Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 03.04.2023

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Вельматкина, Д. В. Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева / Д. В. Вельматкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101233/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается жизненный и творческий путь И. И. Дмитриева — русского писателя, поэт-баснописца, современника И. А. Крылова и А. С. Пушкина. Упор сделан на изучение творческой реализации И. И. Дмитриева, как автора многих известных отечественных песен, их фольклорное, литературное содержание.

Ключевые слова: творческий путь И. И. Дмитриева, Н. М. Карамзин, поэт, автор басен, сказок, песен, сборники «И мои безделки», «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», песни «Стонет сизый голубочек», «Юность, юность! Веселися».

The article examines the life and creative path of I. I. Dmitriev, a Russian writer, poet–fabulist, contemporary of I. A. Krylov and A. S. Pushkin. The emphasis is placed on the study of the creative realization of I. I. Dmitriev, as the author of many famous Russian songs, their folklore, literary content.

Keywords: creative path of I. I. Dmitriev, N. M. Karamzin, poet, author of fables, fairy tales, songs, collections «And my trinkets», «Pocket songbook, or a Collection of the best secular and popular songs», songs «The blue dove moans», «Youth, youth! Have fun».

В современных реалиях тема поиска себя является одной из самых актуальных. Считается, что найти своё предназначение, — это главная цель человека. Его же талант станет для него и делом всей жизни, любимой работой, поможет найти отклик в сердцах других людей. Немецкий писатель Лиону Фейхтвангеру писал: «Человек талантливый, талантлив во всех областях» [2, с. 23]. На наш взгляд, И. И. Дмитриев относится к числу таких людей. Для доказательства вышеизложенного достаточно изучить биографию русского писателя, поэт-баснописца, современника И. А. Крылова и А. С. Пушкина.

Иван Иванович Дмитриев родился в 1760 году в с. Богородское, под Сызранью, умер в 1837 году в Москве. Рано начав военную службу (с 14 лет), Дмитриев вышел в отставку в 1796 году в чине полковника, после чего стал крупным чиновником (был обер-прокурором, министром юстиции и т. п.).

Первые стихотворные опыты Дмитриева относятся к 1777 году, но известность как поэт он приобрел с начала 1790-х годов, после опубликования стихов в «Московском журнале» Карамзина.

Как поэт Дмитриев был талантливым песенником-сентименталистом. Самым плодотворным периодом в его песенном творчестве были 1792–1795 годы. Всего им было написано 17 песен. Большая их часть была включена Дмитриевым в его первый сборник «И мои безделки» (1795) и особенно в составленный самим поэтом «Карманный песенник» (1796), что способствовало их быстрому распространению в быту. Хотя Дмитриев был известен современникам также как сатирик и автор басен, но настоящий успех ему принесли всё же его песни. На слова Дмитриева охотно сочиняли музыку композиторы-современники — Дубянский, Жилин, Алябьев, а позже А. Рубинштейн («Горлица и прохожий»), Направник («Стонет сизый голубочек…», хор) и др. Почти все песни поэта приобрели популярность и надолго вошли в устный репертуар [1, с. 34].

Из биографии автора становится понятно, что человек он был творческим, уникальным, разносторонним. И его природный талант, и общение с другими великими умами прошлого, и историческая эпоха России того времени позволили И. И. Дмитриеву создавать шедевры отечественной литературы, культуры, искусства, что не теряют своей ценности и в наши дни.

Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования «Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева».

Первый сборник песен «И мои безделки» И. И. Дмитриев написал в 1795 году.

Популярный в России Парни в 1779 г. публикует сборник с колоритным названием «Поэтические безделки». В 1794 г. Н. М. Карамзин так же называет свой сборник «Мои безделки», а в ответ ему в 1795 г. следует первое издание И. И. Дмитриева «И мои безделки» [1]. Само название сборников указывает на тот факт, что, во-первых, они подразумевают под собой близкое, личное общение в диалоге автор-читатель, особенно это читается в словах «мои», «и мой», а во-вторых, слово «безделки» указывает на лёгкость, эмоциональность, побег от возвышенности в сборнике. «Безделками» именовали поэтические мелочи, надписи, эпиграммы, лишенные серьезного содержания стихотворения, сказочки [1]. То есть авторы-друзья словно дают читателю с помощью названии своих сборников понять, что это просто наши размышления, не возвышенные, написанные в минуты безделья, лености. Они о вечном, злободневном, животрепещущем.

В 1796 году И. Дмитриев выпустил «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен». «Песенник» вобрал в себя тексты наиболее популярных песен, как народного, так и литературного происхождения.

