Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.10.2015

Статья просмотрена: 7852 раза

Библиографическое описание:

Алексеева, Л. А. Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой / Л. А. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 584-586. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22568/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

В статье исследуются особенности поэтики цвета в лирике М. И. Цветаевой: белый цвет, красный цвет, жёлтый (золотой) цвет, голубой (синий) цвет, зелёный цвет, делается вывод о том, что цветовой аспект играет немаловажную роль в жизни поэтессы и передаёт её душевное состояние.

Ключевые слова: мотив, цвет, цветовая гамма, лирический герой, М. И. Цветаева

 

Творчество М. И. Цветаевой всегда было предметом пристального внимания исследователей. Поэты и критики, современники М. И. Цветаевой, оценивали её творчество положительно. В. Я. Брюсов похвалил её первые сборники за «жуткую интимность», хотя излишняя «домашность» ему не понравилась. Н. С. Гумилёв о первой книге отозвался, сказав, что в ней «инстинктивно угаданы все важнейшие законы поэзии», а о второй: «Те же темы, те же образы, только бледнее и суше… Стих уже не льётся весело и беззаботно, как прежде; он тянется и обрывается…». М. А. Волошин писал: «Автор владеет не только стихом, но и чёткой внешностью внутреннего наблюдателя, импрессионистической способностью закреплять текущий миг…». Зрелая поэзия М. И. Цветаевой заслуживает эпитетов «монументальная», «мужественная», «трагическая». Творческое наследие М. И. Цветаевой, очень велико и труднообозримо. Чтобы подтвердить или опровергнуть при помощи примеров приведённые суждения критиков, необходимо быть знакомым с её творчеством достаточно полно [1, с.6].

Первой книгой автора является «Вечерний альбом», который был издан М. И. Цветаевой, когда она ещё училась в гимназии. И первый, кто оставил положительный отзыв об этой книге, был Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин.

В сборнике стихотворений «Вечерний альбом» М. И. Цветаева особое внимание уделяла цвету. Мотив цвета в лирике М. И. Цветаевой исследовали С. Ж. Макашева («Лирика и драматургия М. И. Цветаевой (1907–1920). Становление и эволюция поэтической онтологии»), А. А. Мануилова («Символика цвета в поэзии Марины Цветаевой 1908–1921 годов»), М. Боровикова («Поэтика Марины Цветаевой (лирика 1900–1910 годов)»), А. Саакянц («Марина Цветаева. Жизнь и творчество») и многие другие учёные.

Проблема цветовой символики тесно связана как с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. У истоков культуры цвет был равноценен слову, служил символом различных вещей и понятий.

В творчестве Марины Цветаевой цветовая гамма занимает особое место, что не случайно. Достаточно обратить внимание на фамилию поэта, в которой уже сам по себе сокрыт цвет. Цвет стал частью жизнетворчества Марины Цветаевой.

Нами был проведён количественный подсчёт упоминаний цветовых характеристик. В цикле «Вечерний альбом» насчитывается 110 стихотворений, в 41 из которых присутствуют цветовые мотивы. Мы выявили, что наиболее часто употребляются такие цвета, как зелёный, белый, желтый (золотой), голубой (синий) и красный.

К примеру, в стихотворении «Лесное царство» (1909) присутствует сразу два цвета: зелёный и голубой (синий).

В светлой чаще берез, где просветами

Голубеет сквозь листья вода,

Хорошо обменяться ответами,

Хорошо быть принцессой. О, да!

Наслаждайтесь весенними звонами,

Милый рыцарь, влюбленный, как паж,

И принцесса с глазами зелеными, 

Этот миг, он короткий, но ваш!

Голубой (синий) цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром «голубой (синий) — это цвет небес, истины, гармонии. Он выражал идею самопожертвования и кротости» [2].

Автор показывает, что природа пробуждается, когда весна вступает в свои права. Но ещё не везде присутствует гармония в природе, а лишь «где просветами / Голубеет сквозь листья вода».

Голубой цвет ассоциируется с лирической героиней произведения — это скромная и совсем ещё юная девушка, которая любит детской, чистой и искренней любовью:

Ты — принцесса из царства не светского,

Он — твой рыцарь, готовый на все…

О, как много в вас милого, детского,

Как понятно мне счастье твое!

