Тема страдания в лирике И. Ф. Анненского (на примере посмертного стихотворного сборника «Кипарисовый ларец») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 2940 раз

Библиографическое описание:

Титкова, Н. Е. Тема страдания в лирике И. Ф. Анненского (на примере посмертного стихотворного сборника «Кипарисовый ларец») / Н. Е. Титкова, Д. М. Харитонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13770/ (дата обращения: 28.03.2024).

В данной статье рассматривается одна из ведущих тем лирики «последнего из Царскосельских лебедей» – тема страдания. Являясь пограничной фигурой в русской литературе, Иннокентий Анненский в своем творчестве отобразил весь «декадентский комплекс». На примере стихотворений посмертного сборника «Кипарисовый ларец»выявляются основные мотивы творчества поэта, связанные с темой страдания.

Ключевые слова: страдания, Иннокентий Анненский,«Кипарисовый ларец», тоска, «гений искренности», поэт смерти.

Abstract. This article discusses one of the leading themes in the lyrics of «the last of the TsarskoyeSelo swans» is the theme of suffering.As a boundary figure in Russian literature, InnokentyAnnensky in his work displayed the entire «decadent complex». The poems posthumous collection «Cypress casket» help to identify direct motifs creativity of the poet, related to the theme of suffering.

Keywords: suffering, InnokentyAnnensky, «Сypress casket», melancholy, «the genius of sincerity», the poet's death

 

Многогранность личности Иннокентия Федоровича Анненского с давних пор привлекает внимание исследователей. К нему, при жизни более известному как ученому-филологу, специалисту в области античной литературы, широкое признание пришло только посмертно. В творческом наследии он «опередил и свою школу, и своих современников, и даже, если хотите, самого себя – и в этом скрыта его удивительная жизненность и до сих пор полное его непризнание» – писал известный искусствовед Н.Н.Пунин [4, с. 48].

Судьба Анненского-поэта уникальна. Начав писать еще в раннем возрасте, свои поэтические опыты он предназначал не для печати. Первый сборник «Тихие песни» был выпущен лишь в 1904 году и был подписан псевдонимом. «Человеческая душа, убитая непосильной тоской, дикая, одинокая и скрытная. Эта скрытность питается даже какой-то инстинктивной хитростью – душа как бы прячет себя от себя самой, переживает свои чистые ощущения в угаре декадентских форм»,– пишет А. Блок о первых впечатлениях от этой книги. По мнению современников, Анненский обладал некоторой двойственностью мироощущения, «расколотым сознанием», поэтому долгое время ошибочно считался «поэтом для немногих». «Ни в ком эта двойственность быта и духа, внешнего и внутреннего, не выражались с такой трагической яркостью, как в Иннокентии Анненском, – вспоминал знакомый поэта А. А. Гизетти [5, с. 64].

Лирика постсимволиста, «являя собой, образец истинной поэтической сложности», берет начало в «мире страдающего человека». Определяя основные темы своего творчества, Анненский пишет в статье «Символы красоты у русских писателей»: «Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте» [3, с. 335-343]. Анненский особенно любил в искусстве трагическое начало и острее других реагировал на любые проявления жизненной дисгармонии. Многие ученые связывают это с миропониманием поэта. Мотивы страдания, смерти и одиночества рождены «опытом болезненного переживания быстротечности счастья и красоты». Мысль о разладе и незавершенности явлений человеческой жизни прослеживаются на всех уровнях его творчества. Однако подобное мироощущение не является «всеотрицанием реальности», а, напротив, подтверждает принятие жизни автором как дар, как безусловную ценность. Только тот, кто искренне чувствует красоту природы, искусства, человека способен остро переживать хрупкость, временность окружающего нас мира. Таким образом, для Анненского красота немыслима без страдания.«... Его страдающий человек страдает в прекрасном мире, овладеть которым он не в силах», – замечает исследовательница русской лирики Лидия Гинзбург [6, с. 335].

