Место философского знания в современном обществоведческом курсе школы: теоретический и практический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.06.2023

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Стефанович, И. В. Место философского знания в современном обществоведческом курсе школы: теоретический и практический аспект / И. В. Стефанович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 451-454. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103501/ (дата обращения: 16.12.2024).



Автор статьи исследует сущность и потенциал философского знания в школьном курсе обществознания, выделяя методический комплекс формирования системы философских знаний, анализируя современные учебно-методические комплексы курса обществознания. Анализ педагогического опыта учителей предметников и собственной педагогической практики в формировании философского знания на уроках обществознания.

Ключевые слова философское знание, урок обществознания, методический комплекс, педагогическая практика.

The author of the article explores the essence and potential of philosophical knowledge in the school course of social studies, highlighting the methodological complex of forming a system of philosophical knowledge, analyzing modern educational-methodical complexes of social studies course. Analysis of pedagogical experience of subject teachers and their own teaching practice in the formation of philosophical knowledge in the lessons of social studies.

Keywords: philosophical knowledge, social studies lesson, methodological complex, pedagogical practice.

Социально гуманитарная сфера знаний всегда занимала особенное место в школьном образовании. Нельзя отрицать, что важная роль в процессе обучения современным гуманитарным дисциплинам принадлежит философской области знания. Принципы и положения философии остаются на сегодняшний день методической базой для множества гуманитарных дисциплин. Её же ценностный компонент в форме осмысления философских экзистенциальных проблем бытия человека, определяет мировозренческую направленность школьного курса обществознания, а некоторые компоненты философского знания входят в содержание учебного предмета.

Последнее десятилетие школа проводила пересмотр и переориентацию целей образования. Отходя от старых способов преподавания и репродуктивного заучивания фундаментальных знаний о мире, система образования переориентируется на деятельностный подход в образовании. Таким образом сегодня философское знание в гуманитарной области школьного образования должно становится все более актуальным.

Однако хоть и тема нашего исследования актуальна на сегодняшний день, со стороны философских знаний тема не рассматривалась долгое время. На сегодняшний день можно сказать, данная область исследования дробится на более мелкие части, где рассматриваются отдельные компоненты способов развития учащихся. Не разработанность проблемы очевидна на сегодняшний день. Нужно отметить, что с 2001 года по данной теме не было конкретно развивающих идеи нашей научной работы трудов. Основой для написания стали все же труды советских и постсоветских исследователей.

В современном интегративном курсе обществознания философия не представлена предметно, она остается важным методическим инструментом, который призван помочь современному учителю предметнику добиться тех самых актуальных целей образования. Так же философский компонент должен помочь более эффективно сформировать те знания ученика, которые нельзя дать точно, так как многие определения имеют абстрактный характер, двойственны и не имеют точного определения. Такое различное и неточное отношение к некоторым терминам появилось не с проста, а зависит это от соотнесения человека с его потребностями и теремами, наделение различным смыслом явлений социальной природы, оценочность многих понятий — это неизбежная часть рассмотрения явлений общественной жизни и мысли.

Целью стало определение места философского знания в современном обществоведческом курсе школы, исследовать способы формирования системы философского знания.

Источниками для написания статьи стали законы и нормативные акты, использованные нами при разработке темы: Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2019 № 248 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [1], Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [2]

Источниками так же послужили линии учебных пособий перечисленных в последнем федеральном перечне учебников: Учебник обществознание 6 класс Боголюбова Л. Н., Иванова Л. Ф. [3], обществознание 6 класс Сорвин К. В. Ростовцева Н. В., Фёдоров О. Д. [12], обществознание 6 класс Котова О. А., Лискова Т. Е. [7].

Методической основой для нас стали работы советских и пост советских ученых: Л. Н. Боголюбов «Развитие у учащихся умения применять теоретические знания», [4] А. Ю. Лазебникова «Методологические и методические основы формирования философских знаний учащихся при изучении обществоведения», [8] И. Я. Лернер «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории», [9] А. Ф. Малышевский «Мир человека: опыт концепции философского просвещения», [11] В. С. Шубинский «Философское образование в средней школе». [16] Все авторы перечисленные выше сделали огромный вклад в теоретическую основу написания данной работы.

Из современных авторов научных статей мы можем выделить следующих: Е. А. Крючкова, [12] Н. Н. Локтева, [10] Н. В. Головешкина, [5], Н. П. Суханова, [14] Е. О. Труфанова, [15] О. Е. Зубов [6].

В ходе изучения теоретического материала по данной теме мы пришли к выводам о том, что: формирование философского знания на уроках обществознания — это одна из важных целей, которую должен реализовать учитель в рамках современных ФГОС. [2] Возраст, в котором ученики находятся на протяжении 6–9 классов является периодом, в который ученик имеет особый интерес к поиску смысла личного так и общественного, у детей появляется способность мыслить абстрактно, управлять собственной познавательной деятельностью и проводить более глубокую рефлексию над полученными знаниям. Раскрывая потенциал философских знаний, мы должны опираться на комплекс методов и средств, который в себя включает: методы содержательного обобщения, проблемного обучения, приемы освоения различных видов рефлексии, диалоговых форм анализа информации, а также способы работы с текстами как философскими, так и литературными. Методический комплекс мы разделили на три группы: 1) усвоение категорий и понятийного аппарата, 2) выявление и осознание ценностного содержания философского знания, 3) компонент развития мышления, интеллектуальных способностей и универсальных учебных действий.

