Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока и Я. П. Полонского (на примере анализа двух стихотворений) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.10.2015

Статья просмотрена: 4278 раз

Библиографическое описание:

Шевелёва, Е. О. Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока и Я. П. Полонского (на примере анализа двух стихотворений) / Е. О. Шевелёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 618-621. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22575/ (дата обращения: 16.11.2024).

Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока и Я. П. Полонского (на примере анализа двух стихотворений)

Шевелёва Елена Олеговна, студент

Тюменский государственный университет, Ишимский филиал

 

Творчество таких поэтов начала XX в. как Я. П. Полонского и А. А. Блока высоко оценивалось критиками ещё при жизни. Биография, творческий путь поэтов привлекает к себе и современных литературоведов.

Оба поэта в разной степени принадлежат к такому значимому направлению в литературе как символизм. Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х годов. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений [7]. Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А.Белый, В. И. Иванов, Ф. К. Сологуб.

В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» — сакральное действо, выходящее за пределы искусства.

Александр Блок навсегда вошёл в историю литературы как ключевая фигура русского символизма. Этим достижением Блок обязан тем, что жил с раннего детства в атмосфере многочисленных ярких культурных впечатлений. Особенно важными оказались для него «лирические волны», «набегавшие» от русской поэзии XIX в. — Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Среди них оказалась и фигура Якова Полонского, который «вошёл в русскую литературу, как «ветеран русской поэзии» (Н. Аммон)». [9] Хорошо написал о Якове Петровиче Ю. И. Айхенвальд: «Непринужденно и легко, будто разговорная речь, льется у него простой, ненарядный и часто недорогой стих». [1]

В поэзии Полонского также есть черты, которые сближают его с символизмом. В частности, современники указывали на «наводящую оторопь таинственность», «загадочность» и недосказанность лирики поэта. Многие современники были склонны истолковывать Полонского как символиста. Так для В. Соловьева, а потом для А. Блока, сказочная «Царь-девица» Полонского стала символом, «женственной Тенью Божества» [3].

Говоря о значении термина «символ» стоит упомянуть определение П. А. Флоренского. «Бытие, которое больше самого себя, — таково основное определение символа, — отмечает П. А. Флоренский. — Символ — это нечто, являющее собою то, что не есть он сам, больше его, и однако существенно чрез него объявляющееся».

В книге Ганса Бидерманна «Энциклопедия символов» символика белого цвета определяется следующим образом: «Может пониматься либо как “еще не имеющий цвета” (бесцветный), либо как полное соединение всех цветов светового спектра, а также как символ неомраченной невинности доисторического рая или конечной цели очистившегося человечества, стремящегося вернуться к указанному состоянию. Белые или полностью бесцветные одеяния во многих культурах являются священническими облачениями, символизирующими чистоту и истину.Однако белый цвет имеет также и символически негативный аспект, и в первую очередь в смысле “смертельной бледности”. [3]

В данной статье рассматривается символика белого цвета как проявление философско-поэтической идеи поэтов. C помощью индивидуального и сопоставительного анализа рассмотрено функционирование белого цвета как отражения чувств в произведениях, относящихся к любовной лирике.

Проведём анализ двух лирических стихотворений, в которых белый цвет является ключевым мотивом к раскрытию идей и чувств поэтов.

Стихотворение «Влюблённый месяц» (1868 г.) Я. П. Полонского можно условно разделить на три части. Из первой части мы узнаём тяжёлой судьбе лирической героини, которая работает служанкой. Вторая часть представляет собой диалог месяца и девушки. Эти два образа очень похожи своими судьбами- оба одиноки и практически не имеют надежды на счастливое будущее. Служанка уже давно осталась без материнской защиты:

И не знала я с тоски, куда деваться;

Хоть бы матушка воскресла — заступилась!

И безвольно служит холодной красавице, которая обвиняет её в краже, называя воровкой..