Многие исследователи называют символизмАнненского «ассоциативным», поскольку его поэтика основывается на системе «соответствий». Анненский выстраивает стихотворения, отражая чувства, мысли и волевые импульсы в произвольном порядке, его цель – передача мгновенных впечатлений, раскрытие динамики внутренних состояний лирического героя. Импрессионистический стиль поэта призван передать читателю то или иное настроение, внушить определенное переживание, «заразить» его эмоционально. Одна из важных особенностей лирики поэта – исповедальная искренность. Анненский максимально открыто выражает свои переживания, глубоко и правдиво раскрывает в стихотворениях свой внутренний мир. В восприятии поэта страдание универсально, оно охватывает разные сферы бытия: жизнь, веру, творчество, любовь. Так, для него «каждый миг любви – угроза конца», в каждой встрече звучит «здравствуй и прощай», основной философской категорией становитсяслово «невозможно».

Поэтический сборник «Кипарисовый ларец» увидел свет уже после смерти автора. В апреле 1910 года книга тиражом в 100 экземпляров была стремительно раскуплена. Композиционная структура сборника не оставила равнодушными критиков. Восхищенно говорил о распределении стихов по «трилистникам» К. Бальмонт: «Если я возьму сборник стихов Анненского, и не сборник, а книгу, «Кипарисовый ларец», и просто перечислю перечень оглавления, не весь конечно, это длинно, но хоть часть, я достигну этим ощущения музыкальности души; он, поэт, достигает музыкального ясновиденья в моей душе...» [7]. Кипарисовая шкатулка – реальный факт в биографии поэта. Нервно исписанные листки бумаги, лежащие в ларце, обратились книгой, подготовку которой завершал уже его сын – В.И. Анненский-Кривич. В основу композиции стихотворений и сборника в целом лег принцип соответствия всех вещей и явлений. В символах и поэтических ребусах угадываются настроения и причины раздумий лирического героя. При помощи стихов автор старается разгадать сам себя, найти причину своих страданий, это болезненный процесс, тяжкий труд души, поэтому впроизведениях велика роль умолчания и недосказанности.

«Кипарисовый ларец» открывает раздел «Трилистники».  Такое метафорическое обозначение получают группы стихотворений (три «листка»), объединенных общим содержанием. Мир будничный, неизменный и однообразный предстает перед читателем в «Тоске вокзала» «Трилистника вагонного»:«О канун вечных будней // Скуки липкое жало... // Есть ли что-нибудь нудней, // Чем недвижная точка, // Чем дрожанье полудней // Над дремотой листочка...» [1, с. 33]. Все человеческое существование кажется поэту болезненным и бессмысленным. Скука и невозможность ничего поменять рождают в поэте страх абсурдности существования человека. Иннокентий Анненский искал уединения в своей поэзии от бестолковой будничной суеты, никогда не был фаталистом, но смерть настигла его не «на постели при нотариусе и враче», а в самой гуще жизни, посреди шумного вокзала... Не исключено, что поэт предчувствовал скорую смерть, поэтому стихотворение имеет пророческий характер.

Второй раздел «Кипарисового ларца» носит название «Складни» и представляет собой цикл стихотворений о человеческой жизни,здесь намечается любовная тема. В письме к Кривичу от О. Хмара - Барщевской мы узнает о плане публикации «Кипарисового ларца». Изначально расположение произведений было иным и во второй раздел было включено «Ego»-стихотворение, содержащее в себе программу творчества поэта: «Я – слабый сын больного поколенья // И не пойду искать альпийских роз, // Ни ропот волн, ям рокот ранних гроз // Мне не дадут отрадного волненья» [2]. Очевидно, что уже в первых строках стихотворения формируется образ лирического героя, далекий от романтических шаблонов. С ним связан образ страдающего мира природы и вещей, который эстетизируется: «увядшие розы», «сгоревшие книги», «плачущие горы»: это то, в чем страдающая душа способна  увидеть ускользающую красоту.