После выхода «Песенника», многие говорили о том, что И. И. Дмитриев пытался раскрыть всю красоту русской души, особенности менталитета, культуры, фольклора русского человека через эти песни. Сентименталисты пробовали использовать фольклор в разных литературных жанрах, отдавая предпочтение песне. Многообразие песенных жанров, возможность через песню раскрыть образы главных героев, их переживания, глубокий внутренний мир привлекали писателей.

Песни Дмитриева опираются и на народную, и на литературную традицию. В них прослеживается прямая связь сентиментальных мотивов с народными. Это наглядно можно рассмотреть в таких песнях автора, как «Наслаждение», «Стонет сизый голубочек», «Ах! когда б я прежде знала», «Тише, ласточка болтлива!», «Птичка, вырвавшись из клетки», «Элегия («Коль надежду истребила»)» [4].

Подробнее мы хотели бы рассмотреть две песни автора: «Стонет сизый голубочек», так как она считается самой народной песней автора; вторая же песня «Юность, юность! Веселися», так как она близка каждому ценителю творчества И. И. Дмитриева вне зависимости от возраста, нравственных взглядов на жизнь. Юность для многих — это всегда пора любовных приключений, самых спонтанных, но при этом самых значимых жизненных решений!

Песня «Стонет сизый голубочек» начинается так:

«Стонет сизый голубочек,

Стонет он и день и ночь;

Миленький его дружочек

Отлетел надолго прочь» [3, с. 29].

Впервые в сентиментальной поэзии любовные переживания были изложены от лица «сизого голубочка», образ которого был закреплен в литературе сентиментализма Дмитриевым. Песня является фольклорной, народной. В ней автор поднимает тему любви «сизого голубочка» к своей возлюбленной, темы душевной грусти, печали, разлуки.

И. И. Дмитриев заставляет читателя сопереживать главному герою песни, проживать вместе с ним эту разлуку. Достиг автор такого эффекта благодаря своей способности посредством слов застрагивать самые тонкие струны человеческой души, добавлять эмоциональности, особенной стилистической окраски всему тексту. Например, создание определённой стилистической окраски у слов прослеживается через применение автором уменьшительно-ласкательных суффиксов (фольклорная традиция): «пшеничка», «носик», «миленький» и проч. А фольклорный «голубчик» превращается у И. Дмитриева в «голубочка». Эмоциональности же добавляют такие строки: «Плачет, стонет, сердцем ноя», «Сохнет, сохнет неприметно», «И тихонько слезы льет».

Таким образом, текст песни «Стонет сизый голубочек» написана в лучших традициях народного фольклора. Птица — олицетворение верности, преданности, стойкости духа. Сизый голубок от своих тягостных переживаний в минуты разлуки со своей любимой погибает. Сизый голубок вобрал в себя образ русского человека, который не предаёт свой выбор, остаётся верен своим чувствам до конца.

В песне «Юность, юность! Веселися» уже поднимается тема быстротечности жизни, ценности юности в жизни человека.

«Юность, юность! веселися,

Веселись, пока цветешь;

Пой, пляши, люби, резвися!

Ах! и ты как тень пройдешь!» [3, с. 50]

Автор пишет о том, что юность — яркое, беззаботное время в жизни человека. В это время нужно любить, дружить, совершать необдуманные поступки: «Дайте руку играм, смехам, призовите и любовь» [3, с. 50]. При этом автор в своих наставлениях подрастающему поколению, говорит и о своей прошедшей юности: «А певца, который с вами уж резвиться устарел, увенчайте хоть цветами, чтоб еще он вам пропел» [3, с. 50]. Саму же юность И. И. Дмитриев сравнивает и с тенью, давая понять читателю, что пройдёт она быстро, незаметно.

Эта песня также нашла в себе и фольклорные отголоски. Эмоциональности тексту песни придают повторяющиеся знаки препинания: «Юность, юность! Веселися», простые, но легко читаемые и запоминаемые рифмы, авторский слог.

Хотелось бы выделись особенности, характерные для песен И. И. Дмитриева.

В первую очередь обращаешь внимание на способность автора через слова передавать глубинные смыслы, касаться души читателя. И при чём часто автор смысл написанного хочет донести до читателя не просто через образ реальных героев, а через образ сизого голубочка, ласточки, других живых существ. То есть текст представляет собой систему скрытых смыслов: за любовью сизого голубочка оказывается любовь каждого русского человека, умеющего ждать, не предавать свои чувства. Ласточку же автор просит не разрушать его любовь:

«Ты с зарею вновь счастлива, —

Ах, а мне пришло терпеть!