Месяц безответно влюблён в хозяйку девушки. Образ этого небесного светила взят Полонским не случайно, так как месяц в символике означает женское начало в мире. Он ассоциируется с перевёрнутой чашей, в которую собирается эликсир жизни, после этого проливается на землю и питает все живое.

С бриллиантиком колечко потеряла,

С белой ручки его, видно, обронила.

Указывается, что на колечке у девушки именно «бриллиантик», а не бриллиант. С помощью уменьшительно-ласкательного суффикса поэт добавляет в образ девушки кокетства, лёгкости.

«Девушка, кроме красоты, не обладает больше никакими положительными чертами — она самовлюблённая, эгоистичная. Главной ценностью для неё является именно деньги, только из-за них она и сожалеет о потерянном колечке». [4]

Поэт несколько раз делает акцент на именно на белом цвете тела, употребляя троп несколько раз в одной строке: «Плечи белые, грудь белую раскрыла».

Белая ручка — наиболее характерная черта того, что девушка из благородной семьи, так как чистая кожа это, в первую очередь,признак девушки из высшего общества, аристократки.Белый цвет здесь приобретает отрицательный оттенок и соотносится с душевной пустотой. Таким образом, можно сделать вывод, что Я. Полонский в своей лирике не ограничивается традиционной символикой белого цвета, а вносит в понятие лексемы «белый» собственные оттенки и значения. Для Я. Полонский белый является и цветом холодности, бездуховности человеческой души.

Цветовая палитра А. Блока ограничивается достаточно небольшим количеством цветов, по преимуществу, это цвета чистые, несмешанные и не имеющие оттенков. Язык цвета А. Блока и прежде вызывал интерес ученых, но в основном — литературоведов. Так, например, К. Ф. Тарановский в статье «Некоторые черты символики Блока» говорит о триаде золотой — белый — чёрный цвета, утверждая; что золотой цвет образует положительное семантическое поле; чёрный — отрицательное, а белый занимает промежуточное положение [8]. В одной из работ Г Ш. Ивановой-Лукьяновой, посвящённой поведению многозначного слова в художественном тексте, есть анализ некоторых употреблений лексемы белый у А. Блока.

По статистическим данным, «лексема «белый» составяет 28, 5 % процентов, в сравнении с остальными цветыми (например, жёлтый -1,5 %, чёрный-14 %, красный -13 %)" [5], что доказывает значимость символики белого цвета для выражения чувств, философских и эстетических осмыслений А.Блока.

Для доказательства рассмотрим стихотворение «Странных и новых ищу на страницах…» написанное А. Блоком 4 апреля 1902 г. Оно входит в известный цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902 г.), посвящённый музе и самой большой любви поэта Л. Д. Менделеевой.

Лирический герой стихотворения одержим счастливым мигом испытанного прошлого. Символом ушедших дней являются улетевшие белые птицы, другими словами, это его искренние мечты и надежды на светлое будущее. Душа героя находится в смятии и ожидании счастливого будущего, но цепи прошлого держат его у «берегов поздних времён»

Жизнью шумящей нестройно взволнован,

Шепотом, криком смущён,

Белой мечтой неподвижно прикован

К берегу поздних времён.

В третьей строфе стихотворения он обращается уже к самой возлюбленной, даёт ей характеристику:

В жизни — строга и гневна.

Она контрастно сочетается в строфе с выражением чувств лирического героя

Тайно тревожна и тайно любима,

Дева, Заря, Купина.

В стихотворении поэт обращается к библейским образам, например к образу Купины. Она выступает как высшее воплощение вечной женственности в ряду ее ипостасей: земное (Дева) и космическое (Заря).

В данном стихотворении А. Блок использует белый цвет в его традиционном значении мировой символики. Образ птиц дополняет и усиливает значение лексемы «белый». Белые птицы становятся символом свободы, искренности и светлой души. Белый цвет мечтысимволизирует чистосердечность, светлую надежду, которую лирический герой не теряет несмотря ни на что, даже будучи прикованным «к берегу поздних времён».