Автор говорит о том, что нет ничего прекрасней на свете, чем миг любви, когда душа находится в гармонии с природой. Всё вокруг цветёт и благоухает, и нужно стараться не упустить это:

Наслаждайтесь весенними звонами,

Милый рыцарь, влюбленный, как паж,

И принцесса с глазами зелеными, 

Этот миг, он короткий, но ваш!

Мотив зелёного цвета, о котором говорит лирический герой, дополняет всю сущность пробуждения весны. Как утверждает А. Каменский «зелёный цветявлялся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность» [2].

Еще в древности было замечено, что цвет воздействует на эмоциональный настрой человека, каждый цвет имеет свои смысл. Вся жизнь человека наполнена цветом. Цвет — это знак, отношение к которому формируется под влиянием множества факторов, и важнейший из них — фактор культурный.

Систематически изучать цвета и их воздействие на человека начали в ХХ веке. Известный психолог Макс Люшер провел ряд исследований в области цвета, изучая выбор различными людьми оттенков из цветовой гаммы. Он пришел к выводу, что выбор человеком того или иного цвета отражает психологические качества человека.

В стихотворении «Эпитафия» (1909)М. Цветаевой мотив цвета, а конкретно белого, передает душевное состояние лирической героини.

Эпита́фия — греч. надгробная, намогильная надпись [3]. Лирический герой создаёт образ «светлого» персонажа: «Он ангелов любил и детский смех». Основным средством создания художественного мира является портрет, который прорисовывается в строках:

Он был больной, измученный, нездешний,

Он ангелов любил и детский смех.

Не смял звезды сирени белоснежной,

Хоть и желал Владыку побороть...

Автор передает нам состояние души лирического героя, который нашел своё место в потустороннем мире и нашёл своего Ангела, который будет оберегать его. В данном произведении белый цвет ассоциируется с вышей духовностью, ангелами и святыми, воплощением духовной чистоты:

Во всех грехах он был — ребёнок нежный,

И потому — прости ему, Господь!

Определенный интерес представляет также классификация цветовых символов по сходству с характерными особенностями обозначенного объекта понятия, предлагаемая Ф.Юрьевым: «все символы подразделяются на три группы: ассоциативную, ассоциативно-кодовую, кодовую [4].

Исходя из предложенной классификации, стихотворение «Эпитафия» можно отнести к ассоциативно-кодовой группе, т. к. именно в этой группе «белый — духовность, чистота, невинность, ясность».

Стихотворение «Каток растаял» (1910) относится к разделу «Любовь». Здесь лирической героине снова приходится столкнуться с расставанием:

Каток растаял... Не услада

За зимней тишью стук колес.

Душе весеннего не надо

И жалко зимнего до слез.

Каток ассоциируется с определённым образом для лирической героини, с образом её собственной души. Возможно, что автор тоскует по детским годам, и каток — это было единственное, что ей напоминало о беззаботности детства. Она привыкла к тому, что согревает её душу даже в холодную зиму. Героиня боится того, что с приходом нового времени года она потеряет всё, что для неё было так важно — теплота, забота, нежность. Лирической героине совсем не хочется приобретать что-то новое, радоваться приходу весны:

Зимою грусть была едина...

Вдруг новый образ встанет... Чей?

Душа людская — та же льдина

И так же тает от лучей.

В стихотворении «Каток растаял» присутствует желтый цвет: «Пусть в желтых лютиках пригорок!». Гёте утверждал в своей концепции цвета «желтый цвет является цветом лёгким, теплым, он вызывает у человека положительные эмоции, ассоциируется у него с радостью и весельем», что противопоставляется внутреннему миру лирической героини. В данном стихотворении мотив желтого цвета трактуется как «разлука, душевная неуравновешенность» [5]:

— Душе капризной странно дорог

Как сон растаявший каток.»..

Душа её находится не на месте. Она не хочет отпускать то состояние душевного покоя, что присутствовало у неё три долгих месяца зимы.

