Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы
Авторы: Бакулина Наталья Анатольевна, Трынова Татьяна Валерьевна
Рубрика: 11. Изобразительное искусство
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)
Дата публикации: 05.06.2018
Статья просмотрена: 13603 раза
Библиографическое описание:
Бакулина, Н. А. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы / Н. А. Бакулина, Т. В. Трынова. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14343/ (дата обращения: 17.12.2024).
Иллюстрирование художественной литературы, способствующее визуальному раскрытию литературного текста, представляет собой достаточно сложный процесс, требующий от художников-иллюстраторов выполнения определенных задач. Актуальность данной статьи заключается в том, что современная книжная иллюстрация, как особый вид изобразительного искусства, оказывает особое влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает эстетическую восприимчивость, способствует раскрытию литературного текста через художественные образы, и, что не менее важно, благоприятствует быстрому восприятию и лучшему усвоению информации, более глубокому пониманию изложенного материала.
Читателю не всегда бывает легко сориентироваться в той эпохе, события которой автор излагает на бумаге, поэтому одной из главных задач для художника является грамотное и точное отображение исторических и бытовых деталей. Такие значимые тонкости, как: подробное воспроизведение особенностей интерьера помещений, описание костюмов и внешности героев, а также других характерных черт, помогают расширить и обогатить представление читателя о жизни и быте людей той или иной эпохи. Именно такие фрагменты текста, несущие в себе новую для читателя информацию, особенно нуждаются в иллюстрировании, так как через образное изложение такой материал воспринимается и усваивается значительно быстрее.
Может сложиться мнение о том, что более достоверными иллюстрациями к произведениям классической литературы будут являться те, которые созданы художниками, наиболее близкими к тому периоду времени, в котором создавались данные художественные произведения, вследствие чего появляется склонность большинства редакторов к перепечатыванию уже ранее использованных или старых иллюстраций в новых изданиях. Такой подход к оформлению книги является спорным решением, так как в наше время многие художники-иллюстраторы доказывают обратное — они способны отобразить быт и всевозможные исторические детали той или иной эпохи на новом уровне. Их работы представляют собой иллюстрации, отличающиеся большим совершенством по художественно-идейным качествам, несущие в себе новое понимание и видение предшествующих эпох. По утверждению В. Н. Ляхова, «сильным стимулом, толкающим художников на поиски, является желание открыть для себя новые горизонты в понимании, прежде всего, классической и современной литературы. Не довольствуясь раскрытием и усвоением событийного ряда, художники идут в глубь литературы, пытаясь извлечь из произведений то, что совсем недавно ускользало от их внимания» [2, с. 218].
Современная книга — предмет, способный целиком и полностью завоевать внимание читателя, удивить, а также увлечь его в свое особое пространство посредством не только изложенного материала, но и визуального сопровождения, конкретизирующего текст данного произведения. «Писатель и художник как соавторы вместе замышляют и готовят книгу одновременно, поэтому словесный и изобразительный тексты взаимно дополняют друг друга», — утверждал М. В. Строганов [5, c. 101].
Говоря о современной иллюстрации, Т. Ю. Никитина отмечает ее отличительные особенности: «Иллюстрация давно вышла за рамки простого, буквального следования тексту. На первый план в современной книге выходит концепция издания в целом, и как часть этой концепции — иллюстрация, предлагающая зрительный ряд определённого формата, т. е. стилистически, пластически и композиционно подчинённый концепции издания» [3]. Концепция не произвольна и зависит от определенной категории читателя, она должна быть соответствующей тексту, однако возможно «ироническое, символическое, сатирическое, философское, ассоциативное, аллегорическое прочтение» [3].
В наше время иллюстрация выполняет гораздо более важную функцию, чем просто украшение книги посредством визуального отображения ее ключевых моментов. И хотя иллюстрация, прежде всего, является действенным способом узнавания и разностороннего раскрытия литературного текста, она, по представлению М. В. Строганова, «в известной мере ограничивает творческую работу читателя литературного произведения, поскольку навязывает ему конкретное визуальное прочтение словесного образа» [5, c.102].
