Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (обобщение опыта)
Автор: Политова Марина Валерьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.
Дата публикации: 28.02.2020
Статья просмотрена: 2797 раз
Библиографическое описание:
Политова, М. В. Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (обобщение опыта) / М. В. Политова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/4946/ (дата обращения: 19.12.2024).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру. При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме. Практика школы показывает, что дети затрудняются работать с текстом. На итоговой аттестации в 9 классе выпускники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения (не используя предложенный текст и применяя другие источники). Конечно, можно прислушаться к мнению многих исследователей, и разрабатывать новые стандарты, менять учебники. Но, возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста, и изменить стиль преподавания в начальных классах.
В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы, как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать ещё в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.
Предлагаю вашему вниманию приемы организации работы на уроке окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное, ответственное восприятие текстового материала научной статьи учебника.
Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой.
1 этап— подготовительный (до начала чтения), 2 этап— основной (в процессе чтения), 3 этап— заключительный (после чтения).
1 этап (подготовительный)
Цель:пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.
Приемы работы:
- «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, сделать предположение, о чем пойдет речь в тексте)
- Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)
- Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять о чем пойдет речь)
- Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)
- Анонс предстоящей работы (на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)
- Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)
2 этап (основной)
Цель:достичь понимания и осмысления текста детьми
Приемы работы:
- Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)
- Работа стестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)
3. Восстановление деформированного текста. По ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа.
- Заполнение таблиц исхем (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)
5. Выборочное чтение (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)
- Чтение состановками (чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)
3 этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
- Работа спословицами (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)
- Дополнение текста (детям предлагается дополнить текст своими примерами)
- Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны, знак -)
- «Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)
- Составление памяток, инструкций.
- Проигрывание жизненных ситуаций (практическое применение полученной из текста информации)
7.«Хочу поделиться» (обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…», «Так ли это:…?». После этого ученики индивидуально заполняют заготовки для таблицы или схемы, а затем сравнивают свои работы.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально — нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Литература:
- https://infourok.ru/priyomi-raboti-s-tekstom-na-urokah-okruzhayuschego-mira-2482494.html???history=10&pfid=1&sample=0&ref=1