Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Шегаев И. С. Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4721/ (дата обращения: 18.10.2018).

В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.

Ключевые слова:Обществознание, социально-гуманитарный цикл, общественные науки, образовательное учреждение, средняя школа, старшая школа, российское образование, педагогика, учебно-методический комплекс.

The article raises the question of the role of social science in the modern education system. The place of the subject and the problems faced by teachers and pupils.

Keywords:Social science, social and human sciences, social sciences, educational institution, middle school, high school, Russian education, teaching, training complex

В связи с тем, что человек является биосоциальным организмом, знания об обществе и навыки взаимодействия с ним — категорически необходимы. Отсутствие информации об устройстве социума, его функциях и законах работы основных механизмов едва ли даст возможность стать полноценной личностью.

Роль дисциплины в системе современного образования чрезвычайно велика: она обусловлена как минимум двумя объективными позициями. Во-первых, предмет является по-настоящему уникальным, что изначально заложено в его структуру: черпая сведения из четырех теоретико-прикладных наук (экономика, социология, политология и культурология), обществознание определенным образом систематизирует их, адаптирует под необходимый возрастной уровень и передает ученикам посредством педагогического мастерства учителя. Второй фактор заложен в идею нового ФГОС [4]. За школой, переставшей быть просто образовательной ступенью, сегодня закреплена роль «трамплина», выводящего ученика на новую стратификационную орбиту.

Формирование профессионально-личностной модели выпускника с учетом всех поставленных задач (должен отвечать требованиям информационного этапа развития, инновационной экономики, быть частью гражданского общества и т. д.) без обществознания просто невозможно.

Выше обозначенное подкреплено и фактами: в столичных школах, осуществляющих постепенный переход на ФГОС, обществознание стали вводить в качестве обязательного предмета с пятого класса средней школы (ранее предмет начинался с шестого). Кроме того, следует отметить и очевидные темпы роста в отношении количества учеников, сдающих данную дисциплину в форме итогового экзамена [5].

Место предмета в системе общего образования справедливо считать центральным. Это связано не только с обозначенной выше активностью, но и с тем, что данная дисциплина востребована в большей степени, чем остальные (если не считать обязательные, конечно). Самые «популярные» направления высшего профессионального образования — государственное и муниципальное управление, юриспруденция — требуют в качестве вступительного именно ее.

К сожалению, несмотря на все «pro», в отношении предмета можно выделить целый ряд проблем, которые осложняют процесс преподавания и снижают основные показатели результата — баллы, полученные на итоговой аттестации.

Не беря в расчет общие трудности, свойственные современному образовательному этапу: низкую заинтересованность учебой в принципе и косноязычие обучающихся (серьезная помеха в предметах социально-гуманитарного цикла), автор отмечает в качестве основных следующие:

-                   Отсутствие воспринимаемого необходимым образом учебно-методического комплекса (далее — УМК) по обществознанию;

Содержание проблемы раскрывают сами дети. Абсолютное большинство учеников младших классов отмечает «запутанность теста» параграфов, под которой подразумевается слабая структурированность подаваемого материала, несмотря на довольно внушительные объемы.[1] Важно отметить еще одну отрицательную тенденцию, замеченную автором в ходе собственного опыта: УМК пятых и шестых классов является довольно простым для понимания современного ребенка (дети быстро схватывают содержание вопроса, язык текста более чем доступен, а терминологии напротив — категорически не хватает).

Литература десятого и одиннадцатого классов наоборот воспринимается аудиторией сложнее, ученики также отмечают отсутствие принципа системности в изложении материала.

Кроме того, содержание учебника не всегда ориентировано на главный этап школьника — ЕГЭ. Так, учебник по обществознанию для десятого класса (профильный уровень) включает в себя множество той информации, которая не используется в контрольно-измерительных материалах (далее — КИМ). Например, частные вопросы философии, темы посвященные изучению историко-политических учений древней Греции и Дальнего Востока и т. д. [1]

Нельзя не согласиться с аксиомой: знания лишними не бывают, однако в условиях сжатых сроков куда более целесообразно сделать ставку именно на «рабочие» темы ЕГЭ.

-                   Недостаточное количество времени, уделяемого разделу «экономика» как составной части учебной дисциплины;

Практика показывает, что наибольшее затруднение ученики испытывают, выполняя задания именно по данной тематике. Не во всех образовательных учреждениях экономика существует в качестве самостоятельного урока, что, в конечном счете. осложняет процесс подготовки к итоговому экзамену.

-                   Низкий уровень заинтересованности учеников общественно-политической жизнью страны;

Данная проблема, по мнению автора, состоит в фактическом абсентеизме поколений (как самих школьников, так и их родителей), что приводит к отсутствию интереса к обществознанию как к таковому. Человек, который безразличен по отношению к окружающим его социально-экономическим, политическим и духовным процессам, не может с увлечением изучать рассматриваемую дисциплину, направления которой описывают эти самые процессы. В конкретной ситуации учитель может лишь направить ученика в сторону знания, помочь сориентироваться в его приобретении, но все это должно накладываться на уже созданную родителями платформу.

-                   Отсутствие интереса к литературе как к таковой;

В советском прошлом Россия считалась «самой читающей» страной в мире, чего, к сожалению, нельзя сказать о России сегодняшней. Информационные технологии в форме компьютерных игр, интернета и прочего не пошли на пользу молодому поколению. Вместо того, чтобы извлекать из прогресса пользу, дети облегчают себе жизнь, находя в интернете литературу в кратком изложении или вовсе заменяют ее всевозможными увлечениями. Последствия такого выбора катастрофические: словарный запас учеников скуден, а диапазон мыслей невероятно узок. В результате подобное приводит к тому, что, даже зная ответ на поставленный вопрос, ученик не всегда может его сформулировать.

-                   Кадровый вопрос: нехватка штатных единиц того уровня, которые прививали интерес к обществознанию своим примером.

К сожалению, не каждое образовательное учреждение может по праву гордиться своими кадрами. Профессия учителя не ограничивается квалификационными требованиями: мало формально подходить под заданные в справочнике нормативы [2]. Преподаватель школы должен быть «втянут» в свой предмет точно также как и его коллега в ВУЗе в область своего исследования, непрерывно повышая свою квалификацию, причем не столько за счет курсов, сколько посредством второго, третьего и т. д. образований. Отчасти обозначенный принцип закладывается в современную «педагогическую модель учителя» [3].

Сведения об обозначенных проблемах должны быть взяты на вооружение всеми: от учителей-предметников, непосредственно выполняющих тяжелый педагогический труд, до чиновников законодательного уровня, так как разрешение ситуации возможно лишь коллегиальным путем с твердой опорой на комплексный подход.

Литература:

1.      Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: профильный уровень; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 415 с.

2.      Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» // Российская газета. — 2010. — 20 октября.

3.      Учителям выдвинули повышенные требования. Для педагогов разработан новый профессиональный стандарт // Коммерсант. — 2013. — 07 дек.

4.      Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3650 (дата обращения: 13.12.2013 г.)

5.      Шегаев И. С. ЕГЭ как деструктивный фактор российского образования // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2013. — № 10. — С. 213–218



[1] В выпускных классах

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, образовательное учреждение, итоговый экзамен, социально-гуманитарный цикл, учебно-методический комплекс, Россия, Отсутствие интереса, место предмета, обществознание, современное образование.

Ключевые слова

образовательное учреждение, педагогика, педагогика, средняя школа, российское образование, Обществознание, социально-гуманитарный цикл, общественные науки, старшая школа, учебно-методический комплекс.

Похожие статьи

Российская система образования: достоинства и недостатки

После окончания 9 класса все ученики сдают экзамен по математике, русскому языку, и предмету на выбор.

- в США нет государственных стандартов для программ учебных заведений; Структура образования

Ориентация учебно-методического комплекса...

Ключевые слова: исследовательская культура старшеклассников, Федеральные государственные образовательные стандарты, учебно-методический комплекс, социально-гуманитарные дисциплины.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Объект исследования — сфера учебных интересов учеников 2 класса. Предмет исследования— учебные интересы и их особенности при изучении английского языка.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть

Личностные результаты обучения. Современное образование становится все более личностно-ориентированным.

Российская система образования на переходном этапе

Распорядок учебных заведений был отражением индустриального общества — «строгая регламентированность, отсутствие индивидуального подхода, жесткая система распределения учеников по местам, группам и классам, а также оценки их знаний...

Система российского образования: проблема государственной...

Ключевые слова:система образования, образовательная организация, итоговая аттестация, единый государственный экзамен, ЕГЭ, ГИА, школа.

Данные иллюстрируют тот факт, что ученики, самостоятельно избирающие социо-гуманитарные предметы в качестве...

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного...

Современное развитие России актуализирует проблемы модернизации образования как

Большинство общеобразовательных учебных учреждений ориентируется на утратившую свою

Кобзева, Н. И. Возрастной и социально-психологический портрет современного...

Современное школьное образование в России: плюсы и минусы

Россия, ЕГЭ, образование, знание, российская система образования, школьное образование, современное образование, российское образование, Единый государственный экзамен, школа.

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию

Проблемы становления объекта в современной России [7].

Важнейший комплекс умений, приобретенный учащимися в ходе изучения обществознания и подготовки к ЕГЭ по предмету, будет

— М.: Издательство «Экзамен», 2016. Лискова Т. Е. Методические рекомендации для...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Российская система образования: достоинства и недостатки

После окончания 9 класса все ученики сдают экзамен по математике, русскому языку, и предмету на выбор.

- в США нет государственных стандартов для программ учебных заведений; Структура образования

Ориентация учебно-методического комплекса...

Ключевые слова: исследовательская культура старшеклассников, Федеральные государственные образовательные стандарты, учебно-методический комплекс, социально-гуманитарные дисциплины.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Объект исследования — сфера учебных интересов учеников 2 класса. Предмет исследования— учебные интересы и их особенности при изучении английского языка.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть

Личностные результаты обучения. Современное образование становится все более личностно-ориентированным.

Российская система образования на переходном этапе

Распорядок учебных заведений был отражением индустриального общества — «строгая регламентированность, отсутствие индивидуального подхода, жесткая система распределения учеников по местам, группам и классам, а также оценки их знаний...

Система российского образования: проблема государственной...

Ключевые слова:система образования, образовательная организация, итоговая аттестация, единый государственный экзамен, ЕГЭ, ГИА, школа.

Данные иллюстрируют тот факт, что ученики, самостоятельно избирающие социо-гуманитарные предметы в качестве...

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного...

Современное развитие России актуализирует проблемы модернизации образования как

Большинство общеобразовательных учебных учреждений ориентируется на утратившую свою

Кобзева, Н. И. Возрастной и социально-психологический портрет современного...

Современное школьное образование в России: плюсы и минусы

Россия, ЕГЭ, образование, знание, российская система образования, школьное образование, современное образование, российское образование, Единый государственный экзамен, школа.

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию

Проблемы становления объекта в современной России [7].

Важнейший комплекс умений, приобретенный учащимися в ходе изучения обществознания и подготовки к ЕГЭ по предмету, будет

— М.: Издательство «Экзамен», 2016. Лискова Т. Е. Методические рекомендации для...

Задать вопрос