Музыкальность и «песенность» поэзии Вяч. Иванова
Автор: Куличенко Анна Александровна
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
Дата публикации: 07.12.2017
Статья просмотрена: 172 раза
Библиографическое описание:
Куличенко, А. А. Музыкальность и «песенность» поэзии Вяч. Иванова / А. А. Куличенко. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/258/13465/ (дата обращения: 16.12.2024).
Трудно переоценить роль и значение музыки в жизни человека. Являясь его бессменным другом и сподвижником, она как не кто другой готова разделить переживания и мысли. Именно поэтому так разнообразна музыка вокруг нас: звучание чувств столь же разнообразно.
Поэзия, как и музыка, способна выражать всю палитру человеческих размышлений и отношений. В любом как стихотворном, так и музыкальном произведении сокрыты определенные эмоции, которые автор вложил посредством буквенно-нотных обозначений. Стихотворение справедливо можно сравнить музыкой, где различаются лишь средства, использованные автором.
Примечательна музыкальность, свойственная стихотворениям Вячеслава Иванова. Часто выявление их ритмического рисунка вызывает определенную сложность, связанную с особенностями рифмы и размера. Однако, несмотря на всю неоднозначность восприятия стихотворного творчества Вяч. Иванова, он по достоинству был оценен современниками. «Я за то любил из древних Платона и Плотина, а из новых Шопенгауэра и Ницше, что мне в их произведениях слышалась настоящая музыка. Самого В. Иванова я люблю потому, что он не говорит, а поет…», — говорил русский философ конца 19 — первой трети 20 века Лев Шестов. [1, с. 35]
Слово «музыка» встречается в поэзии Иванова дважды. В стихотворении «1913», посвященному Юрию Верховскому, поэт пишет:
«Слушай!» — прошепчут уста благовещие, вдруг умолкая
Легкие персты едва тронув кифару, замрут.
«Слушай...» И с веяньем тайным звучит издалече глубокий
Мелос: вначале немой, темной музыкой могил;
Ближе потом, и ясней, как над шелестом рощи священной
Реянье внятное сил, или в пещере волна… [2, с. 11]
В данном контексте слово «немой» может относиться как к характеристике мелоса (муз. «мелодическое начало, мелодия, напев»), так и выступать в роли однородного члена при описании «музыки могил». Примечательно, что в первом случае словосочетание является оксюмороном, поскольку музыка (мелос) не существует без звукового выражения. Под «музыкой могил» автор, вероятно, понимает «мелодию» похорон: плач, стоны, надгробную речь, эпитафию. Однако словом «немой» возможно сменить субъект действия, и перед нами постепенно воссоздается образ «мелоса», пробудившегося от вечного сна, воскресшего. Сочетание «темная музыка» восходит к синестезии: звуковой комплекс не виден глазу, поэтому от природы не способен иметь цветовую характеристику. В данном контексте «темный» использовано в значении «мрачный, печальный, гнетущий».
В «1913» поэт описывает сошествие с небес к нему Музы. Играя на кимвале, она «велит внимать» ей, и в данных образах угадывается вдохновение и творческий процесс.
В стихотворении «Воспоминания о А. Н. Скрябине» также появляется образ музыки:
…А после, в долгой за полночь беседе,
В своей рабочей храмине, под пальмой,
У верного стола, с китайцем кротким
Из мрамора восточного — где новый
Свершался брак Поэзии с Музыкой, —
О таинствах вещал он с дерзновеньем. [3, с. 532]
«Музыка» ставится автором в один ряд с «Поэзией», как понятие равнозначное. В данном контексте они использованы как имена собственные, подобно именам греческих богов, превосходящих окружающую действительность. Такое их возвышение возможно только при слиянии воедино, «браке». Музыка в стихотворении не выступает в роли могильного «мелоса» — она перерождается в нечто новое, более совершенное, дополненное вербальными средствами выражения искусства.
Образ самого Скрябина как композитора у Иванова тесно переплетен с образом Скрябина-друга, как две неделимые составляющие одной сущности. После смерти Александра Николаевича поэт скорбит не столько о потере талантливого музыканта, сколько об утрате одного из самых близких по духу и идейно-художественным взглядам человека, о чем он пишет в стихотворении «Ко дню открытия памятной доски на доме Скрябина»:
Остановись, прохожий! В сих стенах
Жил Скрябин и почил. Все камень строгий
Тебе сказал в немногих письменах.
Посеян сев. Иди ж своей дорогой. [2, с. 48]
Примечательно, что поэзия, в традиционном смысле слова, в произведениях Скрябина выражена исключительно в названиях: «Божественная поэма», «Сатаническая поэма», «Прометей (Поэма огня)» и т. д.
В стихотворениях Вяч. Иванова тесно переплетены образы поэзии и музыки, и этот синтез двух сфер искусства выражен в семантике слова «песня» как имеющий особый смысл, значение, наполняемость.
В различных словоформах это понятие употребляется в стихотворном творчестве Иванова 46 раз, в том числе устаревшая форма «песнь», которая используется автором довольно часто:
Пламеней,
Песнь без удил,
Отклик светил… [4, с. 681]
Контекстуально использование данного слова в поэзии Иванова можно разделить на три группы в соответствии с особенностями семантики образа.
К первой группе относятся «песни», связанные с торжеством и трепетом души. Так в стихотворении «Соловьиные чары», посвященном С. В. Троцкому, Вяч. Иванов пишет:
Солнце зашло; пала роса; темно в дубраве.