Стихотворение «Книги в красном переплёте» написано в период с 1908–1910 г. В это время М. И. Цветаева начинала готовить к печати свою первую книгу «Вечерний альбом». Данное стихотворение вошло в раздел «Детство». Лирическая героиня чувствовала, что её детство уходит в прошлое, впереди её ждёт большая взрослая жизнь. Но даже уходя во взрослую жизнь Марина Цветаева взяла с собой незабываемые впечатления и воспоминания о произведениях искусства, которые она полюбила с детства:

«Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплёте.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тот час же к вам, бывало,

— Уж поздно! — Мама, десять строк!... –

Но, к счастью, мама забывала». [6]

Именно благодаря чтению, будущая поэтесса открыла для себя удивительный мир волшебства и литературы. Прошли годы и лирическая героиня смогла по достоинству ценить накопленный багаж знаний, называя книги не иначе, как «неизменившие друзья в потёртом красном переплёте».

Почему же именно в «красном переплёте»? «Значение красного цветав древности было такого: красота, прекрасное, радостное, возлюбленное и т. д. Но не всегда красный цвет трактуется именно так — это может быть вражда, месть, война» [7].

Употребление красного цвета в данном контексте помогает читателю наиболее глубоко прочувствовать всю ту любовь и теплоту, что проявляет лирическая героиня к своим книгам, которые напоминали ей детство.

Став старше, Марина Ивановна Цветаева пыталась повернуть время вспять и снова почувствовать то тепло, заботу и радость, что испытывала в детстве. А. Саакянц писала, что «она даже пыталась провести ночь за чтением любимых книг, но очень скоро поняла, что это не поможет ей перенестись в прошлое» [8].

Таким образом, поэтика цвета лирических произведений М. И. Цветаевой разнообразна. Мы выявили, что основную роль в сборнике стихотворений «Вечерний альбом» играют такие цвета, как зелёный, красный, голубой (синий), желтый (золотой) и белый. Все эти цвета так или иначе отражают состояние души поэтессы.

Характеристика того или иного цвета помогает читателю понять, какие события переживала поэтесса, глубже раскрыть содержание её произведений.

 

Литература:

 

  1. Цветаева, М. Избранное [Текст] / М.Цветаева — Смоленск: Русичи, 2008. — С. 3–6.
  2. Каменский, А. Цвета и их значения в Православной Церкви [Электронный ресурс] / А. Каменский. — Режим доступа: (kamensky.ruvery_intrest/): (Дата обращения 7.10.15)
  3. Даль, В. Толковый словарь [Электронный ресурс] / В. Даль. — Режим доступа: slovardalya.ru: (Дата обращения 8.10.15)

4.      Юрьев, Ф. И. Слово о цвете, о музыке цвета и о цветовой музыке слова. Том второй «Гармония сфер» [Электронный ресурс] / Ф. И. Юрьев. — Режим доступа:medved.kiev.uaflorian_yuryev/index.htm: (Дата обращения 6.10.15)

  1. Гёте, И. В. К теории цвета [Электронный ресурс] / И. В. Гёте. — Режим доступа: ias.kiev.uainterior_style/507: (Дата обращения 7.10.15)
  2. Цветаева, М. Соч.: В 2-х томах [Текст] / М. Цветаева — М.: Художественная литература, 1998. — Том 2. -С. 5–32.
  3. Люшер, М. Цвет вашего характера [Электронный ресурс] / М. Люшер. — Режим доступа: http://www.koob.ru/lusher/cvet_vashego_haraktera: (Дата обращения 7.10.15)
  4. Саакянц, А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество [Электронный курс] / А.Саакянц. Режим доступа: tsvetaeva.narod.ruWIN/saakyan/saakMT23.html: (Дата обращения 7.10.15)
Основные термины (генерируются автоматически): лирическая героиня, цвет, лирический герой, желтый цвет, красный цвет, стихотворение, белый цвет, взрослая жизнь, детский смех, душевное состояние.


Ключевые слова

мотив, цвет, лирический герой, цветовая гамма, М. И. Цветаева

Похожие статьи

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии Н.Е. Ряшенцевой

В статье исследуются особенности поэтики белого и черного цветов в творчестве тюменской писательницы Н.Е.Ряшенцевой, делается вывод о том, что они составляют основу устойчивой антиномии, которая помогает понять особенности художественной картины мира...

Цветовая палитра в творчестве Н. Д. Ющенко

В статье раскрываются особенности цветовой палитры в творчестве ишимской поэтессы Н. Д. Ющенко на основе исследования участия белого и синего цветов в формировании художественной картины мира.

Предметный мир в поэзии Александра Кушнера

В данной статье рассматривается творчество Александра Кушнера, известного русского поэта, с точки зрения его предметного мира. Автор анализирует стихотворения Кушнера и раскрывает, как через описание повседневных предметов и деталей окружающей действ...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Феномен пространства «деревня — природа» в творчестве Г. Айги

В статье рассматривается феномен пространства в творчестве поэта Г. Айги. Особое внимание уделено феномену «деревня-природа», включающему в себя поэтические образы леса и поля, исходящие из понимания чувашской культуры. Проинтерпретированы основные ч...

Поэтика национального характера в творчестве С. А. Есенина

В статье рассматривается своеобразие и специфика национального характера в произведениях С. А. Есенина. Эта статья относится к проблеме: Роль Есенина в культурной и национальной жизни России; любовь Есенина к России; любовь русского народа к Есенину....

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Мотив слёз в лирике Л. Д. Червинской

В статье рассмотрен один из наиболее частотных мотивов лирики Л. Д. Червинской — слезы. В данном мотиве отражены характерные особенности лирической героини Червинской, раскрывающие ее отношение к себе и отношения с окружающей ее действительностью. Сл...

«Осенняя образность» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Статья посвящена исследованию осенних образов пейзажа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Была проведена попытка классифицировать осенние образы по времени, пространству и сущностным критериям. Значительное внимание уделяется анализу отдельных пейза...

Особенности сюжета «Поэмы без героя» А. Ахматовой

Статья посвящена исследованию сюжетной линии «Поэмы без героя» А. Ахматовой. Автор данной статьи подчеркивает важную особенность структуры сюжета художественного произведения: отсутствие событийности и повествовательности. Это рассматривается на прим...

Похожие статьи

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии Н.Е. Ряшенцевой

В статье исследуются особенности поэтики белого и черного цветов в творчестве тюменской писательницы Н.Е.Ряшенцевой, делается вывод о том, что они составляют основу устойчивой антиномии, которая помогает понять особенности художественной картины мира...

Цветовая палитра в творчестве Н. Д. Ющенко

В статье раскрываются особенности цветовой палитры в творчестве ишимской поэтессы Н. Д. Ющенко на основе исследования участия белого и синего цветов в формировании художественной картины мира.

Предметный мир в поэзии Александра Кушнера

В данной статье рассматривается творчество Александра Кушнера, известного русского поэта, с точки зрения его предметного мира. Автор анализирует стихотворения Кушнера и раскрывает, как через описание повседневных предметов и деталей окружающей действ...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Феномен пространства «деревня — природа» в творчестве Г. Айги

В статье рассматривается феномен пространства в творчестве поэта Г. Айги. Особое внимание уделено феномену «деревня-природа», включающему в себя поэтические образы леса и поля, исходящие из понимания чувашской культуры. Проинтерпретированы основные ч...

Поэтика национального характера в творчестве С. А. Есенина

В статье рассматривается своеобразие и специфика национального характера в произведениях С. А. Есенина. Эта статья относится к проблеме: Роль Есенина в культурной и национальной жизни России; любовь Есенина к России; любовь русского народа к Есенину....

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Мотив слёз в лирике Л. Д. Червинской

В статье рассмотрен один из наиболее частотных мотивов лирики Л. Д. Червинской — слезы. В данном мотиве отражены характерные особенности лирической героини Червинской, раскрывающие ее отношение к себе и отношения с окружающей ее действительностью. Сл...

«Осенняя образность» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Статья посвящена исследованию осенних образов пейзажа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Была проведена попытка классифицировать осенние образы по времени, пространству и сущностным критериям. Значительное внимание уделяется анализу отдельных пейза...

Особенности сюжета «Поэмы без героя» А. Ахматовой

Статья посвящена исследованию сюжетной линии «Поэмы без героя» А. Ахматовой. Автор данной статьи подчеркивает важную особенность структуры сюжета художественного произведения: отсутствие событийности и повествовательности. Это рассматривается на прим...

Задать вопрос