В статье исследуются особенности поэтики белого и черного цветов в творчестве тюменской писательницы Н.Е. Ряшенцевой, делается вывод о том, что они составляют основу устойчивой антиномии, которая помогает понять особенности художественной картины мира, созданной поэтессой, а также помогает уточнению ее философских и эстетических взглядов.
Ключевые слова:региональная литература, антиномия, цвет, цветопись, белый цвет, черный цвет, творческая индивидуальность, картина мира.
Summary.The author studies the features of white and black poetics in the works of the Tyumen writer N.E. Ryashentseva, the author comes to the conclusion that they make a basis of the steady antinomy which helps to understand the features of the art picture of the world, created by the poetess, and to specify her philosophical and esthetic views.
Keywords: regional literature, antinomy, color, colourwriting, white, black, creative identity, picture of the world.
В последнее время в связи с процессом модернизации в сфере образования формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой – национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Национально-региональный стандарт позволяет учебным заведениям определять содержание школьного компонента и тем самым дает возможность для наиболее обстоятельного изучения специфики определенного топоса, отражает связь со своим районом, городом, селом.
При этом особо важную роль играет региональная литература, способствующая формированию гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма. Память о прошлом, о культурных традициях малой родины – одно из самых действенных средств воспитания подрастающего поколения. Знакомство с творчеством поэтов и писателей, проживающих в том или ином регионе, открывает учащимся, сколь богата духовно земля, на которой они живут, какие состояния и впечатления способна вызывать она у художников слова. Именно яркие впечатления способствуют созданию автором определенной картины мира, о богатстве и образности которой помогает судить цветовая насыщенность. Цвет – одна из категорий, при помощи которой автор работает над созданием образа, он важен для понимания мыслей и идей творца, так как употребление определенных цветов может быть объяснено образованием, воспитанием, религиозными убеждениями художника, именно в этом и есть принципиальное понимание цвета как культурного феномена с учетом истории человечества, выработавшего целую систему ассоциаций, связанных с тем, или иным цветом, имеющим особое символическое значение. Следует также помнить, что в каждой национальной культуре присутствует специфическое восприятие цвета. Н.Е. Ряшенцева является тюменской писательницей, следовательно, в ее творчестве прослеживаются русские традиции, встречаются знакомые географические названия, для описания которых поэтесса прибегает к цветописи.
Исследуя стихотворения из сборника «Я родом из старой деревни» (2005), мы выявили, что писательница использует богатую цветовую палитру: золотой, желтый, белый, черный и т.п.
Отбор текстов показал, что в 20-ти стихотворениях из 90-та определяющим для понимания проблематики становится цвет. Одними из основных локальных цветов (после золотого [4]), встречающихся в стихотворениях сборника, являются антиномичные по свой природе белый и черный цвета: белый встречается в текстах 8 раз, черный – 3. Как известно, в цветовом коде культуры белый цвет является эквивалентом света и пустоты [2]. Белый цвет необычайно значим для русской культуры в целом: он доминирует в зимнем пейзаже, а зима и снег, в свою очередь, метонимически означают саму Россию. Так же, согласно христианской традиции, белый цвет связан со святостью. Чёрный, в свою очередь, является символом греха, небытия, всего несуществующего, иррационального и ассоциируется с ночью, злом, невежеством, со всем ложным.
При проведении исследования мы руководствовались целью: выявить значение антиномии белого и черного цветов в поэзии Н.Е. Ряшенцевой, определить, какую роль это явление играет в создании авторской картины мира [1, 3].
В стихотворении «Средь долины, средь широкой…» через образы «одинокого всадника» и «демона мрака, демона ночи» передаются размышления поэтессы о жизни и смерти, о времени ухода человека в мир иной. Белый цвет, приобретая философскую подоплеку, выражает в стихотворении не просто качественный признак человека, а вбирает в себя дополнительные смыслы: тишины, молчания, пустоты, конца. Примечательно, что перед белым цветом упоминается ещё и черный цвет, что создает ситуацию резкого противопоставления двух категорий: света и тьмы, зла и добра:
черный плащ, кружа, искрился,
а под ним, белея, бился
человек…[5].
Черный цвет здесь символизирует смерть и все отрицательное, иррациональное, непонятное человеку. Кроме того, в стихотворении делается акцент на том, что иррациональная сила сильнее человека:
В этом мире я один
повелитель, властелин.
Захочу и, как девицу,
унесу в свою темницу.
Но на первый раз прощаю,
на второй – не обещаю.
От меня не жди пощады,
мне не очень люди рады…
Антиномия белого и черного цветов в данном контексте помогает читателю наиболее глубоко прочувствовать состояние лирического героя: крайнее смятение, непонимание чему верить, невозможность определить грань между мирами реальности и фантастики.
