Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале произведений Дж. Голсуорси и И. Макьюэна) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 18.03.2018

Статья просмотрена: 642 раза

Библиографическое описание:

Иванова, С. В. Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале произведений Дж. Голсуорси и И. Макьюэна) / С. В. Иванова, М. Н. Чикишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48830/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье раскрываются особенности функционирования концептуальной метафоры, используемой при создании образа героя в произведениях английских писателей Дж. Голсуорси и И. Макьюэна. Оба писателя широко используют природоморфные метафоры при создании образа персонажа, то есть человек по большей части мыслится как часть природы. Составляющие образов литературных героев в романе И. Макьюэна больше соотносятся с предметами, созданными человеческим трудом, а в романе Дж. Голсуорси — с человеком как таковым, его физиологией, душевным миром, родственными связями и т. д.

Ключевые слова: метафора, когнитивная метафора, образ героя.

Метафоре посвящено множество научных исследований в лингвистике, психологии, философии, социологии, политологии и т. д. Однако некоторые аспекты ее функционирования изучены не полностью. Так, представляются недостаточно разработанными положения о том, насколько метафора способна передать индивидуальное мировоззрение автора как языковой личности, которое отражается в средствах создания образа героя художественного произведения. В последнее время многие исследователи посвящают свои работы функционированию метафоры в языке художественной литературы (Н. И. Борковец, Е. Ю. Глотова, Е. Н. Осатюк, О. В. Трынкова, Е. В. Шустрова). Описание метафорического словоупотребления в рамках художественного дискурса является перспективным развивающимся направлением в современной когнитивной лингвистике (М.Джонсон, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, Дж.Лакофф, А. П. Чудинов), что определяет актуальность настоящего исследования.

В данной работе к анализу художественных текстов применяется методика изучения и описания метафорических моделей, разработанная А. П. Чудиновым для исследования политической метафоры. Цель работы состоит в сопоставлении типов метафор, использованных при создании образа героя в произведениях Дж.Голсуорси и И.Макьюэна. Объектом исследования являются образы героев произведений. Предмет — метафоры, способствующие созданию образа героя. Материалом исследования послужили 200 метафор, использованных при конструировании образа литературного героя и извлеченных при помощи метода сплошной выборки из произведений «Закон о детях» И.Макьюэна и «Собственник» Дж.Голсуорси.

Существует две точки зрения на понятие метафоры: она может рассматриваться как экспрессивное стилистическое средство и как когнитивный механизм. С когнитивистских позиций метафора представляет собой одну из ментальных операций, которая объединяет две понятийные сферы и создает возможность использовать потенции структурирования сферы-источника при помощи новой сферы [3, с. 63]. В данном исследовании опора производится на понятие когнитивная, или концептуальная, метафора. Это метафора, возникающая в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса слов) и создающая полисемию [1, c. 44].

В данной работе за основу взята классификация, разработанная А. П. Чудиновым, в соответствии с которой выделяется четыре разряда моделей метафоры: антропоморфная метафора (человек моделирует реальность по своему подобию; анализируются концепты, относящиеся к понятийным сферам «Анатомия и физиология», «Семья», «Болезнь» и т. д.), метафора природы (реальность осознается в концептах окружающей человека природы), социальная (исследуются концепты, относящиеся к понятийным сферам «Театр», «Спорт», «Война» и т. д.) и артефактная метафора (реальность сопоставляется с предметами, созданными трудом человека; понятийные сферы — «Дом», «Механизм» и т. д.) [4, с.49]. В рамках каждого разряда исследуется набор понятийных сфер (сфера-источник), выделяются фреймы и слоты. При метафорическом переносе система фреймов одной ментальной сферы (сферы-источника) служит основой для моделирования ментальной системы другой сферы (сферы-магнита, или сферы-мишени) [5].

