Создание открытых образовательных ресурсов как основа реализации принципа открытости в лингвоинформационной образовательной сети
Автор: Гребенщикова Александра Вячеславовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 05.11.2013
Статья просмотрена: 1111 раз
Библиографическое описание:
Гребенщикова, А. В. Создание открытых образовательных ресурсов как основа реализации принципа открытости в лингвоинформационной образовательной сети / А. В. Гребенщикова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 183-187. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4468/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время система высшего образования во всём мире переживает эпоху значительных перемен, смены фундаментальных принципов. Сегодняшние целевые ориентации информационного общества предполагают ослабление институциональных позиций университета. Теряя черты иерархичности, линейности, централизации, систему вертикальных связей, система высшего образования превращается в лингвоинформационную образовательную сеть (термин наш). Основными чертами лингвоинформационной образовательной сети являются:
- глобализация и открытость — сетевое лингвоинформационное образовательное пространство имеет глобальный характер, пространственно-временные, возрастные границы практически отсутствуют, доступ к информации, образовательным ресурсам в большинстве случаев свободный;
- индивидуализация и десинхронизация — возможность выбирать индивидуальную программу обучения, слушать курсы в разных учебных заведениях, самостоятельно определять сроки обучения, а как результат выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития;
- многообразие — методы, формы, способы получения образования варьируются в зависимости от индивидуальных предпочтений студентов, однако полученный диплом при этом должен соответствовать общемировым стандартам, участники образовательного процесса многообразны, как со стороны провайдеров образовательных услуг, так и со стороны пользователей;
- минимизация и децентрализация — ориентация образовательного процесса на обучение в малых группах или индивидуально, в связи с чем, со временем отпадёт необходимость в огромных университетских зданиях и аудиториях, наличие системы горизонтальных связей, возникающих в результате взаимодействия на уровне образовательных учреждений в разных городах и странах, децентрализации руководства образовательными учреждениями;
- полилогический характер взаимодействия преподавателя/ей и студентов, где роль ученик-учитель трансформируется во взаимоотношения партнёрства, учебный процесс имеет характер субъект-субъектного взаимодействия, взаимообучения и взаиморазвития.
В настоящее время лингвоинформационная образовательная сеть уже формируется и современные университеты вынуждены будут влиться в нее как полноценные участники, иначе они рискуют окончательно потерять статус «институционального оплота» высшего профессионального образования.
Для вхождения в лингвоинформационную образовательную сеть как полноценные участники университеты должны обладать чертами, присущими самой сети. Значительным продвижением в сторону формирования лингвоинформационной образовательной сети является создание, продвижение и использование университетами открытых образовательных ресурсов.
Термин «открытые образовательные ресурсы» (Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на Форуме по открытым обучающим системам для развивающихся стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Результатом форума стало принятие декларации, содержащей первое, принятое ЮНЕСКО определение данного термина. «Открытые образовательные ресурсы — учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами» [1]. Согласно принятому определению, отличительными особенностями открытых образовательных ресурсов (ООР) являются:
- методическая, учебная или научная направленность материалов;
- поддержание различных форматов и носителей для представления материалов;
- опубликование на условиях открытой лицензии учебных и научных материалов, являющихся общественным достоянием;
- обеспечение бесплатного доступа, использования, переработки и перераспределения материалов другими пользователями.
Обращаясь к вопросу видов ООР, следует сказать, что они могут представлять собой как полный электронный курс обучения или учебный модуль, так и его отдельные элементы или их комбинации: методические материалы, учебные пособия, практикумы, видео- и аудиоматериалы, тесты, контрольные задания, программное обеспечение, другие материалы, инструменты или технологии, направленные на обеспечение (поддержку) доступа к знаниям [2].
Открытые образовательные ресурсы могут быть ранжированы по уровню образовательной программы, на который они рассчитаны — общеобразовательные программы (начальное, основное, среднее) и профессиональные образовательные программы (начальное, среднее, высшее профессиональное образование), а также тематике и типам образовательных ресурсов.
Таблица 1
Классификация ООР по методическому назначению
Тип ресурсов |
Назначение |
Обучающие |
Сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения |
Тренажеры |
Предназначены для отработки умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала |
Контролирующие |
Предназначены для контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом |
Информационно-поисковые |
Сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации |
Демонстрационные |
Визуализация изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения |
Имитационные |
Представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик |
Лабораторные |
Удаленные эксперименты на реальном оборудовании |
Моделирующие |
Моделирование объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения |
Учебно-игровые |
Создания учебных ситуаций для обучения в игровой форме |
Игровые |
Организация досуга для развития памяти, реакции, внимания и других способностей |
Таким образом, в общем понимании открытыми образовательными ресурсами являются любые виды общественно доступных учебных и научных материалов, которые размещаются в соответствии с «открытыми лицензиями», позволяющими свободно использовать эти материалы любыми пользователями — копировать, модифицировать, создавать на их основе новые ресурсы. За прошедшие десять лет в мире были созданы и размещены в Интернете тысячи коллекций, содержащих в открытом доступе миллионы образовательных ресурсов — лекционных курсов, электронных учебников, учебных и методических пособий, обучающих модулей, аудио- и видеоматериалов, тестов, компьютерных программ, а также других материалов, которые могут быть использованы для предоставления доступа к знаниям.
Обсуждение проблемы реализации принципа открытости лингвоинформационной образовательной сети может проходить в двух основных направлениях: использование ООР и их создание. Следует констатировать тот факт, что в реалиях отечественного высшего образования скорее следует говорить об использовании ООР, хотя гораздо более перспективной и дальновидной для развития данной системы является ситуация их создания. Вместе с тем, процесс создания и использования ООР это процесс взаимообусловленный. В данной статье рассмотрим проблему создания ООР.
Отличительной особенностью лингвоинформационной образовательной сети является многообразие её субъектов. Со стороны провайдеров образовательных ресурсов это могут быть: международные, национальные коммерческие и некоммерческие организации, благотворительные фонды, университеты, институты, научные лаборатории и другие научно-образовательные учреждения, коллективы авторов, отдельные преподаватели и другие частные лица. Следовательно, все вышеназванные субъекты лингвоинформационной образовательной сети (провайдеры образовательных услуг) могут являться создателями ООР. Приведём некоторые примеры.
В контексте проблемы создания и продвижения ООР среди международными организациями следует в первую очередь назвать ЮНЕСКО. С 2002 года на сегодняшний день в проекте ЮНЕСКО по созданию ООР участвуют около 150 крупнейших университетов из 21 страны мира, предоставивших в открытый доступ собственные учебные материалы в рамках консорциума Open Coursе Ware — http://www.ocwconsortium.org
Среди коммерческих организаций, разработчиков ООР, в первую очередь, необходимо отметить IT-компании (Google, IBM, MicroSoft, Apple). Достойным российским примером некоммерческих организаций- создателей ООР может являться благотворительный фонд В. Потанина, который стал инициатором создания веб-ресурса «Преподаватель он-лайн».http://professorjournal.ru/web/guest
Ведущие университеты мира имеют собственные открытые образовательные среды, в которых размещают образовательные ресурсы. В настоящее время в движении ООР участвуют тысячи университетов по всему миру (Табл. 2).
Таблица 2
Университеты — лидеры в области создания ООР
Страна |
Университеты — лидеры в области создания ООР |
|
США |
· Yale University (Йельский университет) · Princeton University (Университет Принстона) · Massachusetts Institute of Technology (Массачусецский технологический институт) — http://ocw.mit.edu/courses/ |
|
СтраныЕвропы |
· Paris Institute of Technology (Парижский технологический институт) · University of Nottingham (Университет Ноттингхэма) · The Open University (Открытый университет дистанционного образования (Великобритания)) |
|
Япония |
· Nagoya University (Университет Нагойи) |
|
Австралия |
· University of Southern Queensland (Университет Южного Квинзлэнда) |
|
В России большая работа в этой области проводится на уровне Министерства образования и науки РФ. · Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — http://eor.edu.ru (Ресурсы подразделены по ступеням образования (начальное, общее среднее, профессиональное, дополнительное)) · Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru. |
||
Россия |
· МГУ им. Ломоносова · Высшая школа экономики · ОмГУ |
|
Однако, следует отметить, что все вышеназванные субъекты лингвоинформационной образовательной сети являются в большей степени инициаторами создания ООР, обеспечивая отдельных преподавателей –авторов ООР необходимыми техническими, финансовыми, правовыми и другими условиями для эффективной работы направленной на проектирование ООР. Таким образом, именно преподаватель выполняет основные действия, направленные на создание ООР. В этой связи при осуществлении образовательного процесса в лингвоинформационной образовательной сети на уровне создания ООР перед преподавателем стоят следующие основные задачи:
1. проектирование ООР (поиск и подбор необходимых средств и инструментов, программного обеспечения);
2. защита авторских прав;
3. грамотная интеграция ООР в образовательный процесс.
Для решения данных задач преподаватель должен обладать необходимыми и достаточными знаниями, умениями и навыками, а иными словами компетентностями. Осуществление проектирования ООР требует от преподавателя владения информационной компетентностью, в которую входят аналитический компонент (знания, умения, навыки, личностные качества, необходимые для эффективного поиска и обработки информации, ее анализа и синтеза) и технический компонент (знания, умения и навыки в сфере использования современной компьютерной техники, необходимого программного обеспечения, опыт осуществления работы в глобальной информационной сети). Для осуществления защиты авторских прав на созданный ООР преподавателю необходимо владение правовой компетентностью (знания, умения и опыт в области правового поля в сфере работы с информацией в лингвоинформационной образовательной сети). Грамотная интеграция созданных ООР в образовательный процесс предопределяет наличие у преподавателя знаний, умений и опыта в области современных образовательных технологий (форм, средств, методов и приемов обучения и т. д.), что представляет собой содержание методической компетентности педагога, как субъекта лингвоинформационной образовательной сети.
Для осуществления проектирования ООР ключевым вопросом становится выбор соответствующих средств (программного обеспечения) для разработки ООР. Такие средства могут быть классифицированы в зависимости от того какой именно тип ООР разрабатывается на их основе (Табл.3):
Таблица 3
№ |
Тип ООР |
Средства разработки |
1 |
Методические материалы, учебные пособия, практикумы |
· eXe — learning xhtml editor · iBooksAuthor · Google Blogger |
2 |
Видео- и аудиоматериалы, вебинары |
· Articulate http://www.articulate.com/ · Adobe Acrobat Connect Prо |
3 |
Полный электронный курс обучения или учебный модуль |
· Moodle — специализированная система управления учебным процессом — www.Moodle.org |
Одним из основных компонентов определения открытых образовательных ресурсов является следующий тезис: ООР должны быть «размещены в свободном доступе, либо выпущены под лицензией, разрешающей их свободное использование и модификацию». Очевидно, что в процессе публикации и распространения ООР у преподавателей-авторов, а также у редких добросовестных пользователей возникает вопрос защиты авторского права.
Решением защиты авторских прав создателей ООР стало появление идеи открытой лицензии для публикации Creative Commons (СС) [3]. Лицензии CC существуют одновременно в трех формах: юридической, в форме понятного описания и в виде символа, отдаленно напоминающего знакомый всем знак копирайта. Вставка этого символа на страницу с произведением, собственно, и дает знать всем пользователям, какую именно лицензию Creative Commons для своего труда выбрал автор. Всего существует шесть видов лицензий Creative Commons (Рис. 1).
Рис. 1 Виды лицензии Creative Commons
Однако существуют несколько вариантов использования текста. Например:
- лицензия «С указанием авторства» самая открытая. Она позволяет людям распространять, редактировать, поправлять и брать произведение за основу для производных даже на коммерческой основе с указанием авторства.
- лицензия «С указанием авторства — Без производных» разрешает распространение, коммерческое и некоммерческое использование публикации при условии, что произведение передается неизмененным и сохраняет свою целостность.
Для получения лицензии автору надо зайти на сайт организации, либо на сайт национального представительства, пройти процедуру регистрации, выбрать лицензию и получить ее (http://creativecommons.org/).
Возвращаясь к вопросу задач, стоящих перед преподавателями-авторами ООР, отметим, что гарантией обеспечения эффективного использования ООР является их грамотная интеграция в образовательный процесс. ООР могут быть интегрированы в образовательный процесс на следующих уровнях:
- на уровне образовательного учреждения и академического года;
- на уровне учебной дисциплины и периода ее проведения.
Вопрос интеграции ООР в образовательный процесс является смежным, относится как к проблеме создания, так и использования ООР как основы реализации принципа открытости в лингвоинформационной образовательной сети.
В заключение отметим, что на пути реализации принципа открытости лингвоинформационного высшего образования перед нами стоят многочисленные организационные, правовые, технические, научно-методические сложности и задачи, но только преодоление таких сложностей обеспечит отечественным университетам дальнейшее движение вперед и позволит удержать лидирующие позиции на мировом рынке образовательных услуг.
Литература:
1. Декларация ЮНЕСКО, разработанная на Форуме по открытым обучающим системам для развивающихся стран, июль 2002 — Режим доступа: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/CI/CI/pdf/Events/Paris %20OER %20Declaration_01.pdf (Дата обращения: 26.10.2013).
2. Открытые образовательные ресурсы / Н. Днепровская, Н. Комлева. — Режим доступа: http://lms.iite.unesco.org/ (Дата обращения: 27.10.2013)
3. О лицензиях Creative Commons. — Режим доступа: http://creativecommons.ru/licenses (Дата обращения: 29.10.2013)