Рассматривая содержание современного курса обществознания по наличию системы философских знаний в УМК. мы обратились к трем линиям учебников:

1) Л. Н. Боголюбов., Л. Ф. Иванова.; [3]

2) К. В. Сорвина, Н. В. Ростовцевой, О. Д. Фёдоровой; [13]

3) О. А. Котова, Т. Е. Лискова. [7]

Под средством анализ учебников мы пришли к выводу, что УМК К. В. Сорвина [13] и Л. Н. [3] Боголюбова более полно раскрывают систему философского знания на уроках обществознания. Как в содержательном, так и в методологическом плане они на голову выше Учебника О. А. Котовой Т. Е. Лисковой. Основными способами получения философских знаний и оформления системы философского знания у учащихся в ходе работы с учебником можно считать: работу с текстами, вопросы подразумевающий развернутый ответ и размышление, работу с цитатами, проблемными вопросами, проектная и исследовательская деятельность, вопросы, направленные на работу с личным жизненным опытом детей. Однако одна лишь книга не может полноценно развить философскую культуру, философское мышление учащегося. В большей степени, данные знания будут формироваться в ходе работы учителя, которая будет представлена различными активными формами и методами работы с детьми. Нельзя отрицать сложности данного процесса, так как многое в философском знании не однозначно, двойственно и требует больших временных затрат для реализации.

Современное обществоведческое образование хоть и делает акцент на формировании личности, различных компетенции, которые могли бы помочь ученику на следующих ступенях образования и в будущей жизни, но учителя чаще всего не в полной мере пользуются философским составляющим обществоведческого курса. Чаще всего учителя выбирают путь, в котором доминирует заниевый компонент даже на тех уроках, где он сам по себе и не явен (уроки о морали, личности, чувствах и др. абстрактных понятиях). Есть и тенденция того, что учителя истории и обществознания, как и создатели учебных пособий считают, что одной из главных проблем курса обществознания в 6–9 классах является ее философская направленность. Ученики по мнению их становятся не восприимчивыми к более сложному материалу в старших классах, рассматривая его лишь через призму философствования и «демагогии». Так они считают, что философия должна в меньшей степени доминировать в содержательном плане в средней школе, а дети должны получать более актуальные знания.

Практический аспект выделения места философского знания в современном обществоведческом курсе школы был осуществлен в ходе педагогической практики в МБОУ СОШ № 9 г. Новозыбкова. Проанализировав свою педагогическую практику, мы пришли к выводам о том, что гармоничное совмещение философского и знаниевого компонента является интересной для детей и эффективной формой составления и проведения уроков. Такие уроки отличаются большой активностью детей, которые задействованы на каждом этапе урока, материал всегда подбирается на таких уроках, современный, структурированный, актуальный и интересующий детей. Главным средством, формирующим философское можно считать диалог между учеником и учителем, особенно высокий уровень сформированности можно наблюдать если дети сами будут задавать вопросы учителю, так мы видим их заинтересованность в проблеме. Мы использовали в основном методы проблемного изложения материала, логические методы, методы работы с обществоведческими текстами, творческие задания, ассоциативные картинки, просмотр видео материалов. Сегодня в рамках реализации ФГОС и в рамках формирования философской культуры учащихся важно, как можно большен давать детям самостоятельности: самостоятельно ставить цели урока, самостоятельно выбирать темы творческой работы, и т. д. Сегодня таким образом школа двигается в сторону развития деятельностного подхода в школе.

С уверенностью можно сказать то, что такие уроки являются сложными в реализации в современной школе, так как они требуют большого количества времени. Уроки приходится дробить на несколько дней и таким образом будет увеличивается отставание от программы. Как мы считаем материал, подобранный в книгах, не является сложным для данной возрастной группы и является отличной содержательной базой для формирования системы философских знаний.

В заключение можно судить о том, что в современном обществоведческом курсе философское знание занимает важное место в развитии учащихся и их представлений о окружающем их мире. Однако отношение педагогов и реализация системы философских знаний на уроках обществознания остается неоднозначной, так как многие педагоги недооценивают потенциал философского знания в школьном гуманитарном образовании. Мы же на примере педагогической практики и апробации методов работы по формированию системы философских знаний показали, что выделенный нами методический комплекс помогает достичь современных целей гуманитарного образования. На таких уроках учащийся в большей степени старается самостоятельно получить знания используя учебник, наводящие вопросы учителя, философские, исторические, художественные тексты, а также свой личный жизненный опыт, таким образом реализуется личностно-ориентированный потенциал урока и деятельностный подход в обучении.

Литература:

  1. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2019 № 248 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
  3. Боголюбов, Л. Н. Обществознание 6 класс / Л. Н. Боголюбов, М. М. Винокурова. — Москва: Дрофа, 2020. — 192 c. — Текст: непосредственный.
  4. Боголюбов, Л. Н. Развитие у учащихся умения применять теоретические знания. В кн. Повышение эффективности преподавания обществоведения / Л. Н. Боголюбов. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 1986. — 207 c. — Текст: непосредственный.
  5. Головешкина, Н. В. Индивидуально-психологические и личностные характеристики обучающихся среднего звена общеобразовательной школы / Н. В. Головешкина. — Текст: непосредственный // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2015. — № 3. — С. 27–36.
  6. Зубов, О. Е. Проблемы преподавания философии в школе / О. Е. Зубов. — Текст: непосредственный // Интеграция образования. — 2003. — № 1. — С. 103–109.
  7. Котова, О. А. Обществознание 6 класс / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — Москва: Просвещение, 2019. — 79 c. — Текст: непосредственный.
  8. Лазебникова, А. Ю. Методологические и методические основы формирования философских знаний учащихся при изучении обществоведения: специальность 13.00.02 «Педагогическая наука»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Лазебникова Анна Юрьевна; Институт общего среднего образования Российской академии образования. — Москва, 2001. — 316 c. — Текст: непосредственный.
  9. Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / И. Я. Лернер. — Москва: Просвещение, 1982. — 191 c. — Текст: непосредственный.
  10. Локтева, Н. Н. Понятие «мягкие навыки» как педагогическая категория сущность и содержание / Н. Н. Локтева. — Текст: непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 4. — С. 64–68.
  11. Малышевский, А. Ф. Мир человека: Опыт концепции философского просвещения / А. Ф. Малышевский. — Москва: Интерпресс, 1993. — 215 c. — Текст: непосредственный.
  12. Крючкова Е. А. Приемы работы с текстами в социально-гуманитарных дисциплинах (обществознание, история, география) / Крючкова,Е А., Э. М. Амбарцумова, И. А. Лобанов, О. А. Французова. — Текст: непосредственный // Наука и школа. — 2018. — № 4. — С. 133–141.
  13. Сорвин, К. В. Обществознание 6 класс / К. В. Сорвин, Н. В. Ростовцева, О. Д. Фёдоров. — Москва: Дрофа, 2019. — 79 c. — Текст: непосредственный.
  14. Суханова, Н. П. Детская философия и преподавание философии детям / Н. П. Суханова. — Текст: непосредственный // Наука и школа. — 2019. — № 5. — С. 185–190.
  15. Труфанова, Е. О. Институт образования в обществе знаний / Е. О. Труфанова, О. Р. Янковская. — Текст: непосредственный // Педагогика и просвещение. — 2012. — № 3. — С. 110–115.
  16. Шубинский, В. С. Философское образование в средней школе: Диалектико-материалистический подход / В. С. Шубинский. — 3-е изд. — Москва: Педагогика, 1991. — 166 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): философское знание, знание, урок обществознания, педагогическая практика, методический комплекс, современный обществоведческий курс, урок, Иваново, школьное образование, школьный курс обществознания.


Похожие статьи

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе

В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так ...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Тенденции современного урока русского языка: роль учебника в реализации задач формирования коммуникативной компетенции школьников

В статье анализируется потенциал школьного учебника для обеспечения научности курса русского языка и достижения целей формирования коммуникативной компетенции обучающихся. На примере урока грамматики показана роль типологии текстов в реализации функц...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания

В статье представлен педагогический опыт автора по вопросу формирования функциональной грамотности с точки зрения коммуникации на уроках истории и обществознания, рассматривается основное понимание функциональной грамотности, ее подвидов в образовате...

Использование атласов и контурных карт на уроках обществознания и права

Вопросы использования контурной карты в курсе обществознания и права актуальны как с педагогической, так и с методической точки зрения. В статье обобщены различные подходы и суждения относительно роли карт на уроке обществознания и права.

Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Похожие статьи

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе

В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так ...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Тенденции современного урока русского языка: роль учебника в реализации задач формирования коммуникативной компетенции школьников

В статье анализируется потенциал школьного учебника для обеспечения научности курса русского языка и достижения целей формирования коммуникативной компетенции обучающихся. На примере урока грамматики показана роль типологии текстов в реализации функц...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания

В статье представлен педагогический опыт автора по вопросу формирования функциональной грамотности с точки зрения коммуникации на уроках истории и обществознания, рассматривается основное понимание функциональной грамотности, ее подвидов в образовате...

Использование атласов и контурных карт на уроках обществознания и права

Вопросы использования контурной карты в курсе обществознания и права актуальны как с педагогической, так и с методической точки зрения. В статье обобщены различные подходы и суждения относительно роли карт на уроке обществознания и права.

Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Задать вопрос