В качестве сфер-магнитов рассматриваются такие составляющие образа героя как внешность, эмоции и чувства, действия, физиологические реакции и состояния, черты характера и привычки, интеллектуальная деятельность и мышление. Метафоры, служащие созданию образов литературных героев, были распределены по указанным выше разрядам в соответствии с представленной классификацией, в результате чего было получено следующее соотношение. 46 % метафор из романа «Собственник» Дж.Голсуорси являются природоморфными, 30 % — антропоморфными, 14 % — артефактными и 10 % — социоморфными. В произведении «Закон о детях» И.Макьюэна также преобладает число метафор природы — 34 %, доля артефактных метафор составляет 27 %, 21 % — антропоморфные и 18 % — социоморфные метафоры.

Таким образом, наиболее частотной является группа природоморфных метафор как в произведении представителя начала XX века, так и у нашего современника. Человек является частью природы, этим объясняется сопоставление различных его характеристик и действий с природными явлениями (a cloud of thought [6, с. 68], awave of love [6, с. 176]), животным (a resemblance to a turkey-cock coming upon his old face [2, с. 28], the worm of suspicion [6, с. 25]) и растительным миром (he had remained young and green at heart [2, с. 45]).

В романе И. Макьюэна образ героя часто описывается в терминах разнообразных артефактов, например, чувства сопоставляются с частью механизма (the engine of self-pity began to turn [6, с. 55]) или с предметами (her new keys, opening the way to her other life [6, с. 72], an adult’s armor [6, с. 79]). Человек неотделим от продуктов своего труда, он мыслится как часть того физического мира, который он сам создает.

Дж. Голсуорси в свою очередь, в отличие от И. Макьюэна чаще прибегает к использованию антропоморфной метафоры, т. е. при создании образа человека акцентируется внимание на том, что это живой организм (she saw only her own flesh and blood [2, с. 29], June stood in front, …, as somebody once said, ‘all hair and spirit’ [2, с. 21]).

Доля социоморфной метафоры одинаково невелика у обоих писателей, это позволяет предположить, что социальные явления и роль общества в передаче эмоциональных состояний персонажей, их способов мышления, создания портрета, не играют большой роли. Тем не менее, некоторые события из жизни героев охарактеризованы с помощью спортивной (June, indeed, with her habit of championing the unfortunate [2, с. 85]) или театральной метафоры (the high marital drama in its opening scene [6, с. 169]).

Таким образом, как Дж. Голсуорси, так и И. Макьюэн широко использует природоморфные метафоры при создании образа персонажа в произведениях. То есть человек по большей части мыслится как часть природы. Если представитель начала XX века чаще прибегает к антропоморфной метафоре, то в произведении нашего современника, помимо метафоры природы, преобладают артефактные метафоры. Это говорит о том, что образы литературных героев в романе И. Макьюэна больше соотносятся с предметами, созданными человеческим трудом, а в романе Дж. Голсуорси — с человеком как таковым, его физиологией, душевным миром, родственными связями и т. д.

Литература:

  1. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика: сб. — М.: Наука, 1979. — 311 с.
  2. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. Собственник: книга для чтения на английском языке. — СПб.: КАРО, 2011. — 608 с.
  3. Чудинов А. П. Теория метафорического моделирования на современном этапе развития // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. — 2000. — Т. 5. — С. 63- 65.
  4. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). — Екатеринбург, 2001. — 238 с.
  5. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации // Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-03a.htm (дата обращения: 9.03.2018).
  6. McEwan Ian The Children Act. — Jonathan Cape, 2014. — 224 p.
Основные термины (генерируются автоматически): метафора, создание образа героя, антропоморфная метафора, большая часть, душевный мир, образ героя, произведение, создание образа персонажа, часть природы, человеческий труд.


Похожие статьи

Метафоры тела в поэзии Сергея Есенина | Статья в журнале...

Именно в этот период своего творчества Есенин широко использует возможности антропоморфной метафоры, приёма создания образа, при котором объекты живой и неживой природы наделяются человеческими качествами, мыслями, переживаниями.

Языковые средства создания образа ребенка в повести...

