Цветовая палитра в творчестве Н. Д. Ющенко | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кольмягина, Е. А. Цветовая палитра в творчестве Н. Д. Ющенко / Е. А. Кольмягина. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4474/ (дата обращения: 22.12.2024).

В статье раскрываются особенности цветовой палитры в творчестве ишимской поэтессы Н. Д. Ющенко на основе исследования участия белого и синего цветов в формировании художественной картины мира.

Ключевые слова: цвет, колорит, палитра, феномен, картина мира, поэзия.

Основу творчества ишимской поэтессы Н. Д. Ющенко составляют лирика и лиро-эпика, представленные произведениями о Родине и родной природе, о любви и судьбе человеческой на сибирских просторах. Ее художественная практика неоднократно исследовалось в разных направлениях: в аспекте национальных традиций и фольклоризма (Евсеев В. Н., Макашева С. Ж.), в русле исторического контекста (Истомин В. Г.), в свете мотивной организации (Селицкая З. Я.), однако феномен цвета не получил должного освещения в существующих на сегодняшних день работах, в то время как колористический спектр несет определенную культурную информацию, помогающую в раскрытии оригинальной картины мира, воссозданной писателем на основе сформировавшегося мировоззрения, эстетических взглядов и культурного контекста эпохи. В достаточно разнообразном творчестве Н. Д. Ющенко можно обнаружить богатую палитру цветовых и световых характеристик, являющихся отличительной чертой ее творчества. По данным исследования, в сборнике «В родных просторах», ставшего объектом изучения, нами было выявлено 237 цветовых характеристик, из которых наиболее частотно употребляются два цвета — белый (встречается в сборнике 52 раза) и синий (фигурирующий 25 раз).

Ссылаясь на точку зрения Т. Г. Любимовой, согласимся, что «белый цвет имеет не только положительное значение, т.е. обозначает чистоту и невинность, но и содержит отрицательный смысл, обусловленный семантикой «незащищенность, траур» [3, с. 35–36]. Посмотрим, как данные характеристики белого цвета преломились в творчестве Н. Д. Ющенко. По подсчетам, словосочетание «белые снега» встречается в сборнике Нины Дмитриевны 4 раза. Первый раз мы обнаруживаем его в стихотворении «А у нас идут снега, / Легкие и белые», в котором одновременно сопрягаются семантика «чистоты, легкости, безмятежности» с чувством тоски по летним денькам, по тому ушедшему, светлому детству, которого уже не вернуть. В этом стихотворении белый цвет помогает поэтессе подчеркнуть скоротечность времени, быстротечность жизни. Второй раз мы встречаем словосочетание «белые снега» (наряду с другими — «белые дома», «белые разлуки» и т. д.) в стихотворении «Мечутся сороки над белыми снегами». Данные лексемы помогают создать атмосферу холода, грусти, одиночества, а также передают ощущение чистоты и мороза сибирской зимы. В другом произведении — «Ласковой невстречей я обожжена» очевиден контраст «снега истошно белого» и «алого заката», рождающий чувство тревожности и холода, великолепия и невинности. Более емкий смысл интересующее нас словосочетание «белые снега» обретает в поэме «Приишимские были», которая посвящена памяти земляков, погибших в Гражданскую войну 1921 года. Из строк «Белый саван / Белый снег» мы понимаем, что белый цвет в данном случае связан с потерей, трауром, со смертью, с холодом и одиночеством. В поэме говорится о тяжелой жизни крестьян, о трудной женской доле. Кроме того, белый цвет значим в творчестве Н.Ющенко тем, что помогает поэту в создании широкой картины русской природы, приметами которой являются: «белизна берез», «белые снега», «белые просторы», «белокрылые березы», «белый иней», «белесая кромка небес», «белоликая метель», «белая дорога», «белые туманы», «белые сугробы», «белые дома», «белый из снега человек» и др., рождая ощущение безграничности Сибири, России, Родины, Мироздания в целом.