Чу, соловей вдруг засвистал: у близкой встречи
Сердце стучит... Ярче звучит далече
Звонкая песнь... [3, с. 45]
Песня символизирует радостные настроения, светлые порывы души, ликование, звучащие то звучно и торжественно в «Мистериях поэта»:
Струн бряцанье, звон кимвалов, лад и выступь мощных хоров
Песнопевцу возвещают бога песней: гость грядет! [4, с. 580]
то нежно и напевно в «Апполоне влюбленном»:
… И под рокот песни сладкой,
Робость нежную тая,
Обступает их украдкой
Трех нагих Харит семья… [4, с. 767]
Песня предстает перед читателем «мощной мерой горних хоров», вместе с тем «пленительным эхом» альпийского рога. Такая характеристика «громкости звучания» позволяет нам выделить, в свою очередь, подгруппы: громогласная радость соответственно противопоставлена едва слышному, тихому и трепетному счастью. Заметим, что в данной группе проявление светлых чувств гиперболизировано и литотировано: отсутствует подгруппа среднего, умеренного по громкости звучания.
Вторая группа включает в себя определение образа песни как явления пророческого, связанного с высшими силами предвидения («Певец, угрюмыми тропами»):
Забылся — внемлет:
На вещих струнах песнь звенит:
«Как ты страдал, забудь отныне,
Недолог путь и ты прийдешь.
Чего искал в глухой пустыне
В чертоге царственном найдешь… [2, с. 219]
Часты упоминания мифологических героев, управляющих судьбой (Парки), и персонажей-«прорицателей» (сивиллы). Так, к примеру, они описаны в «Мистериях поэта»:
Он вождя любую волю совершит, неудержимый:
Повелит ли Муз владыка петь ему советы вышних,
Гесперид ли сны златые, или думы Прометея,
Афродиты ли небесной, Геи ль творческие тайны,
Песни ль Парок, иль Сивиллы роковые прорицанья... [4, с. 578]
Кроме того, к данной группе можно отнести «песни», также связанные с божественным проведением, высшими силами, выступающие в роли откровений, как правило, творческих («Младенчество»):
Стройна ли песнь и самобытна
Или ничем не любопытна, —
В том спросит некогда ответ
С перелагателя Поэт. [4, с. 640]
Согласно Вяч. Иванову, художник не является творцом собственных произведений. Он лишь посредник между высшими силами — «Поэтом» — и народом, «перелагатель» божественных «песен» на понятный и доступный человеку язык. Именно поэтому образ песни коррелирует напрямую с образом пророчества, откровения.
Третья группа, не менее значимая, является самой многочисленной среди представленных ранее и связана с образом смерти. В «Мирах возможного» Вяч. Иванов пишет:
Я вспомнил наш союз порою дальной, —
Мой краткий жар и возникавший холод,
Предупрежденный песнью погребальной. [4, с. 673]
«Погребальная песнь» звучит вместе с «Марсиевой» в стихотворении «EPIRRHEMA»:
И на площадь выступает, мнимый Феба прорицатель —
И соперник тайный Феба; но личину видит всякий —
И богов, и смертных хохот судит Марсиеву песнь. [4, с. 580]
Образ Сфинкса у Вяч. Иванова неразрывно связан с образом вечной жизни и смерти. Лирический герой восклицает, обращаясь к мифическому существу: «Ты, вечный, жив». Действительно, смерть вне времени, она «пожирает слепцов», которым «сны сомкнули вежды». С радостным волнением герой ждет смерти, и лишь «забвенья лотос» способен утолить «глад» познания («Сфинкс»):
И, взорами друг друга вопрошая,
Молчали мы, надежду затая,
Вперед стопой крылатой поспешая...
И внятен стал той песни чудный склад,
И так звучал, погорье оглашая:
«Тобой, о, Сфинкс! пакирожденных чад
Прими восторг и пирный клик запева,
Забвенья лотос, утоливший глад! [4, с. 644]
Поэзия Вяч. Иванова поистине музыкальна. Сплетаясь воедино, две, на первый взгляд, различные сферы искусства, поэзия и музыка, образуют нечто новое, совершенное. И создателем этого «совершенного» может быть только настоящий Поэт, который чист сердцем, чужд «корысти земной», чужд малейшего недоверия к «откровениям». Иначе он — лишь «мнимый Феба прорицатель». Этим Поэтом и является Вяч. Иванов — «теург, постигающий божественные основы бытия средствами красоты и музыки, не отворачивающийся и от земли, но предпочитающий небо». [5, с.116]
Литература:
1. А. Б. Шишкин Вячеслав Иванов в зеркалах XX века. В. И. Иванов: pro et contra, антология. Т. 1 / Сост. к. Г. Исупова, В 99 А. Б. Шишкина; коммент. е. В. Глуховой, К. Г. Исупова, С. Д. Титаренко, А. Б. Шишкина и др. — СПб.: РХГА, 2016. — 996 с.
2. Вяч. И. Иванов. Собрание сочинений. Т.4. Брюссель, 1987, © Vjatcheslav Ivanov Research Center in Rome, 2010
3. Вяч. И. Иванов. Собрание сочинений. Брюссель, 1979. Т. 3. —532 с. © Vjatcheslav Ivanov Research Center in Rome, 2006
4. Вяч. И. Иванов. Собрание сочинений. Брюссель, 1971. Т. 1. —769 с. © Vjatcheslav Ivanov Research Center in Rome, 2006
5. Машбиц-Веров, И.М. Русский символизм и путь Александра Блока / И. М. Машбиц-Веров. — Куйбышев: Куйбышевское кн. изд-во, 1969. — 349 с.