Таким образом, роль языковых средств в художественном тексте велика. Эпитеты, метафоры, сравнения, градация придают художественному произведению особую яркость

Фразеологизмы как средства создания образа героев (на примере сказок братьев Гримм).

Метафора как способ выражения оценки (на материале...)

Она позволяет «увидеть» автомобиль как некий собирательный образ и как часть этого образа: машина представляется обобщенно в виде семьи

1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. — Издание 2-е — М., 1999. 2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Благодаря метафоре мы можем прочувствовать душевное состояние лирического героя.

Слово «микитки» по словарю Ефремовой Т. Ф. имеет значение «Место в нижней части груди под ребрами» и дается в словаре с пометой разговорно-сниженное.

Компаративные тропы в произведениях У. Б. Йейтса

Этот прием используется для создания динамического образа.

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, языковая личность, автор, метафора, образ, троп, язык, поэт, компаративный троп

Образ природы в произведениях Уве Тимма.

Мастерство создания образа Б. Момышулы | Статья в журнале...

Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале произведений Дж.

Приёмы создания художественного образа в поликодовых текстах политической коммуникации (на примере антропоморфизма).

Понятие метафоры и способы её выражения в произведениях...

Скачать Часть 3 (pdf). Библиографическое описание

Метафора, как и образ, стремится к символу и обладает ее многозначностью и полифонией.

По мнению У.Джуракулова, изображенные в произведениях Шекспира образы юродивых (помешанных, полоумных)...

Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер

Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале произведений Дж. Голсуорси и И. Макьюэна).

Функции эпитета в художественном тексте | Статья в сборнике...

Ключевые слова: эпитет, оценка, функция, признак, образ, ассоциация, эмотивный, эмотивность

Наиболее частотно страх, как показывает анализ, актуализируется метафорой и эпитетом.

Эмоциональному концепту «страх» приписывается антропоморфный признак.

Похожие статьи

Метафоры тела в поэзии Сергея Есенина | Статья в журнале...

Именно в этот период своего творчества Есенин широко использует возможности антропоморфной метафоры, приёма создания образа, при котором объекты живой и неживой природы наделяются человеческими качествами, мыслями, переживаниями.

Языковые средства создания образа ребенка в повести...

Таким образом, роль языковых средств в художественном тексте велика. Эпитеты, метафоры, сравнения, градация придают художественному произведению особую яркость

Фразеологизмы как средства создания образа героев (на примере сказок братьев Гримм).

Метафора как способ выражения оценки (на материале...)

Она позволяет «увидеть» автомобиль как некий собирательный образ и как часть этого образа: машина представляется обобщенно в виде семьи

1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. — Издание 2-е — М., 1999. 2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Благодаря метафоре мы можем прочувствовать душевное состояние лирического героя.

Слово «микитки» по словарю Ефремовой Т. Ф. имеет значение «Место в нижней части груди под ребрами» и дается в словаре с пометой разговорно-сниженное.

Компаративные тропы в произведениях У. Б. Йейтса

Этот прием используется для создания динамического образа.

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, языковая личность, автор, метафора, образ, троп, язык, поэт, компаративный троп

Образ природы в произведениях Уве Тимма.

Мастерство создания образа Б. Момышулы | Статья в журнале...

Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале произведений Дж.

Приёмы создания художественного образа в поликодовых текстах политической коммуникации (на примере антропоморфизма).

Понятие метафоры и способы её выражения в произведениях...

Скачать Часть 3 (pdf). Библиографическое описание

Метафора, как и образ, стремится к символу и обладает ее многозначностью и полифонией.

По мнению У.Джуракулова, изображенные в произведениях Шекспира образы юродивых (помешанных, полоумных)...

Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер

Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале произведений Дж. Голсуорси и И. Макьюэна).

Функции эпитета в художественном тексте | Статья в сборнике...

Ключевые слова: эпитет, оценка, функция, признак, образ, ассоциация, эмотивный, эмотивность

Наиболее частотно страх, как показывает анализ, актуализируется метафорой и эпитетом.

Эмоциональному концепту «страх» приписывается антропоморфный признак.

Задать вопрос