Состояние отечественной книжной иллюстрации на сегодняшний день | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 23.12.2022

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Кайкова, А. С. Состояние отечественной книжной иллюстрации на сегодняшний день / А. С. Кайкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 620-624. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98162/ (дата обращения: 16.12.2024).



Встатье говорится о книжной иллюстрации в современное время, ее проблеме и требованиям к ней. Излагается также и анализ иллюстраций детских книг с точки зрения художественного языка и качественного продукта для детей. Затрагивается некоторая специфика работы иллюстраторов и издательств. В статье говорится о том, как и где можно применить знания о книжной иллюстрации в педагогической практике. Эта статья может быть полезна родителям, педагогам и художникам, работающим в области книжной графики.

Ключевые слова : иллюстрация, книжная иллюстрация, книжная графика, современная книжная иллюстрация, детская книга.

Книга сама по себе это уникальная вещь — кладезь знаний. В ней кроются различные миры, которые способны погрузить читателя в бесконечные просторы фантастики, сказок и приключений. Вне зависимости от возраста книга погружает читателя в свой мир, о котором она с нетерпением стремится рассказать, пробуждая в нем все его воображение и эмоции.

Соответствует ли современная иллюстрация критериям нормы художественной выразительности и грамоты? Какие критерии отличают качественную работу художника в работе над книжной иллюстрацией?

Доброскок Н. Е. утверждает, что книжная иллюстрация сегодня — это вид графики, которая динамично развивается. А зрителю и читателю становится известен лишь конкретный результат, который представлен в виде готовой книги [1].

Н. А. Курочкина в своей работе «Знакомим с книжной графикой» утверждает следующее: «Иллюстрация — рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчинённый содержанию, стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая её декоративный строй» [2].

Детская книга является неотъемлемой частью формирования личности. Она воспитывает его восприятие мира, формирует эстетический вкус, отношение к природе и животным. Детская иллюстрация в книге в свою очередь также имеет воспитательное значение подрастающего поколения. Через нее ребенок может воспринимать окружающую действительность.

Иллюстрации в детских книгах активизируют воображения, помогая тем самым фантазировать яркими красками различные сюжеты, которые могут быть реальными или фантастичными. Кроме того, книга иллюстрация в книге воспитывают эстетический вкус зрителя.

Э. З. Ганкина в произведении «Детская книга вчера и сегодня» говорит, о первом соприкосновении ребенка с искусством, в том возрасте прежде, чем он научится читать и писать. Маленький человек уже может познакомиться с живописью и графикой благодаря картинке в книге [4].

Прочитав различные статьи современных художников, отзывы и мнения родителей о том, какой должна быть иллюстрация для книги, я не нашла какого-то конкретного исчерпывающего ответа. Каждый из художников и читателей правильно рассуждает со своей точки зрения, исходя из своего опыта. Дело в том, что любые споры по этому поводу сводятся к критике иллюстраторов прошлого и настоящего времени, которые не несут конструктив, а являются делом вкуса. Но тем не менее критерии и основы книжной иллюстрации все же есть.

Проанализировав различные детско-подростковые книги, можно сказать, что основная проблема иллюстрации, как детской, так и подростковой, состоит в простых вещах, которые должен знать обычный рисующий художник.

В первую очередь одним из критериев является знание основ изобразительной грамоты. Без изобразительной грамоты не построить качественную картинку, которая способна удержать внимание читателя. Художнику следует учитывать плановость, центр композиции, цветовое решение, анатомические особенности как человека, так и животного. Здесь не говорится о пластической анатомии как для «штудий», а о том, что образ персонажа должен быть узнаваем, читаем и пропорционален.

Иллюстрация в книге должна быть профессионально выполненной, красивой, понятной возрастной категории читателя, не оказывать негативное влияние, а наоборот воспитывать нравственно и духовно маленького человека [3].

Кроме того, при условии ограниченности цветовой палитры, можно решить проблему с передачей настроения, образа, атмосферы, собранности композиции, главного и второстепенного, и много других вопросов.

Пример качественной иллюстрации для детей младшего и среднего школьного возраста [6] Пример качественной иллюстрации для детей младшего и среднего школьного возраста [6]

Рис. 1. Пример качественной иллюстрации для детей младшего и среднего школьного возраста [6]

В противном случае мы можем встретить детскую книгу, которая пестрит многообразием цветов. Глядя на такую иллюстрацию, где присутствуют все цвета и оттенки цветового спектра, нет ни плановости, ни главного и второстепенного, а простой набор цвета, такую иллюстрацию можно считать не качественной. Поскольку даже взрослый человек не сможет найти смысла, о чем повествует текст. Что же говорить о ребенке, внимание которого работает иначе в силу его возраста. К тому же, для читателя младшего возраста, который читать еще не умеет, а рассматривает картинки, большое количество объектов, деталей, проработки уводит от мысли, рассеивает и утомляет внимание. Ведь даже для маленьких детей можно нарисовать лаконично, грамотно, при этом использовав цвет.

Пример некачественной иллюстрации для детей [5]

Рис. 2. Пример некачественной иллюстрации для детей [5]

Пример качественной иллюстрации для детей дошкольников [6]

Рис. 3. Пример качественной иллюстрации для детей дошкольников [6]

Иллюстрация должна быть лаконичной, грамотной как по композиции, рисовке и цвету. Она может быть простой, но не должна быть примитивной. Иногда в иллюстрации художники используют до четырех цветов, а иногда и вовсе один, в дополнение к черному или белому. И смотрится такая картинка собранной, красивой и невольно проявляется желание рассматривать ее.

Пример иллюстрации с ограниченной цветовой гаммой для младшего школьного возраста [7]

Рис. 4. Пример иллюстрации с ограниченной цветовой гаммой для младшего школьного возраста [7]

Еще стоит сказать о том, что хороший текст, его повествование играет большую роль и в качестве картинки. Поскольку текст и иллюстрация идут вместе и тесно взаимодействуют друг с другом. В наше время можно встретить книгу, где текст собран, как некий поток сознания. Порой нет сюжета вообще. Иногда встречаешь такой непонятный «клубок» автора, что когда начинаешь рисовать, то не можешь логически сопоставить действие, либо образ персонажа. А бывают и случаи, когда в тексте четко описывается образ, а художник рисует то, как он это представляет, уходя от текста. Таким образом нарушается целостность книги, нет соответствия картинки к тексту. Это выглядит как разное мнение на один вопрос, а должно быть одно видение. Поскольку иллюстрация визуально говорит нам о том, что написано в тексте.

Также хочется сказать о том, что в настоящее время очень активно издается и иллюстрируется литература для младшего возраста и романы в стиле «фэнтэзи», то следует отметить ряд некоторых проблем. В первую очередь современная книжная иллюстрация в большинстве является коммерческой. И это вполне нормальная практика, так как художники могут зарабатывать и в этой области. Но как показывают книги, коммерция своим пороком проникла и в детскую книгу, и в иллюстрацию книги вообще.

Дело в том, что сотрудничество заказчика и иллюстратора происходит как правило дистанционно. Более ответственные и добросовестные заказчики (в нашем случае это издательства), понимая специфику работы художника, стараются дать как можно больше теоретической информации, текста книги, чтобы художник мог в полной мере содержательно сопоставить картинку и текст, четко и ясно передать настроение, обстановку, проработать концепцию как книги, так и персонажа. Но, как правило, художнику первым делом выдается техническое задание, которое он выполняет в большинстве случаев бесплатно, чтобы пройти отбор среди таких же иллюстраторов. Затем, когда конкретный художник устроил своей картинкой издателя, он приступает к работе. Очень хорошо, если художнику высылается весь текст рукописи, таким образом художник видит картину в целом. Он работает над концепцией, делает раскадровку, подбирает цветовую гамму, тем самым создавая образ книги. Но иногда бывают такие случаи, когда художник получает текст рукописи кусками. А работая кусками текста, художник не может создать образ ни книги, ни персонажа, ни каких-либо других важных моментов. Конечно, не все издательства работают качественно. В некоторых случаях, если не в большинстве, заказчик хочет получить хорошую и качественную картинку за малые деньги. Но нужно помнить, что «хорошо» и «качественно» стоит больших усилий, трудов, времени, соответственно и денег. То есть проблема кроится в качественном подходе самих издательств. Хорошее издательство будет искать грамотного художника и автора, платить им за работу. Таким образом продукт, который они создадут вместе может стать настоящим произведением книжного искусства.

Все эти критерии характеризуют статус хорошего и издательства, художника и писателя в соавторстве над книгой.

Что же нам дает критическое отношение к книжной иллюстрации и зачем вообще дискутировать на эту тему? В первую очередь большому влиянию подвергаются не только взрослые, а в основном дети и подростки. На них делается упор в формировании каких-либо установок, прививание определенных норм поведения, вкуса и мировоззрения. Поскольку в нашем современном мире цензура напрочь отсутствует, то следить за качеством полученной визуальной информации и вплоть от обыденных вещей, например, игрушек, мультиков, передач, газет или журналов, а тем более книг и учебников, предстоит родителям и педагогам.

Если в школе на уроках изобразительного искусства или на занятии в детском саду будет уделяться внимание не только прочтению текста и работе с ним, а еще и анализ текста и иллюстрации, визуальный разбор композиции, художественных приемов и другой увлекательной совместной работе с детьми, то кругозор детей расширится, они узнают много нового и интересного, а кто-то захочет творить. Дети узнают, что книга, это источник знаний и произведение долгого, кропотливого труда нескольких людей, что в свою очередь привьет уважительное отношение к учебникам, книгам, чужому труду. Таким образом применить знания о книжном искусстве и иллюстрации можно и практически. Можно на уроках или занятиях создавать авторские книжки-картинки в рамках программы. Или в завершении прочтенного литературного материала, проиллюстрировать понравившийся эпизод произведения.

На уроках изобразительного искусства ребенку как в начальной школе, так и в общем звене, будет полезно тренироваться в иллюстрации. Ведь ее творческое разнообразие в полной мере удовлетворит творческие порывы начинающих художников, а сопровождение ею текста побудит мыслительные процессы к грамотному выстраиванию композиции. Дети будут учиться соотношению картинки и текста, подбирать шрифт и применять выразительные средства определенного материала.

К тому же огромный выбор художественных материалов и техник разных ценовых категорий дает возможность маленьким ценителям искусства самим поучаствовать в создании своего художественного произведения. Кто знает, возможно это будет первая иллюстрация, с которой начнется большое путешествие по миру книги.

Если подытожить, то элементарные знания и критерии о книжной иллюстрации, о которых говорилось выше и книге, как произведению искусства в целом, будут полезны как детям, о которых идет речь, так родителям, педагогам и начинающим иллюстраторам. Еще раз стоит напомнить, что стили, манеры и техники исполнения — это дело вкуса художника, писателя, читателя и зрителя. Стили и техники исполнения могут быть абсолютно разные, на любой вкус. Но даже они должны подчиняться основным правилам в книжной иллюстрации. Художник может работать как традиционными техниками, так и в цифровом формате. Работа в графических редакторах не автоматизирована, она также остается работой. Потому что графический редактор, планшет и компьютер, карандаш, краски и другие художественные материалы — это все лишь инструмент для выражения замысла в руках художника.

Литература:

  1. Доброскок, Н. Е. Традиции и современные тенденции в развитии книжной иллюстрации в России / Н. Е. Доброскок. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 75–80. — сайт URL: https://moluch.ru/archive/101/22711/ (дата обращения: 01.12.2022).
  2. Н. А. Курочкина. Знакомим с книжной графикой: Учебно-наглядное пособие. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  3. Людмила Зымалева. «Некоторые актуальные проблемы современной детско-юношеской иллюстрации. (Частное мнение художника, не претендующее на объективное видение действительности)» // Литературно просветительский публицистический журнал «Клаузура» — 2011. — сайт URL: https://klauzura.ru/2011/07/lyudmila-zymaleva-nekotorye-aktualnye-problemy-sovremennoj-detsko-yunosheskoj-illyustracii-chastnoe-mnenie-xudozhnika-ne-pretenduyushhee-na-obektivnoe-videnie-dejstvitelnosti/ (дата обращения 21.12.2022).
  4. Детская книга вчера и сегодня / Сост. Э. З. Ганкина. — М., 1988. — 311 с.
  5. Корней Чуковский. Сказки. М.: РООССА, 2014
  6. Л. Н. Елисеева, А. Елисеев. Еду, еду к бабе, к деду. Русские народные песенки и сказки. М.: «Малыш», 1992.
  7. Н. В. Хотяновская, В. И. Волынец. Сказки из лукошка. Минск.: КАВАЛЕР, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): книжная иллюстрация, книга, иллюстрация, художник, детская книга, ребенок, том, книжная графика, текст, изобразительная грамота.


Ключевые слова

книжная графика, иллюстрация, детская книга, книжная иллюстрация, современная книжная иллюстрация

Похожие статьи

Современная система медиапотребления и роль книжных выставок-ярмарок в развитии искусства иллюстрации

В данной статье авторы рассматривают развитие искусства книжной графики во взаимосвязи с процессами кардинального изменения современной системы медиапотребления. Проанализирована и обоснована роль книжных выставок-ярмарок в развитии и оптимизации осн...

Тенденции книжного дизайна

В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечата...

Экономика в современном мире

В данной статье мы подробно рассмотрим, что из себя представляет современная экономика, чтобы читатель мог быстро ознакомиться с сутью и значимостью проведенного исследования. Также в нашем исследовании будут затронуты основные понятия и составляющие...

Фотография как фактор становления и развития киноискусства

Статья посвящена истории развитию киноискусства, которое произошло именно после появления фотографии. Автор раскрывает основные принципы фотографии и кинопроизводства. Особое внимание уделяется сходствам и различиям этих экранных искусств. А также ра...

Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике

Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...

Особенности формирования основ финансовой грамотности младших школьников

В статье обоснована необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Проанализировав понятие «финансовая грамотность» в отечественной литературе, можно утверждать, что до сих пор нет однозначного понимания ...

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

Особенности перевода английской научно-технической литературы

Данная статья посвящена особенностям перевода научно-технических текстов с английского языка на русский. Эта работа будет интересна, в первую очередь, преподавателям, работающим в системе профессионального образования. А также студентам, переводчикам...

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

Проблемы в области перевода и значение их решения

Информация о проблемах, характерных для сферы перевода, и их актуальности представлена в данной статье. Достаточное представление о них позволяет глубоко понять суть этой деятельности. Таким образом, в этой работе обобщены важные проблемы перевода и ...

Похожие статьи

Современная система медиапотребления и роль книжных выставок-ярмарок в развитии искусства иллюстрации

В данной статье авторы рассматривают развитие искусства книжной графики во взаимосвязи с процессами кардинального изменения современной системы медиапотребления. Проанализирована и обоснована роль книжных выставок-ярмарок в развитии и оптимизации осн...

Тенденции книжного дизайна

В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечата...

Экономика в современном мире

В данной статье мы подробно рассмотрим, что из себя представляет современная экономика, чтобы читатель мог быстро ознакомиться с сутью и значимостью проведенного исследования. Также в нашем исследовании будут затронуты основные понятия и составляющие...

Фотография как фактор становления и развития киноискусства

Статья посвящена истории развитию киноискусства, которое произошло именно после появления фотографии. Автор раскрывает основные принципы фотографии и кинопроизводства. Особое внимание уделяется сходствам и различиям этих экранных искусств. А также ра...

Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике

Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...

Особенности формирования основ финансовой грамотности младших школьников

В статье обоснована необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Проанализировав понятие «финансовая грамотность» в отечественной литературе, можно утверждать, что до сих пор нет однозначного понимания ...

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

Особенности перевода английской научно-технической литературы

Данная статья посвящена особенностям перевода научно-технических текстов с английского языка на русский. Эта работа будет интересна, в первую очередь, преподавателям, работающим в системе профессионального образования. А также студентам, переводчикам...

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

Проблемы в области перевода и значение их решения

Информация о проблемах, характерных для сферы перевода, и их актуальности представлена в данной статье. Достаточное представление о них позволяет глубоко понять суть этой деятельности. Таким образом, в этой работе обобщены важные проблемы перевода и ...

Задать вопрос