Я расстаться должен с милой

На заре, к моим слезам…» [3, с. 56].

И читателю может показаться, что за образом ласточки скрываются мнения других людей, расстояние, проблемы, которые не дают двум влюбленным быть вместе.

Также автор часто хочет выразить всю полноту своих чувств с помощью восклицательных знаков препинания. Особенно ярко это выражается либо в обращении автора к герою своей песни, либо в его наставления: «Тише, ласточка болтлива! Тише, тише; полно петь!» В текстах песен много обращения к героям, часто с какими-то наставлениями, что тоже придаёт особую атмосферу, уникальность написанному. Читатель словно знакомится с личными историями автора.

То есть не только смысл написанного, но и особенности его прочтения, добавляют песням автора фольклорности, близости русского человека с природой. Песни И. И. Дмитриева словно через систему образов показывают мир переживаний русского человека, даже чем-то напоминают русско-народные сказки, в которых главные герои находятся в единстве с природой.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что И. И. Дмитриев — один из самых талантливейших авторов в истории русской литературы, культуры, искусства. За годы своей жизни он успел побывать и в чине военного человека, и поэта, автора басен, сказок, песен. Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева кроятся в его первых песенных сборниках, глубоких смысла, что он заключил в них!

Литература:

  1. Вяземский, П. А. Известие о жизни и стихотворениях И. И. Дмитриева // Дмитриев И. И. Сочинения. — М., 1986.
  2. «Гойя, или Тяжкий путь познания» / Лион Фейхтвангер; [Пер. с нем. Н. Касаткиной, И. Татариновой]. — Москва: Республика, 1992. — 461.
  3. Дмитриев, И. И. Причудница // Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений. — Л., 1967.
  4. Казакова, Л. А. Жанр комической поэмы в русской литературе второй половины XVIII — начала XIX вв.: генезис, эволюция, поэтика: Монография. — Псков, 2009.
  5. Соколов А. Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века. — М., 1955.
Основные термины (генерируются автоматически): Дмитриев, сизый голубочек, песня, русский человек, автор, юность, автор басен, песнь автора, сборник, Карманный песенник.


Ключевые слова

Поэт, Н. М. Карамзин, творческий путь И. И. Дмитриева, автор басен, сказок, песен, сборники «И мои безделки», «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», песни «Стонет сизый голубочек», «Юность, юность! Веселися»

Похожие статьи

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изоб...

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника

В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».

Романсы и песни на стихи Н. А. Некрасова: центральные темы творчества и их музыкальное воплощение

Статья рассматривает особенности претворения поэзии Н. Некра-сова в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов в ракурсе рассмотрения центральных тем его творчества.

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Молитва в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Сделана попытка изучить сущность стихотворной молитвы А.Пушкина и М.Лермонтов. Работа подводит к выводу: в молитвенной лирике отражается духовная сторона жизни ее авторов.

Иван Егорович Овчинников — поэт Белгородчины

В статье авторы рассматривают творчество белгородского поэта-фронтовика Ивана Егоровича Овчинникова, который ощутил все тяготы Второй мировой войны и стал лучшим «окопным» лириком Белгородчины.

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Муса Джалиль и Рустем Яхин — два гения одного народа

В статье автор анализирует жизненный и творческий путь двух выдающихся деятелей татарской культуры — композитора Рустема Яхина и поэта Мусы Джалиля, а также обращается к камерно-вокальным сочинениям, созданным Р. Яхиным на стихи М. Джалиля.

Похожие статьи

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изоб...

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника

В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».

Романсы и песни на стихи Н. А. Некрасова: центральные темы творчества и их музыкальное воплощение

Статья рассматривает особенности претворения поэзии Н. Некра-сова в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов в ракурсе рассмотрения центральных тем его творчества.

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Молитва в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Сделана попытка изучить сущность стихотворной молитвы А.Пушкина и М.Лермонтов. Работа подводит к выводу: в молитвенной лирике отражается духовная сторона жизни ее авторов.

Иван Егорович Овчинников — поэт Белгородчины

В статье авторы рассматривают творчество белгородского поэта-фронтовика Ивана Егоровича Овчинникова, который ощутил все тяготы Второй мировой войны и стал лучшим «окопным» лириком Белгородчины.

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Муса Джалиль и Рустем Яхин — два гения одного народа

В статье автор анализирует жизненный и творческий путь двух выдающихся деятелей татарской культуры — композитора Рустема Яхина и поэта Мусы Джалиля, а также обращается к камерно-вокальным сочинениям, созданным Р. Яхиным на стихи М. Джалиля.

Задать вопрос