Что касается синего (голубого) цвета (ср. С.Есенин, традиции которого активно разрабатывает уже в XXI веке Н. Д. Ющенко), то он также помогает поэтессе выразить свои чувства к происходящим событиям на пути поиска правды. Любовь к Родине прослеживается в мельчайших конкретных описаниях сибирских просторов, равнин. Так, при обрисовке затянувшейся в Сибири зимы внимательный и острый взгляд художника фиксирует заснеженные деревья, алый зимний закат, серебристый иней, голубой лед на реке, она активно использует все краски зимы — серый, голубой, серебристый, золотой, блестящий, алый, белый, розовый, седой, румяный, черно-белый, бело-розовый, включая, отблески, мерцания, сияния, особо выделяя в характеристике морозной зимы синий цвет.

В стихотворении «У каждого свои заботы» представлено колоритное описание прихода зимы, замерзание воды в реке Ишим, покрывающейся первым снегом: «Ишим синеет в холода, / И замерзает возле лодок / Его тяжелая вода». Для фиксации душевных переживаний лирической героини «а я по-зимнему светла» поэтесса использует контраст, противопоставляя черный цвет оперения галок — белому снегу, зелень лета — синеве замерзающей реки. Данное стихотворение импрессионистично, рождая колоритную картину природной зарисовки, контрастной, в целом, суетности человеческого мира («у каждого свои заботы», «у каждого свои дела»).

Синий тон усиливает ощущение необъятности просторов России («синие дали», «синий свет», «синий дол», «синий бор», «сине от сверкающих гроз» и др.), создает атмосферу светлой радости бытия («ярко-синего цвета небеса», «синий Ишим»), выражает чувство нежности, любви («голубые васильки», «синева»). Сине-голубая палитра Нины Ющенко создает не только видимую картину природы, но и рождает радостное настроение: «будет даль голубеть и сверкать», «голубые девушки Дега», «сине от сверкающих грез», «темно-синяя кайми», «голубой сад», «голубели ели», «голубые / синие снега». Радость жизни обусловлена тем, что синий цвет — цвет неба, божеского Промысла, цвет надежды. Кроме того, в некоторых случаях синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество, например, в стихотворении «Я пойду во чисто поле» через деталь-образ шали (ассоциативно отсылающей нас к стихотворению Я.Полонского «Мой костер в тумане светит», в котором шаль — смысловое кольцо текста, предваряющая предстоящую разлуку влюбленных) передается безграничное чувство любви героини: «Шаль цветная-расписная, / Темно-синяя кайма, / Без тебя, мой ненаглядный, / День и ночь схожу с ума». Без возлюбленного она не видит смысла жизни, как и героиня Бунина «Я простая девка на баштане» (ср. у Ющенко — героиня готова утопиться, у Бунина — “косою черной удавиться»).

«Синий» часто является синонимом «счастливого», «прекрасного». Так, в стихотворении «Праздник» воссоздана картина радости мига Бытия, в которую гармонична вписана супружеская пара: «У фонтана брызги солнца, / Небо синее на донце / У прозрачного пруда…/…Сайки, бублики, конфеты, Пряник розовый печатный, и поклоны, и приветы, И районный наш начальник / Выше всех с женой шагает».

Вообще, частотность цветовых прилагательных «синий и голубой» довольна высока. Они применяются в описаниях деревенской жизни, неся при этом особый смысл нежного, трепетного отношения к деревне, любви к просторам (даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком) и свежести самой деревенской жизни. К примеру, в стихотворении «Вот и февраль заметелил дороги» благословляющим для Мироздания является свет Звезды с небес (ср.: Вифлеемская звезда), задающий определенную вертикаль: «Но видится — видится в позднем рассвете / Звезда над просторами вешних полей, и небеса ярко-синего цвета / Все ярче пылают над песней моей», даря героине, на судьбу которой боги наложили табу, надежду на перспективу счастья (вновь использован поэтом прием контраста). В другом стихотворении «Ах, цветочки мои — / колокольчики» (ср. «Колокольчики мои, цветики степные» А. К. Толстого) цветы колокольчики и васильки становятся символами России, Родины «Над родной стороной — звоны чистые»(ср. у романтиков — томление по голубому цветку — томление по идеалу).