По нашему мнению, воспроизведение литературного текста средствами изобразительного искусства будет достаточно полным, если при создании иллюстраций учитывались ее основные функции, такие как: информативность, эмоционально-психологическая нагрузка, эстетичность.
Одна из наиболее значимых, в плане глубокого понимания и осознания текста, функций — информативность. Читатель должен без каких-либо затруднений понимать, что изображено на иллюстрации, не просто раскрывающей, но дополняющей и обогащающей текст художественного произведения. Достоверное изображение значительных деталей, более полно раскрывающих замысел автора, как говорилось ранее, так же способствует лучшему усвоению информации. Можно отметить, что современный век — это век людей-визуалов. До недавнего времени было практически данностью утверждение, что у большей части человечества доминирующий канал восприятия — зрение, при этом быстрее улавливаются и запоминаются именно зрительные образы. Это наводит на мысль о том, что иллюстрация в данный момент выступает не только, как способ раскрытия текста посредством рисунка, но и как метод быстрого усвоения информации, выражающийся в художественных образах.
Важную роль играет эмоционально-психологическое воздействие иллюстрации на человека, способного получить значительный спектр эмоций, впечатлений от увиденного. Значимость иллюстраций, их идейно-образное решение, стиль нельзя недооценивать. Книга может не найти своей аудитории среди читателей в том случае, если иллюстрации к ней были подобраны неграмотно, целостное оформление книги не соответствует сюжетному развитию произведения, возрастной категории предполагаемых читателей, а так же литературному стилю автора.
Немаловажной является эстетическая функция, предполагающая, что оформление книги будет отличаться не только качеством подготовки художником подлинника, но и высококачественным ее полиграфическим исполнением. Работа иллюстратора и редактора издания является совместной, так как художник должен знать и учитывать в процессе иллюстрирования все необходимые полиграфические условия для данной книги. Иллюстрация книжного издания, сама по себе представляющая вид изобразительного искусства, в сочетании с правильно подобранными по размеру и стилю шрифтом, буквицами, маргиналиями и др. создает единую концепцию всей книги, придает ей необходимую целостность и формируют эстетику.
Именно слаженность всех элементов книжного издания, соотношение пропорций, выразительность является главной особенностью современного художественного оформления книги. Гармоничная компоновка всех элементов представляет собой архитектонику книги. Благодаря грамотно сформированной архитектонике, читатели смогут правильно истолковать текст художественной литературы, уловить главную суть произведения. По мнению Е. Б. Адамова, «основные элементы оформления как часть книги входят в ее художественный ансамбль. Их стилевое единство обеспечивает цельность общей композиции» [1, с.365].
Иллюстрация произведений художественной литературы, как классической, так и современной, на сегодняшний день имеет ряд особенностей в плане создания концепции художественного оформления, целостности иллюстрированного ряда, стиля, а также предполагаемой аудитории читателей. Книжная форма, говорит Ляхов, «не только направляет движение читателя по книге и этим задает ему ритм восприятия, но и формирует его весьма широкий круг образных представлений, дополняющих (или умаляющих) общий художественных эффект» [2, с. 200].
При создании художественного оформления книги первоочередным для художника-иллюстратора является формирование единой концепции издания, соединяющей в себе такие важные, гармонирующие между собой параметры, как: изобразительные элементы — буквицы, маргиналии, иллюстрации; шрифты, с верно подобранными размерами, стилями, интервалами и др. Целостная концепция способна выделить книжное издание среди множества других. Если общая композиция текста и вспомогательного изобразительного материала построена грамотно, то при первом ознакомлении с книжным изданием и его содержанием, у читателя появится общее представление о данной книге, и, возможно, желание прочесть ее. Говоря о привлечении внимания, нельзя не упомянуть и об обложке литературного издания, которая, по словам А. А. Сидорова, «дает возможность увидеть и ознакомиться с книгою издали. Это первая цель самого помещения на обложке надписи или украшения» [4, с. 50].
