов, где метафора — способ создания...
Особенности использования метафоры как средства создания...
Таким образом, роль языковых средств в художественном тексте велика. Эпитеты, метафоры, сравнения, градация придают художественному произведению особую яркость.
Метафора в качестве механизма номинации в текстах...
Данная статья является попыткой описания метафоры, её функций и механизмов образования в текстах научно-технического характера.
Под вторичной номинацией мы будем понимать языковое означивание при помощи предложений [1].
Предикативная основа как структурная разновидность метафоры...
– И.Ж.-Л.) объединяет разные языковые явления, – пишет ученый, – поэтому порой различные лингвистические теории метафоры «работают» с
Возможно, причина этого заключается в том, что «классическая» метафора даже в художественных текстах встречается не часто.
Похожие статьи
Ключевые слова: художественная метафора, языковая...
художественная метафора, языковая метафора, английская художественная литература, функция метафоры
метафора, III, описание красоты, переносное значение, произведение, сонет, узбекский язык. Стилистическая функция тропов в тексте произведения Р.А. Анайи...
Метафора в рекламных текстах | Статья в журнале...
Обычно метафора анализируется и рассматривается как один из видов риторических фигур, или тропов, о которых говорили еще в античных риториках. Тропы применяют для придания речи большей выразительности, для ее украшения...
Проблемы перевода метафоры (на материале современной...)
Художественный англоязычный текст как среда... Ключевые слова: художественная метафора, языковая метафора, английская художественная литература, функция метафоры, прием создания метафоры.
Метаметафора и метафора-текст: разграничение понятий
В конце 80-х годов XX века филологом-фольклористом К.А. Кедровым был выдвинут и обоснован термин «метаметафора», метафора подсознания, «метафора в квадрате и метафора метафизическая»; «… то, что приходит свыше и соединяет поэта с небом в двуединое тело.
Метафора в когнитивной лингвистике | Статья в журнале...
Важной причиной огромного интереса к метафоре за последние 20 лет является когнитивное лингвистическое исследование. Когнитивные лингвисты принимают идею о том, что метафора — это не просто часть языка, она отражает фундаментальную часть того, как люди думают...
Метафора как средство реализации лингво-культурологического...
Эти наблюдения мы используем для исследования роли метафоры при создании лингво-культурологического кода писателя.
И, конечно же, самое яркое проявление именно языковой картины мира характерно для художественных текстов, где метафора — способ создания...
Особенности использования метафоры как средства создания...
Таким образом, роль языковых средств в художественном тексте велика. Эпитеты, метафоры, сравнения, градация придают художественному произведению особую яркость.
Метафора в качестве механизма номинации в текстах...
Данная статья является попыткой описания метафоры, её функций и механизмов образования в текстах научно-технического характера.
Под вторичной номинацией мы будем понимать языковое означивание при помощи предложений [1].
Предикативная основа как структурная разновидность метафоры...
– И.Ж.-Л.) объединяет разные языковые явления, – пишет ученый, – поэтому порой различные лингвистические теории метафоры «работают» с
Возможно, причина этого заключается в том, что «классическая» метафора даже в художественных текстах встречается не часто.