В стихотворении «Ночь темна, сияют звезды…» поэтесса прибегает к созданию «унылого» пейзажа, для которого характерны темные и сумеречные тона, мрачность. Темная ночь с бледными звездами и холодной луной и «почерневшая вода». Архетип воды символизирует необузданную, но добрую стихию, но в стихотворении вода «почерневшая», а черный в культурной традиции имеет значение глубины, мистики, отрицательных эмоций. В этом стихотворении с помощью введения черного цвета, как и в предыдущем, делается акцент на превосходстве иррациональной силы перед человеком. Однако в других стихотворениях сборника, включающих в себя компонент белого цвета, мы можем наблюдать противопоставление темной иррациональной силе силы добра, справедливости, святости, гармонии.
В стихотворении «Вот и годы мои пролетели так быстро…», посвященном теме заката жизни, белый цвет включен в состав метафоры - «седина белым снегом искрится» и символизирует мудрость, зрелость. Используя образ снега, поэтесса проводит параллель между окончанием жизни человека и зимой, как конечной точкой природного цикла, подчеркивая тем самым гармоничную включенность человека в этот мир. Однако главная мысль поэтического текста сосредоточена на размышлении о смысле жизни. Чтобы понять её, поэтесса и проводит аналогию между зимним снегом и знаниями человека: как зима оставляет за собой снег, покрывающий, защищающий землю, так и человек оставляет после себя знания, оберегающие и наставляющие других людей, - в этом и есть смысл жизни, по мысли Н.Е. Ряшенцевой.
В стихотворении «Я потеряла веру…» белый цвет символизирует чистую душу, невинность, стремление к Богу. Текст условно можно разделить на две части. В первой части лирическая героиня объясняет, почему она обращается к Богу, во второй - мы видим саму молитву. Неудивительно, что лирическая героиня чувствует себя грешницей на земле, считает, что не умеет молиться, но на самом деле героиня – это чистая душа, радеющая «за страждущих и нищих», именно поэтому её одежды белые, они символизируют о её святости. Белый цвет, как мы уже отмечали, так же символизирует Россию, яркой приметой которой являются «белые березы», как и в следующем стихотворении «Где бы я не была…».
Помню я о тебе,
золотые поля,
шелест белых берез [5]
Важно помнить, что в цветовом коде культуры белый цвет стоит особняком и несет в себе смыслы тотальности. [6, с.425.] Эту «тотальность» мы можем увидеть в стихотворении «Кружит метель, белая вьюга…». В нем «белая вьюга» выступает разлучницей влюбленных, огромной, не поддающейся влиянию человека силой.
Кружит метель, белая вьюга,
как далеки мы с тобой…[5]
Но не всё так пессимистично - лирическая героиня утверждает, что даже этой вьюге не удастся «остудить любовь», следовательно, чувство любви ставится поэтессой выше жизненных обстоятельств и разлуки.
Таким образом, нам удалось установить, что черный и белый цвета в творчестве Н.Е. Ряшенцевой значимы, они составляют основу устойчивой антиномии, которая помогает понять особенности художественной картины мира, созданной поэтессой. Так белый цвет в поэзии Н.Е. Ряшенцевой в большинстве случаев имеет совпадающие с культурными представлениями значения: чистоты, святости, жизни, как великой тайны бытия, гармонии. А черный цвет противопоставляется ему и символизирует иррациональные, темные, неподвластные человеку силы Использование этих цветов позволяет говорить о наследовании поэтессой культурных традиций. Их антиномия помогает четче выразить философские раздумья художницы о противоборстве добра и зла на земле, убедить нас в том, что победа всегда будет на стороне добра и справедливости.
Литература:
1. Вьюшкова, И.Г. Феномен цветописи в поэзии Н.Д. Ющенко [Текст] / От текста к контексту. - 2013. -№ 1. -С. 175-178.
2. Злыднева, Н.В. Белый цвет в русской культуре XX века. Признаковое пространство культуры [Текст] / Н.В. Злыднева, С.М. Толстая. - М.: Индрик, 2002.
3. Комаров, С.А. Изучение литературы в региональном аспекте [Текст]: учеб.пособие / С.А. Комаров, О.К. Лагунова, З.Я. Селицкая. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2011. - 252 с.
4. Ощепкова А.А. Семантика золотого цвета в поэзии Н.Е. Ряшенцевой» // Перспективы развития науки и образования (31.01.2014): сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014 г.: в 15 частях (31 января 2014 г.). Ч. 2. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес – Наука – Общество». - 2014. – С. 98 – 101.
5. Ряшенцева, Н.Е. Я родом из старой деревни… [Текст] / Н.Е. Ряшенцева. - Тюмень, 2005.
6. Серов, Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология [Текст] / Н.В. Серов - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 672 с.