Инфографика в современных российских журналах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Чита, ноябрь 2011)

Статья просмотрена: 4282 раза

Библиографическое описание:

Рева, Е. К. Инфографика в современных российских журналах / Е. К. Рева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/989/ (дата обращения: 19.12.2024).

О роли инфографики в современной журналистики сейчас говорят очень часто. Однако научных трудов, которые освещали бы данное направление, нет. Этому есть свое объяснение. Инфографика – новый вектор в творческой деятельности журналиста и потому мало изученный. На сегодняшний момент мы можем найти только рекомендации инфографов-практиков. Однако они не дают анализа периодических изданий с точки зрения их инфографической основы. Но медиа-рынок сейчас располагает огромным количеством печатных изданий, использующих разнообразную инфографику. Изучение указанного аспекта нам кажется целесообразным и актуальным. А инфографику следует рассматривать не только как практическую работу журналиста, но и как объект для научного исследования.

Прежде всего, надо сказать о том, что представляет собой инфографика. Инфографику выделяют в отдельный жанр журналистики, а также понимают под этим термином все те графические изображения, которые являются дополнительным информационным элементом журналистского текста. Анализ периодических и Интернет-изданий показывает, что существование обоих подходов оправдано. Дело в том, что графика может самостоятельно (то есть почти без использования текста) давать необходимую информацию читательской аудитории. Примером тому служат информационные сайты. В частности, это касается сайта информационного агентства «РИА-новости». Он располагает разделом «Инфографика», где при минимальном текстовом материале основное информационно-коммуникативное сообщение реципиенту передается посредством именно изображения.

Но имеет место и другое использование графических элементов. На страницах периодических изданий при освещении тех или иных тем авторы часто прибегают к инфографике. Затрагивая в своих публикациях проблемы экономики, политики, социальные вопросы, журналисты реализуют свою мысль посредством инфографики. Например, в деловом журнале «Эксперт» мы обнаружим активное употребление диаграмм, таблиц, схем, конкретизирующих и аргументирующих основные положения статьи или интервью. При этом указанные графические изображения представляют собой дополнительный информационный компонент основного текста.

Важно отметить, что инфографику в печатных масс-медиа сложно выделить в отдельный жанр журналистики в силу специфики этого вида СМИ. Сложно представить, что больший объем газетных полос и страниц журналов будет отдаваться изображению, пусть и информационно насыщенному, а не тексту. Для формата Интернет-изданий этот способ вполне уместен и очень востребован пользователями.

Таким образом, обе точки зрения на инфографику, как на журналистский жанр и как на дополнительный информационный элемент текста имеют право на существование на современном этапе изучения данного направления.

Инфографика появилась не сейчас. О первом опыте использования инфографических элементов заговорили в начале 80-х годов XX века, когда ежедневная американская газета «USA Today» стала использовать на страницах издания изображения. Говоря же о современном состоянии инфографики, возникает следующий вопрос: все ли изображения в периодике можно считать ифографикой? Полагаем, не все. Изображения в целом можно разделить на художественные (фотографии, рисунки) и являющиеся информационно значимыми (графики, диаграммы, таблицы, карты и др.). Фотографии в свою очередь также можно классифицировать на представляющие собственно эстетический интерес и документальные снимки, несущие определенную информацию.

Обратим внимание на то, что стиль издания создает не только тематика и проблематика публикаций, не только так называемый эмоциональный тон диалога, который ведет редакция со своим потенциальным читателем, но и визуальный ряд. Женские глянцевые журналы пестрят красочными фотографиями, стремящимися проявить у читателя стремление к идеальной жизни, мужские издания стараются формировать посредством фотоснимков дорогих аксессуаров и фотосетов успешных мужчин чувство стиля; семейная периодика с помощью фотографий создают образ уютного и счастливого дома и т.д. От аналитических, общественно-политических журналов читатель ждет документальных и событийных снимков, отображающих актуальные проблемы в стране и мире; постоянная читательская аудитория деловых изданий знает, что найдет в таких журналах, как, например, «Эксперт», «Коммерсантъ. Деньги», множество таблиц, схем, графиков и диаграмм, в которых зафиксирована важная для них финансово-экономическая информация.

Таким образом, типологический стиль издания влияет на его визуальное оформление. Обратим внимание на журнал «Вокруг света» – одно из самых популярных периодических изданий в России.

В указанном журнале использован большой спектр изображений, в том числе выполняющих информационную функцию (схемы, таблицы, диаграммы, графики). Однако анализ номеров указанного издания за период с 2005 по 2011 годы показал, что доминирующее количество инфографических элементов составляют карты. С точки зрения инфографики карты классифицируются на следующие основные виды:

– географические;

– фотографические;

– дорожные;

– тематические;

– картограммы;

– архитектурный план.

В соответствии со своей спецификой в журнале «Вокруг света» особое внимание уделяется материалам на научные и исторические темы, что объясняет активное использование карт. В частности, это касается карт географических. Так, например, статья «Сокровища Ледяной горы» [1, с. 16] посвящена феномену Кунгурской пещеры, образованной несколько тысяч лет назад в Пермской области. Автор, детально изучая это уникальное место, использует помимо фотографий географическую карту, на которой изображен схематический разрез Кунгурской Ледяной пещеры.


Карта, используемая в статье Л. Вейсмана «Сокровища Ледяной горы» // Вокруг света. – № 1, 2005. – С. 16.

Рассмотрение этой карты особенно любопытно в контексте статьи. Л. Вейсман, говоря о концентрации сталагмитов, употребляет названия конкретных гротов (Бриллиантовый, Полярный, грот Руинов, грот Геологов и др.) и отмечает расстояние между ними. Для лучшего восприятия читателем данной информации, автор и применяет инфографику. Благодаря выше приведенной карте, сообщаемые в тексте данные визуализируются в сознании реципиента, становятся более понятными. При отсутствии карты статья утратила бы концептуальность и полноту смысла, а также, полагаем, снизило степень запоминаемости информации.

Другой пример использования карт находим в статье «Terra Sherlockiana» [2, с. 67]. Но здесь мы обращаем внимание на тематическую карту, представляющую собой карту Лондона времен литературного персонажа Шерлока Холмса.


Тематическая карта в статье Г. Козлова, О. Кириенко «Terra Sherlockiana» //

Вокруг света. – № 1, 2007. – С. 67

На первый взгляд, это географическая карта, однако на ней в виде маркеров показаны различные объекты, представленные музеем-квартирой Холмса («Бейкер-стрит, 221б»), приемной врача Конан Дойла (Деворшир-плэйс, 2), домом Ватсона (Куинн-Энн-стрит, 9), отелем «Лэнгхем», пабом «Кларенс» и «Шерлок Холмс», новым Скотленд-Ярдом и т.д. Заметим, что рассматриваемая карта – не просто иллюстрация к тексту: кроме того, что она сама по себе информативна с точки зрения отображения на ней реальных географических объектов и маркировки памятников культуры, она логично вливается в общую структуру журналистского текста. Дело в том, что статья включает диалог с арт-детективом и писателем Питером Ватсоном, «из плоти и крови», как замечают авторы статьи. Особенностью этого диалога является постоянное упоминание тех или иных мест, связанных со знаменитым литературным персонажем и непосредственно его создателем Артуром Конан Дойлем. Вместе с журналистами (Григорием Козловым и Ольгой Кириенко) и их собеседником с помощью используемой карты читатель передвигается от вокзала Чаринг-кросс к Королевской опере, с переулка Свон-Лэйн отправиться на Фарингтон-стрит. И все это соответствет тем вопросам, которые затрагиваются в беседе уже упомянутых людей.

Так называемый маршрут читателя упрощается тем, что на географической карте зафиксированы номера, а наименования соответствующих им литературных памятников, улиц, публичных заведений даны за пределами карты.

Инфографика в данном случае не перегружена, что могло бы произойти в силу количества отмеченных объектов, понятна без дополнительных комментариев и, что очень важно, может существовать безотносительно статьи. Кроме того, цветовое решение карты весьма сдержанно, что способствует спокойному визуальному читательскому восприятию. Все отмеченные признаки являются теми свойствами, которые свидетельствуют о высоком качестве инфографики.

Таким образом, визуальный облик того или иного издания формируется посредством не только стиля публикаций, но и за счёт инфографического оформления. Каждый журнал располагает своей инфографикой, выражающей специфику периодического издания.

Инфографика – очень перспективное направление в журналистике. С каждым годом журналисты создают все более оригинальную и креативную инфографику: стремятся отказаться от простых по оформлению графиков и диаграмм, а синтезировать различные инфографические элементы или, например, заменять столбики при построении диаграмм теми объектами, о которых идет речь в статье:

Пример диаграммы (Вокруг света № 12, 2010.- C. 118)

Подобные инфографические находки делают издание не только разнообразным (цель инфографики не в том, чтобы сделать журнал красочным), но более информационно насыщенным, визуально понятным. Важно сказать о том, что дизайн инфографики нельзя перегружать элементами и палитрой цветов, все это должно «работать» на информативность изображения. Только в этом случае инфографика сможет достигнуть своей основной информационно-коммуникативной цели.


Литература:

1. Вейсман Л. «Сокровища Ледяной горы» // Вокруг света. – № 1, 2005. – С. 16.

2. Козлов Г, Кириенко О. «Terra Sherlockiana» // Вокруг света. – № 1, 2007. – С. 67

Основные термины (генерируются автоматически): географическая карта, издание, USA, диаграмма, дополнительный информационный элемент, журнал, журналистский текст, изображение, Ледяная гора, отдельный жанр журналистики, свет, тематическая карта, том, читательская аудитория, элемент.