Обращение «Белая Ты», где местоимение употребляется с заглавной буквы, раскрывает восхищение лирического героя своей возлюбленной. Для него она нечто иное, возвышенное над земным миром.

Блок в своей возлюбленной видит не обычную земную девушку, а ипостась Божества — Деву, Зарю, «Жену, облеченную в солнце». Белый цвет здесь- символ чистоты, непорочности и возвышенности. Для Блока любимая всегда прекрасна и священна несмотря на земные страсти, время или черты характера самой возлюбленной.

Таким образом, в лирических стихотворениях Я. Полонского и А. Блока можно выделить несколько сходств и различий употребления и функционирования лексемы «белый». Общим является то, что у обоих поэтов символика белого цвета помогает выразить те или иные интимные чувства лирических героев, передать их душевное состояние, философскую позиции по отношению к миру.

Однако, А. Блок, употребляя данный троп, ограничивается традиционной христианской символикой значения белого цвета. Для него это цвет означает жизнь, светлость, надежду на счастливое будущее. Возлюбленная для лирического героя — это воплощение вечной женственности и святости.

Для Я. Полонского характерно соотнесение белого цвета с пустотой, бестелесностью, выцветанием, с ледяным молчанием. Употребляя лексему «белый» с таким значением, поэт подчёркивает несовершенство мира, оледенение одних человеческих душ и страдание, одиночество других.

 

Литература:

 

  1.      Айхенвальд Ю. И. Полонский //Силуэты русских писателей. В 3 выпусках. Вып. 2. М., 1906–1910; 2-е изд. М., 1908–1913.
  2. Банников Николай Васильевич «Серебряный век русской поэзии». «Просвещение», 1993.
  3. Бидерман, Ганс Энциклопедия символов: Пер. с нем. /Общ. ред. и предисл. Свенцицкой И. С. — М.:Республика, 1996. — 335 с.: ил.
  4. Вьюшкова И. Г. Поэтика белого цвета в поэзии Я. П. Полонского (1819–1898) Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2014. № 12. Ч. 3. С. 47–50
  5. Краснова Л. В. Поэтика Александра Блока. Очерки. Львов, 1973.- 229 с.
  6. Соловьев В. С. Литературная критика / В. С. Соловьев; сост. и коммент. Н. И. Цимбаева, вступ. ст. В. И. Фатющенко. М.: Современник, 1990. 422 с
  7. Тарановский 2000-а: Тарановский, К. Ф. Некоторые черты символики Блока // К. Ф. Тарановский О поэзии и поэтике / сост. М. Л. Гаспаров. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 319–32
  8. Шевелёва Е. О. Музыкальный мотив в поэзии Я. П. Полонского (на основе анализа лексемы «пение смычка») // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014 г.: в 15 частях. Часть 3; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014, с. 152–153.
Основные термины (генерируются автоматически): белый цвет, Блок, лирический герой, белая ручка, вечная женственность, возлюбленная, выражение чувств, образ, поэт, символ.


Похожие статьи

Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»

Роль инверсии как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Прием «двойной мотивировки» в повести М.Ю. Лермонтова «Штосс»

Своеобразие экспликации пространственных образов в произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы»

Чеховские мотивы в творчестве Л. Улицкой (на примере рассказа «Большая дама с маленькой собачкой»)

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка»

Поэтическое представление образа «слово» (на материале стихотворения «Слово» Н. С. Гумилева)

Синтаксическое своеобразие конструкций с элементом «так» в повести «Воительница» Н. С. Лескова

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Похожие статьи

Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»

Роль инверсии как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Прием «двойной мотивировки» в повести М.Ю. Лермонтова «Штосс»

Своеобразие экспликации пространственных образов в произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы»

Чеховские мотивы в творчестве Л. Улицкой (на примере рассказа «Большая дама с маленькой собачкой»)

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка»

Поэтическое представление образа «слово» (на материале стихотворения «Слово» Н. С. Гумилева)

Синтаксическое своеобразие конструкций с элементом «так» в повести «Воительница» Н. С. Лескова

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Задать вопрос