Автор: Шевелёва Елена Олеговна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Шевелёва Е. О. Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» // Молодой ученый. — 2016. — №4.1. — С. 58-61.



Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Ключевые слова: цветопись, красный, А.А. Блок, христианская традиция.

Символика цвета всегда была актуальной и интересной темой для исследования. Ещё с незапамятных времён люди придавали различные значения цветам и по-разному описывали их символику. Всё это находило своё отражение в древних мифах, народных преданиях, религиозных и мистических учениях, в том числе и христианстве.

Одним из наиболее характерных и часто встречающихся цветов в христианской символике является красный цвет. Красный цвет огня представлен на архетипическом уровне серафимами (пламенными ангелами). В христианской традиции серафимы ‒ это особо приближенные к Богу ангелы. В красном цвете предстает также София, олицетворяющая в женской символике Божественную Мудрость. В иконографии ее лик и руки ‒ огненного цвета. Ей поклонялись последователи мистической философии под знаком женской мудрости. В красном цвете София представляет творческое начало, любовь, космическое единство [4].

На содержание русского символизма (особенно во младшем поколении) заметно повлияла философия Вл. Соловьёва. Как выразился Вяч. Иванов в письме к А. Блоку: «Соловьёвым мы таинственно крещены». Источником вдохновения для русских символистов часто служил образ Святой Софии. Святая София Соловьёва ‒ одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена; она воплощает тонкое незримое духовное начало, пронизывающее мироздание. Культ Софии трепетно восприняли А. Блок, А. Белый и другие поэты. А. Блок называл Софию Прекрасной Дамой, М. Волошин видел её воплощение в легендарной царице Таиах [1].

Именно такое функционирование красного является наиболее характерным для раннего творчества А.А. Блока, в том числе и для его сборника «Стихи о Прекрасной Даме».

Данный поэт навсегда вошёл в русскую литературу как «ключевая фигура символизма». «Символизм ‒ направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений» [5]. Говоря о значении термина «символ» стоит упомянуть П.А. Флоренского. «Бытие, которое больше самого себя, ‒ таково основное определение символа, ‒ отмечает П. А. Флоренский. ‒ Символ ‒ это нечто, являющее собою то, что не есть он сам, больше его, однако существенно чрез него объявляющееся» [6].

В данной статье рассматривается символика красного цвета в сборнике А.А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме», анализируется и обосновывается влияние христианской традиции цветового колорита на ранее творчество поэта.

В колористике Блока процент употребления красного цвета сравнительно невысок и составляет всего 13% (в сравнении, например, с лексемой «белый» ‒ 28,5%) Тем не менее, в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» эта лексема встречается очень часто[3].

Стихотворение «Вступление» 1903 г. открывает цикл. Каждая строфа здесь – целое собрание символов. Так, например, высокий терем, окружённый воротами ‒ символ чего-то сказочного, но пока недосягаемого для лирического героя:

Терем высок, и заря замерла.

Лабиринт Красная тайна у входа легла.

В данной строке красный цвет имеет значение «волнующий». Лирический герой не знает, что его ожидает: всё происходящее может обернутся для него или трагедией, или спасением. Однако, он чувствует, что скоро случится что-то очень важное, судьбоносное для него. «Красный цвет становится чисто условным обозначени­ем очень сложной гаммы ассоциативно возникающих образов («красная тайна», «красный смех» и т.д.» [2].

Каждый конёк на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе

Колоратив красный является одним из составляющих доминанты стихотворения ‒ огня. С образом огня также связаны такие образы как «заря терема», «красное пламя». Огонь и пламя – типичные символы сердца. Оба амбивалентны, вместе с тем, они божественные и творческие. Огонь и пламя в христианской традиции олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту. Красный цвет усиливает эмоциональное воздействие образов огня и пламени.

В стихотворении «Ночью вьюга снежная» 1901 г.описывается картина бурного пейзажа зимы:

Ночью вьюга снежная

Заметала след

Пейзаж описывается А. Блоком не в статичной форме ‒ он олицетворяет явления природы, чтобы добавить динамичности в сюжет, а также для необыкновенной и сказочной атмосферы:

Встали зори красные,

Озаряя снег.

Яркое и страстное

Всколыхнуло брег.

Лабиринт Лексема «красный» является частью описания пейзажной картины зимнего рассвета. Этот цвет является переходным состоянием между «розовым, нежным утром» и приходом возлюбленной лирического героя, которую уже характеризует «синяя льдина, иней». Колоратив красный сочетается с лексемой «заря», которая в христианской символике означается воскрешение и приход Христа, несущего свет в мир. Таким образом можно провести параллель с тем, что возлюбленная лирического героя также пришла из иного мира, являясь для него символом образцом светлости и божества.