Третий и последний раздел книги стихов носит название «Размётанные листы». М. Волошин связывал семантику названия этого раздела с манерой прочтения стихотворений автором: «Иннокентий Фёдорович достал большие листы бумаги, на которых были написаны стихи. Затем он торжественно, очень чопорно поднялся с места (стихи он всегда читал стоя) ... Окончив стихотворение, Иннокентий Фёдорович всякий раз выпускал листы из рук на воздух (не ронял, а именно выпускал), и они падали на пол у его ног...». Одно из лирических произведений этого раздела – «Прерывистые строки». В нем поэт прерывистым голом, несмело, ломающимся ритмом поведал читателю о тайной любви, рисуя страданияиз-за расставания с любимой женщиной: «Поезд еще стоял — // Я убежал…// Но этого быть не может, // Это — подлог…// День или год и уж дожит,// Иль, не дожив, изнемог…// Этого быть не может…» [1, с. 68]. Анненский умело передает сложнейшее душевное переживание, процесс утраты радости жизнив сознании лирического героя. Его напряженное состояние передается при помощи синтаксических средств: «Зал…// Я нежное что-то сказал // Стали прощаться, // Возле часов у стенки…// Губы не смели разжаться, // Склеены…// Оба мы были рассеянны, // Оба такие холодные, // Мы…»[1, c. 67]. «Рваный синтаксис» стихотворения воссоздает сиюминутный процесс речемыслительной деятельности героя. На глазах читателя к лирическому герою приходит понимание своего настоящего и недавнего прошлого.

Позднее этот эмоциональный вектор будут использовать А.А. Ахматова, В.В. Маяковский, И.A. Бунин для изображения состояния героя, оставшегося наедине со своим чувством: «Ну-с, проводил на поезд, // Вернулся, и solo, да! // Здесь был ее кольчатый пояс, // Брошка лежала – звезда…».В посмертном сборнике любовь и страдание говорят разговорным языком, отчего произведения Анненского-символиста становятся настоящим шедевром русской поэзии.

Таким образом, можно утверждать, что поэтический мир Иннокентия Анненского действительно трагичен в своей основе. Тема страдания является доминантной в художественной системе поэта, прежде всего, потому, что поэт был «болен с детства, и смерть (как и родственный ей кошмар сна» постоянно рядом, близко…» [8]. Мотивы тоски, смерти и отчаяния тесно переплетаются в произведениях поэта, который убежден, что без опыта страдания и«таланта» сострадания невозможно понять истинного смысла человеческого существования.

 

Литература:

1.                  Анненский И.Ф.Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов (посмертная). –М.: «Гриф», 1910. – 70 с.

2.                  Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. – Л.: Совет. писатель, 1990 [Электронный ресурс]. URL:http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4754e6d3.pdf (дата обращения: 6.11.2014)

3.                  Анненский И.Ф. Избранное. – М.: «Правда», 1987. – С. 335-343.

4.                  Пунин Н.Н. Проблема жизни в поэзии И. Анненского. – СПб: «Аполлон»,1914.– №10. –48 с.

5.                  Лавров А.В., Тименчик Р.Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях. –СПб: Памятники культуры: Новые открытия, 1981. – 1983. –64 с.

6.                  Гинзбург Л. О лирике. – М.; Л.:Сов. писатель, 1964. – 355 с..

7.                  Тименчик Р.Д. О составе сборника Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец» // Вопросы литературы». – 1978. – №8 [Электронный ресурс]. URL:http://az.lib.ru/a/annenskij_i_f/text_0670.shtml (дата обращения: 6.11.2014).

8.                  Ермилова Е. В.  Поэзия Иннокентия Анненского. – М.: Советская Россия, 1987 [Электронный ресурс]. URL:http://az.lib.ru/a/annenskij_i_f/text_0500.shtml (дата обращения: 5. 11. 2014).

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, поэт, страдание, посмертный сборник, раздел, смерть, стихотворение, страдающий человек, человеческая жизнь, человеческое существование.


Ключевые слова

тоска, страдания, Иннокентий Анненский, «Кипарисовый ларец», «гений искренности», поэт смерти

Похожие статьи

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

смерть, лирический герой, поэт, жизнь, земная жизнь, мир, сердце людей, река забвения, восприятие смерти, Финляндия.

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

солнце, лирический герой, образ солнца, мир, стихотворение, солнечная сила, символ жизни, рубеж XIX, предсмертный час, человеческая жизнь.

Духовный мир лирического героя стихотворений И. А. Бродского...

Оба поэта пришли к духовной тематике в лирике через страдания. В творчестве как И. А. Бродского, так и И. А. Чернухина представлены переживания лирического героя, размышления о жизни и смерти (это дает нам право говорить о традиции медитативной лирики...

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике...

Рассматриваются лирические стихотворения, в которых над силами зла

Поэт сравнивает себя с избранником Бога, которого «пронзил испуг и упало человеческое сердце» [2, 101].

Как считает поэт, настанет приход Белого цвета Вечности, т. к. это уже заложено в человеке.

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

На протяжении всего сборника прослеживается напряженное состояние лирический героя, читатель понимает, что он находится между жизнью и смертью, в постоянной борьбе со своей удушающей любовью. В стихотворении «Валькирия» читатель видит...

Образ поэта-изгнанника в лирике Е. А. Боратынского

Страдания, которые его «состарили во цвете юных лет», — в данном случае отнюдь не

Более отчётливо образ поэта-изгнанника раскрывается в стихотворении «Где ты беспечный друг?

Вдали же от дорогих сердцу людей лирический герой остро ощущает одиночество...

Мотив «вечного возвращения» в лирике Ф. Сологуба

Поэт пишет о некой «чувственной памяти», о способности человеческой души

Смерть, как утверждал К.Чуковский, «единственный положительный герой» поэзии Сологуба [8, c. 47-48]. Причиной тому сверхвысокие требования, которые предъявляет поэт к жизни.

Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти»...

Думая о о смысле жизни, человек логически приходит к пониманию смерти.

Часто к теме смерти обращались и обращаются писатели и поэты в своих произведениях.

«В основании содержания «пляски смерти» лежали идеи о ничтожестве человеческой жизни, ежеминутно...

Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии...

Но если Бога нет, значит, нет и вечной жизни, не существует и человеческая душа.

Поэт как будто играет с жизнью, сознанием, смертью. «Хочу неестественности трагической!»

[2, с. 111] – в отчаянии восклицает лирический герой.

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

смерть, лирический герой, поэт, жизнь, земная жизнь, мир, сердце людей, река забвения, восприятие смерти, Финляндия.

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

солнце, лирический герой, образ солнца, мир, стихотворение, солнечная сила, символ жизни, рубеж XIX, предсмертный час, человеческая жизнь.

Духовный мир лирического героя стихотворений И. А. Бродского...

Оба поэта пришли к духовной тематике в лирике через страдания. В творчестве как И. А. Бродского, так и И. А. Чернухина представлены переживания лирического героя, размышления о жизни и смерти (это дает нам право говорить о традиции медитативной лирики...

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике...

Рассматриваются лирические стихотворения, в которых над силами зла

Поэт сравнивает себя с избранником Бога, которого «пронзил испуг и упало человеческое сердце» [2, 101].

Как считает поэт, настанет приход Белого цвета Вечности, т. к. это уже заложено в человеке.

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

На протяжении всего сборника прослеживается напряженное состояние лирический героя, читатель понимает, что он находится между жизнью и смертью, в постоянной борьбе со своей удушающей любовью. В стихотворении «Валькирия» читатель видит...

Образ поэта-изгнанника в лирике Е. А. Боратынского

Страдания, которые его «состарили во цвете юных лет», — в данном случае отнюдь не

Более отчётливо образ поэта-изгнанника раскрывается в стихотворении «Где ты беспечный друг?

Вдали же от дорогих сердцу людей лирический герой остро ощущает одиночество...

Мотив «вечного возвращения» в лирике Ф. Сологуба

Поэт пишет о некой «чувственной памяти», о способности человеческой души

Смерть, как утверждал К.Чуковский, «единственный положительный герой» поэзии Сологуба [8, c. 47-48]. Причиной тому сверхвысокие требования, которые предъявляет поэт к жизни.

Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти»...

Думая о о смысле жизни, человек логически приходит к пониманию смерти.

Часто к теме смерти обращались и обращаются писатели и поэты в своих произведениях.

«В основании содержания «пляски смерти» лежали идеи о ничтожестве человеческой жизни, ежеминутно...

Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии...

Но если Бога нет, значит, нет и вечной жизни, не существует и человеческая душа.

Поэт как будто играет с жизнью, сознанием, смертью. «Хочу неестественности трагической!»

[2, с. 111] – в отчаянии восклицает лирический герой.

Похожие статьи

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

смерть, лирический герой, поэт, жизнь, земная жизнь, мир, сердце людей, река забвения, восприятие смерти, Финляндия.

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

солнце, лирический герой, образ солнца, мир, стихотворение, солнечная сила, символ жизни, рубеж XIX, предсмертный час, человеческая жизнь.

Духовный мир лирического героя стихотворений И. А. Бродского...

Оба поэта пришли к духовной тематике в лирике через страдания. В творчестве как И. А. Бродского, так и И. А. Чернухина представлены переживания лирического героя, размышления о жизни и смерти (это дает нам право говорить о традиции медитативной лирики...

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике...

Рассматриваются лирические стихотворения, в которых над силами зла

Поэт сравнивает себя с избранником Бога, которого «пронзил испуг и упало человеческое сердце» [2, 101].

Как считает поэт, настанет приход Белого цвета Вечности, т. к. это уже заложено в человеке.

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

На протяжении всего сборника прослеживается напряженное состояние лирический героя, читатель понимает, что он находится между жизнью и смертью, в постоянной борьбе со своей удушающей любовью. В стихотворении «Валькирия» читатель видит...

Образ поэта-изгнанника в лирике Е. А. Боратынского

Страдания, которые его «состарили во цвете юных лет», — в данном случае отнюдь не

Более отчётливо образ поэта-изгнанника раскрывается в стихотворении «Где ты беспечный друг?

Вдали же от дорогих сердцу людей лирический герой остро ощущает одиночество...

Мотив «вечного возвращения» в лирике Ф. Сологуба

Поэт пишет о некой «чувственной памяти», о способности человеческой души

Смерть, как утверждал К.Чуковский, «единственный положительный герой» поэзии Сологуба [8, c. 47-48]. Причиной тому сверхвысокие требования, которые предъявляет поэт к жизни.

Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти»...

Думая о о смысле жизни, человек логически приходит к пониманию смерти.

Часто к теме смерти обращались и обращаются писатели и поэты в своих произведениях.

«В основании содержания «пляски смерти» лежали идеи о ничтожестве человеческой жизни, ежеминутно...

Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии...

Но если Бога нет, значит, нет и вечной жизни, не существует и человеческая душа.

Поэт как будто играет с жизнью, сознанием, смертью. «Хочу неестественности трагической!»

[2, с. 111] – в отчаянии восклицает лирический герой.

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

смерть, лирический герой, поэт, жизнь, земная жизнь, мир, сердце людей, река забвения, восприятие смерти, Финляндия.

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

солнце, лирический герой, образ солнца, мир, стихотворение, солнечная сила, символ жизни, рубеж XIX, предсмертный час, человеческая жизнь.

Духовный мир лирического героя стихотворений И. А. Бродского...

Оба поэта пришли к духовной тематике в лирике через страдания. В творчестве как И. А. Бродского, так и И. А. Чернухина представлены переживания лирического героя, размышления о жизни и смерти (это дает нам право говорить о традиции медитативной лирики...

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике...

Рассматриваются лирические стихотворения, в которых над силами зла

Поэт сравнивает себя с избранником Бога, которого «пронзил испуг и упало человеческое сердце» [2, 101].

Как считает поэт, настанет приход Белого цвета Вечности, т. к. это уже заложено в человеке.

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

На протяжении всего сборника прослеживается напряженное состояние лирический героя, читатель понимает, что он находится между жизнью и смертью, в постоянной борьбе со своей удушающей любовью. В стихотворении «Валькирия» читатель видит...

Образ поэта-изгнанника в лирике Е. А. Боратынского

Страдания, которые его «состарили во цвете юных лет», — в данном случае отнюдь не

Более отчётливо образ поэта-изгнанника раскрывается в стихотворении «Где ты беспечный друг?

Вдали же от дорогих сердцу людей лирический герой остро ощущает одиночество...

Мотив «вечного возвращения» в лирике Ф. Сологуба

Поэт пишет о некой «чувственной памяти», о способности человеческой души

Смерть, как утверждал К.Чуковский, «единственный положительный герой» поэзии Сологуба [8, c. 47-48]. Причиной тому сверхвысокие требования, которые предъявляет поэт к жизни.

Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти»...

Думая о о смысле жизни, человек логически приходит к пониманию смерти.

Часто к теме смерти обращались и обращаются писатели и поэты в своих произведениях.

«В основании содержания «пляски смерти» лежали идеи о ничтожестве человеческой жизни, ежеминутно...

Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии...

Но если Бога нет, значит, нет и вечной жизни, не существует и человеческая душа.

Поэт как будто играет с жизнью, сознанием, смертью. «Хочу неестественности трагической!»

[2, с. 111] – в отчаянии восклицает лирический герой.

Задать вопрос