Интерпретация балладного жанра в поэзии А.А. Ахматовой
Автор: Комлева Анастасия Александровна
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1015 раз
Библиографическое описание:
Комлева, А. А. Интерпретация балладного жанра в поэзии А.А. Ахматовой / А. А. Комлева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/517/ (дата обращения: 16.12.2024).
Весомый вклад в изучение баллады как жанра фольклора внесли фольклористы Б. П. Кирдан, Д. М. Балашов, В. И. Чернышев, О. Ф. Тумилевич, Э. В. Померанцева и другие.
Баллады на Руси, по предположению ученых, возникли на рубеже XIII - XIV веков, когда постепенно начал угасать жанр былин – эпических песен о подвигах могучих богатырей, защитников родины. Нашествие орды, пожары деревень, осада городов, трагические судьбы угнанных в плен невольников, междоусобицы, сословное неравенство способствовали созданию новых повествовательных песен, отражавших эти явления [3, с. 267].
Народная баллада – это лироэпические песни о трагическом событии. Им, как определяют исследователи Т. В. Зуева и Б. П. Кирдан, свойственна личная, семейно-бытовая тематика, а идейная направленность связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравственные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, преступление и раскаяние [5, с. 267-268].
Трагизм, рожденный социальным бесправием, насилием власть имущих, трудной военной судьбой народа, пришел на смену торжественному оптимизму былинного эпоса. Угнетаемый, слабый физически, бесправный социально и даже гибнущий персонаж баллады оказывается духовным победителем сил зла. Гибнут влюбленные, столкнувшиеся с гнетом патриархальной власти в семье (баллада «Василий и Софья»), но на могилах их вырастают чудесные деревья, сплетающиеся друг с другом вершинами. То, что смерть, гибель положительного героя, может зазвучать как победа, как конечное торжество правды и добра, явилось огромным эстетическим открытием новой, по мнению Т. В. Зуевой, народной поэзии [5, с. 267-268]. Например, в балладе «Егорий» в форме христианской легенды отразилась вера и конечное освобождение страны от врага и насилия:
« Святой Егорий
поезжаючи,
Святую веру утверждаючи,
Разрушил палаты белокаменные,
Очистил землю христианскую,
Утвердил веру самому Христу,
Самому Христу, Царю Небесному…»[4,
с. 58].
В то же время в балладах, посвященных семейным конфликтам, отразилось тягостное положение женщины в патриархальной семье; гнет свекрови, иногда злой колдуньи («Рябинка») [5, с. 6]:
« Аи жгучая крапивушка колючая,
Зло кореньице, зло шипичное,
Зла-лиха
была свекровка до своей снохи.
Как
бранит-журит свекровушка свою сноху,
С
утра она бранила да день до вечера,
А
со вечера бранила да до полуночи,
Со
полуночи она да до белого дня…»[3, с.
200];
трагедия девушки, которая предпочитает смерть насильственному замужеству («Домна») [5, с. 6]:
« Да
сама тут ведь Домна приговаривала:
— Не достанься, мое да тело белое,
Ты сутулому, да ты горбатому!
Аи достанься, мое да тело белое,
Лучше матушки да ты сырой земли!»[3, с. 93];
трагедия «согрешившей» и безжалостно казненной братьями героини («Алеша и сестра двух братьев») [5, с. 6]:
«Как брат брату сговорит: «Пойдем, братец, во кузенку,
Мы сделаем по ножу, ссекем сестре
голову,
Ссекем
сестре голову — обесчестила бороду…»
[3, с. 141].
В балладе «Жена мужа зарезала» жена губит мужа. Можно предположить, что до такого поступка она была доведена жестоким обращением его к ней:
«Что жена с мужем заспорила,
Вострым ножичком зарезала,
Не простыл ножом, булатныим,
Что булатныим, бурлатскиим.
На ноже сердце повынула,
На ноже сердце встрепенулося…»[3, с.
186].
Но как только убила – «уж тут–то сама
образумилася». Содержание баллады посвящено не столько
злодеянию, сколько изображению страха и раскаяния несчастной женщины
[5, с. 274]:
«Ну,
красота я ли ты мое, ой, да ты талан худой,
да
моя учесть горькая,
Ну,
что же я, шельма, что же я наделала,
Да
своего мужа зарезала…»[3,
с. 181].
Сюжеты баллад могли получать и социальную окраску. Яркий тому пример – песня «Князь Волконский и Ваня - ключник » [6, с. 235-236].
Социальный план данной народной баллады и стихотворения Ахматовой «Сероглазый король», которое является ярким примером использования фольклорных балладных традиций, сводится к тому, что в любви живут люди разного общественного положения.
Сравним:
В народной балладе:
Княгиня – ключник
|
В стихотворении «Сероглазый король»:
|
Для того чтобы увидеть влияние фольклорной баллады на поэзию Ахматовой, сопоставим народную балладу «Князь Волконский и Ваня - ключник» и стихотворение поэтессы «Сероглазый король.
Во-первых, для выделенных народной баллады и стихотворения характерен классический любовный треугольник.
Сравни: Народная баллада
«княгини полюбовничек»
|
Стихотворение А. А. Ахматовой:
возлюбленный «сероглазый король»
|
Во-вторых, в народной балладе и стихотворении Ахматовой представлены трагические бытовые коллизии и происшествия: в «Князе Волконском и Ване-ключнике» наказание плетьми и смерть «полюбовничка» и княгини:
«Как воскликнет князь, возгаркнет своим громким голосом:
— Да и слуги мои, слуги, слуги мои
верные,
Уж
вы вешайте Ванюшу, вора Ваньку-ключника!
Вот
повесили Ванюшу, — Ванюшка качается...
Молодая-то
княгиня в тереме кончается...» [3, с. 215];
в «Сероглазом короле» - гибель возлюбленного:
«…Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли» [2, с. 40] .
В-третьих, по мнению исследователя народной культуры, писателя, М. Д. Балашова, в народных балладах можно выделить несколько аспектов трагического: общенародный, семейный, личный. Их можно найти и в народной балладе и в стихотворении «Сероглазый король».
Сравним:
Народная баллада
1)общенародный: трагические противоречия между теми, кому принадлежит власть (князь) и обездоленным (ключник);
|
Стихотворение «Сероглазый король»
Общенародный аспект отсутствует, на первый план выходит личный аспект, переживание, боль лирической героини. |
2) семейный: трагичность заключается в предательстве своей второй половины (мужа), противоречие между моральными принципами и поведением человека и в народной балладе и в стихотворении Ахматовой «Сероглазый король». |
|
3) личный: потеря любимого человека (у лирической героини в стихотворении «Сероглазый король» и у княгини в народной балладе). |
В-четвертых, драматическое начало жанровой структуры народной баллады и стихотворения «Сероглазый король» связано с напряженностью действия, подчеркиваемой стремительным стихотворным ритмом. Сюжет стихотворения Ахматовой освобожден от замедляющих действие подробностей.
В-пятых, в народной балладе рассказ ведется от третьего лица, как бы со стороны. Повествователь внешне ничем себя не обнаруживает [8, с. 522], а в стихотворении роль повествователя выполняет лирическая героиня, о чём свидетельствуют следующие строки:
«Слава тебе, безысходная боль!» [2, с. 40].
«Дочку мою я сейчас разбужу….»[2, с. 40].
«Жаль королеву. Такой молодой!
За ночь одну она стала седой» [2, с. 40].
Итак, мы выявили сходство между народной балладой и стихотворением А. А. Ахматовой.
Но между ними имеются и различия.
Во-первых, народная баллада (песня) сочувствует загубленной судьбе красавца, повторяя его портрет уже после наказания плетьми, но это наказание не приводит героя к раскаянию:
«Закричал же наш Ванюша громким голосом:
—Уж ты, барин ли, наш барин, ты,
Волхонский князь!
Поставлено
зелено вино, — кто не пьет его?
Приготовлены
закусочки, — кто не кушает?
Как
у нас-то с княгинею было пожито,
Виноградных
вин с княгинею было попито,
Приготовленных
закусочек покушано! »[3,
с. 216]
В то же время образ княгини появляется только в конце, в последней строчке, из которой ясно, что княгиня умирает [5, с. 274-275]:
«Иванушка во петельке
качается,
А
княгиня-то во тереме кончается» [3, с. 216].
В стихотворении «Сероглазый король» же мы видим страдание королевы (« …за ночь одну она стала седой»), которое противопоставлено тайному страданию лирической героини, о котором узнаем из следующих строк:
«Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
Нет на земле твоего короля…» [2, с. 40].
Таким образом, противопоставление служит усилению, гиперболизации чувств героини.
Сильное эмоциональное воздействие в этом стихотворении оказывает не столько смерть «сероглазого короля», сколько страдание лирической героини.
А.А. Ахматова в стихотворении «Сероглазый король» с помощью описания природы («…шелестят тополя…») передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоционального состояния лирической героини: грусть, скорбь по любимому.
В этом стихотворении есть и другое противопоставление. Лирическая героиня не является образцом нравственности. Она обманывает мужа, жену своего возлюбленного. Это - грех с точки зрения христианской нравственности. Однако у лирической героини иная система ценностей. Её любовь настолько сильна, что ради нее она жертвует всем: моралью, представлениями о верности семье и браку.
Таким образом, в стихотворении «Сероглазый король» противопоставляются две системы ценностей: общепринятая и система ценностей лирической героини, утверждающей абсолютное главенство любви.
Во-вторых, для народных баллад характерно наличие зачина, в котором можно узнать о времени и месте действие, о персонажах. Например, в балладе «Князь Волконский и Ваня-ключник»:
«В Москве было во городе, на Сенной было площади,
Там стояли-то хоромы, хоромы высокие,
Что и того ли то и князя, князя – боярина.
Что и жил-то там князь со своей княгинею,
Что и пил там Ванюшка, Ваня, князю ключничек…»[3, с. 215].
Обратим внимание на то, что в стихотворении Ахматовой зачина нет, этим данное стихотворение схоже с другой народной балладой « Князь Роман жену терял ». По мнению исследователя Д.М. Балашова, зачин в народной балладе может отсутствовать. Такие баллады сразу начинаются прямо с действия.
Сравним:
В балладе «Князь Роман жену терял»
«А князь Роман жену
терял, |
В стихотворении «Сероглазый король»
«Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король…»[2, с. 40]. |
Итак, приведенный анализ свидетельствует о влиянии фольклорного жанра баллады на поэзию А. А. Ахматовой, однако, поэтесса рассматривает народную балладу сквозь призму своего индивидуального поэтического мышления. Кроме того, содержание: тема, трагичность, наличие сюжета, повествовательность, язык, стихотворный строй народной баллады помогают полнее выразить лирическое настроение и эмоциональное состояние героини, что подчеркивает близость народного мироощущения поэтике Ахматовой.
- Литература:
1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество.- М.: Высш.шк., 2001.- 725с.
2. Ахматова А.А. Сочинения: В 2 т./ А.Ахматова [Сост., подгот., примеч. М.М.Кралина; Вступ. ст. Н.Скатова]. – М.: Правда, 1990.-Т 1. - 447с.
3. Библиотека русского фольклора. Баллады./ Ю.Г. Круглов, председатель В.П. Аникин, В.И. Белов, Ю.В. Бондарев, С.И. Журавлев, Е.Г. Кожедуб, А.В. Ларионов, М.Ф. Ненашев. – Москва, Русская книг, 2001// www.booksite.ru
4. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX вв. / Сост., вступит. статья, примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина.— М.: Моск. рабочий, 1991.— 351 с // www.booksite.ru
5.Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М.: Флинта: Наука, 1998.- 398с.
6. Карпухин И.Е.Русское устное народное творчество. – М.: Высш.шк, 2005. - 279с.
7. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М.:Наука,1975.-191с.
8. Русские народные песни. / Ю.А. Андреев. – М.: Современник, 1988. - 463с.