Школьные лингвистические журналы, альманахи (из опыта работы с одарёнными детьми)
Автор: Семенихина Татьяна Алексеевна
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
Дата публикации: 01.09.2015
Статья просмотрена: 226 раз
Библиографическое описание:
Семенихина, Т. А. Школьные лингвистические журналы, альманахи (из опыта работы с одарёнными детьми) / Т. А. Семенихина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/176/8677/ (дата обращения: 19.12.2024).
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, —
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Н. Рыленков
Учащиеся школ вырастут и станут людьми, приумножающими богатство и силу нашей необъятной Родины: учителями, инженерами, переводчиками, врачами, фермерами, предпринимателями, журналистами, менеджерами и т. д. Но независимо от того, какую специальность они выберут, они должны уметь выражать свои мысли. Если они будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт им удовлетворение, они смогут поделиться с другими людьми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Поэтому ещё со школьной скамьи у будущих членов нашего общества нужно развивать дар слова.
Развивать дар слова ребёнка, учить его умению общаться с людьми как в устной, так и в письменной форме, умению выражать свои мысли и является основой моей педагогической деятельности.
Более 20 лет работаю в МБОУ СОШ № 2 станицы Крыловской Крыловского района Краснодарского края в основном в слабых классах, поэтому считаю своим долгом найти одарённого ребёнка, развить его творчески, увлечь интересной и полезной деятельностью. Большую помощь в этом оказал мне факультативный курс Т. А. Ладыженской и Т. С. Зепалова «Развивайте дар слова», а также кружок юных корреспондентов, программа к которому была мной разработана.
С 1997 года выпускаем с такими ребятами рукописный лингвистический журнал «Всякая всячина». Н. В. Гоголь привёз в Петербург из Нежина большую, в 490 страниц тетрадь. На обложке рукой гимназиста Н. В.Гоголя было написано «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Состав. Н. В. Гоголь. 1826 год». Чего только не было в этой тетради: и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории и географии, и собственные сочинения, но больше всего здесь записей о жизни русских и украинских народов — предания, обычаи и нравы, пословицы и поговорки, песни…». По образцу этой «подручной энциклопедии» стали выпускать журнал «Всякая всячина». Но сначала выпускали «Письмовник» (вышел всего лишь один номер), в котором помещали разные по содержанию и адресации письма, образцы оформления конвертов. Всё это использовали слабые учащиеся в качестве шаблонов. А затем появился рукописный лингвистический журнал «Всякая всячина».
Сначала в нашем журнале было много рисунков на прочитанные произведения, загадки в рисунках, рассказы о домашних питомцах с фотографиями. Постепенно интерес к подобным творческим заданиям рос. Ребята начали создавать небольшие миниатюры, стихотворения. Лучшие работы собственноручно записывали во «Всякую всячину». В настоящее время этот журнал состоит из ряда рубрик:
1) «Наши сочинения»;
2) «Письма»;
3) «Смешинки из школьных сочинений»;
4) «Интервью»;
5) «Отзывы»;
6) «Конкурсные работы»;
7) «Миниатюрные зарисовки»;
8) «Описание внешности»;
9) «Репортажи»;
10) «Проба пера»;
11) «Твои люди, район»;
12) «Наши любимые учителя»;
13) «Что нравится на уроках русского языка и литературы»;
14) «Что не нравится на уроках русского языка и литературы» и др.
Подобный вид работы развивает речь учащихся, учит разным видам творческой деятельности, написанию писем, отзывов, репортажей, зарисовок, интервью, правильному оформлению работ.
В век компьютерных технологий во «Всякой всячине» появились не рукописные материалы, а набранные на компьютере тексты. Рубрики тоже оформляются в цвете.
Интерес к таким видам деятельности появляется у многих ребят, к тому же за каждую работу учащиеся всегда получают поощрительную оценку «5». Таким образом, мне удаётся выявить одарённых девочек и мальчиков, а у них появляется интерес к журналистской деятельности, желание участвовать в оформлении журнала. Именно это подвигло меня выпускать страничку «Наш голос» в районной газете «Авангард». Выпускаем эту страницу один раз в четыре месяца и посвящаем её разным школьным проблемам. Например: «Как живёшь, пятиклассник?», «Школьные мероприятия», «Здоровый образ жизни», «Наши любимые учителя», «Отличные люди, прославленный край» и другие.