Однако, несмотря на то, что красный напрямую не является элементом описания образа девушки, он означает начало чего-то нового в жизни лирического героя, его любовь, космическое единство их чувств. Таким образом, играя второстепенную роль, колоратив красный всё же является в данном стихотворении сакральным. Как и в большинстве стихотворений он символизирует и ожидание, и свершение чего-то тревожного, значительного.

В стихотворении «Вхожу я в тёмные храмы» 1902 г. название не дает прямой отсылки к раскрытию концепта произведения, однако сразу создает определенную атмосферу таинственности и сакральности (с помощью образа темного храма ‒ священного пространства, полного тайн, непостижимых человеческому разуму), которая является важным базовым компонентом стихотворения. Сюжет имеет лишь первая половина стихотворения. Вторая часть посвящена изображению чувств.

В начале стихотворения даны некоторые приметы реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти образы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой. Свидание происходит в храме, который является своеобразным миром, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство. Таким образом, героиня, в сознании лирического героя, приравнена к Божественному началу, созданию из мира иного. Поэт использует возвышенную, литературную и архаичную лексику. В тексте присутствует множество слов, относящихся к церковной и возвышенной лексике (храм, лампада, риза, отрадно), всё это подчеркивает исключительную торжественность и значимость событий для поэта.

Лирический герой ещё не венчался со своей возлюбленной, но уже обращается к ней «Святая», «Величавая Вечная Жена». Все обращения написаны поэтом с большой буквы, чтобы показать всё величие, святость и возвышенность своей возлюбленной.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Блок упоминает красный цвет в его прямом значении, его упоминание вполне конкретно, но это не лишает колоратив символичности. Красный цвет предвещает появление той самой Софии, которая упоминается в христианской традиции и олицетворяет в женской символике Божественную Мудрость. Горение лампад также неслучайно: лик и руки Софии огненного цвета.

Таким образом, можно говорить о том, что значение христианской традиции в лирике А. Блока достаточно велико. Мы рассмотрели это на примере символики красного цвета в сборнике поэта «Стихи о Прекрасной Даме». Было проанализировано три стихотворения «Вступление», «Ночью вьюга снежная», «Вхожу я в тёмные храмы». В результате индивидуальных анализов можно сделать следующие выводы: христианская традиция функционирования лексемы «красный» очень схожа во всех примерах. В большей степени красный цвет не является характерной чертой Прекрасной Дамы, но тем не менее, играет важную сакральную роль в создании образа лирической героинии.

Для использования колоратива красный характерно также сочетание со словами, относящиеся к сакральной, возвышенной лексике «огонь», «пламя», «лампады».

Для красного цвета у Блока наиболее характерно значение «волнующий, ожидающий чего-то важного». Он символизирует начало чего-то нового в жизни лирического героя, его любовь, космическое единство чувств влюблённых. Красный цвет очень часто предвещает появление Прекрасной Дамы, то есть, Софии, которая упоминается в христианской традиции и олицетворяющая Божественную Мудрость. Образ Святой Софии был культом и источником вдохновения не только для А. Блока, но и других символистов.

Лабиринт

Литература:

1. Русский символизм [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная Энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_символизм (дата обращения: 28.10.2015).

2. Евсюкова, Т.В. Лингвокультурология [Текст]: учебник / Т.В. Евсюкова, Е.Ю. Бутенко. - Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2009. - 175 с.

3. Краснова, Л.В. Поэтика Александра Блока [Текст]: очерки / Л.В. Краснова. - Львов, 1973. - 229 с.

4. Обухов, Я.Л. Красный цвет [Текст] // Журнал практического психолога. – 1996. - № 5. – С. 39-47.

5. Соловьев, В.С. Литературная критика [Текст] / В.С. Соловьев; сост. и коммент. Н.И. Цимбаева, вступ. ст. В.И. Фатющенко. - М.: Современник, 1990. - 422 с.

6. Флоренский, П.А. Небесные знамения: Размышление о символике цветов [Текст] // Иконостас. Избранные труды по искусству / П.А. Флоренский. - СПб.: Мифрил-Русская книга, 1993. – С.309-316.

Основные термины (генерируются автоматически): лирического героя, христианской традиции, Красный цвет, красный цвет, красного цвета, жизни лирического героя, символике Божественную Мудрость, женской символике Божественную, космическое единство, Прекрасной Дамы, христианской символике, строке красный цвет, возлюбленной лирического героя, Красный цвет огня, степени красный цвет, Прекрасной Дамой, огненного цвета, Святой Софии, возлюбленная лирического героя, сознании лирического героя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос