Библиографическое описание:

Лисина Е. Г. Образ-символ розы в ранней лирике А. А. Ахматовой [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 23-25.



Символ розы довольно многозначен и сложен в лирике поэтессы, к тому же, он является достаточно мало изученным. Материалом для нашего анализа послужила ранняя лирика А.Ахматовой, всего было найдено 14 стихотворений с использованием символа Розы, эти произведения входят в сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая».

Роза— любовь. Впервые розы упоминаются в 1910 г. в цикле «Обман», в первой и четвертой частях этого произведения. В начале первой говорится о весенних розах:

Весенним солнцем это утро пьяно,

И на террасе запах роз слышней…

О, сердце любит сладостно и слепо!

А в конце четвертой — об осенних:

Легкий осенний снежок

Лег на крокетной площадке…

Свечи в гостиной зажгут,

Днем их мерцанье нежнее,

Целый букет принесут

Роз из оранжереи.

(«Обман», 1910)

Розы здесь — обрамление лирического сюжета — слепая влюбленность юной девушки и последующее разочарование — сразу же позволяет сделать вывод, что роза в мире лирической героини — Цветок, традиционно символизирующий Любовь.

Три года спустя, в её стихотворении мы опять находим розы — они уже явный атрибут любовного свидания:

Прости меня, мальчик веселый,

Что я принесла тебе смерть –

За розы с площадки круглой,

За глупые письма твои,

За то, что, дерзкий и смуглый,

Мутно бледнел от любви

(«Высокие своды костела…», 1913)

Оба произведения сближает не только упоминание роз, но и своеобразное сходство сюжета, претерпевающего ролевую инверсию. Лирические герои как бы меняются местами. Если в цикле «Обман» говорится о юной девушке, которая «слепо» влюбляется, затем жестоко страдает от разочарования, пишет письмо и почти умирает, то в произведении «Высокие своды костела…» таким «обманщиком» выступает сама лирическая героиня, и пишет письма и умирает «мальчик».

Превращение розы из обрамляющего в один из основных символов любви дополнительно наделяет этот образ еще и «смертельной» символикой [1, с.152].

Впервые небесное и вселенское назначение розы обозначается в 1912 г. Лирическая героиня негативно надеется сама превратиться в райскую розу и получить в этом виде новое бытие «в садах Отца»:

Господи! я нерадивая,

Твоя скупая раба.

Ни розою, ни былинкою

Не буду в садах Отца

(«Дал Ты мне молодость трудную…», 1912).

В этом произведении роза растёт в саду дивного райского сада; уже в 1912 году символ розы впервые приобретает бессмертие, так как напрямую связан с высоким небесным назначением. Связь с райским садом относит нас к поздней лирике Ахматовой, а точнее к «Летнему саду» [1, с.153].

На основе этих стихотворений можно определить, что Ахматова отводит розе небесное и вселенское своем назначение: «Румяной розе и лучу,/ И мне — один удел»(«Песенка»,1916)[2, с.8].

В некоторых стихотворения роза не несёт большой смысловой нагрузки. Она в них является обрамлением, завершающим штрихом в картине светлой и счастливой жизни лирической героини:

О, зимние таинственные дни,

И милый труд, и легкая усталость,

И розы в умывальном кувшине!

(«Покинув рощи родины священной…», 1915)

От роз струится запах сладкий,

Трещит лампадка, чуть горя

(«Протертый коврик под иконой…», 1912)

Однако, в последнем детали интерьера (протертый коврик, икона, лампадка) — знаки религиозно-аскетического стиля жизни героини. В то же время портретные детали, жесты (зацелованные пальцы, запах табака в косах) и сами розы, от которых «струится запах сладкий» концентрируют в себе мирское, «грешное» начало, «хранят воспоминание» о любовных свиданиях. Роза здесь включается в один из предметных рядов, которые сталкиваются в образном пространстве и показывают расщепленность и неоднозначность характера героини.

Роза-солнце. В 1914 году были написаны два связанных между собой стихотворения: «Я пришла к поэту в гости…», «Как ты можешь смотреть на Неву…». Малиновый цвет — это цвет «костра», напоминающего растущую в снегу розу:

И малиновые костры,

Словно розы, в снегу растут

(«Как ты можешь смотреть на Неву…», 1914)

«Малиновое солнце» больше похоже на цветок, чем на источник тепла и света:

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом...

(«Я пришла к поэту в гости…», 1914)

Можно сказать, что встречу поэтов освещает «огонь небесной любви», символом которой служит сияющий за окном «небесный цветок» — солнце — роза.

В самом начале своего творческого пути Героиня делает свой судьбоносный выбор, он связывается ею с верностью «цветку» [3], так как её поэзия была взаимозаменяема символу розы:

Но лишь предвечных роз простая красота,…

Осталась и теперь единственным наследством,

Как звуки Моцарта, как ночи чернота.

(«Я не люблю цветы — они напоминают...», 1910-е годы)

Таким образом, символика образа розы в раннем творчестве Ахматовой достаточно традиционна, символ розы является вещным, но уже в 1910-х годах появляются такие значения символов, которые найдут своё развитие только в поздней лирике Анны Андреевны.

Литература:

  1. Корона В. В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций (отрывок из книги) // Известия Уральского государственного университета. — 2001. — № 21. — С.151–159.
  2. Лысов А. Г. Заключенье небывшего цикла. Стихотворение «Последняя роза»: соборный образ творчества Анны Ахматовой / Сибирские огни. Критика. Литературоведение. — 2008.– № 1. — С.8–13.
  3. Серова М. В. «Цветы» в поэтическом мире Анны Ахматовой // http://www.akhmatova.org/articles/serova.htm. URL: (дата обращения: 30.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): символ розы, вселенское назначение розы, поздней лирике, Символ розы, лирической героини, Анны Ахматовой, Образ-символ розы, символика образа розы, поздней лирике Ахматовой, Превращение розы, символу розы, творчества Анны Ахматовой, поздней лирике Анны, мире Анны Ахматовой, раннем творчестве Ахматовой, мире лирической героини, террасе запах роз, лирике поэтессы, жизни лирической героини, неоднозначность характера героини.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос