Оценка качества и эффективности современных УМК по английскому языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 07.11.2013

Статья просмотрена: 6016 раз

Библиографическое описание:

Шепелева, К. А. Оценка качества и эффективности современных УМК по английскому языку / К. А. Шепелева, О. В. Хасанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4482/ (дата обращения: 25.04.2024).

В современном мире обучение в школе в целом и обучение иностранным языкам в частности, требуют пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов, то есть пересмотра концепции обучения. Вхождение в мировое сообщество, различные процессы, протекающие в сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков определяют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям. Все это не может не отразиться на методике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков.

Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую значимость в современной школе. Основной целью в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Поэтому, одной из самых важных и насущных проблем в обучении иностранным языкам на современном этапе является проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий.

Практика показывает, что многие учителя иностранного языка испытывают трудности при выборе и оценке учебника, в определении его пригодности для работы в конкретных условиях обучения.

Выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплекс (УМК), учителю следует исходить из особенностей образовательного учреждения, т. е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих учащихся, своего менталитета.

Отобранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалий нашей страны [3, c. 262]. Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику иностранного языка. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

1.                              Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

2.                              Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

3.                              Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

4.                              Мотивация (стимулирование познавательной активности)

Данные характеристики следует считать инвариантными, то есть свойственные всем учебникам.

В настоящее время касательно английского языка предоставляется широчайший набор отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов, поэтому выявляется иная проблема, проблема выбора отечественного или зарубежного УМК. Поэтому наша задача была выявить положительные и отрицательные стороны тех и других изданий на базе сопоставления.

В своем исследовании нами проделан сравнительный анализ отечественного учебно-методического комплекса «English» под редакцией О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой для VI класса, используемый в 6А классе и «Английский язык. Кембриджский курс английского языка для российских школ» под редакцией О. И. Виноградовой совместно с британскими специалистами Эндрю Литтлджоном и Дианой Хикс также для VI класса, используемый в 6Б гимназии № 75 Московского района г. Казани, Республики Татарстан.

Прежде всего, хотелось бы сказать, что согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г., учебно-методический комплект «English» под редакцией О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой для VI класса вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных организациях и школах (классах) с углубленным изучением английского языка на 2013–2014 г.

Также, УМК «English»-VI отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).

УМК включает в себя: рабочую программу, учебник, электронное приложение к учебнику с аудиокурсом на CD, книгу для чтения, рабочую тетрадь, книгу для учителя, контрольные и проверочные задания, сайт дополнительных образовательных ресурсов.

Проведенный анализ УМК «English»-VI показал, что учебник нацелен прежде всего на развитие языковой догадки, умения наблюдать, сопоставлять различные явления изучаемого языка, сравнивая их с аналогичными элементами в структуре родного языка. Фактически эта идея пронизывает весь учебник, значительную часть Книги для чтения (раздел Let Us Widen Our Scope) и тетради для самостоятельной работы, но в наиболее концентрированном виде работа над развитием филологических навыков учащихся проводится в учебнике в таблицах с пометкой focus, в заданиях типа Guess what the underlined words mean и т. д. [1, c.165] В последнем случае языковая догадка формируется на основе восприятия новой лексической единицы в рамках определенного контекста, а не на уровне слова. Также можно отметить, что каждый компонент УМК связан между собой и при исключении одного компонента нарушается целостность процесса обучения, снижается эффективность всего процесса обучения английскому языку. В учебнике наблюдается реализация основных дидактических принципов отбора учебного материала и видов, типов закрепляющих и контрольных упражнений. Весь материал основан на отработке основных видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма) совместно с аспектами языка. Дается большое количество упражнений на закрепление грамматического материала. Но также есть некоторое количество недостатков, которые заключаются в структурной организации учебника: отсутствие в начале учебника «Введения», «Плана», которые отражали бы цели и задачи курса и каждого урока, нехватка творческих заданий, направленных на развитие коммуникативной компетенции, мало доступных текстов и так называемых «клише» для отработки диалогической речи.

Но несмотря на недостатки структурного плана учебника «English»-VI, исследование показало, что ученики шестого класса, занимаясь по данному учебнику проявили большой интерес в изучении английского языка. Они с большим энтузиазмом изучали основные темы урока, такие как Погода, Климат, Природа, Экология, Англия, США; с интересом выполняли различные упражнения: грамматические, лексические, фонетические, задания творческого характера, составляли диалоги и разыгрывали сценки, например на один из уроков было задание разыграть встречу друзей, где один был русский, а другой англичанин, все ученики с успехом справились, что таким образом повлияло на развитие коммуникативной компетенции. Появление электронного приложения к учебнику с аудиокурсом на CD очень повлияло на развитие аудиторных умений учащихся, они внимательно слушали различные тексты и диалоги, после чего успешно выполняли задания на понимание этих текстов.

Следующим проанализированным учебником является “Кембриджский курс английского языка для российских школ. Уровень 1”, который написан по зарубежному пятиуровневому курсу Andrew Littlejohn, Diana Hicks “Cambridge English for Schools” под редакцией О. И. Виноградовой для VI класса, используемый в 6Б классе.

Данный УМК также вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013–2014 гг, согласно новому приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.

УМК для 6 класса включает: учебник, рабочую тетрадь, сборник заданий и упражнений, книгу для учителя, аудио CD диски, видеоматериалы.

Своей главной задачей авторы учебника считают необходимость дать учащемуся почувствовать, что он говорит на живом языке и использует его для получения информации и общения. Английский язык, по замыслу создателей курса, должен являться не самоцелью, а средством овладения новыми знаниями. Этой цели служат многочисленные задания для самостоятельной работы и поиска информации, реальные речевые ситуации, а также специальные тексты по истории, биологии, географии, астрономии, психологии. В комплекте воплощены последние методические разработки британских и российских лингвистов и педагогов.

Интересный подбор оригинального языкового материала, большое количество иллюстраций, удобных для запоминания таблиц и схем — все это значительно облегчает и усвоение грамматики, и расширение словарного запаса ученика.

Однако наряду с этим можно выделить и незначительное количество минусов данного учебника: в учебнике наблюдается нехватка фактического и современного материала по страноведению; малое количество доступных интересных текстов для составления монологических высказываний и диалогов в формате ЕГЭ; нехватка заданий для отработки и закрепления предлагаемой грамматики и совершенствования навыков письма.

Но несмотря на это, главной особенностью данного учебника является проектная работа, которая на уроках и во внеурочное время стала неотъемлемой частью при изучении тем учебника. В конце каждого раздела учащиеся с большим удовольствием выполняли проект по изученной теме. Например, в конце топика «Природа», который связан с биологией, учащиеся были поделены на маленькие группы из 2–3 человек и им было дано задание рассмотреть различные проблемы угрозы окружающей среды и предотвращение этих проблем. Для представления своих проектов использовались презентации на интерактивных досках. Таким образом, в классе осуществлялся конкурс на лучший проект, что воодушевляло абсолютно всех учеников на изучение и интегрирование информации и что позволяло применять на практике полученные знания. Результатом стала активная работа всего класса, велись бурные дискуссии и в результате объявили ничью, так как совершенно все проекты заслуживали высокой похвалы. Выполнение таких типов работ очень повлияло на выработку коммуникативной компетенции учащихся.

В заключение, хотелось бы отметить, что современный УМК должен учитывать положительные тенденции отечественной и зарубежной методики обучения иностранным языкам, способствовать внедрению новых знаний и умений, что в конечном итоге предполагает, с одной стороны, сочетание системности и функциональности, с другой — сочетание образовательных и воспитательных, развивающих функций с прагматическими функциями.

Проведенное исследование показало, что и отечественный УМК «English»-VI и зарубежный УМК “Кембриджский курс английского языка для российских школ. Уровень 1” активно используются на практике в школе и показывают большой результат на успеваемости учащихся. Несмотря на незначительные недостатки в структурном и функциональном плане, в обоих учебниках реализуется основная цель обучения иностранному языку в современной школе, которая состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности учащихся использовать язык на практике, в общении с людьми других стран и культур.

Литература:

1.         Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. Учебник для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.- М.: Просвещение, 2006. — 316 с.

2.         Литтлджон Э., Хикс Д. Кембриджский курс английского языка для российских школ. Уровень 1. под ред. Виноградовой О. И. — М.: Дрофа, 2008 — С.104.

3.         Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (Лингводидактические основы).– М.: ВК, 2012. — 336 с.

4.         http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151622/

5.         http://fp.edu.ru/asp/card.asp≤IDB=11032

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, учебник, класс, язык, Кембриджский курс, Российская Федерация, самостоятельная работа, коммуникативная компетенция, рабочая тетрадь.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его... иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Понятие ”коммуникативная компетенция” (communicative competence) впервые появилось в исследованиях американского антрополингвиста Д. Хаймса (D. Hymes, 1972), считавшего, что для изучающего иностранный язык недостаточно овладеть только лингвистической...

Критерии разработки авторской рабочей тетради по английскому...

рабочая тетрадь, английский язык, учебное пособие, учащийся, задание, авторская рабочая тетрадь, английский алфавит, механическая работа, небольшой текст, самостоятельная работа.

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Коммуникативная компетенция как базисная категория...

В статье представлен анализ некоторых научно-педагогических исследований понятия коммуникативная компетенция как базисной категории современной теории и практики преподавания иностранных языков.

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык, межличностное общение, коммуникативная лингвистика, иноязычная коммуникация...

Особенности введения грамматического материала в учебных...

Jack C. Richards, Communicative Language Teaching Today — Cambridge University Press, 2006.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его... Российский ученый, основатель Липецкой методической школы, доктор педагогических наук, Е. И. Пассов, создал...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода... Коммуникативность — один из важных путей повышения...

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его... иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Понятие ”коммуникативная компетенция” (communicative competence) впервые появилось в исследованиях американского антрополингвиста Д. Хаймса (D. Hymes, 1972), считавшего, что для изучающего иностранный язык недостаточно овладеть только лингвистической...

Критерии разработки авторской рабочей тетради по английскому...

рабочая тетрадь, английский язык, учебное пособие, учащийся, задание, авторская рабочая тетрадь, английский алфавит, механическая работа, небольшой текст, самостоятельная работа.

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Коммуникативная компетенция как базисная категория...

В статье представлен анализ некоторых научно-педагогических исследований понятия коммуникативная компетенция как базисной категории современной теории и практики преподавания иностранных языков.

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык, межличностное общение, коммуникативная лингвистика, иноязычная коммуникация...

Особенности введения грамматического материала в учебных...

Jack C. Richards, Communicative Language Teaching Today — Cambridge University Press, 2006.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его... Российский ученый, основатель Липецкой методической школы, доктор педагогических наук, Е. И. Пассов, создал...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода... Коммуникативность — один из важных путей повышения...