Более 15 лет сотрудничаем с краевой детской творческой газетой «Солнышко». Редакция газеты с удовольствием печатает работы моих ребят на разные темы: о путешествиях, о школьных и классных мероприятиях, о наших достижениях, учителях, учениках, школе и т. д.
Третий год подряд стали выпускать альманах «ЛиСТ». Этот альманах представляет своеобразный отчёт о работе учителей русского языка и литературы и литературе. Ребята рассказывают об открытых уроках, Неделях русского языка и литературы, олимпиадах, литературных творческих конкурсах, об экзаменах и их результатах. Размещаем в альманахе фотографии, повествуем о своих впечатлениях, о проделанной работе.
Всё это помогает вовлечь школьников участвовать в конкурсах разных уровней и не только участвовать, но и побеждать. Начиная с 2005 года, мои учащиеся заработали более 400 грамот, дипломов. Победителями международного фестиваля «Гренадёры, вперёд!» являются Степанова Анастасия, Кадина Валерия, Поликарпов Игорь, Нагаев Александр, Федоренко Денис. 1 место заняла Степанова Анастасия во Всероссийском конкурсе «Размышляем о профессии», а Охинько Олеся и Ванян Даяна — призёрами. Лауреатами фестиваля творческих работ «Сочи — МОСТ» являются Захарова Ольга и Васильева Милена. Дипломом 2 степени Всероссийского филологического чемпионата награждена Сидоркина Анастасия и дипломами 3 степени награждены Детко Виктория, Кобушко Екатерина, Ксёнз Анна, Назарова Виктория и Степанова Анастасия. Степанова Анастасия завоевала 2 место в краевом конкурсе юных журналистов. 1 место у Анастасии Степановой, 2 место у Захаровой Ольги, Шестаковой Анастасии, Исмаилова Руслана, 3 место у Назаровой Виктории по итогам краевого конкурса «Моя мечта». Все они были награждены не только дипломами, но и мягкими игрушками. Победителями и призёрами международного конкурса «Русский медвежонок» на районном уровне являются Степанова Анастасия, Федоренко Кристина, Детко Виктория, Головко Ирина, Затонская Диана. Дипломами 3 степени международного конкурса «Зелёная планета» награждены Быкодорова Мария и Синько Владислав.
Ежегодно мои учащиеся являются победителями и призёрами Всероссийских олимпиад среди школьников по русскому языку и литературе школьного и муниципального уровней: Степанова Анастасия, Кадина Валерия, Детко Виктория. Захарова Ольга была победителем и зонального уровня. У неё 4 место в краевой олимпиаде по литературе.
Моих учащихся приглашали на юбилей краевой детской творческой газеты «Солнышко», где их наградили грамотами и подарили подарки. Назарова Виктория была приглашена в Геленджик на Всероссийский творческий фестиваль «Дети и книги».
Степанова Анастасия, Сидоркина Анастасия, Детко Виктория, Головко Ирина и Погиба Эльвира успешно обучались и обучаются в краевой школе «Юниор».
О моей активной работе с одарёнными детьми свидетельствуют результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. По русскому языку два моих ученика набрали по 100 баллов. Это Демерза Юрий (2007г.) и Степанова А. (2012г.). Средний балл показателей моих учащихся намного выше среднерайонного и среднекраевого. По литературе в 2012г. Степанова Анастасия набрала 96 баллов.
Главное — заинтересовать работой пятиклассников, потом отбираешь тех, кто действительно может работать в этом направлении. К тому же во «Всякой всячине» всегда можно найти то, что можно отправить на тот или иной конкурс, фестиваль. Интерес и участие в таких школьных печатных изданиях способствует тому, что ребята приобщаются к журналистской деятельности и потом становятся журналистами или, получив другую специальность, продолжают сотрудничать с периодическими изданиями района, края. С журналистикой связали свою жизнь Ивченко Елена, Степанова Анастасия, Гаврик Олеся и др.
Литература:
1. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. — М., «Просвещение», 1990.
2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. — М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. — 1999.– № 9.
4. Рыленков Н. Стихотворения. — М., «Художественная литература», 1980.