Немаловажной особенностью иллюстрирования книги является целостность всего визуального ряда. Объединение всех изображений одной композицией способствует более полному повествованию произведения, усиливает его значимость и подчеркивает определенные подробности. Иллюстрации должны располагаться в определенной последовательности и строго следовать сюжетной линии, а также быть согласованными друг с другом. Необходимо так же помнить, что визуальные фрагменты нужно распределять по всей книге, задавая тем самым определенный ритм. Важным также является вопрос о необходимости наличия определенной иллюстрации для раскрытия темы литературного произведения: сможет ли она передать основную мысль текста, направить читателя и помочь ему сориентироваться в происходящих действиях, или же в этом нет прямой необходимости.
Благодаря индивидуальности и неповторимому стилю каждого художника, иллюстрация имеет субъективный характер. Художественные работы к одному и тому же произведению, выполненные разными мастерами, всегда отличаются по технике исполнения, идейно-образному и композиционному решению, подбору цветовой гаммы. Совокупность всех отличительных признаков определяет неповторимый стиль художника-иллюстратора.
Одними из самых востребованных техник создания иллюстраций в наше время являются, как относительно новые техники (компьютерная/векторная графика, главным преимуществом которой является возможность масштабирования и определенная степень минимализма), так и традиционные, к которым относятся акварель и различные техники гравюры.
Во многом выбор стиля и техники зависит от предполагаемой аудитории и их подготовленности. Важно учитывать возрастную категорию читателей, для которой предназначена книга, ведь взрослые и дети значительно отличаются по восприятию литературного текста, о чем свидетельствует сильно развитое и преобладающее наглядно-образное мышление у младшей аудитории и понятийное, характеризующееся опорой на логические конструкции, у взрослых.
Для взрослой аудитории в большинстве случаев приоритетом при выборе книжного издания, является раскрытие в изложенном материале вопросов, касающихся морали, воспитания, духовного начала, психологии взаимоотношений. Вследствие чего, можно сделать вывод, что в данных книгах преобладают более сложные иллюстрации. Например, абстрактные или же лаконичные рисунки могут быть легко восприняты взрослым человеком, имеющим более обширное воображение и жизненный опыт, в отличие от детей, расценивающих изображения, выполненные в подобных упрощенных формах, как набор пятен, среди которых нечасто можно различить узнаваемые предметы, вещи и др.
Художники, создающие визуальное сопровождение детских литературно-художественных изданий, зачастую обращаются к традиционной технике акварели, отличающейся нежностью, воздушностью и мягкостью в исполнении, что позволяет юным читателям с интересом и наслаждением рассматривать иллюстрации, не раздражающие глаз. Имеет в настоящее время определенную популярность «мультяшная» иллюстрация, знакомая каждому ребенку, привлекающая своей яркостью, четким композиционным решением, простой техникой исполнения и определенной ясностью в отображении персонажей и окружающей среды. Она помогает детям без труда уяснить суть происходящего, а также представить предметы, которые ребенок ранее не видел. Поскольку книга играет достаточно важную роль в воспитательном процессе ребенка, иллюстрации в ней должны рассматриваться не только с художественной стороны, как оформление книжного издания, но и представлять собой особую идеологическую и педагогическую ценность.
Таким образом, используя все возможные средства художественной выразительности, современный иллюстратор создает особый вид изобразительного искусства, который оказывает влияние, как на взрослую, так и на детскую аудиторию читателей, формируя чувственное восприятия мира, развивая эстетическую восприимчивость, способствуя раскрытию литературного текста через художественные образы.
Литература:
- Адамов, Е. Б. Книга как художественный предмет. Часть вторая. Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. / Е. Б. Адамов и др. — М., 1990. — 365 с.
- Ляхов, В. Н. Искусство книги. / В. Н. Ляхов. — М., 1978.
- Никитина Т. Ю. Особенности иллюстрирования различных типов изданий // Картинки и разговоры. URL: http://www.fairyroom.ru/?p=13584 (дата обращения 23.04.2018)
- Сидоров А. А. Искусство книги. / Сидоров А. А. — М., 1922. — с 50.
- Строганов, М. В. М.С. Башилов — иллюстратор Л. В. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина // cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/m-s-bashilov-illyustrator-l-n-tolstogo-i-m-e-saltykova-schedrina (дата обращения 21.04.2018)