Как видим, синяя дымка полюбилась Нине Ющенко, стала одной из ведущих красочных тональностей. Поэтесса раскрасила голубизной ишимские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой то светящейся, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали ее читатели родные просторы ишимской равнины. Впечатление синевы Н. Ющенко создаёт настойчиво и последовательно, поэтому, с одной стороны, можно констатировать, что Н. Ющенко продолжает традиции романтиков, с другой — поэтическую традицию Есенина, рисуя образ Синей (Голубой) России. Напомним, что С.Есенин говорил, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Синий цвет считается цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность»! Эпитет «синий» встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих. Синие: небо, кайма, снега, дали, голос, свет, поля, окошки, Ишим, речка, дол; голубые: девушки Дега, ели, садик, снега, васильки.

Таким образом, поэзия Н.Ющенко словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Россия, родная земля — вот тот источник, из которого поэтесса черпает и силы, и вдохновение, и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «синяя даль», «синие снега», «синее небо». Н. Ющенко не жалеет красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые, радостные тона окутана Россия. Синий и голубой — это цвета земной атмосферы и воды, они преобладают в природе независимо от времени года. И поэтесса не ограничивается простым воспроизведением красок природы, она не копирует их, каждая краска (будь то белый, голубой или синий) имеют свой смысл и содержание. Белый, голубой и синий цвета в творчестве Нины Дмитриевны символизированы, они имеют «божественное начало», передавая не только морозность, силу, влажность русской природы, но и являются символами нежности, умиротворенности, чистоты.

Литература:

1. Евсеев В. Н., Макашева С. Ж. Лирика Нины Ющенко: мировосприятие, национальные традиции, фольклоризм // Живое слово. Фольклор юга Тюменской области в школе: Пособие для учителя (материалы по региональному фольклору) / Под ред. В. Н. Евсеева. — Тюмень, 2008. — С. 213–227.

2. Истомин В. Г. Приишимье глазами Нины Свежениной (Нины Ющенко) // Западно-Сибирское краеведение: Научно-информативный межвузовский сборник. — ишим, 2008. — С.45–50.

3. Любимова Т. Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. — Чебоксары: Клио,1994.

4. Селицкая З. Я. Урбанистические мотивы в лирике Н. Ющенко // Урбоэкосистемы: проблемы и перспективы развития: Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции: Сборник статей и тезисов. — Ишим, 2007. — С. 251–254.

5. Ющенко Н. Д. «В родных просторах»: стихотворения. Поэмыы. — Тюмень, 2011. — 252 с..

Основные термины (генерируются автоматически): синий цвет, белый цвет, Ишим, Россия, снег, стихотворение, белый снег, ишимская поэтесса, русская природа, ярко-синий цвет.

Ключевые слова

поэзия, цвет, картина мира, поэзия., феномен, колорит, палитра

Похожие статьи

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии Н.Е. Ряшенцевой

В статье исследуются особенности поэтики белого и черного цветов в творчестве тюменской писательницы Н.Е.Ряшенцевой, делается вывод о том, что они составляют основу устойчивой антиномии, которая помогает понять особенности художественной картины мира...

Феномен пространства «деревня — природа» в творчестве Г. Айги

В статье рассматривается феномен пространства в творчестве поэта Г. Айги. Особое внимание уделено феномену «деревня-природа», включающему в себя поэтические образы леса и поля, исходящие из понимания чувашской культуры. Проинтерпретированы основные ч...

Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой

В статье исследуются особенности поэтики цвета в лирике М. И. Цветаевой: белый цвет, красный цвет, жёлтый (золотой) цвет, голубой (синий) цвет, зелёный цвет, делается вывод о том, что цветовой аспект играет немаловажную роль в жизни поэтессы и переда...

Оценка качества перевода на примере переводов В. Звягинцевой из поэзии Ованеса Шираза

Статья посвящена освещению переводческих принципов русской поэтессы В. К. Звягинцевой, внесшей большой вклад в развитие русско-армянских литературных взаимосвязей. В статье рассмотрены переводы Звягинцевой из поэзии Ованеса Шираза, где всецело воссоз...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Особенности жанра медитативной элегии в поэтической системе М. Н. Муравьева (1757–1807)

В статье рассматриваются художественные особенности жанра медитативной элегии в лирике М. Н. Муравьева. В работе показана динамика развития жанра, раскрыта связь творческих исканий поэта с античной и современной ему литературной традицией, индивидуал...

Любовь как основа человеческой жизни в философских взглядах В. Винниченко

В статье анализируются взгляды В. Винниченко относительно проблемы многогранности любви и ее положительного влияния на внутренний мир человека и его отношение к жизни.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой и Зульфии Исроиловой)

В статье рассматриваются вопросы воздействия картин природы на душевное состояние лирического героя.

Проблема традиций в творчестве Сергея Есенина

В статье представлена модель восприятия художественной традиции Пушкина в творчестве народного поэта Сергея Есенина. Рассмотрены особенности российского подхода к выбору культурных ценностей, составляющих основу художественной традиции. На примере ст...

Похожие статьи

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии Н.Е. Ряшенцевой

В статье исследуются особенности поэтики белого и черного цветов в творчестве тюменской писательницы Н.Е.Ряшенцевой, делается вывод о том, что они составляют основу устойчивой антиномии, которая помогает понять особенности художественной картины мира...

Феномен пространства «деревня — природа» в творчестве Г. Айги

В статье рассматривается феномен пространства в творчестве поэта Г. Айги. Особое внимание уделено феномену «деревня-природа», включающему в себя поэтические образы леса и поля, исходящие из понимания чувашской культуры. Проинтерпретированы основные ч...

Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой

В статье исследуются особенности поэтики цвета в лирике М. И. Цветаевой: белый цвет, красный цвет, жёлтый (золотой) цвет, голубой (синий) цвет, зелёный цвет, делается вывод о том, что цветовой аспект играет немаловажную роль в жизни поэтессы и переда...

Оценка качества перевода на примере переводов В. Звягинцевой из поэзии Ованеса Шираза

Статья посвящена освещению переводческих принципов русской поэтессы В. К. Звягинцевой, внесшей большой вклад в развитие русско-армянских литературных взаимосвязей. В статье рассмотрены переводы Звягинцевой из поэзии Ованеса Шираза, где всецело воссоз...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Особенности жанра медитативной элегии в поэтической системе М. Н. Муравьева (1757–1807)

В статье рассматриваются художественные особенности жанра медитативной элегии в лирике М. Н. Муравьева. В работе показана динамика развития жанра, раскрыта связь творческих исканий поэта с античной и современной ему литературной традицией, индивидуал...

Любовь как основа человеческой жизни в философских взглядах В. Винниченко

В статье анализируются взгляды В. Винниченко относительно проблемы многогранности любви и ее положительного влияния на внутренний мир человека и его отношение к жизни.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой и Зульфии Исроиловой)

В статье рассматриваются вопросы воздействия картин природы на душевное состояние лирического героя.

Проблема традиций в творчестве Сергея Есенина

В статье представлена модель восприятия художественной традиции Пушкина в творчестве народного поэта Сергея Есенина. Рассмотрены особенности российского подхода к выбору культурных ценностей, составляющих основу художественной традиции. На примере ст...